Основные этапы становления ЕС.


Массовые мероприятия эмоционального и подвижного характера проводятся до ужина. Перед сном необходимо предусмотреть спокойные тихие игры или занятия без чрезмерной двигательной активности. При благоприятных метеорологических условиях мероприятия воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с детьми следует проводить на открытом воздухе.

Нагрузки на занятиях в спортивных секциях, организованных на базе специальной и вспомогательной школ-интернатов, необходимо дифференцировать с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности учащихся.

Педагогический и медицинский персонал должен систематически осуществлять работу по гигиеническому обучению и воспитанию на протяжении всего времени пребывания ребенка в специальной и вспомогательной школах-интернатах. К работе привлекаются специалисты территориального учреждения госсаннадзора, лечебно-профилактических организаций, врачи-валеологи, психологи и др.

Педагогический и медицинский персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений и участка, опрятности одежды и обуви, правильного гигиенического поведения.

 

 

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю, однако именно 2-я мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войне экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне, прежде всего, Германии, разделенной на несколько оккупационных зон, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом Холодной войны сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Европе.

К окончанию 2-й мировой войны сформировались 2 подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению к наднациональной европейской федерации и СШ Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни вплоть до введения единого гражданства. 2-й подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия с сохранением суверенитета государств. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти ВС. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих 2-х концепций. Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать Декларацию МИД Франции Роберо Шумена от 09.05.1950г. В ней содержалось официальное предложение о создании европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества был подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксенбургом и Италией 18.04.1951г. ЕОУС ставило своей целью создания общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургической областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в различных областях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики. Следствие этого – подписание 25.03.1957 г. Членами ЕОУС римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Главными целями договора о ЕС стали создание Таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров лиц, капиталов и услуг на территории сообщества, а также введение общей политики в области с/х. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательство в области экономики, условий жизни, труда и т.д.

Евроатом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях. Еще на подготовительном этапе к подписанию римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны, как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали в 60-м году Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕС. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление ЕЭС прошло несколько этапов:

1.создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной торговой политике по отношению к 3-м странам (1957-1960).

2.создание Таможенного союза (ТС) с введением торговой экономической политики общего таможенного тарифа и переходом торговой политики в отношении 3-х стран (1968-1987).

3.создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер ТС осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987-1992).

4.создание экономического валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной денежной политики ЕС с заменой национальных валют единой валютой – евро (1992-2002).

Проект ЕЭС содержал в себе как элементы федералистского подхода (ТС, ЭС, Валютный союз), так и конфедералисткого (зона свободной торговли и единый внутренний рынок), которые усиливались и ослаблялись в зависимости и экономической конъюнктуры. Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество и политическое сообщество. В 1952 году Италия, Бельгия, Люксенбург подписали договоры, утверждающего создание ЕЭС. В рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными ВС. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 г. Национальное собрание Франции отвергло договор о Европейском оборонительном сообществе. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о Европейском политическом сообществе. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960-1970-х гг. Столкновение 2-х подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965-начале 1966 г., вылившись в так называемый кризис пустого стула. Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по сообществу не пошли на так называемый Люксенбургский компромисс. Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений 6-ю членами ЕЭС, как гарантию сохранения государственного контроля над развитием европейского экономического сообщества.

Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 году было проведено слияние высших органов 3-х сообществ в единый совет и комиссию, которая вместе с Европейским парламентом и судом Европейских сообществ образовали общую институциональную структуру. В 1974 г. Был создан новый институт сообщества – Европейский Совет на уровне глав государств и Правительств. В 1979 г. Проведены первые прямые выборы в Европейский парламент. Достижение интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в этой области, в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся форм государства. Был принят единый европейский акт, провозгласивший начало единой европейской интеграции. Создание ЕС на основе единой политики и углубления ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты населения, а также развития европейского сотрудничества в области внешней политики. Подписание договора о европейском союзе в 1992 году в г. Маастрихте (Нидерланды) дало европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС РФ, но законодательно закрепило единый союз. Также было введено общее гражданство союза. Эти проекты к. 1980-х-нач. 1990-х гг. носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы. В 1973 г. В Великобритании и Дании его критики стали членами европейских сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств (Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции), присоединившимся к ЕС в период с 1981 по 1985 г. В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной миграцией, а также перспективой расширения ЕС иностранной Центральной и Восточной Европы положения Маастрихского договора в течение 90-х гг. были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор 1997 г. Подтвердил основные цели Союза и дополнил в раздел, касающийся механизмов осуществления общей политики безопасности. В договор также включался отдельный раздел, посвященный государствами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

Ниццский договор 2000 г. Стал логическим продолжением Римского, Маасрикского и Амстердамского договора. Было ограничено применение права вето в 35 законодательных областях и приняты в ЕС страны Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС. Также была сформирована общая внешняя экономическая политика. В период с 2001-2002 г. были приняты попытки создания единой европейской конституции.

Лиссабонский договор 13.12.2007 года вместо Конституции в Лиссабоне был заключен новый договор о реформе ЕС. Он изменял договор о ЕС и договор об учреждении ЕС. Данный договор вступил в силу с 1.12.2009 г., после его ратификации национальными парламентами государств-членов и проведенного в Ирландии повторного референдума. Изменения, вносимые договором в правовой статус, очень весомы. Прежде всего, договор о реформе устраняет противоречия, путаницу и неразбериху в структуре ЕС. До сих пор ЕС оставался очень странным образованием, от его имени действовало Европейское сообщество, страна, председательствующая в нем, его институты, но не он сам. Маастрикский договор создал нечто виртуальное, он предложил считать союзом ранее существовавшее сообщество, к которым добавились новые сферы политик – так называемая 2-я и 3-я опора. Ими стали общая внешняя политика и политика безопасности. В прямом смысле слова союз из-за расхождения в позиции государств-членов так и не был учрежден, поэтому документы, принятые в Маастрихте и называются договором о ЕС, а не о его учреждениях, как в случае с ЕС.

Теперь ЕС наделяется международной и внутренней правосубъектностью, включая право заключать международные соглашения, выступать в судах и т.д.

 

Суть совместного принятия решений заключается в том, что обойти европейски й парламент при утверждении решений нормативного характера делается невозможным. Европейский парламент превращается в полноценный законодательный орган ЕС.

Осуществление повседневной деятельности в реализации полномочий ЕС в области внешних действий и общей внешней политики, политики безопасности, рассредоточенных ранее между равными опорами ЕС. Оно сосредотачивается в руках высокого представителя по единой внешней политике и политике безопасности. Ему поручается одновременно и председательство в Союзе ЕС, заседающем в формате МИД государств-членов. Не менее масштабные перемены происходят в такой достаточно самостоятельной слагаемой общей внешней политики, как общеевропейская политика в области безопасности и обороны. В договор включаются положения о ЕС, иносказательно формируемые положением о созидательстве. Решение об отнесении стран к числу, участвующих в постоянно структурированном сотрудничестве, принимаются Советом ЕС квалифицированным большинством голосов. Также найдено оригинальное решение проблемы на протяжении многих лет, вызывавший острейшие противоречия между континентальной Европой и Великобританией. Хартии основных прав ЕС придается обязывающий характер. Но на Великобританию ее действие не распространяется. Права человека в след за Шенгенскими соглашениями из зоны евро становятся очередной областью, сменяющийся геометрией, в которой участвуют только готовые и стремящиеся к этому государства-члены. Сама Хартия в текст договора не вошла. В целом Лиссабонский договор существенно облегчает переход к строительству многоскоростного ЕС.

 

Тема 2: Право ЕС. Понятие, принципы, субъекты и источники права ЕС.

1. Право ЕС. Право ЕС – особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционного процесса в рамках ЕС. Предметом права ЕС являются общественные отношения, складывающиеся в странах европейского континенты, которые одновременно являются результатом и инструментом интеграционных процессов. Важным качеством права ЕС служит то, что оно не только закрепляет уже сложившиеся общественные отношения, но и обеспечивает их развитие в заранее заданном направлении или даже способствует созданию новых общественных отношений, не существовавших ранее. Суд европейских сообществ заострил внимание на 4 особенностях права сообществ как правовой системы, которые признаются принципами права ЕС:

1.верховенство закона

2.юричдикционная защищенность

Субъектами права ЕС выступают носители прав и обязанностей, установленных нормами данной правовой системы. Основные субъекты:

- Физические лица (граждане государств-членов, а также иностранные граждане, т.е. граждане 3-х стран и апатриды).

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, также европейские ЮЛ, т.е. организации, учреждаемые согласно законодательству ЕС, также иностранные ЮЛ, осуществляющие деятельность в пределах ЕС.

-государство: государства-члены ЕС, иностранные государства или 3-и страны, в т.ч. так называемые соседствующие государства.

-компетентные органы государств-членов (Правительства, Парламенты, национальные суды и т.д.)

-ЕС в целом и его структурные подразделения