Возрастные особенности строения и функций желез внутренней секреции


Эндокринная система и ее роль в регуляции функций организма и поведения детей и подростков (4 ч.)

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Система желез внутренней секреции, гормоны.

2. Гипофиз, нарушения у детей, связанные с гипо и гиперсекрецией гормона роста.

3. Эпифиз и его роль в функционировании детского организма.

4. Нарушения роста, развития, поведения детей и подростков, связанные с гипо и гиперфункцией щитовидной железы.

5. Вилочковая железа-главный орган иммунитета детей, ее возрастные особенности.

6. Функциональные особенности надпочечников и поджелудочной железы.

7. Половые железы. Влияние половых гормонов на рост и развитие организма детей и подростков.

У детей и подростков иногда выявляются отклонения в росте, развитии, формировании интеллекта, обмене веществ, иммунитете, поведении, обусловленные нарушением функций эндокринных желез. Педагогу необходимо знать изменения, которые могут появиться в поведении при нарушении эндокринных функций, чтобы научиться оценивать неадекватные эмоциональные реакции детей и определять меры индивидуального воспитательного воздействия. Эндокринной системе принадлежит ведущая роль в физическом и психическом развитии организма детей и подростков.

Каждая железа внутренней секреции отличается формой, величиной, местоположением, однако для всех желез характерны некоторые общие свойства, в частности способность выделять гормоны в кровь. Кровеносные сосуды пронизывающие железу во всех направлениях, выполняют функцию отсутствующих протоков.

Все железы внутренней секреции функционально связаны между собой. Высшим центром регуляции их функций является подбугровая область (гипоталамус) – отдел промежуточного мозга. Гипоталамус непосредственно связан с гипофизом и образует с ним единую гипоталамо-гипофизарную систему, управляющую множеством функций организма.

Эндокринные железы играют ведущую роль в развитии организма, формировании иммунитета, обмене веществ, в общем состоянии здоровья.

Сбои в работе эндокринной системы – это, прежде всего, нарушения гуморальной регуляции организма, которые могут выражаться увеличением (гиперфункция) или уменьшением (гипофункция) деятельности желез внутренней секреции. По месту расположения эндокринные железы объединены в четыре группы:

Гипофиз нижний мозговой придаток, ведущая железа внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда других эндокринных желез. Вырабатывает более 20 гормонов. Он расположен на основании черепа (гипофизарная ямка тела клиновидной кости) и соединен с головным мозгом ножкой. Весит гипофиз 0,5 – 0,8 г. В железе различают переднюю долю (70 % от всей массы), промежуточную (10 %) и заднюю (20 %) доли.

Передняя доля гипофиза (аденогипофиз) вырабатывает следующие гормоны:

• Гормон роста – СТГсоматотропный гормон, или соматотропин (влияет на синтез белка в тканях, рост костей, особенно трубчатых).

• Гормон, стимулирующий деятельность коры надпочечников – АКТГ (адренокортикотропный гормон).

• Гормон, стимулирующий деятельность щитовидной железы – ТТГ (тиреотропный гормон).

• Гормон, стимулирующий развитие и деятельность половых желез, половое созревание – ГТГ (гонадотропный гормон). Различают два вида ГТГ: фолликулостимулирующий и лютеинезирующий гормоны.

Фолликулостимулирующий гормон – ФСГ у женщин стимулирует рост фолликулов, секрецию половых гормонов, например, эстрадиола, гормона, выделяемого яичником. У мужчин – сперматогенез (развитие и созревание сперматозоидов), синтез и секрецию половых гормонов (тестостерона).

Лютеинизирующий гормонЛГ у женщин стимулирует овуляцию, образование желтого тела яичника, секрецию половых гормонов (прогестерон,– гормон желтого тела), а также овогенез (развитие и созревание яйцеклеток). У мужчин – секрецию половых гормонов (андрогенов).

Лактотропный гормон (пролактин) – ЛТГ, стимулирующий развитие молочных желез, вторичных половых признаков и лактацию.

В подростковом периоде, отличающемся бурной эндокринной перестройкой, усиливается деятельность передней доли гипофиза и, выделяемый ею гормон роста, – СТГ вызывает увеличение длины тела на 7–

10 см в год. Никогда, за исключением первых двух лет жизни, человек не растет так быстро. Активизация роста детей и подростков происходит под влиянием СТГ, который стимулирует деление клеток эпифизарного хряща и надкостницы, повышая активность остеобластов – незрелых клеток костной ткани.

Возможны гипо- и гиперфункция передней доли гипофиза.При гипофункции передней доли гипофизаразвивается гипофизарный нанизм, или карликовость, при этом задерживается или останавливается рост ниже

130 см. Для гипофизарных карликов характерен инфантилизм (замедленное развитие или недоразвитие половой сферы), но их психическое развитие соответствует возрасту. Гипофункция передней доли гипофиза чаще обусловлена ее поражением опухолью, травмой, инфекцией и может привести к гипофизарной карликовости. Около 8 % детей имеют задержку роста вследствие гипофункции передней доли гипофиза.

При гиперфункции передней доли гипофиза в детском возрасте развивается гигантизм, характеризующийся увеличением роста выше 220 см. Пропорции тела сохраняются, только голова кажется маленькой. У гигантов, как и у карликов, отмечается недоразвитие половой системы

При гиперфункции передней доли в пожилом возрасте развивается акромегалия. При этом увеличены выступающие части костей – нос, нижняя челюсть, надбровные дуги, кисти, стопы.

Средняя доля гипофиза выделяет меланотропный гормон, регулирующий пигментный обмен.

• Подбугровая область – гипоталамусконтролирует все процессы, регулируемые вегетативной нервной системой: обмен веществ, температуру тела, сон, бодрствование, двигательную активность, аппетит, голод, насыщение. Гипоталамус и задняя доля гипофиза функционально связаны между собой с помощью аксонов. Гипоталамус вырабатывает гормоны, которые стимулируют секрецию гипофизарных гормонов. К тому же, по аксонам гормоны гипоталамуса поступают в заднюю долю гипофиза, а затем через заднюю долю гипофиза гормоны гипоталамуса выделяются в кровь. Например, биохимиками выделены морфиноподобные гормоны гипоталамуса (либерины, статины), обладающие наркотическими свойствами, регулирующие процессы полового возбуждения, эмоции и др. Либерины и статины также регулируют секрецию гормонов передней доли гипофиза (ТТГ регулируется тиреолиберином, СТГ – соматостатином и соматолиберином, АКТГ – кортиколиберином, ФСГ – фоллиберином и др.).

Масса гипофиза у новорожденного – 0,1 г, в 10 лет – 0,3 г, у подростка и взрослого – 0,5 г. Соматотропин вырабатывается с 3–4 месяца внутриутробного развития.

Эпифиз – верхний мозговой придаток, расположенный над четверохолмием среднего мозга (блок 2, рис. 3). Эпифиз называют также шишковидным телом из-за характерной формы. Вес эпифиза составляет 0.2 г. Железа развивается до 4 лет, функционирует до 7 лет, затем атрофируется. Гормон эпифиза – мелатонинтормозит образование в гипофизе гонадотропного гормона – ГТГ, стимулирующего развитие половых желез и тем самым задерживает преждевременное половое созревание.

Щитовидная железа расположена на передней поверхности гортани. Состоит из двух долей и перешейка, весит 30–40 г. Ее ткань образована фолликулами, а их стенка – одним слоем клеток– тироцитов(блок 2, рис. 4–5), вырабатывающих йодсодержащие гормоны – тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин, которые влияют на обмен веществ, деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, рост, умственное развитие детей и подростков. В подростковом возрасте (12–16 лет) щитовидная железа функционирует усиленно.

Гипертиреоз (избыточная продукция тироксина)вызывает повышенную возбудимость нервной системы, резко выраженную эмоциональность, быструю утомляемость, ослабление торможения нервных центров в коре головного мозга.

ЛЕКЦИЯ 3. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (6 ч.)

1. Общие сведения о строении и функциях головного мозга (кратко).

2. Значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова для развития учения о ВНД.

3. Понятие о возбуждении и торможении, раздражителях. Значение знания возрастных особенностей процесса возбуждения и торможения для педагога.

4. Понятие об аналитико-синтетической деятельности коры.

5. Рефлекс, возрастные особенности рефлекторной деятельности.

6. Физиологические механизмы формирования условных рефлексов у школьников.

7. Виды коркового торможения условных рефлексов. Условное торможение как основа воспитания детей и подростков.

8. Динамический стереотип – физиологическая основа формирования умений, навыков, режима дня, привычек у детей.

9. Возрастные особенности формирования двух сигнальных систем.

10. Типы ВНД у детей, их физиологические классификации, физиологическая характеристика, значение в процессе обучения и воспитания.

11. Иррадиация и концентрация процессов возбуждения и торможения. Индукция основных нервных процессов. Значение иррадиации и индукции в процессе воспитания и обучения.

12. Учение А.А. Ухтомского о физиологической доминанте.

13. Физиологические механизмы памяти.

14. Физиологические основы сна и профилактика его нарушений.