Стадии формирования двигательного навыка.
Педагогические стадии формирования двигательного навыка:
- образование двигательного умения;
- совершенствование умения;
- упрочение навыка и формирование умения использовать действия в различных условиях.
Физиологические стадии формирования навыка:
- иррадиация;
- концентрация;
- стабилизация.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА
Физиологические стадии | Педагогические стадии | Этапы обучения |
иррадиация | умение | начальное разучивание |
концентрация | переход к навыку | углубленное разучивание |
стабилизация | навык | совершенствование |
ПЕРЕНОС ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Перенос – это взаимодействие или взаимовлияние двигательных навыков по причине сходства смысловых и (или) моторных программ двигательных действий.
Виды переносов | Причина | Пример |
Положительный перенос – взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего навыка | Сходство двигательных задач, основных действий и смысловых задач двигательных действий. | Навык метания малого мяча помогает освоить метание копья. |
Отрицательный перенос – взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык мешает процессу формирования последующего. | Сходство основных действий и различие и различие смысловых задач двигательных действий. | Навык прыжка в длину затрудняет освоение прыжка в высоту. |
Односторонний перенос – сформированная смысловая и /или моторная программа одного ДвД, частично или полностью повторяется при формировании смысловой и/или моторной программы другого, а обратного влияния не обнаруживается. | ||
Взаимный перенос – перенос навыков с одного ДвД на другие и обратно. | ||
Прямой перенос – когда формируемая смысловая программа одного ДвД частично или полностью совершенствует смысловую и/или моторную программу другого. | Навык прыгать в воду - навык стартового прыжка в плавании | |
Ограниченный (или частичный) перенос – когда сформированный навык полностью поглощается формируемой смысловой и/или моторной программой | На это переносе построена вся система подводящих упражнений. Навык метания мяча поглощается навыком метания копья. | |
Обобщенный перенос – когда сформированный навык используется при формировании других двигательных действий. | Навык держатся на воде – навык плавать кролем | |
Перекрестный перенос (билатеральный) – когда сформированный навык одной конечности переносится на другую, а при обратной последовательности – не переносится (ведущая – неведущая конечность – переносится, а обратно – нет). | Двойной шаг в беге, гребковый цикл в плавании. |
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ:
Двигательная ошибка – это отклонение фактической техники от заданного образца при выполнении физического упражнения.
Классификация ошибок:
1. Грубые – ошибки, искажающие основу техники двигательного действия (ДД).
2. Значительные (существенные) – невыполнение общей детали техники. Незначительные (несущественные) – неточное выполнение деталей техники.
3. Стабильные – ошибки, закрепленные в навык. Нестабильные – ошибки, возникающие в процессе овладения ДД из-за недостаточной координации усилий и исчезающие после принятия мер.
3. Типичные – ошибки, возникающие эпизодически, как правило, у большого количества занимающихся, вследствие недостатков общепринятой методики обучения данному ДД.
Нетипичные – ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.
Причины возникновения ошибок:
- несоответствие изучаемого образца техники физической подготовленности обучаемых;
- неверная последовательность обучения разным ДД, имеющим одинаковые или похожие элементы;
- преждевременное обучение целостному ДД, требующему одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых;
- отсутствие возможности самоконтроля в процессе обучения, невозможность отличить неправильные действия от правильных;
- несоответствие предлагаемых учебных заданий и условий деятельности;
Причины возникновения двигательных ошибок:
- недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или негармоничность развития (например, преобладание силы над другими качествами);
- неуверенность в своих силах, боязнь падения, усталость;
- неправильное понимание двигательной задачи;
- неблагоприятные условия для занятий, несоответствующий инвентарь и оборудование;
- отрицательный перенос навыков.
Меры предупреждения:
- соблюдение принципов дидактики (от простого – к сложному, от элементов – к целому);
- при обучении ДД со схожими подготовительными фазами делать перерывы по времени;
- подбор средств, методов и приемов в соответствии с этапом обучения;
- обеспечение надежной страховки, уверенность обучаемых в безопасности;
- заблаговременное предупреждение о возможных ошибках, причинах и путях их предупреждения;
- словесный отчет обучаемых о своих движениях и действиях;
- постоянный контроль и оценивание результатов на каждом занятии в сочетании с самооценкой обучаемых.
Способы исправления:
Последовательность исправления ошибок:
1. Грубые, нарушающие структуру физ. упражнения.
2. Значительные и незначительные, снижающие эффективность действия.
Пути исправления ошибок
Нестабильных:
- сопоставление ошибочного и правильного выполнения, разбор и объяснение с помощью контрастного показа, средств видеозаписи;
- создание внешних условий, в которых неправильное выполнение невозможно, направленное физическое воздействие на обучаемого;
- применение подводящих упражнений, концентрирующих внимание на неверном движении;
- использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с отягощениями и сопротивлением и одновременным измерением результативности действий.
Стабильных:
- полное изменение при переучивании привычных раздражителей внешней среды;
- временное прекращение выполнения ДД, чтобы затормозить ненужные условно-рефлекторные связи;
- принцип «от простого к сложному через еще более сложное». Возврат к изучению простого ДД после изучения сложного, но сходного по структуре.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – начальное разучивание Цель:Сформировать умение выполнять основу ДвД | II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – углубленное разучивание Цель:Сформировать технику выполнения ДвД | III ЭТАП ОБУЧЕНИЯ - закрепление и совершенствование Цель: Сформировать способность выполнять ДвД в условиях практического применения. |
Задачи: | Задачи: | Задачи: |
1. Создать общее представление о ДвД и установку на овладение им (теоретическая задача). | 1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого ДвД и значения ее частей, предупредить возникновение значительных ошибок. →Уточнить смысловую программу ДвД, сформированную на I этапе. | 1. Закрепить в необходимой мере технику ДвД. |
2. Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому (положительный перенос) | 2. Последовательно изучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники действий. →Уточняются кинематические, динамические и ритмические параметры. | 2. Совершенствовать изучаемое ДвД в сочетании с другими ДвД. |
3. Разучить основные действия техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок. | 3. Добиться слитного выполнения действий в полном объеме, изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике ДвД. | 3. Сформировать дополнительные варианты техник для целесообразного использования движений в различных условиях. |
4. Добиться выполнения всех основных действий в целом. | 4. Выявить степень решения задач I и II этапов. | 4. Совершенствовать индивидуальные детали техники. |
5. Выявить степень решения задач, проверить и оценить правильность выполнения основных действий разучиваемого ДвД. | 5. Совершенствование выполняемых действий при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных. |
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Непрерывности развития. Обеспечивается преемственностью между целью, содержанием и организацией физвоспитания.
2. Целостного развития: физического развития и духовного совершенствования.
3. Принцип деятельностного подхода. Включает Человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования.
4. Принцип вариативности и многообразия. Основан на индивидуальном подходе и отказе от излишней стандартизации, создании альтернативных программ с учетом особенностей и интересов занимающихся.
5. Принцип оптимизации. Это необходимость постоянного приведения средств, методов и форм занятий в соответствие с индивидуальными особенностями и мотивацией занимающихся.
Тема для самостоятельного освоения:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.
Общие методические принципы физического воспитания и занятий физическими упражнениями:
1. Принцип сознательности и активности
2. Принцип наглядности
3. Принцип доступности и индивидуализации
4. Принцип систематичности
Специфические принципы занятий физическими упражнениями:
1. Принцип непрерывности
2. Принцип прогрессирования воздействия
3. Принцип цикличности
4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия