Стадии формирования двигательного навыка.


Педагогические стадии формирования двигательного навыка:

- образование двигательного умения;

- совершенствование умения;

- упрочение навыка и формирование умения использовать действия в различных условиях.

Физиологические стадии формирования навыка:

- иррадиация;

- концентрация;

- стабилизация.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА

 

Физиологические стадии Педагогические стадии Этапы обучения
иррадиация умение начальное разучивание
концентрация переход к навыку углубленное разучивание
стабилизация навык совершенствование

 

ПЕРЕНОС ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Перенос – это взаимодействие или взаимовлияние двигательных навыков по причине сходства смысловых и (или) моторных программ двигательных действий.

 

Виды переносов Причина Пример
Положительный перенос – взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего навыка Сходство двигательных задач, основных действий и смысловых задач двигательных действий. Навык метания малого мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательный перенос – взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык мешает процессу формирования последующего. Сходство основных действий и различие и различие смысловых задач двигательных действий. Навык прыжка в длину затрудняет освоение прыжка в высоту.
Односторонний перенос – сформированная смысловая и /или моторная программа одного ДвД, частично или полностью повторяется при формировании смысловой и/или моторной программы другого, а обратного влияния не обнаруживается.    
Взаимный перенос – перенос навыков с одного ДвД на другие и обратно.    
Прямой перенос – когда формируемая смысловая программа одного ДвД частично или полностью совершенствует смысловую и/или моторную программу другого.   Навык прыгать в воду - навык стартового прыжка в плавании
Ограниченный (или частичный) перенос – когда сформированный навык полностью поглощается формируемой смысловой и/или моторной программой   На это переносе построена вся система подводящих упражнений. Навык метания мяча поглощается навыком метания копья.
Обобщенный перенос – когда сформированный навык используется при формировании других двигательных действий.   Навык держатся на воде – навык плавать кролем
Перекрестный перенос (билатеральный) – когда сформированный навык одной конечности переносится на другую, а при обратной последовательности – не переносится (ведущая – неведущая конечность – переносится, а обратно – нет).   Двойной шаг в беге, гребковый цикл в плавании.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ:

Двигательная ошибка – это отклонение фактической техники от заданного образца при выполнении физического упражнения.

Классификация ошибок:

1. Грубые – ошибки, искажающие основу техники двигательного действия (ДД).

2. Значительные (существенные) – невыполнение общей детали техники. Незначительные (несущественные) – неточное выполнение деталей техники.

3. Стабильные – ошибки, закрепленные в навык. Нестабильные – ошибки, возникающие в процессе овладения ДД из-за недостаточной координации усилий и исчезающие после принятия мер.

3. Типичные – ошибки, возникающие эпизодически, как правило, у большого количества занимающихся, вследствие недостатков общепринятой методики обучения данному ДД.

Нетипичные – ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.

Причины возникновения ошибок:

- несоответствие изучаемого образца техники физической подготовленности обучаемых;

- неверная последовательность обучения разным ДД, имеющим одинаковые или похожие элементы;

- преждевременное обучение целостному ДД, требующему одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых;

- отсутствие возможности самоконтроля в процессе обучения, невозможность отличить неправильные действия от правильных;

- несоответствие предлагаемых учебных заданий и условий деятельности;

Причины возникновения двигательных ошибок:

- недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или негармоничность развития (например, преобладание силы над другими качествами);

- неуверенность в своих силах, боязнь падения, усталость;

- неправильное понимание двигательной задачи;

- неблагоприятные условия для занятий, несоответствующий инвентарь и оборудование;

- отрицательный перенос навыков.

Меры предупреждения:

- соблюдение принципов дидактики (от простого – к сложному, от элементов – к целому);

- при обучении ДД со схожими подготовительными фазами делать перерывы по времени;

- подбор средств, методов и приемов в соответствии с этапом обучения;

- обеспечение надежной страховки, уверенность обучаемых в безопасности;

- заблаговременное предупреждение о возможных ошибках, причинах и путях их предупреждения;

- словесный отчет обучаемых о своих движениях и действиях;

- постоянный контроль и оценивание результатов на каждом занятии в сочетании с самооценкой обучаемых.

Способы исправления:

Последовательность исправления ошибок:

1. Грубые, нарушающие структуру физ. упражнения.

2. Значительные и незначительные, снижающие эффективность действия.

Пути исправления ошибок

Нестабильных:

- сопоставление ошибочного и правильного выполнения, разбор и объяснение с помощью контрастного показа, средств видеозаписи;

- создание внешних условий, в которых неправильное выполнение невозможно, направленное физическое воздействие на обучаемого;

- применение подводящих упражнений, концентрирующих внимание на неверном движении;

- использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с отягощениями и сопротивлением и одновременным измерением результативности действий.

Стабильных:

- полное изменение при переучивании привычных раздражителей внешней среды;

- временное прекращение выполнения ДД, чтобы затормозить ненужные условно-рефлекторные связи;

- принцип «от простого к сложному через еще более сложное». Возврат к изучению простого ДД после изучения сложного, но сходного по структуре.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

 

I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – начальное разучивание Цель:Сформировать умение выполнять основу ДвД II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ – углубленное разучивание Цель:Сформировать технику выполнения ДвД III ЭТАП ОБУЧЕНИЯ - закрепление и совершенствование Цель: Сформировать способность выполнять ДвД в условиях практического применения.
Задачи: Задачи: Задачи:
1. Создать общее представление о ДвД и установку на овладение им (теоретическая задача). 1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого ДвД и значения ее частей, предупредить возникновение значительных ошибок. →Уточнить смысловую программу ДвД, сформированную на I этапе. 1. Закрепить в необходимой мере технику ДвД.
2. Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому (положительный перенос) 2. Последовательно изучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники действий. →Уточняются кинематические, динамические и ритмические параметры. 2. Совершенствовать изучаемое ДвД в сочетании с другими ДвД.
3. Разучить основные действия техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок. 3. Добиться слитного выполнения действий в полном объеме, изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике ДвД. 3. Сформировать дополнительные варианты техник для целесообразного использования движений в различных условиях.
4. Добиться выполнения всех основных действий в целом. 4. Выявить степень решения задач I и II этапов. 4. Совершенствовать индивидуальные детали техники.
5. Выявить степень решения задач, проверить и оценить правильность выполнения основных действий разучиваемого ДвД.   5. Совершенствование выполняемых действий при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных.

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Непрерывности развития. Обеспечивается преемственностью между целью, содержанием и организацией физвоспитания.

2. Целостного развития: физического развития и духовного совершенствования.

3. Принцип деятельностного подхода. Включает Человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования.

4. Принцип вариативности и многообразия. Основан на индивидуальном подходе и отказе от излишней стандартизации, создании альтернативных программ с учетом особенностей и интересов занимающихся.

5. Принцип оптимизации. Это необходимость постоянного приведения средств, методов и форм занятий в соответствие с индивидуальными особенностями и мотивацией занимающихся.

 

Тема для самостоятельного освоения:

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.

 

Общие методические принципы физического воспитания и занятий физическими упражнениями:

1. Принцип сознательности и активности

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности и индивидуализации

4. Принцип систематичности

Специфические принципы занятий физическими упражнениями:

1. Принцип непрерывности

2. Принцип прогрессирования воздействия

3. Принцип цикличности

4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия