Вопрос 3. Региональный международный механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина


Наряду с системой универсальных международных механизмов содействия неотчуждаемости прав человека, существуют и региональные механизмы.

К региональным нормативно-правовым актам обеспечения и защиты нарушенных прав и свобод человека относится, прежде всего, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме в ноябре 1950г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948г., американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав государств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981г. в Найроби. На их основе соответственно функционируют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, образованная Советом ОАГ.

К региональным организациям, занимающимся защитой прав человека, можно отнести Организацию Американских государств, Совет Европы, Европейский Союз, Организацию африканского единства, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацию Исламской конференции, Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств.

Совет Европы был создан в 1949г. как общеевропейская, региональная организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Среди целей Совета Европы, заявленных в его Уставе, наиболее важными являются: правовое обеспечение прав человека, развитие дружественного международного партнерства, разработка совместных решений социальных проблем. Основной принцип Совета Европы, объединяющий в настоящее время 44 государства, — принцип уважения прав человека и верховенства права. В соответствии с этим принципом Совет Европы защищает гражданские, политические, социальные и экономические права на основании механизма, закрепленного в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Европейской социальной хартии 1961г. Приоритетные направления деятельности Совета Европы — предупреждение нарушений прав человека на национальном уровне.

Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда документов, и прежде всего, обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 протоколами. Это уникальная система общего права, развивающаяся благодаря прецедентному праву, она стала основой для формирования наиболее обширного и подробного свода судебных решений по сравнению с другими международными судебными органами по защите прав человека.

В результате вступления России в Совет Европы, подписания Европейской конвенции о защите прав и основных свобод и ее ратификации (1998 г.) граждане Российской Федерации получили право обращения с жалобами в Европейский Суд в Страсбурге. В мировом масштабе это пока единственный пример значительной передачи полномочий по обеспечению прав человека государствами национальному политическому сообществу. К сожалению, в Северной и Южной Америке и Африке региональные механизмы рассмотрения сообщений отдельных граждан и принятия по ним необходимы мер работают не столь успешно, а в Азии и в арабском мире вообще нет региональных комиссий по правам человека.

Европейский Суд по правам человека в качестве контролирующего органа был создан в 1954 г., но с возникновением новой «Большой Европы» и в целях совершенствования судебного механизма Советы Европы в 1993 г. на Венской встрече на высшем уровне было принято решение создать новый Европейский Суд по правам человека. Реформа Суда завершилась 1 ноября 1998 г.

Европейский Суд по правам человека состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Среди судей не может быть более одного гражданина одного и того же государства.

Система правовой, в том числе судебной, защиты, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной. Это значит, что защиту прав человека в качестве первой инстанции обеспечивают национальные органы и, прежде всего, национальные суды.[14] Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции. 11 мая 1994 года члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность обращаться в Суд непосредственно. Согласно Протоколу Европейская комиссия по правам человека упразднена и единственным органом, обеспечивающим соблюдение обязательств по Конвенции, стал Суд.

Существуют определенные обстоятельства, при наличии которых жалоба может быть приемлемой:

— предметом жалобы должны быть события, ответственность за которые несет публичная власть одного из государств — членов Совета Европы;

— жалоба может быть принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты и не позднее шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования;

— жалоба не может быть анонимной, однако, если заявитель не желает разглашать своего имени, то должен указать это и предоставить информацию о причинах, объясняющих подобную просьбу.

Таким образом, к условиям приемлемости жалобы относятся критерии времени, лица, существа обращения, места, а также требование исчерпания внутренних средств правовой защиты. Порог приемлемости жалоб достаточно высок — в среднем «не более 10 % зарегистрированных жалоб признаются приемлемыми и могут быть рассмотрены по существу».

С жалобой в Европейский Суд может обратиться любое физическое лицо, в том числе не достигшее совершеннолетия, а также подвергавшееся каким-либо ограничениям правоспособности со стороны национальных органов власти.

В связи с ратификацией Конвенции и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека Указом Президента РФ от 29 марта 1998г.[15] учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ-СБСЕ) является общеевропейской организацией, в которую входят 55 государств-участников. Формально Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе открылось в Хельсинки 30 июля 1973 года, но идея создания такого совещания была поднята еще в 1950-е годы. Деятельность СБСЕ по вопросам гуманитарного характера о правах и свобода человека получило в его документах название «Человеческое измерение СБСЕ»[16]

Среди всех договоренностей по человеческому измерению ОБСЕ-СБСЕ необходимо отметить следующие:

— договоренности связывают вопросы прав и свобод человека с вопросами гуманитарного характера;

— договоренности включают положения о том, что обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств СБСЕ;

— Положения международных Пактов о правах человека находят в документах ОБСЕ-СБСЕ определенную детализацию и организационную направленность;

— договоренности связывают эффективность прав и свобод человека с установлением принципов справедливости, составляющих основу правового государства;

—договоренности выделяют определенные группы населения, защита прав которых требует повышенного внимания (беженцы, мигранты, национальные меньшинства).

Содружество независимых государств как региональная организация было создано 8 декабря 1991 г. В настоящее время Содружество объединяет 12 государств — ранее союзных республик СССР (не участвуют только государства Балтии — Литовская, Латвийская и Эстонская республики). Ст. 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека. Данная Комиссия в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. На основе представленной информации Комиссия готовит заключение.


 

Заключение

В целом рассмотрение универсального международного и регионального сотрудничества государств по обеспечению и защите прав и свобод человека во второй половине XX — начале XXI в.в. свидетельствует о том, в современный период меняются состояние и характер современного международного права, универсальной концепции международной безопасности. Международное право сегодня все более активно регулирует те «вопросы, которые ранее относились к исключительной компетенции государств. Этот процесс связан главным образом с утверждением режима международной защиты прав человека».[17] В XXI веке основные усилия ООН и других международных организаций будут сосредоточены на дальнейшей разработке и применении кардинальных мер по обеспечению и защите основных прав и свобод человека, а международное гуманитарное право и международная защита прав человека займут центральное место в межгосударственном сотрудничестве.

Российская федерация активно участвует в международном и региональном сотрудничестве государств по защите прав человека. Именно Россия являлась инициатором многих миротворческих акций ООН, ОБСЕ-СБСЕ, урегулирования военных и других конфликтов, оказания гуманитарной, правовой, экономической помощи гражданскому населению. Деятельность государственных органов и негосударственных организаций России направлена на утверждение международных стандартов в области прав человека, совершенствования российских отделений и центров международных и региональных организаций по защите прав человека.

Фондовая лекция приведена в соответствие с действующей нормативно-правовой базой

 

старший преподаватель

кафедры конституционного права В.А. Галицков

«23» октября 2012 г.

 

 


[1] Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. — Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1996. — С. 27-29.

[2] Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: НОРМА, 2002. — С. 59.

[3] Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. — М., 1996. — 157-158, 164.

[4] Конституция общенародного государства. — М., 1979. — С. 83.

[5] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии, 2003. —

С. 671.

[6] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М.: НОРМА, 1997. — С. 221.

[7] Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. — М.: Наука, 1983. — С. 50.

[8] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии, 2003. — С. 427.

[9]Витрук Н.В. Конституционный статус личности в СССР. — М.: Юридическая литература, 1980. — С. 195-196.

[10] Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. — Уфа, 1991. — С.41.

[11] Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — С.185-187.

[12]Рудинский Ф.М. Механизм гарантий прав человека в современных условиях. — Курск: РОСИ, 1997. — С. 30-31.

[13] См.: Шестаков Л.Н. Введение// права человека: Сб. документов.— М., 1986. — С.5

[14] Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 367.

[15] СЗ РФ, 1998. № 14. — Ст. 1540.

[16] См.: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. — М., 1999. — С. 46.

[17]Карташкин В.А. права человека и развитие межгосударственных отношений в XXI веке. — М., 2001.— С. 211.