Критерий спецификации.


В процессе исследования реальной жизни гораздо больше, чем в некотором смысле абсурдных экспериментах с моторной памятью, ощущается необходимость понять те значения, которые индивиды придают разнообразным элементам, аспектам или моделям сложной ситуации, в которой они участвуют. Так, новобранцы в одном из таких исследований рассказали, что кадры документального фильма, показывающие «марширующих нацистских солдат», заставили их почувствовать тревогу: а смогут ли они противостоять германской армии? Такие сообщения не отвечают канону спецификации. Тревога могла быть вызвана впечатлением от непревзойденной мощи, символизируемой массовыми армиями, от «сурового и жестокого выражения» их лиц..., от вида их качественного обмундирования, а также съемок грандиозных и интенсивных военных маневров. Без процедуры спецификации нет возможности выбрать наиболее вероятную из этих интерпретаций.

Акцентируя необходимость спецификации, мы вовсе не имеем в виду, что опрашиваемые реагируют на каждый элемент общей ситуации как на отдельный и изолированный от других. Ситуация переживается «как целое» или как комплекс конфигураций. Индивидуальные модели могут быть восприняты как противоречащие общему фону. Однако, мы не можем удовлетвориться такими поверхностными формулировками, так как должны обнаружить «значимые целостности», на которые реагируют индивиды. Именно критерий спецификации помогает интервьюеру обнаружить эти целостности. Только так мы сможем получить данные для искомых выводов, на основе которых мы сможем предсказать некоторые реакции. Опрос показал, что как значимое целое краткие сцены в фильме вызвали разные реакции независимо от того, что просмотр-фильма-вместе-с-двумя-тысячами-других был одновременно и «конфигуративным переживанием». Но без погружения в специфические значения важных деталей, мы теряем шанс определить эффективные модели стимулов. Таким образом, акцент на «спецификации» не означает приверженности «атомистическому» подходу в противоположность «конфигуративному», спецификация служит для ориентации интервьюера в поиске значимых конфигураций. Факт избирательной реакции давно известен и поэтому наша задача заключается в том, чтобы определить, что в материале интервью является обобщенным, а что дифференцированным.

Процедуры. Мы обнаружили, что спецификация сообщений может быть произведена с помощью процедур, предполагающих, что интервьюер осуществляет минимум руководства в процессе интервью.

Кажется трудным, даже невозможным, вновь вернуть в фокус обсуждения глубоко специфические реакции или переживания. Поэтому в интервью, сфокусированных на переживаниях близкого или отдаленного прошлого, естественным образом возникают проблемы, связанные с несовершенством человеческой памяти (упущения, искажения и т. д. ). Экстенсивные эксперименты и клинические исследования показали важность таких ошибок и модификаций в процессе воспоминания. Фокусированное интервью, конечно, способствует проявлению этих «слабостей», однако не в такой мере как диффузные интервью. В методике проведения фокусированного интервью существуют определенные процедуры, которые дают возможность получить точное описание первоначального переживания. Это помогает зафиксировать субъективный опыт более объективно, чем сообщения, которые искажены и переработаны в не направляемом воспоминании.

Ретроспективная интроспекция. Эта процедура задумана для того, чтобы подвести опрашиваемых к выполнению такого умственного упражнения, которое называется «ретроспективной интроспекцией».

Без интроспекции размышление о прошлом обычно дает простой перечень того, что припоминается, и оно, как правило, не связано со значимыми реакциями. С другой стороны, без обращения к прошлому интроспекция, обычно приводит опрашиваемого к рассказу о тех реакциях, которые уже были им подсознательно переработаны в интервале между изучаемым событием и интервью. А нам необходимо узнать о его переживаниях во время того, как он испытывал определенные воздействия. Для того, чтобы решить эту проблему, была разработана процедура ретроспективной интроспекции, которая заключается в попытке воссоздать насколько это возможно ситуацию-стимул. Цель этой процедуры - привести опрашиваемого в такое состояние, в котором он как будто вновь переживает ситуацию, что облегчает воспоминание об искомых реакциях. Это нужно для того, чтобы связать эти реакции с соответствующими аспектами исследуемой ситуации. Такого рода воссоздание изначальной ситуации служит также тому, чтобы убедиться, что и интервьюер, и опрашиваемый ссылаются на одни те же самые аспекты этой ситуации.

Самые быстрые средства воссоздания документального материала должны выявлять «кадры» из кинофильма, обыгрывать фрагменты радиопрограммы или выделять части перечитываемого памфлета. Хотя такие приемы не полностью передают изначальную ситуацию, они хорошо помогают опрашиваемому детально вспомнить свои первоначальные реакции. Но процедура воссоздания обладает дефектом, который заключается в прерывании гладкого потока интервью, хотя и на недолгое время. Если этот прием используется часто, то интервью превращается в дискретные серии разных опросов. Поэтому лучше скомбинировать случайный график таких воспоминаний через воссоздание ситуации с частыми словесными намеками. Но, исключая закрытые стадии интервью, такие намеки должны делаться только после того, как опрашиваемые спонтанно сослались на эти содержательные аспекты.

Каждая репрезентация изначальных реакций, наглядно или словесно, вызывает искомую реакцию. В противном случае опрашиваемые вероятно воспримут эту репрезентацию как возможность продемонстрировать свою память. Вопросы, которые наводят на искомые ответы, могут иметь следующую форму:

Если вернуться сейчас назад, то что вы можете сказать о своих ощущениях, которые вы испытывали по время просмотра этой части фильма?

В любой форме такие вопросы обладают некоторыми общими чертами. Интервьюер опирается на ретроспективную форму обращения к обсуждаемому предмету: «Если вернуться сейчас назад...». Он использует метод интроспекции: «Каковы были ваши ощущения (чувства, мысли и т. д.)...?». Наконец, он использует прошлое время и грамматически: «Каковы были ваши чувства...?». Это способствует тому, что опрашиваемый пытается сконцентрироваться на своем первоначальном переживании. Акцент на таких деталях этих вопросов может показаться тривиальным. Однако опыт показывает, что, если мы упускаем хотя бы одну из них, то продуктивность интервью снижается.

Открытые ссылки на ситуацию-стимул. Для проведения спецификации интервьюер комбинирует приемы воссоздания изучаемой ситуации с неструктурированными вопросами. Типичная ситуация, требующая дальнейшей спецификации, возникает, когда сообщение опрашиваемого о своих реакциях полностью не связано с ситуацией-стимулом. И вновь мы видим необходимость для установления этих связей, поскольку хотим, чтобы наблюдаемые последствия были адекватно проинтерпретированы. Так, тесты 1943 года показали, что документальные фильмы о нацистах увеличили количество тех людей в экспериментальных группах, которые поверили, что германская армия намного сильнее, чем армия США. И так как в фильме не было явного указания на это, данное «последствие» могло быть объяснено только приблизительно, если бы не были проведены фокусированные интервью. Индивидам, которые высказывали это мнение, для того, чтобы найти его источник, задавались вопросы следующего типа:

Было ли что-нибудь в фильме, что вызвало такое впечатление?

Вскоре стало очевидным, что сцены, которые акцентировали внимание на «палочной дисциплине» нацистов, то есть показывали их военную выучку с раннего возраста, были неожиданно восприняты как доказательство их исключительных и упорных тренировок. На это указывают следующие отрывки из интервью:

Фильм показал, что их мужчины лучше подготовлены. Они становятся мужчинами в раннем школьном возрасте, поскольку уже тогда начинаются военные учения. Когда они достигают нашего возраста, они готовы сражаться, участвуют в боях и знают уже столько, сколько знают мужчины, отслужившие восемь или девять лет.

Они забирают мальчиков, когда им всего восемь и начинают их военную подготовку; они учат их маршировать с барабанами и все такое, они готовят их для военной службы, когда они такие юные. Они все обучены очень хорошо к тому времени, когда они становятся мужчинами.

Таким образом, проведение спецификации дает возможность обнаружить те важные сцены, которые позволяют сделать вышеуказанные выводы. Интерпретация экспериментальных последствий производится на основании накопления сообщений, которые дает интервью, а не на основе простых предположений.

Это исследование показывает необходимость поступательной спецификации. Если ответ опрашиваемого представляет собой только общую аллюзию на одну или другую часть фильма, то необходимо определить те аспекты этих сцен, на которые реагирует опрашиваемый. В противном случае, мы потеряем доступ к зачастую неожиданным символизациям и особым значениям, которые приписываются изучаемой ситуации. Индивид, который ссылается на «палочную дисциплину нацистов», показанную в «массовых сценах», должен быть подведен к тому, чтобы указать на те особые аспекты, которые вызвали эту символизацию.

Что вы можете сказать о сценах, которые произвели на вас это впечатление?

Оказалось, что безупречные парады и хор восклицаний «хайль!» были восприняты как символы строгой регламентации поведения и «палочной дисциплины»:

Когда ты смотришь на их парады, то кажется, что эти марши парализовали их сознание. Требуется особое напряжение в мыслях и теле для того, чтобы так маршировать. Они похожи на группу рабов или собак - делайте, что вам говорят.

Надо заметить, что эти вопросы явно относились к документу или ситуации, которая находилась в фокусе интервью. Мы обнаружили, что если бы интервьюер не сослался на «сцены из этого фильма», «фрагменты радиопрограммы» или «отдельные места из памфлета», то опрашиваемые вероятно выразили бы общие установки или мнения. Как бы ни были необходимы такие мнения и установки, они не могут заменить сообщений, которые непосредственно связаны с исследуемой ситуацией.

Вообще, вопросы для проведения спецификации должны быть достаточно ясны опрашиваемому, чтобы он мог связать свои реакции с определенными аспектами исследуемой ситуации и достаточно общими, чтобы интервьюеру не пришлось их структурировать. Это двойное требование лучше всего можно выполнить с помощью неструктурированных вопросов, которые содержат подробные, ясные ссылки на стимулы.