Вопрос. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА
Обработка и анализ собранной информации.
Сбор информации
После того как утвержден план исследования, начинается сбор информации. Компания может делать это самостоятельно или поручить специализированной исследовательской фирме.
Сбор информации - самый дорогой и сложный этап в исследовании. При проведении опроса исследователю необходимо решить следующие проблемы:
- Как найти опрашиваемых;
- Как заставить отвечать на вопросы правдиво;
- Как добиться беспристрастности самому исследователю.
Результатом анализа становится написание отчета об исследовании, в котором делаются выводы и рекомендации, позволяющие принимать управленческие решения.
Отчет должен содержать следующую информацию:
• цель исследования;
• для кого и кем проводилось исследование;
• характеристику выборки, время проведения, методы сбора
и обработки информации;
• источники получения информации, их надежность;
• важнейшие выводы по результатам исследования.
После первичной экспертной проверки начинается обработка всего массива данных. Для этих целей используют прикладные статистические программы адаптированные к ПК. Из всей совокупности полученных данных выбираются наиболее значимые, которые располагаются в соответствующие аналитические таблицы, при этом рассчитываются показатели средних значений, корреляционной зависимости и др.
К обработанным таблицам прилагается пояснительная записка, все это составляет отчет о проведении маркетингового исследования.
Прогнозирование товарного рынка – это оценка перспектив развития рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике фирмы.
Цель прогноза – установить возможное проявление в перспективе факторов, воздействующих на рынок.
Методы прогнозирования рынка:
1. Экстраполяция – это перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее.
Суть метода в следующем: если имеется достаточно длинный динамический ряд спроса, товарного предложения или цен, то, считая, что он является функцией времени, его можно продлить на определенную перспективу.
Экстраполяция по среднему уровню ряда динамики:
Если уровни ряда динамики колеблются около его средней величины, то прогноз на 1-2- уровня будет равен этой средней величине. ПРИМЕР:
Продажа хлеба в магазине по дням недели варьирует следующим образом:
Дни | |||||||
Продажа, кг |
Экстраполяция ряда (прогноз на следующие 2 дня) может быть выполнена по среднему уровню этого ряда:
У = ∑ У = 2320 + 2350 + 2340 + 2305 + 2330 + 2345 + 2320 = 2330
n 7
Значения У – продажа хлеба в магазине за день, n– число дней.
Если магазин на понедельник и вторник следующей недели закажет хлебозаводу 2330 кг хлеба, то существенной ошибки не будет.
Возможная ошибка прогноза в данном случае составляет:
μ = t √ σ 2 , где σ – дисперсия продажи хлеба, t – коэффициент, равный 2 ( р = 0,954);
n n = 7
σ 2 = ∑ (у-у ср.) 2 = 1550 = 221, 4 μ = + 2 √ 221,4 = +11,2 кг
n 7 - 7 -
У | У – У ср. | ( У – У ср.) 2 |
- 10 | ||
+ 20 | ||
+ 10 | ||
- 25 | ||
+ 15 | ||
- 10 | ||
Итого | х |
Следовательно, доверительный интервал прогноза (пределы нашей ошибки) составит:
2330 - 11,2 < 2330 < 2330 + 11, 2 или от 2318,8 до 2341, 2 кг