Современная политическая карта. Основные элементы и объекты политической карты и история ее развития.


Тема 6 Страноведение

Понятие «политическая карта мира» сегодня рассматривается в узком смысле как карта мира, на которой нанесены границы всех государств, а в широком смысле как расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, а также отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными.

Количественные изменения:

- присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом — колоний);

- территориальные приобретения или потери в результате войн;

- добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

- объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся:

- приобретение страной политического суверенитета;

- введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

- образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов— путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Важнейшим понятием политической карты является понятие «территория».

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако, понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Чаще всего территория рассматривается в узком смысле как часть поверхности суши на Земле с природными и созданными деятельностью человека ресурсами, которая имеет определенные границы в пространстве и географическое положение. Но специалисты по международному праву дают более широкую трактовку понятия «территория». Под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

Согласно нормам международного права на Земле выделяются территории трех видов: территории суверенных государств (государственные территории), а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

- сухопутная территория государства;

- воды (внутренние и территориальные);

- воздушное пространство над сушей и водами.

Сухопутной территориейявляется вся суша, находящаяся в пределах границ государства.

К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, а также рек, озер, иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству.

Территориальные воды (море) — это прибрежные морские воды шириной до12 морских миль, отсчитываемых от специальных линий (чаще всего от линий наибольшего отлива). В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии— в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Воздушное пространство ограничено вертикалью, проведенной от его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается

Законы международного права исходят из принципов неприкосновенности территории государства, а именно нерушимости его границ и исторически сложившейся территориальной целостности.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона. Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под
континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце
60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны — это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа. В открытом море, а также в воздушном пространстве над ним корабль или самолет (за некоторыми исключениями, например, в случае подозрения в пиратстве) подчиняется только власти того государства, флаг которого он несет. Свободны для прохода кораблей также международные проливы, которые используются для международного судоходства.

Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия, и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор» — пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной — Северный полюс, а боковыми границами— меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим в Антарктике. Антарктида, вместе с простирающейся вокруг неё областью Антарктика является всемирным природным заповедником. Согласно договору об Антарктике от 1 декабря 1959 г. как Антарктика в целом, так и сам антарктический материк не могут принадлежать ни одному государству, используются только в мирных целях, исследователи имеют доступ в любую точку Антарктики и право доступа к информации, добытой исследователями других стран. За соблюдением положений договора следит Секретариат договора по Антарктике, в который входят представители 45 государств. Мадридский протокол к договору по Антарктике, принятый в 1991 году и вступивший в действие в 1998 году запрещает также производственную деятельность и добычу полезных ископаемых в Антарктиде.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимыэто международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

- судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

- режимы рыболовства и других видов морского промысла;

- эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

- режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

- Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница — это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница — это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая (астрономическая) граница — это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

Границы государственные — это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п. Типы и виды государственных границ представлены в таблице1

Таблица 1