Получение аудиторских доказательств


Взаимосвязь существенности и аудиторского риска

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано:

‑ изменением обстоятельств;

‑ изменением информированности аудитора по результатам аудита [12].

Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита [12].

В соответствии с ФПСАД № 4, между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур [12].

Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Допустить роста аудиторского риска аудитор не может, т. к. гарантировал аудируемому лицу проведение проверки с определенной степенью надежности, а рост аудиторского риска эту надежность снижает. Аудитор компенсирует это одним из двух способов:

‑ снижает предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживает пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля;

‑ снижает риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу [12].

Данный этап проверки регламентирован рядом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. К ним относятся:

‑ ФСАД №7/2011 «Аудиторские доказательства»;

‑ ФПСАД №17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;

‑ ФПСАД №18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;

‑ ФПСАД №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;

‑ ФПСАД №20 «Аналитические процедуры»;

‑ ФПСАД №21 «Особенности аудита оценочных значений»;

‑ ФПСАД №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица» и некоторые другие.