ВВЕДЕНИЕ


Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (ст. 2261 УК РФ).

(введена Федеральным "законом" от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

 

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере -

2. Деяние, предусмотренное "частью первой" настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

3. Деяния, предусмотренные "частями первой" или "второй" настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

Федеральным "законом" от 07.12.2011 N 420-ФЗ признана утратившей силу ст. 188 УК РФ, устанавливавшая ответственность за контрабанду.

Одновременно глава 25 УК РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" дополнена ст. 229.1, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а глава 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности" дополнена ст. 226.1, предусматривающей ответственность за контрабанду ряда иных предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила оборота, включая сильнодействующие и ядовитые вещества.

Таким образом, помимо сущностных изменений в составе этого преступления, изменилось и место контрабанды в системе Особенной части УК РФ.

В настоящее время предметами преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ, являются только такие предметы, оборот которых запрещен или в отношении которых установлены специальные правила оборота (оборот ограничен).

Объект преступления как таковой при этом содержательно (как совокупность основного и дополнительного объектов) не изменился, но изменились приоритеты в его оценке: порядок перемещения товаров через государственную или таможенную границу стал признаваться дополнительным непосредственным объектом, а основной непосредственный объект стали определять свойства предметов контрабанды, в силу которых оборот этих предметов запрещен или ограничен.

В ст. 2261 УК РФ – общественная безопасность (при контрабанде оружия), здоровье населения (при перемещении наркотических средств), финансовая система государства (при контрабанде стратегически важных товаров, ресурсов, культурных ценностей) и т.д.

К числу предметов контрабанды, ответственность за которую установлена ст. 226.1 УК РФ, отнесены две группы предметов.

Первая включает: отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие и его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иную военную технику, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Вторая группа включает стратегически важные товары и ресурсы, а также культурные ценности. Для второй группы необходим крупный размер. Как сказано в примечании к этой статье, крупным размером признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации. См.: Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Данный перечень содержит три группы товаров:

1) Стратегически важные товары (Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные, драгоценные металлы, черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов, металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава, озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая);

2) Стратегически важные ресурсы (Мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина; Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные; Мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб; Янтарь; Уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс; Нефть сырая и нефтепродукты, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты; Газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии; Пушнина; Лесоматериалы; Драгоценные и полудрагоценные камни.

3) Стратегически важные ресурсы флоры и фауны (Виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. или занесенные в Красную книгу Российской Федерации).

Анализируя перечень предметов, можно сделать вывод, что имеет место нарушение принципа деления (классификации) предметов контрабанды по единым критериям.

1) В частности, ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ установлена в ст. 226.1, а за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ – в ст. 229.1 УК РФ. В то же время ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ теперь устанавливается ст. 226.1, включенной в главу 24 УК РФ, хотя ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота таких веществ установлена ст. 234, включенной в главу 25 УК РФ. В связи с изложенным представляется необходимым исключить сильнодействующие и ядовитые вещества из диспозиции ст. 226.1 и включить их в качестве предмета контрабанды в ст. 229.1 УК РФ. Как представляется, контрабанда первой группы товаров вполне обоснованно отнесена к преступлениям, включенным в главу 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности".

Таким образом, имеет место нарушение принципа деления (классификации) предметов контрабанды по единым критериям. В частности, ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ установлена в ст. 226.1, а за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ – в ст. 229.1 УК РФ. В то же время ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ теперь устанавливается ст. 226.1, включенной в главу 24 УК РФ, хотя ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота таких веществ установлена ст. 234, включенной в главу 25 УК РФ. В связи с изложенным представляется необходимым исключить сильнодействующие и ядовитые вещества из диспозиции ст. 226.1 и включить их в качестве предмета контрабанды в ст. 229.1 УК РФ.

2) Включение в главу стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей явно противоречит традиционному (и вполне логичному) подходу распределения преступлений по главам и разделам Особенной части УК в зависимости от их родовых и групповых объектов. Очевидно несоответствие этого преступления - контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей - главе "Преступления против общественной безопасности". Явно, что такая контрабанда относится к преступлениям в сфере экономической деятельности.

На это указывает, в частности, тот факт, что именно к преступлениям в сфере экономической деятельности отнесены невозвращение на территорию Российской Федерации таких культурных ценностей, как предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), а также близких по своим характеристикам к стратегически важным товарам и ресурсам предметов незаконного экспорта - сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации (ст. 189 УК РФ).

На наш взгляд, стратегически важные товары и ресурсы, а также культурные ценности необоснованно указаны в качестве предметов контрабанды в ст. 226.1 УК РФ.

Выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы вновь включить в УК РФ ст. 188, но уже в новой редакции, предусмотрев при этом исключение стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей из ст. 226.1 УК РФ и их включение в качестве предметов контрабанды в новую ст. 188 УК РФ "Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей".

В противном случае возможна ситуация, когда контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей, невозможно будет квалифицировать по ст. 226.1 УК РФ и привлечь лиц, ее совершивших, к уголовной ответственности по этой статье в связи с отсутствием такого признака (элемента) состава как объект преступления.

В юридической литературе обосновывается предложение о включении в УК РФ еще одного состава контрабанды – контрабанды редких животных и растений в главу "Экологические преступления".

Объективная сторона.

Анализируемые изменения в УК РФ обусловлены участием нашей страны в Евразийском экономическом сообществе. Международная организация "Евразийское экономическое сообщество" (ЕврАзЭС) учреждена в 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.)). В 2009 г. три страны ЕврАзЭС - Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация - подписали Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (Минск, 27 ноября 2009 г.)). Этим международным договором названные государства приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), в соответствии с которым территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.С 1 июля 2011 г. на внутренних границах этих трех стран снят контроль за перемещением товаров, одновременно прекратил свое действие Таможенный кодекс Российской Федерации, не стало таможенной территории Российской Федерации (она вошла в состав единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) и, соответственно, таможенной границы Российской Федерации.

Теперь через государственные границы между странами ЕврАзЭС имеет место свободное перемещение товаров, за исключением тех, оборот которых запрещен или ограничен.

Произошедшее потребовало изменений российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за контрабанду, что и было сделано.

Ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение перечисленных в них предметов (товаров): а) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; б) через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Понятия ЕврАзЭС и таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС определены международными договорами.

А) В соответствии со ст. 2 ТК ТС Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. (В соответствии с международными договорами государств членов Таможенного союза таможенной границей могут также являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств). При этом Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Можно сделать вывод, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС есть перемещение через пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, состоящей из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например, через российско-китайскую, казахстанско-китайскую, белорусско-польскую границы.

Второй вид контрабанды – незаконное перемещение предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Например, российского-казахстанскую.

Между двумя этими видами контрабанды использован союз либо. Первая неопределенность в толковании ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ связана с использованием союза "либо".

Исходя из правил русского языка союз "либо" используется в качестве разделительного (подчеркивая взаимоисключение, несовместимость) или в качестве подчеркивающего тождество (равнозначность).

Полагаем, что законодатель при формулировании диспозиций ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ использовал союз "либо", чтобы обозначить тождество двух обозначенных видов контрабанды:

а) незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

б) незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Проиллюстрируем это на конкретном примере. Допустим, предмет была незаконно ввезен из Китая в Казахстан, а затем из Казахстана в Россию.

Вопрос: в рассматриваемом случае совершено два разных преступления, квалифицируемых как контрабанда по ст. 229.1 УК РФ и отличающихся друг от друга как минимум по объективной стороне содеянного, по месту и времени их совершения. Либо совершение одного вида контрабанды может рассматриваться как приготовление к совершению другого вида контрабанды?

Способы перемещения в статье не указаны, они могут быть любыми. Так, ТК ТС называет следующие способы: перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Другая проблема:

Обусловлена положениями ст. 12 УК РФ. Согласно ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ч. 1). Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Учитывая, что таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС представляет собой пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, образованного Беларусью, Казахстаном и Россией, незаконное перемещение товаров через эту границу обоснованно признается УК РФ преступлением против интересов Российской Федерации, и ответственность за такие деяния (вне зависимости от места их совершения) может наступать по ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ.

То, что ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ позволяют привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабандное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на любом участке этой границы, подтверждает и ратифицированный Российской Федерацией Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.) (Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза". Договор также ратифицирован Законом Республики Беларусь от 8 мая 2011 г. N 248-З "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза" и Законом Республики Казахстан от 8 декабря 2011 г. N 506-IV "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза"). Этим Договором предусмотрено несколько таких случаев. Например, по нему каждая сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других сторон. Кроме того, если преступления совершены лицом на территории разных стран, то по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством сторон органами уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них.

Соответственно, российские правоохранительные органы могут по ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабанду (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) на границах Республики Казахстан и Республики Беларусь с другими странами, например, на казахстанско-китайской или белорусско-польской границе.

Однако при этом незаконность такого перемещения должна быть подтверждена не только Уголовным кодексом, но и кодексами и другими нормативными правовыми актами тех стран (Беларуси или Казахстана), на участках границ которых совершена контрабанда.

И здесь могут возникнуть сложности в связи с тем, что в Уголовных кодексах Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по-разному сформулированы диспозиции статей, предусматривающих ответственность за контрабанду. Кроме того, могут возникнуть вопросы с тождеством объектов контрабанды, перечнями соответствующих групп предметов.

Допустим, в России по ст. 229.1 УК РФ расследуется дело о контрабанде конкретного сильнодействующего вещества на белорусско-польской границе. При этом согласно российскому перечню данное вещество признается сильнодействующим, а по белорусскому законодательству - нет

Таким образом, при формальном наличии всех признаков преступления по российскому законодательству лицо, совершившее перемещение указанного сильнодействующего вещества через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на белорусско-польском участке этой границы, не может быть привлечено к уголовной ответственности в связи с непризнанием указанного вещества сильнодействующим белорусским законодательством.

Выход из создавшейся ситуации видится в унификации статей за контрабанду, принятии единых для всех трех стран - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС списков, списков соответствующих предметов (наркотических, сильнодействующих и.т.д.).

Квалифицирующие признаки: должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, совершенные организованной группой.

Должностные лица несут ответственность по п. «а» ч.2 ст. 2261 РФ при совокупности двух условий: должностное положение лица и использование им своих полномочий для незаконного перемещения предметов. К ним относятся должностные лица таможенных органов РФ, специалисты по таможенному оформлению, являющиеся сотрудниками Федеральной государственной таможенной службы, должностные лица погранвойск, иных воинских формирований, дипломатических представительств, сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы контрразведки и др. ). К таким лицам относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов, должностные лица, в соответствии с ТК РФ освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды. Если представитель таможенных органов - должностное лицо оказывает содействие другому лицу в незаконном перемещении через границу предметов контрабанды, то он подлежит ответственности за соучастие в контрабанде и за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Как было указано Верховным Судом РФ по конкретному уголовному делу, руководители негосударственных коммерческих и иных организаций, виновные в совершении контрабанды, при отсутствии квалифицирующих признаков подлежат ответственности по ч. 1 статьи.

В статье не раскрывается характер насилия, которое охватывается диспозицией этой нормы. Согласно общим правилам квалификации преступлений, под таким насилием следует понимать причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью. Причинение тяжкого вреда здоровью требует квалификации по совокупности со ст. 111 УК РФ начиная с ч. 3, ч.ч. 1,2 этой статьи охватываются. Угроза применения насилия не образует данный квалифицирующий признак.

В современной радиоэлектронике в качестве носителя информации при

меняют электрические колебания и волны.По определению информация есть совокупность сведений о процессе, явлении в заданном объекте, о состоянии этого объекта. Инструментом (носителем) информации об объектах являются колебания и волны.

Под колебанием понимается любой процесс, изменяющийся во времени. Волна – колебательное движение в физической среде, а также распространение этого движения.

Для уяснения необходимости изучения теории колебаний и волн рассмотрим обобщенную схему канала радиосвязи, приведенную на рис. 1.

 

Рис. 1. Обобщенная схема реального канала радиосвязи

 

Радиоканал обязательно содержит в своем составе передающее устройство, которое формирует радиоколебание. Оно будет являться информативным если содержит определенные сведения, полученные от источника информации. Эти сведения представляют собой колебания определенной природы – акустические, оптические, механические и др. Для преобразования таких колебаний в электрические используют специальные преобразователи (микрофон, видеокамера, датчики и др.).

Процесс вложения информационного колебания в высокочастотное, посредством изменения одного из его параметров, называется модуляцией. К выходу передатчика подключают антенну А1, которая преобразует высокочастотное колебание в электромагнитную волну (ЭМВ). В зависимости от параметров ЭМВ и особых условий ее распространения в среде с конечными электродинамическими параметрами определяется расстояние на котором обеспечивается эффективный прием ЭМВ приемной антенной А2. На приемном конце осуществляется процесс выделения полезной информации из электрического колебания посредством его преобразования (селекция, усиление, демодуляция и др.). Для преобразования электрического колебания в колебание другой природы применяются специальные преобразователи (динамическая головка, телевизионная трубка, датчики и др.), обеспечивающие доставку информации до потребителя.

В процессе эксплуатации радиоканала возникают проблемы, связанные как с естественными и умышленными искажениями, так и с несанкционированным извлечением информационных колебаний.

К разряду первой следует отнести действие помех – мешающих колебаний – естественной и искусственной природы. К основным видам естественных помех относятся атмосферные и космические, создаваемые излучениями Солнца, звезд, галактик, земные – связанные с естественным электромагнитным излучением Земли, а также помехи, возникающие в процессе распространения

ЭМВ. К искусственным относят индустриальные помехи, создаваемые промышленными, научными, медицинскими и др. установками, и преднамеренные помехи, которые создаются для кратковременной или протяженной парализации работы отдельных радиоканалов.

При обеспечении безопасности объектов и информации требуется проводить ряд организационных и технических мероприятий, определяющих меры по созданию условий для нормального функционирования в среде потенциальных вредных воздействий и возможностей извлечения информации. Перехват информации может быть осуществлен на этапе ее формирования, преобразования и передачи по радиоканалу посредством специальных устройств прслушивания.

Новые условия взаимодействия человека и окружающего мира жестко связаны с электрическими и магнитными полями. Все больше на передний план выходят вопросы экологии. Вторым по значимости (после радиактивного воздействия) является воздействие на человека электромагнитных полей.

Создаваемая радиоаппаратура, обеспечивающая комфортные условия существования человека параллельно создает целую гамму проблем, которую предстоит решать в ближайшем будущем. Это искусственные электромагнитные поля, создаваемые различной радиоэлектронной аппаратурой бытового и специального назначения.

В ближайшем будущем необходимо будет решать прикладные проблемы человечества, связанные с экологией, а именно:

1. исследование длительного воздействия электромагнитного излучения на человека;

2. установление причин неадекватного воздействия электромагнитных полей на изменение функций людей (при одинаковых условиях и фиксированном уровне воздействия изменение

функций человека различны);

3. влияние сформированной совокупности искусственных полей на организм человека;

4. влияние на живые организмы локализации естественных электрических и магнитных полей (гипомагнитные поля и др.);

5. воздействие человека на окружающий мир и связанное с этим ухудшение природной среды его обитания (озоновый слой - влияние на РРВ; техногенный фактор – воздействие на осадочный чехол земной поверхности; искусственные воздействия на метеообразования и пр.);

6. влияние концентрации различных объектов вокруг Земли, способствующей трансформации взаимодействия с Солнечной системой и галактиками.