Путь преступления


Три вида действий: благое - приносит мир и покой, неблагое — вред и гибель, неопределенные – не приносит ни мира и покоя, ни вреда и гибели

Есть белая карма, плод созревания белого (благого) действия. Есть черная карма, плод созревания черного (неблагого) действия. Есть карма черно-белая, плод созревания черно-белого действия. Благое действие, совершаемое в чувственном мире, черно-белое, поскольку оно смешано с неблагим; его результат также черно-белый, ввиду смешанного характера процесса его созревания.Есть карма не-черная-и-не-белая, не приносящая плода. Это — действие, ведущее к исчерпанию кармы.

Легкость или тяжесть кармы зависит от 6 причин, а именно: как последствие, поле, основа, подготовка к деятельности, ментальный импульс, намерение; от их легкости или тяжести зависит

«Как последствие» означает, что действие развертывается в соответствии со сделанным прежде.

«Поле» — то, где делается добро и зло [«Например, убийство чужого человека является менее тяжелым деянием,

нежели отцеубийство».]

«Основа» — это путь, или образ деятельности как таковой. Убийство матери и отца [не идет ни в какое сравнение по тяжести деяния] с воровством [в родительском доме], ложью и прочим.

«Подготовка» — телесные или вербальные действия в связи с «основой»1.

«Ментальный импульс» (побуждение) — то, что устанавливает путь деятельности.

«Намерение» есть решимость: «Мне следует действовать так-то и так-то; я не буду поступать так-то и так-то».

Если же ментальный импульс-побуждение порождает проявленные действия в сфере неблагого, то одновременно с совершением подобных действий происходит обретение материальных непроявленных дхарм, называемых «отсутствием дисциплины» (asamvara) или «неотрешением от греха» (avirati). Даже если обстоятельства не способствуют практической реали зации преступных намерений, но ранее эти намерения уже были словесно сформулированы и нож был наточен; отсутствие дисциплины и неотрешение от греха незримо для окружающих и самого индивида формирует личность потенциального убийцы.

Для обретения непроявленных материальных дхарм, именуемых «отсутствием дисциплины» или «неотрешением от греха», вовсе не обязательна актуализация обоих проявленных действий — и телесного, и вербального, достаточно и одного вербального действия. Например, достаточно сделаться только субъектом устного преступного и безнравственного приказа, безусловно ориентирующего деятельность в сферу неблагого.

Неблагие ментальные импульсы: алчность, вражда, невежество.

Шесть неблагих путей деятельности: убийство, воровство, ложь, злословие, грубость (оскорбление), пустословие (сплетни) прелюбодеяние

Действия: подготовительные, корневые и заключительные (завершающие). Подготовительные действия – т. е. действиями, представляющими собой этап, подготавливающий собственно путь деятельности. Некто намеревается приобрести животное и поставить его на откорм, с тем чтобы впоследствии забить. Все действия этого лица в день покупки животного (поднялся с постели, взял деньги, вышел из дому, выбрал подходящую особь, привел домой), а затем и действия по откармливанию приобретенного животного рассматриваются как подготовительная стадия убийства. К этой же стадии относятся и действия, предпринимаемые в день забоя, — связывание забиваемого животного веревками, манипуляции с орудием убийства и нанесение ударов. Корневые действия – момент, когда животное гибнет от руки забойщика, и есть корневое действие, ибо ≪созрел плод подготовки. Заключительные действия (т. е. действиями, связанными по смыслу и содержанию с собственно путем деятельности, но осуществляемыми тогда, когда корневое действие уже завершилось). Заключительные действия по своей природе непроявленные, хотя в некоторых случаях они могут быть и проявленными (например, если путь деятельности уже реализован, и индивид продолжает совершать действия, подобные корневым по сути, — продолжает пронзать ножом сердце уже мертвого живого существа). Если же некто снимает шкуру с убитого животного, обрабатывает ее, продает (т. е. получает еще и дополнительную выгоду от акта убийства), ≪варит мясо, ест его и нахваливает, то все эти проявленные действия относятся также к завершающей стадии.

10 путей неблагой деятельности могут служить подготовкой к убийству, хотя, по определению вайбхашиков, пути деятельности не тождественны подготовительным действиям: некто замыслил убить своего врага и с целью реализации этого, во-первых, приносит магическое жертвоприношение — забивает животное, принадлежащее врагу и специально для этого магического ритуала у врага украденное, т. е. совершает воровство и убийство; во-вторых, соблазняет жен врага, желая сделать их в будущем пособницами убийства, т. е. совершает прелюбодеяние; в-третьих, с помощью неблагих путей вербальной деятельности — лжи, клеветы, оскорблений и лицемерной кротости — он ссорит врага с близкими тому людьми, способными защитить его; в-четвертых, замышляя убийство врага, такой индивид вожделеет к богатству своей будущей жертвы, т. е. он одержим алчностью; в-пятых, он ненавидит свою жертву, т. е. его действия движимы злобой; и наконец, в-шестых, замышляя убийство, подобный злодей окончательно укореняется в ложных взглядах.

Но алчность, злоба и ложные взгляды по своей природе не есть действие, они выступают лишь аффектами, опосредующими предумышление. Следует также выяснить, какой именно из этих трех корней неблагого доминирует в конкретном случае. К категории убийства на почве алчности Васубандху относит и лишение жизни животного с целью добыть какую-то часть его тела (мясо, потроха, мех и пр.), и охоту как вид кровавого развлечения в отличие от охоты ради пропитания, и убийство из желания присвоить имущество жертвы, и убийство как способ оборонить себя и своих друзей. Все эти случаи различны лишь по видимости, ибо в их основе — жажда жить и наслаждаться объектами чувственного мира, т. е. алчность. Убийство из ненависти —это и уничтожение врагов, и утоление злобы как доминирующего аффекта. Убийство по ≪идеологическим причинам — отнятие чужой жизни под воздействием заблуждений разного рода, опосредованных неведением как доминирующим аффектом. Это, во-первых, убийства, предписанные восходящей к ведам религиозной традицией (жертвоприношение). Это, во-вторых, убийства, оправдываемые ≪знатоками закона — носителями брахманистской юридической традиции, вменявшими смертную казнь преступников в добродетель государя. В-третьих, убийства как акт сострадания к дряхлым и больным. Мотивация убийства во всех этих случаях обусловлена невежеством, хотя носители подобных представлений и не подозревают об этом. А также убийство змей, скорпионов, мух, тараканов совершается из аффекта неприятия этих живых существ как ≪вредных для человека и ложной уверенности в ≪полезности их уничтожения. К такого же рода невежественным действиям относится забой диких и домашних животных ради пропитания, поскольку из практики известно, что человеческая жизнь может поддерживаться и иными видами пищи, не требующими соприкосновения с грехом отнятия чужой жизни. Все вышеперечисленные виды убийства по идеологическим причинам происходят из аффективного упорства в заблуждениях, т. е. невежества, а в пределе — и из ложных взглядов.

Ситуация: совершены связанные с намеченным убийством подготовительные действия, ≪плод подготовки созрел≫, но задумавший убийство индивид умирает прежде своей жертвы или одновременно с ней. В этом случае корневого пути неблагих действий не существует.

Как следует трактовать действия воинов, участвующих в военном вторжении, групповую охоту на диких животных или разбойное нападение — ведь при этом убийство совершают не все участники? В перечисленных случаях имеет место коллективная ответственность, т. е. черная карма возникает у всех без исключения участников таких действий, ибо они объединены общим намерением и побуждают друг друга к активности. Соприкосновение с грехом убийства возникает и у тех индивидов, которые санкционируют войну или охоту, кто подстрекает к разбойным нападениям и разрабатывает планы таковых[1].

Джайны полагают, что грех отнятия чужой жизни ложится даже на того,кто убивает непреднамеренно любое живое существо. Такая расширительная интерпретация считалась абхидхармистами ошибочной, поскольку размывала критерии убийства как такового. Если следовать джайнам, то грех убийства ложится на подателя пищи монахам, если эта пища послужит причиной смерти монахов от холеры (но ведь подавший милостыню не ведал, что пища заражена, и не имел намерения умертвить монахов), на лечащего врача, если его больной умер (но врач-то прилагал все усилия для сохранения жизни больного), на беременную женщину и ребенка в ее чреве, если мать не может разрешиться от бремени и оба гибнут (но ни роженица, ни младенец не желали смерти друг другу). Кроме того, доводя интерпретацию джайнов до логической завершенности, можно прийти к выводу, что в убийстве виновна и жертва — если бы отсутствовал объект убийства, оно бы и не совершилось.

Джайны одновременно с расширительной трактовкой греха отнятия чужой жизни исключали из числа виновных всех тех, кто лично не совершает проявленных телесных действий, связанных с убийством, а только побуждает других убивать, санкционируя такие действия или подстрекая к ним.

Воровство также совершается при участии различных аффектов. Так, воровство на почве алчности происходит из жажды обладания каким-то конкретным объектом; из вожделения к чужой собственности (безразлично, к какой именно — например, похищение всего обнаруженного в чужом жилище); из стремления приобрести известность и славу (из современной практики в данный разряд безусловно попадает плагиат) и, наконец, сюда же относится воровство ради спасения собственной жизни и жизни друзей. Мотивация всех этих видов воровства — страстное желание обладать объектами чувственного мира, поскольку даже воровство ради спасения — это сохранение посредством воровства возможности и в дальнейшем наслаждаться чувственными объектами. Воровство из ненависти предполагает утоление мстительных чувств путем лишения врага его собственности. Воровство по ≪идеологическим причинам≫ включает акты отчуждения в государственную казну имущества преступников на базе толкований законов. А также налогообложение в пользу варны брахманов, имеющее в своей основе принцип: все в этом мире было дано жрецам богом Брахмой. Вышеперечисленные виды воровства по ≪идеологическим причинам≫ опосредованы невежеством, восходящим к ложным взглядам.

Прелюбодеяние. Алчностью опосредуется отсутствие воздержания по отношению к чужим женам и прочим, совращение с целью приобретения известности или для спасения себя и друзей. Прелюбодеяние, совершенное на почве ненависти, мотивируется отнюдь не страстным влечением (т. е. не алчностью), а садистским желанием добавить врагу страданий. Прелюбодеяние может совершаться и по ≪идеологическим причинам≫: так, носители неиндийских религиозных традиций, в частности парсы, совершают прелюбодеяние в форме инцеста – обычая госава (gosava) — ≪уподобления быку≫ с целью обретения брахманом мужского потомства. Этот обычай предполагал произвольное сожительство мужчины, желавшего иметь сына, с женщинами любой степени родства — матерью, сестрой и т. п. — в течение одного года, причем важным смыслообразующим элементом данного ритуала выступало подражание повадкам быка — передвижение на четвереньках, употребление подножного корма и пр. Поскольку такое уподобление, как нам представляется, выступало магическим способом переноса оплодотворяющей силы быка на индивидуальность человека, его ритуальная сексуальная активность по отношению к родственницам не может рассматриваться как инцест. К прелюбодеянию из невежества относятся и все действия, в основе которых присутствует воззрение, что все женщины в принципе принадлежат всем мужчинам по своему природному предназначению.

Дополнительный критерий греха прелюбодеяния указывает, что таковой имеет место только в том случае, если ненормативный половой акт не случился по ошибке. Например, если мужчина совершает сексуальные действия с чужой женой, принимая ее по каким-то привходящим причинам за свою собственную, то это не может рассматриваться как неблагой путь деятельности. Но здесь возникает вопрос: существует ли неблагой путь деятельности в ситуации, когда мужчина вступает в сексуальный контакт с некоей женщиной (например, со своей женой), ошибочно полагая, что это чужая жена? Некоторые полагали, что неблагой путь деятельности все-таки имеет место, поскольку чужая жена выступает объектом подготовительных действий и ее образ присутствует в момент наслаждения в аффектированном сознании мужчины; другие же исходили из того, что объектом наслаждения выступает не образ чужой жены, а та реальная женщина, с которой и осуществляется сексуальное сношение, и данный объект не тождествен объекту прелюбодейных подготовительных действий (т. е. чужой жене).

Накопленная карма. Действие называется накопленным вследствие: 1) обдуманности [предумышленности] – оно совершено преднамеренно, а не спонтанно, без предварительного обдумывания. 2)завершенности – то есть обладает полнотой вследствие трех видов дурного поведения, всех неблагих путей деятельности. 3) отсутствия сожаления, раскаяния и противодействия (противоядия). 4) своего сопровождения неблагими дхармами. 5) вследствие созревания плода – с неизбежностью приносит свой плод. Во всех других случаях действие является осуществленным, но не накопленным.

Все они приносят доминирующий плод, естественный плод и плод созревания.

Доминирующий плод. Вследствие крайней приверженности к убийству [живых существ] объекты внешнего мира6 истощаются и деградируют; вследствие воровства [происходят] камнепады и т. п., вздымаются тучи пыли, проливаются соляные и кислотные дожди; вследствие прелюбодеяний все покрывается пылью; вследствие лжи [внешние объекты начинают издавать] дурной запах; вследствие грубости [земли и поля превращаются] в солончаки и джунгли, становятся бросовыми и нечистыми; вследствие пустословия времена года смешиваются и утрачивается их регулярность; вследствие алчности плоды засыхают; вследствие злобы — становятся кислыми; вследствие ложных воззрений — редкими или не рождаются вовсе.

Естественный плод. Если некто обретает бытие в этом мире вследствие убийства тех, кто принадлежит к человеческому роду, то продолжительность его жизни бывает короткой;4 если вследствие воровства, то он бывает очень бедным; если вследствие прелюбодеяния, то жена бывает ему неверна;5 если вследствие лжи, то он становится жертвой ложных обвинений; если вследствие клеветы, то у него происходит разрыв с друзьями; если вследствие грубых речей, то ему приходится слышать лишь неприятное; если вследствие пустословия, то его слова не вызывают доверия; если вследствие алчности, то он обуреваем сильными страстями; если вследствие злобы, — то жгучей ненавистью, а если вследствие ложных воззрений, — то крайним невежеством, ибо в таких воззрениях невежество всегда преобладает.

Плод созревания. В результате практикования, культивирования, умножения всех этих неблагих путей индивид рождается в адах.

Три плода благих путей деятельности. Воздерживаясь от отнятия чужой жизни, практикуя [этот путь], культивируя и всемерно усиливая его, [индивид] рождается среди богов. Если же он вновь приходит в этот мир, рождаясь среди людей, то обретает долгую жизнь.