Концепция естественного права


Тема 2. Природа права

1. Концепция естественного права и ее критика. 2. Контрактуализм. 3. Ю. Эвола о тайной природе естественного права. 4. К. Шмитт о праве земли и моря. 5. Философия прав животных. 6. Судебные преследования животных.

Письменные задания:

1) Российское законодательство с естественно-правовой точки зрения (на конкретном примере).

2) Ваши мысли о модели общественного договора в современной России (желательно запросить и использовать материалы: http://www.inp.ru/ourbooks.htm)

3) Почитать «Номос земли»: «за» и «против» К. Шмитта. Особенности правового формата стихий природы (на примере кодексов Земельного, Лесного, Водного, Воздушного, Морского, Горного и т.п.)

Устные задания:

1) Существуют ли правовая личность и правовой статус животных (на примере практик захоронения, свадеб животных, наказания, регистрации, построения генеалогий, конкурсов и призеров и т.п.).

2) Семейный кодекс: проблема сбалансированности систем права – отцовского, материнского, родительского, детского, иных родственников.

Проблема природы права: каковы условия, которые придают неким нормам юридическую силу.

Согласно Ульпиану, «естественное право (ius naturale) – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».

Основные постулаты классических теорий естественного права:

(1) существуют моральные принципы, лежащие в основе миропорядка и познаваемые человеческим разумом;

(2) естественное право – нормативный миропорядок;

(3) индивид обладает естественными и неотчуждаемыми правами;

(4) позитивное право должно природосообразным

Достоинства концепций естественного права:

1) объяснение того факта, что законы государства не исчерпывают собой бытие права;

2) объяснения того исторического факта, что наряду с бесконечной изменчивостью отдельных правовых норм и отношений в праве существует нечто постоянное и неизменное, переходящее из одной правовой системы в другую, — некие основополагающие принципы и правоположения.

Гуго Гроций (1583–1645)

В своде римского права проводилось разделение незыблемого права, с одной стороны, на общее для животных и человека, которое в более тесном смысле называется естественным правом, и, с другой стороны, на свойственное исключительно людям, зачастую называемое правом народов.

К числу свойств, присущих человеку, относится стремление к общению, или, что то же, общительность, но не всякая общительность, а именно – стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными. И прочие животные несколько сдерживают стремление к своим собственным выгодам, отчасти ради своего потомства, отчасти же ради пользы других представителей той же породы; но мы полагаем, что это проистекает в них из некоего внешнего разумного начала, так как, что касается иных их действий, не более сложных, то в них не проявляется равная степень разумности. Такое соблюдение [правил]общежития, изображенное нами лишь в общих чертах как присущее человеческому разуму, есть источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как

- воздержание от чужого имущества

- возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды,

- обязанность соблюдения обещаний,

- возмещение ущерба, причиненного по нашей вине,

- воздаяние людям заслуженного наказания.

- благоразумная соразмерность в безвозмездном распределении между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, с оказанием предпочтения при таком наделении то мудрейшему перед менее мудрым, то родичу перед чужестранцем, то бедному перед богатым

Соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества или же те, кому была вручена власть.

Мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению; а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права. Однако к естественному праву присоединяется также польза, ибо по воле создателя природы мы, люди, в отдельности на самом деле беспомощны и нуждаемся во многих вещах для благоустроенного образа жизни, чтобы с тем большим усердием стремиться развивать совместную жизнь; польза же послужила поводом для возникновения внутригосударственного права, ибо как самое сообщество, о котором была речь, так и подчинение возникли и установлены ради какой-нибудь пользы. Оттого-то и те, кто предписывает законы другим, обычно тем самым преследуют какую-нибудь пользу или, по крайней мере, должны ее преследовать.

Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим богом, создателем природы.

Так как естественное право вечно и незыблемо, то бог, которому чужда неправда, не мог предписать чего-либо, противного этому праву.

Доказательства существования естественного права: 1) доказательство априори состоит в обнаружении необходимого соответствия или несоответствия какой-нибудь вещи с разумной и общежительной природой; 2) Доказательство же апостериори состоит в выяснении естественного права путем отыскания того, что признается таковым у всех или, по крайней мере, у всех наиболее образованных народов.

Томас Гоббс (1588 – 1679)

Естественное право– свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни.

Естественный закон – предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.

В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Следовательно, предписание, или общее правило, разума гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне.

1. Следует искать мира и следовать ему.

2. В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе.

3. Люди должны выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения и являются лишь пустыми звуками, а раз при этом остается право всех на все, то люди продолжают находиться в состоянии войны.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755)

Естественные законы - это законы, вытекающие единственно из природы нашего существа: 1) мир, так как сознавая себя слабыми, люди вместе с тем сознают себя почти равными и потому не стремятся нападать друг на друга; 2) отыскание пищи, так как сознание слабости неразлучно с сознанием потребностей; 3) соединение людей, из-за естественного удовольствия, какое испытывает каждое животное при приближении другого животного того же вида; 4) желание жить в обществе вследствие накопления знаний.

Эти законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа.

Политические законы и гражданские законы должны соответствовать климату и ландшафту страны, ее положению и размерам,

Общим законом, управляющим всеми народами, является человеческий разум, национальные же системы законодательства суть только частные случаи применения этого разума к различным человеческим обществам.

Критика концепций естественного права:

Противоречия концепций естественного права:

1. Изоморфизм естественного и позитивного права: наличие общих системных эле­ментов и существования родового понятия «право».

2. Отождествление естественного права и нравственности. «Естественное право» – «право, получившее моральную легити­мацию».

3. Онтологический дуализм естественного права: природа или разум? Естественное «право» – часть правосознания или право? Может быть форму­лировать правовые идеалы?