СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО (ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО) ПРОЦЕССА.


Правотворческая деятельность состоит из следующих стадий:

1. Законодательная инициатива - право определенных органов, негосу дарственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного орга на. В соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации право законодательной инициативы в органах законодательной власти России принадлежит народным депутатам, палатам высшего представи тельного органа, Президенту Российской Федерации, Конституционному Суду, Правительству, представительным органам субъектов Российской Федерации и другим.

Право законодательной инициативы предполагает обязанность зако нодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект.

Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой, ве домственный принцип, в соответствии с которым проекты законода тельных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответ ствуют. Так, Министерство внутренних дел разработало проекты зако нов "О милиции", "Об оперативно - розыскной деятельности в Россий ской Федерации"; Министерство обороны - проект Закона "Об обороне"; прокуратура - проект Закона "О прокуратуре Российской Федерации" и т.д. Такой порядок подготовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут отчетливо просматриваться ведомственный интерес, ка бинетное голосование вопросов, а иногда и некомпетентное вмеша тельство некоторых государственных структур и должностных лиц. Зако номерно поэтому, что превращение Верховного Совета в постоянно дей ствующий законодательный орган привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной осно ве. Однако полное отстранение министерств и ведомств, организаций от подготовки проектов законов, которые будут регулировать их дея тельность, было бы тоже неправильным.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания закона, включения соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта.

3. Внесение законопроекта в законодательный орган, принятие его к рассмотрению, обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, при нятие в порядке 1, 2, и т.д. чтениях. Чтение - обсуждение и поэтап ное принятие законопроекта. Первое чтение - принятие проекта в прин ципе как основы будущего закона. Второе чтение - принятие проекта как закона. Может быть и третье чтение - принятие проекта после ре дакционной обработки. Обсуждение законопроекта происходит на сессии или заседании законодательного органа и открывается докладом пред ставителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Принимаю щие участие в работе законодательного органа депутаты затем обсуж дают, оценивают законопроект, вносят в него поправки.

4. Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования депу татов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании - по палатам) за него про голосовало большинство членов палаты. Для принятия конституционного закона необходимо квалифицированное большинство - голоса не менее двух третей от общего числа народных депутатов высшего представи тельного органа. Иногда по законопроектам проводят поименное голосо вание. По итогам голосования выносится соответствующее постановле ние законодательного органа. В завершении этой стадии закон подписы вается главой государства.

5. Официальное опубликование закона. Официальная публикация - необ ходимое условие вступления в силу всякого закона. Но "Декларация прав и свобод человека и гражданина" 1991 года особо подчеркивает, что закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке. Вошло это положение и в Конституцию РФ. Публикуются законы высших представительных органов России в "Ведомостях высших предста вительных органов Российской Федерации и Верховного Совета Россий ской Федерации" и в "Российской газете" не позднее семидневного сро ка после их принятия. Закон о Президенте Российской Федерации 1991 года устанавливает четырнадцатидневный срок для подписания и обнаро дования российских законов с момента их принятия. Это положение про тиворечит предыдущему. Срок опубликования законов должен быть еди ным и не превышать семи дней со дня их принятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение еще раз отметим основные положения данной темы.

Нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов госу дарства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Монопольной компетенцией на принятие законов обладает высший представительный орган и непосредственно народ. Правотворческая деятельность пред ставляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших норм права.

Правотворчество - специальная деятельность компетентных орга нов, направленная на подготовку, изучение и совершенствование норма тивно-правовых актов.

Главное звено в правотворчестве - принятие законодательным органом проекта, в результате утверждения которого он становится за коном, т.е. документом, имеющим высшую юридическую силу.

К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юриди ческих норм, относятся также отмена и изменение устаревших норматив но-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой дея тельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления общества и не посредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качес тво принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивили зованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, то есть правом, существующим в ви де законодательства.

Процедура возведения норм и принципов естественного права, со циальных потребностей и интересов граждан в закон составляет со держание правотворчества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах - основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

Тема № 16: «Понятие, структура и классификация норм права».