Принципы права.


Философия права понималась как учение о принципах права. Этимологически принцип (principium) значит начало, первопричина, первоисточник, основоположение, элемент, стихия, основоположник, родоначальник.

Следовательно, к принципам деятельности следует относить не любые конкретные правила и рекомендации, а только те предписания, которые выражают первоначало этой деятельности как целого. Поскольку конкретная деятельность представляет собой результат длительного исторического развития, постольку в ней могут быть выделены различные принципы, выражающие специфику пройденных стадий эволюции. Принцип законности декларировался в античных государствах. Принцип гуманизма известен с эпохи Возрождения. Так, например, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является завоеванием буржуазных революций Нового времени.

Анаксимандр: «А из каких начал вещам рожденье, в те же самые гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу противозаконное возмещение неправда (=ущерба) в назначенный срок времени».

Гераклит учит и о суде над миром, и о том, что все в нем будет охвачено огнем. “Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и охватит”, — говорит он [фр. 82].

Пифагорейцы считали самым мудрым число. Справедливость – число равнократное, или воздаяние равное за равное, пифагорейцы понимали наказание, как возмездие. Суд относится к преступнику, как преступник отнесся к потерпевшему

«Полагая отличительным признаком справедливости эквивалентность и равенство и находя это свойство в числах, они определяли справедливость как первое квадратное число... Этим числом одни считали четыре, так как это первый квадрат,... а другие — девять, так как это первый квадрат нечетного числа трех, умноженного на самого себя»

Законы XII таблиц – ter tabulae quaternae, т.е. «трижды по четыре таблицы». Четверка олицетворяла саму справедливость. Тройка – начало, середина и конец. Особое отношение к цифре три проявляется во многих нормах XII таблиц — это и троекратная манципация сына, и право трех ночей, и казнь несостоятельного должника в третьи нундины и т.д. В такой интерпретации понятна характеристика римскими писателями XII таблиц как начала и конца справедливости.

Вследствие исторической разнопорядковости принципов возникает проблема их непротиворечивости.

Противоречие принципов (зрячесть – слепота):

Древнегреческую богинюФемидуизображалис рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом. Слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи.

Римляне заимствовали у греков богиню правосудия, но: 1) изображают с повязкой на глазах как символ беспристрастия, 2) вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч.

Немезида: Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряжённая грифонами), а также с согнутой у локтя рукой - меру длины в древние века; синоним неизбежной кары.

Скажем, не всегда возможна совместная практическая реализация принципов законности и гуманности. Основополагающие принципы снимаются, уходят в основание, погружаются в него, но не исчезают.