Советское государство в 60е-80е гг.


1) Советское государство в послевоенный период конец 40х-начало 60х

2) Советское государство в условиях кризиса социализма

3) Эволюция государственно политической системы СССР

4) Конституция 1974 года

 

Советское государство в послевоенный период конец 40х-начало 60х

В послевоенный период происходит реорганизация гос.аппарата в направлении его демократизации и централизации.

1) Ликвидируются чрезвычайные органы управления (назнач и выбир)

2) Ликвидируются гос.органы в связи с войной (крайная армия стала советской происходит конверсия военного производстав, наркомат сх строения, наркомат тракторного машстр)

3) В 1946 году наркоматы переименовываются в министерство, потому что с 1936 года в них утвердился принцип единоначалия, характерный для министерств, но коллегии сохранились, превратившись в совещательные органы при единоличных руководителях - министрах.

4) При хрущеве произошла децентрализация государственного управления промышленностью. (В 1957 году отраслевой принцип управления промышленностью через министерства заменяется территориальным через товнархозы, как при НЭПЕ).

5) Расширились права местных советов. Они стали сами планировать свое развитие. А раньше планирование осуществлялось сверху. Местные советы получили право оставлять часть налогов с местных предприятий строек и сырья, и таким образом формировать местный бюджет, а ранее все налоги сначала направлялись в центр, и он распределял средства между местными бюджетами Т.е. местный бюджет формировался сверху.

 

При Хрущеве продолжалась усиление партийного влияния на гос.аппарат. В сентябре 1953 года был введен пост 1 секретаря ЦК КПСС, его занял Хрущев. В 1958 году Хрущев совместил посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя совета министров СССР. При Хрущеве партия получила право создавать на всех предприятиях и учреждениях партийные организации во главе с освобожденным партийным работником.

Таким образов складывалась партийно-советская система управления. Ее усилению также способствовала объединение органов партийного и советского контроля. (Ка при НЭПе).

Реорганизация правоохранительной системы:

В России шла реорганизация правоохранительной ситемы:

1) Сразу после войны в местностях, где отменялось военное положение, в военных трибуналах восстанавливалось их обычная подсудность и обычный процессуальный порядок их деятельности. Сократилась сеть военных трибуналов и военных прокуратур.

2) В 1948-49 гг впервые народные судьи и заседатели были избраны прямыми выборами. Н суды выбирались советами ранее, теперь уже прямые.

3) Усилилась судебная власть и ослаблялась административная юстиция. В 1956 году упразднялись союзное и республиканское министерства юстиций, их функции передавались верховным областным судам. Они получили право контролировать народные суды и руководить нотариальными конторами.

4) Демократизация судебной системы: свидетельствовало установление института отчетности народных судей перед избирателями по основам законодательства о судоустройстве СССР 1958 года. По Основам срок полномочий народных судей увеличился с 3 до 5 лет. И вводилась новая инстанция – городской народный суд.

5) В противовес централизации правоохранительной системы проводившейся сталиным, Хрущев взял курс на ее децентрализацию. В 1956 году вместо вертикального подчинения ОВД вводится их двойное подчинение МВД и местных советов. В 1960 году ликвидируется союзная республиканская МВД и ее функции передаются республиканским МВД. Ряд функций МВД по охране общественного порядка передавались общественности. Поэтому в 1962 году МВД РСФСР переименовывают в министерство охраны общественного порядка. Оно в отличии от МВД опиралось не только на милицию, но и на ДНД (добровольные народны дружины).

6) Федерация. Национальное государственное строительство после войны при сталине продолжалось в направлении превращения федерации в унитарное государство. К ведению союза было отнесено образование новых автономных областей (ранее автономии республики) и установление основ законодательства о браке и семье. При хрущеве был взят курс на развитие федерации. По реформе 1957 года республикам передвались все союзные предприятия группы «б» - легкая пром, и стройки расположенные на их территории. Республики поэтому сами стали планировать свое производство. Распределять средства из федерального бюджета между городами и районами и решать вопросы об образовании новых краев и областей – поэтому из Конституции СССР исключалось перечисление краев и областей входивших в состав союзных республик.

7) Суды. В 1957 году сокращались надзорные функции верховного суда СССР за республиками, а полномочия верховных судов республик расширялись. При хрущеве республикам было передано принятие гражданского, уголовного, процессуального кодекса. А при Сталине был взят курс на создание союзных кодексов по этим отраслям права.

 

Советское государство в условиях кризиса социализма

Эволюция гос.системы СССР в 60-70 гг была связана в условиях кризиса социализма была связана с решениями 22 съезда КПСС, принявшего в 1961 году программу построения коммунизма. В ней указывалось, что в период строительства коммунизма государство диктатуры пролетариата превращается в общенародное, так как ликвидируется репрессивный аппарат, потому что в общенародном государстве ликвидированы эксплуататоры и некого подобрать. В период общенародного государства реорганизуется система советов. Расширялись права местных советов, т.к. продолжалась передача союзных и республиканских предприятий в местное ведение. Устанавливалось, что все предприятия не местного подчинения, но расположенные на территории местного совета должны отчислять часть прибыли в местный бюджет. Поэтому у советов появились собственные средства, что создавало материальную базу для местного самоуправления. Начался переход верховного совета на постоянно действующую основу: создавались постоянные комиссии верховного совета, их члены освобождались от выполнения служебных обязанностей по месту своей работы. При брежневе происходит рост партийно-советской бюрократии. Она достигла 2-3 млн. чел. – 1-2 % населения страны, если при Сталине ее рост прерывался репрессиями, при Хрущеве реорганизациями и реформами, то Брежнев провозгласил принцип стабильности, доверия к кадрам. Это было достигнуто при помощи изменений, внесенных в порядок выборов партийных руководителей. Если при Хрущеве в руководство парторганизации избирались те, кто набрал больше голосов, то при Брежневе те, кто получил больше половины голосов, и если в списке избранных оказывалось больше лиц, чем было определено для состава парткома, то разрешалось его расширить. Это обеспечивало гарантированное избрание первых лиц в любом парткоме, т.к. больше половины голосов они, как правило, набирали. Они занимали партийно-государственные посты по несколько сроков подряд.

Изменения гос.аппарата в 60-70 гг коснулось и организации управления народного хозяйства, ликвидировались территориальные орагны-совнархозы, и восстанавливались отраслевые органы - министерства. В направлении централизации шла и реорганизация правоохранительных органов. В 1966 году восстанавливается союзное министерство общественного порядка и охраны СССР переименованное в МВД СССР (без отказа от ДНД),

Расширились полномочия верховного суда СССР за счет сужения полномочий верховных судов республик. Нотариат передавался из ведения судов в ведение исполкомов советов, появились государственные нотариусы. Произошло разделение органов партийного и государственного контроля.

Экономические и государственные реформы Брежнева поставили проблему принятия новой конституции. Конституционную комиссию возглавил Брежнев. После всенародного обсуждения новая конституция была принята 7й внеочередной сессией верховного совета СССР в 1977 году. В преамбулу Конституции была включена концепция развитого социализма. Она означала отказ от хрущевского курса на коммунизм и призывала сосредоточить усилия на совершенствовании социализма. Социализм больше не понимался как первая база коммунизма, а отличался от нег сохранением классов, государства, товарно-денежных отношений. Этот социализм и назвали развитым.

Конституция 1977 года закрепила следующие изменения в гос.полит сист:

1) Изменилось место партии (в конст 1936 года о партии говорилось в конце текста, в главе о правах и обязанностях граждан, где партия стояла в ряду других общественных организаций, то в конст 1977 года, о партиях говорилось в главе первой статье 6. По ней КПСС передавались государственные функции:

- определение перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики

По конституции 1936 года эти функции принадлежали верховному совету СССР

Статья 6 противоречила статье 2 конституции о полновластии советов. (никто кроме советов не имеет права на власть, кроме власти на местах, а теперь партии передались некоторые функции ) Поэтому партийные органы получили право поменять советы и осуществлять государственные функции

2) В конституции 1977 года в отличие от 1936 года нет четкого разграничения полномочий между высшими органами власти и управлений. Президиум верховного совета получил право вносить изменения в законы. Верховный совет СССР получил право вмешиваться в дела совета министров, а совет министров право издавать постановления имевшие силу закона – создавалась правовая основа для соединения властей. Основы для правового нигилизма. ( ГК ввел положение: клиент оформил заказ - должен оплатить услугу после одобрения заказа, а министерство: клиент должен оплатить услугу при оформлении заказа.

3) Конституция установила что профсоюзы и другие общественные организации участвуют в управлении государства. Профсоюзы получили право толковать, издавать инструкции. Им было дно право ираспределять путевки в санатории, право участвовать в определении больничных листов – поэтому профсоюзы выполянли обязанности администрации-они слились в единый орган и профсоюзы перестали выполянтьсвю основную функции защиты интересов.

4) Конституция 1977 года переименовала советы депутатов трудящихся в советы народных депутатов, т.о. в связи с доктриной общенародного государства из названия советов исключался классовый признак

5) По конституции граждане получили новые права

- свобода творчества

- на жилище

- на обжалование в суде незаконных действий должностных лиц

В конституции появилась спец.глава поставленная впереди глав о устройстве о правах личности. Это объяснялось присоединением СССР к Всеобщей декларации прав человека

Однако многие историки считают, что эти гражданские права во многом были декларативны, т.к. конституция не провозглашала естественное право на частную собственность. Конституция исключила из текста положение конституции 1936 года о мелкой трудовой частной собственности, но усилила внимание к личной собственности. (Личные подсобные хозяйства-носители собственности).

6) Конституция закрепила курс на развитие федерации.