Изменения государственно-политической системы СССР в 30-е гг. Конституция 1936 года.


Лекция

Следующая тема

На основе конституции 24 года в СССР развернулось национальное государственное стпроительство: упразднялся административно-территориальный принцип построения федерации, сохранялся только национально-территориальный. В 1924 году проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. В результате туркестанская бухарская и харезмская …. Упразднялись. Вместо них образовались республики, построенные по национально-территориальному признаку…

….

В конце 20-х стало 7 союзных республик

…..

…Которые установили единые основы уголовного права для всех республик. Основные начала отказались от понятия наказания и установили единое понятие меры социальной защиты, которое включало меры судебного, медико-педагогического характера. По мнению ряда историков эти изменения исходили из теоретических взглядов большевиков о ненужности наказания при коммунизме. В Основных началах вина в форме умысла и неосторожности как основание уголовной ответственности оставалась, но одновременно сохранялся принцип объективного вменении (ст. 49 УК РСФСР 1922г.). после принятии основных начал союзные республики стали приводить свои УК в соответствие с общесоюзным законодательством. В 1926 году новый УК РСФСР, он в основных чертах соответствовал УК 24 года, он сохранил материальное понятие преступления, но при этом еще больше подчеркнул его общественную опасность. В специальном примечании к ст.6 указывалось, что не является преступлением действие, которое хотя и формально попадает под признаки статьи особенной части УК, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено общественно-опасного характера, оно не наказывается. УК 26 года давал более подробный перечень составов преступлений, чем УК 22 года, но исчерпаемого перечня он все же не содержал, допуская применение закона по аналогии. В УК 26 года были более разработаны разделы о государственных и воинских преступлениях, т.к. положения о них были приняты в 1924 году на союзном уровне.

В 1928 году ВЦИК СССР принял основные начала землепользования и землеустройства союза СССР и союзных республик. В отличии от земельного кодекса 1922 года они провозгласили ведущей формой организации с\х производства в деревне – колхозы, давая им приемущества перед единоличными хозяйствами в кредитовании и льготы по уплате налогов. Кулацким хозяйствам было запрещено брать землю в аренду. Т.о. основные начала создавали правовые основы для проведения коллективизации крестьянских единоличных хозяйств.

Социалистическая реконструкция народного хозяйства.

Она заключалась в ликвидации рынка и создании правовых основ для утверждения социалистической плановой экономики. Социалистическая экономика в деревне была создана в результате коллективизации: в ходе нее основной формой хозяйствования стали колхозы в форме артелей, где обобществлялись основные средства производства и осуществлялось распределение по труду. Индивидуальных крестьянских хозяйств к концу 30-х гг. осталось 7%. В начале 30-х гг. колхозное производство начинает планироваться. Это ведет к тому, что рыночные отношения между городом и деревней сворачиваются, поэтому происходят кредитно-финансовые реформы (Ликвидируется коммерческий кредит, коммерческие банки и устанавливается прямое безвозмездное кредитование государственных предприятий через гос. банк под план, отсюда предприятия лишаются собственных денежных средств, они не моги больше покупать оборудование и сырье и продавать свою продукцию. Эти операции за них выполняло государство через наркоматы. Отсюда закрываются биржи, ликвидируется хозрасчет, поэтому происходит реорганизация управления промышленностью, т.е. переход от территориального к отраслевому управлению через наркоматы. Т.о. сформировалась командно-административная система управления народным хозяйством, основанным на централизованном директивном планировании, план-прогноз, характерный для рыночной экономики, отменялся).

Обновление конституционного законодательства. КСССР 1936г.

За период с 1924 до середины 30-х гг.в СССР произошли изменения, которые надо было закрепить в конституции.

· Была ликвидирована многоукладная рыночная экономика. Утвердился социалистический уклад.

· Усилилось влияние партийного аппарата на советский гос. аппарат

· Были ликвидированы остатки эксплуататорских классов нэпманы и кулаки, сформировалась новая интеллигенция из рабочих и крестьян. Крестьянство стало колхозным.

Разработка конституции началась по инициативе ЦК ВКП(б). по решению Съезда советов СССР в 1935 году создана конституционная комиссия под председательством Сталина. Она подготовила проект новой конституции к маю 1936 года. Состоялось его всенародное обсуждение и в ноябре был созван 8ой чрезвычайный съезд советов специально для принятия конституции. 5 декабря 1936 года он принял новую конституцию.

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав (об общественном устройстве, о местных органах власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностей граждан, об избирательной системе.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. Вместо всесоюзного съезда советов и ЦИК СССР высшим органов власти стал Верховный совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа. Верховный совет действовал в сессионном порядке в период между сессиями его заменял Президиум верховного совета СССР. Произошло разделение трех ветвей власти. Исключительное право принимать законы получил Верховный совет СССР. СНК СССР лишался законодательных прав. СНК провозглашался высшим исполнительным органом. Поэтому Верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность СНК. Президиум Верховного совета мог создавать только подзаконные акты указы. По конституции судебная власть отделялась от исполнительной. Ею обладал верховный суд СССР.

Конституция внесла изменения в избирательную систему, закрепив ликвидацию эксплуататорских классов, конституция провозгласила всеобщее избирательное право. Отменялись разные нормы представительства для городских и сельских жителей, т.е. провозглашалось равное избирательное право. Отменялась многостепенность выборов, вводились прямые выборы во все советы от сельского до верховного. Устанавливалось только тайное голосование по территориальным округам, а на производстве осуществлялось только выдвижение кандидатур. Такая система выборов просуществовала до перестройки.

Конституция 1936 года ввела новое название советов. Советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формула подчеркивала социальное различие рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Конституция предоставила гражданам следующие права: труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Зафиксирован впервые принцип неприкосновенности личности. Суд объявлялся независимым, открытым, с правом обвиняемого на защиту. Провозглашалась тайна переписки и неприкосновенность жилища. Неприкосновенность депутатов, свобода слова, печати, собраний, но не предусматривалась свобода передвижения граждан, т.к. с 1932 года восстанавливалась паспортная система.

Конституция закрепила существовавши е принципы федерации: национально-территориальный, добровольность права на выход, принцип соответсвия республиканских законов союзнм. Федерализм как и в К. 24 года достигался разделением наркоматов на 3 группы только объединенные наркоматы стали называться союзно-республиканскими.

Конституция отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства: из республиканского в совместное ведение союза и республик перешло решение вопросов здаравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции

Централизация правоохранительной системы в 30-е гг.

«Советское государство и право в годы ВОВ»

1. Советское государство в годы ВОВ

В годы войны создаются чрезвычайные органы власти и управления: в центре – ГКО (гос. комитет обороны), образованный в конце июня 1941г. с началом войны. В него вошло сначала 5 человек по должности, потом 9. Председателем ГКО стал по должности председатель СНК СССР Сталин. ГКО решал все вопросы, связанные с мобилизацией страны на разгром врага. ГКО не имел своего аппарата, и действовал через аппарат СНК, наркоматов партийных и общественных организаций. Для подготовки проектов постановлений ГКО создавал комитеты и комиссии для оперативного решения вопросов на фронтах, в наркоматах, краях и областях ГКО назначал уполномоченных. Они контролировали выполнение постановлений ГКО. При фронтовых городах ГКО создавал городские комитеты обороны, куда по должности входили местные партийные советские и военные руководители. Городские комитеты обороны возглавлялись первыми секретарями обкомов и горкомов партий. они руководили созданием оборонительных рубежей и народного ополчения. Для решения конкретных задач создавались специальные чрезвычайные органы, например, в конце 1942г. была образована чрезвычайная комиссия (ЧК) по установлению злодеяний и ущерба, нанесенных стране фашистскими захватчиками. Она могла поручать надлежащим органам проводит расследования, опрашивать потерпевших и собирать свидетельские показания.

Кроме чрезвычайных были созданы новые органы управления, вызванные войной: управление по делам эвакуации при СНК СССР с отделениями на местах и ж\д, управления по обеспечению семей военнослужащих, главные управления по снабжению углем, нефтью, газом, лесом и другие. Были созданы новые наркоматы: танковой промышленности, минометного вооружения и другие.

Изменения гос. системы в годы войны привели к ликвидации партийной и советской демократии. Хотя советы сохранялись, они должны были выполнять все решения чрезвычайных органов. Партийные съезды не проводились во время войны. Было проведено только 3 сессии Верховного Совета СССР. Выборы советов не проводились, поэтому усилилось значение исполкомов советов, к ним перешли некоторые исключительные полномочия советов. Так, вышестоящие исполкомы могли без выборов, путем кооптации (сверху) пополнять состав нижестоящих исполкомов. Выборность фактически заменялась назначением. В прифронтовых районах вводились режимы военного и осадного положения, что привело к созданию военно-партийной диктатуры, т.к. функции власти в этих районах переходили к военным.

В местностях на военном положении все функции органов гос. власти по охране общественного порядка и гос. безопасности передавались военным советам фронтов и армии. У местных советов оставались хозяйственные и культурные функции. Военные власти по указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года получили право привлекать население к трудовой повинности, право регулировать режим работы предприятий и учреждений, регулировать правила отпуска товаров, выселение нежелательных лиц, выезд населения.

Режим осадного положения вводился в особо важных городах Москва, Ленинград, Сталинград при непосредственной угрозе их захвата. Осадное положение по сравнению с военным характеризовалось более жесткой регламентацией режима: вводился комендантский час, нарушители порядка могли сразу привлекаться к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу, шпионы и провокаторы, призывавшие к нарушению порядка расстреливались на месте без суд.

Развернулось военное строительство т.к. война внесла изменения в состав, структуру и управление вооруженными силами.

Состав ВС пополнялся не только в результате мобилизации, но и за счет добровольческих формирований (дивизией народного ополчения истребительных батальонов). Формирование было узаконено ГКО летом 1941 года. В 1943г. в КА восстанавливаются погоны и деление военнослужащих на рядовых, сержантский и офицерский составы и генералитет.

Структура ВС в основном осталась такой же, как и в мирное время: армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. Однако в связи с войной появляются фронты. Первые фронты возникли из приграничных военных округов. В 1942-43гг. в структуре ВС появились танковые и воздушные армии, что объяснялось решающей ролью техники в войне. Новой структурой в ВС стали заградительные отряды, образованные в июне 1942г., эти отряды встали в тылу дивизий и должны были преграждать дорогу бежавшим с поля боя, чтобы не допустить общего отступления. С мая 1942 года в структуре ВС появились гвардейские дивизии. Наименование гвардейских присваивалось отличившимся в бою, для бойцов учреждался особый нагрудный знак.

Для управления ВС 23 июня 1941 года была образована Ставка главного Командования (Верховного главного командования – переименовано потом) – высший орган стратегического руководства военными действиями. В нее вошли представители партийно-советского руководства и наркоматы обороны. Сначала его по должности возглавил нарком обороны Тимошенко, а затем Сталин, назначенный верховным главнокомандующим. Рабочими органами ставки были Генштаб, Управление наркоматов обороны и флоты. Ставка принимала директивы обязательные для фронтов и флотов. Связь ставки с фронтами осуществляли ее представители, они координировали действия флотов, контролировали исполнение деректив ставки, помогали фронтам планировать и готовить военные операции.

В годы войны командирам КА было дано право присваивать воинские звания, назначать на должность, награждать от имени главы государства – Президиума Верховного Совета СССР. С июля 1941 года в армии был введен институт военных комиссаров. Вместе с командирами они отвечали за боевую подготовку войск. С началом коренного перелома в конце 1942 года институт военных комиссаров был упразднен, и вводилась должность заместителя командира по политической части (замполиты), укреплялся принцип единоначалия в армии.

Для руководства партизанской борьбой при ГКО в мае 1942г. был создан центральный штаб партизанского движения.

В годы войны судебная система принципиально не изменилась, но ее особенностью стало усиление военной юстиции т.е. военных трибуналов и военных прокуратур. Число военных трибуналов выросло за счет увеличения их количества в армиях и местностях на военном положении. В этих местностях военном трибуналам передавались дела, входившие в компетенцию общих судов (хищение соц. Собственности, грабеж, разбой, бандитизм, умышленные убийства). В трибуналах было введено закрытое ускоренное судопроизводство, при котором не допускалось обжалование, однако о приговорах о высшей мере сообщалось военной коллегии верховного суда СССР, и если до истечения определенного срока она не истребовала дело. Приговор приводился в исполнение. До 1943 года военные трибуналы действовали в составе 3-х постоянных членов, назначавшихся наркомом юстиции, затем стали привлекать армейскую общественность – заседателей, назначавшихся командованием.

Усилилась роль военной прокуратуры, на нее, как и на территориальную прокуратуру, возлагался надзор за законностью, сеть военных прокуратур расширилась в связи с формированием новых частей и соединений красной армии. Главный военный прокурор подчинялся прокурору СССР, главная военная прокуратура объединяла деятельность военных прокуратур бригад, дивизий, корпусов, армий, фронтов.

2. Советское право в годы ВОВ.

 

Изменения в праве в годы войны шли к ужесточению

В гражданском праве сужались договорные отношения и заменялись административно правовыми нормами, регулирующими выполнение гос. планов.

В трудовом праве отменялись отпуска и заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы в качестве вкладов, замороженных на время войны. Отпуска сохранялись только для подростков до 16 лет. Вводились обязательные сверхурочные (от 1 до 3 часов в сутки), трудовые мобилизации, трудовая повинность. Самовольный уход рабочих и служащих с работы наказывался трибуналами.

В колхозном праве повышался обязательный минимум трудодней с 60-100 до 100-150 дней. Обязательный минимум 50 трудодней для подростков. Не выполнившие обязательный минимум подвергались суду и наказывались трудовыми работами. Колхозники тоже привлекались к трудовой мобилизации. За уклонение назначался штраф путем списания трудодней в пользу колхоза.

В семейном праве проводилась довоенная политика на укрепление семьи и повышение рождаемости. Восстанавливалось звание мать-героиня за 10 детей. Медали материнства 3-х степеней за 7, 8 ,9 детей. Увеличивались пособия для многодетных семей, имевших более 3-х семей ( до войны 7 детей было), налоги на холостяков, отменялся фактический брак, усложнилась процедура развода (устанавливался только судебный порядок расторжения брака, причем нижестоящий народный суд должен был приложить все усилия к примирению супругов, а расторгнуть браком только вышестоящий суд. Суд мог отказать в разводе, даже если оба супруга настаивали на разводе. Вводилась обязательная публикация объявления о разводе в местной газете)

В уголовном праве усилилась ответственность за военные государственные и хозяйственные преступления. В 1941 году вводилась уголовная ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Это преступление наказывалось тюремным заключением от 2 до 5 лет. В 1943 году усилилась уголовная ответственность за расположение сведений, содержащих гос. тайну. В этом же году была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконные награждения. Был поставлен вопрос об уголовной ответственности фашистских захватчиков. В 1942 году советское правительство заявило, что руководители фашистского рейха должны быть наказаны международным трибуналом, остальные военные преступники, совершившие злодеяния на советской территории должны были быть наказаны советскими судами. По закону 1943г. к ним применялась смертная казнь через повешение и ссылка на каторгу до 20 лет. Их преступления не имели срока давности.