Октябрьская революция в России и создание советского государства и права.


Революция. Октябрь 1917г.

Разгон Корниловского мятежа привел к углублению политического кризиса осенью 1917г. Оно было связано с новым подъемом революционного движения, который привел к развалу управления страной. Распоряжения ВП не выполнялись. Рабочие захватывали фабрики и заводы, начались крестьянские восстания и массовые захваты помещичьих земель. В армии солдаты не выполняли приказы командования, шли массовые братания с противником.

Обострению кризиса способствовала большевизация советов, т.е. приход к руководству советами большевиков вместо меньшевиков. Под давлением большевиков Советы повсеместно принимали решения о переходе власти от Временного правительства к Советам вооруженным путем. Проводилась военно-техническая подготовка восстания. При Советах созданы ВРК, которые формировали боевые отряды Красной гвардии. В решающем месте борьбы за власть, в Петрограде, был достигнут 10-кратный перевес сил большевиков над силами ВП за счет перехода на их сторону войск Петроградского гарнизона. Ленин разработал план восстания круто очень.

Всё это обеспечило 25 октября победу восстания. Им руководил Петроградский ВРК. Он принял обращение к гражданам России, где говорилось о низложении ВП и переходе власти в руки ВРК. ВРК был высшей властью в стране всего 1 день (25 окт.), вечером он передал власть 2ому Всероссийскому съезду советов. Съезд открылся вечером 25окт., на нем преобладали большевики. Он объявил себя высшим органом власти в стране и провозгласил переход всей власти в центре и на местах Советам. Он носил учредительный характер, он учредил Республику Советов, высшие органы советской власти, принял первые декреты, носившие характер конституционных актов.

Декрет о мире установил принципы советской внешней политики.

· Принцип пролетарского интернационализма, исходивший из марксисткой теории мировой революции и означавший поддержку всех антибуржуазных движений в других странах

· Принцип мирного сосуществования социалистических и буржуазных государств, исходивший из ленинской теории о возможности победы социалистической революции в одной стране

· Большевики предлагали пересмотреть некоторые нормы международного права: декрет объявил захватническую войну преступлением против человечества, в то время, как м\н право рассматривало войну как законное средство решения спора (в 1923г. принцип преступности войны признала лига наций, в 1945г. ООН) декрет о мире предлагал всем воюющим странам заключить всеобщий мир на справедливых демократических основах, т.е. без аннексий и контрибуций. Т.о. порывалось с традиционном представлении оправе победителям на аннексию и контрибуцию с побежденной стороны. Советское правительство предложило провести гласные переговоры о мире, оно заявило об отказе от тайной дипломатии и об опубликовании тайных договоров царского правительства. В м\н праве тайная дипломатия считалась законным средством достижения целей. Декрет провозгласил право наций на самоопределение вплоть до их отделения и образования независимых государств.

Декрет о земле заложил основы земельного законодательства. В его основе лежало эсеровская программа социализации земель, означавшая ликвидацию всякой собственности на землю. Земля объявлялась общенародным достоянием, запрещалась её купля-продажа и аренда, отменялась частная собственность на землю, ликвидировались все виды земельной собственности. Помещичье землевладение ликвидировалось путем конфискации. Все земли поступали в общенародный земельный фонд и передавались гражданам на условиях трудового землепользования, т.е. обработки земли личным трудом, наемный труд запрещался. Земля распределялась между крестьянами на уравнительных началах по потребительской или трудовой норме. Разрешались любые формы землепользования (хутора, отруба, общины, колхозы). Декрет создавал правовые основы для коллективного землепользования. Так образцовые помещичьи имения не делились между крестьянами, а переходили в пользование государства. Так возникли совхозы – государственные хозяйства, где сельскохозяйственные наемные рабочие коллективно обрабатывали землю. Разрешались товарищества и артели, объединявшие крестьян-единоличников (общинников) для коллективной обработки земли. НЕ ПУТАТЬ ОБЩИНУ И КОЛХОЗ.

Большевики считали, что декрет проводил их аграрную программу, т.к. закрепил национализацию земли и организацию колхоза. Также основной закон о социализации земли (январь 1917г.), явившийся инструкцией по проведению в жизнь декрета о земле, передавал дифференциальную ренту государству, это означало социализацию, а не национализацию земли.

Второй съезд советов избрал новый ВЦИК, в котором преобладали большевики. Съезд постановил, что во ВЦИК могут быть избраны и представители других социалистических партий, покинувших съезд. Второй съезд советов сформировал советское правительство Совет народных комиссаров, только из большевиков. Левые эсеры отказались участвовать в правительстве, т.к. считали, чт оно должно быть сформировано не съездом советов, а учредительным собранием из представителей всех политических партий, включая буржуазные партии. Большевики понимали, что Учредительное собрание будет выступать за парламентскую, а не за советскую республику. В то же время формирование правительства СНК узаконило советскую власть, однако большевики не могли игнорировать требований самой многочисленной партии эсеров и программу своей партии, где был лозунг Учредительного собрания. Поэтому они объявили СНК временным правительством до учредительного собрания. Борьбы между сторонниками советской и парламетской республики продолжалась, несмотря на установление советской власти.

Октябрьская революция была отрицательно встречена большинством партий. …

Тема какая-то

… стал всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно существовали советы крестьянских депутатов и их съезды. В ноябре 1917г. всероссийский съезд советов крестьянских депутатов одобрил деятельность советского правительства и принял решение об объединении с советами рабочих и солдатских депутатов. Объединение советов завершилось в ноябре 1917г. по решению 3его всероссийского съезда советов.

Всероссийские съезды советов действовали не на постоянной основе, а в сессионном порядке, поэтому в перерывах их замещал ВЦИК. Он избирался съездом и действовал на посоянной основе. ВЦИК формировал правительство СНК. Он действовал также на постоянной основе и состоял из отраслевых руководителей народных комиссаров. В деятельности ВЦИК и СНК соединялись законодательные, исполнительные и контрольные (судебные) функции. В этом заключалось основное отличие советской республики от парламентской. В парламенте заседали как правило профессиональные политики, а депутаты советов должны были совмещать депутатские обязанности с трудовой производственной деятельностью.

Отраслевыми органами центрального управления в советском государстве стали Наркоматы. В отличие от царских министреств, основанные на принципах единоначалия и бюрократизма, наркоматы были коллегиальными и формировались не только путем назначения, но и с учетом представительства от общественных организаций. В чрезвычайных ситуациях советская власть вводила чрезвычайные органы управления. Например, в мае 1918г. чрезвычайным органом управления стал Наркомат продовольствия, которому были даны чрезвычайные полномочия в осуществлении хлебных заготовок. Это означало, что все лица и учреждения, в том числе выборные органы советской власти на местах обязаны исполнять все распоряжения Наркомпрода. Так, все, кто не продавал государству излишки хлеба по твердым ценам, объявлялись врагами народа, излишки хлеба у них конфисковывались. Конфискацией занимались продотряды, которые избирались рабочими, и комбеды, которые избирались крестьянами.

Система власти на местах была такой же, как и в центе. Власть принадлежала местным съездам советов (губернским, уездным, волостным), а в переиод между съездами их испокомом, формировавшимся на съездах. Большевики и левые эсеры расходились по вопросу о том, как местные советы должны подчиняться центральным. Левые эсеры выступали за местное самоуправление, при котором законом разграничена компетенция центральном и местной власти, вся власть на местах принадлежит местным советам и центральная власть не имеет права вмешиваться в компетенцию местной власти. Местные советы подчиняются центральным только в пределах компетенции центра, т.е. в решении общегосударственных вопросов.

Большевики выступали за централизм в советском государственном управлении, при котором местные советы работают на основе постановления центральных и центральная власть может вмешиваться в решение любых местных вопросов, т.к. нет четко установленного законом разграничения полномочий между местной и центральной властью. Т.к. большевики были против местного самоуправления, они упразднили городские думы и земства.

Определенное влияние на формирование советской власти на местах оказал партийный аппарат, его строительство шло по административно-терриальному признаку. Создавались губернские, уездные, волосные партийные комитеты, в селах партийные ячейки (3 коммуниста). Центраоизм – организационный принцип. Однако на селе в то время было мало большевистских ячеек, там были популярны эсеры, они заняли много мест в советах. Постановлением ВЦИК от 14 июня 1918г. всем советам предлагалось исключить из своего состава меньшевиков и правых эсеров. В июле 1918г. за организацию мятежа по постановлению всероссийского съезда советов из советов были удалены левые эсеры. Установилась однопартийная система.

ЛЕКЦИЯ