Лекция 1.


Классификация государственных решений

Классификация государственных решенийпозволяет систематизировать государственные решения по различным признакам

Признак классификации Вид государственного управленческого решения
1.По субъектам управления - общенародные (выборы, референдум); - федеральные, региональные (субъектов федерации), местные; - законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; - единоличные, коллегиальные.
2. По целям и времени действия - стратегические (долгосрочные); - тактические (среднесрочные); - оперативные (краткосрочные)
3. По масштабу действия - общегосударственные; - локальные (в пределах административно-территориальной единицы); внутриведомственные; - межведомственные.
4. По нормативной природе - общие (нормативные); - частные (ненормативные).
5. По юридической силе - высшие (конституционные); - законодательные; - подзаконные.
6. По видам государственного управления - гражданские; - военные.
7. По формам правовых актов - законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации); - указы (царские, президентские); - постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры); - распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); - приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные); - приговоры (суда); - санкции (следственных, прокурорских органов); - декреты; указания, предписания, инструкции и т.д.; - программы, декларации, положения, уставы; межгосударственные договоры и соглашения.
8. По порядку принятия - способу оформления и придания юридической силы - первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.); - вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.).
9. По методам разработки - типичные (аналогичные); - нетипичные (оригинальные).
10. По содержанию - политические; - административные; - организационные; - экономические; - технологические; и др.
11. По форме изложения - письменные; - устные.
12. По механизму действия - прямого (непосредственного) действия; - рамочные (отсылочного характера).
13. По значимости для исполнения - обязательные; - рекомендательные.
14. По характеру воздействия - стимулирующие; - протекционистские; - мотивационные; - ограничительные; - запретительные; и др.
15. По степени публичности (открытости) служебного пользования - общего пользования; - секретные; - совершенно секретные.