Социальная реконструкция


Разработана в британский период. После 1933 г. его позиция становится активной и публицистически выраженной. Ощущал потребность внести вклад в защиту цивилизации от надвигающегося фашизма.

Ставит диагноз социального кризиса. Он начинается с расширения процессов «фундаментальной демократизации». Элите не удается дистанцировать массы от политики. Растет число социальных групп, стремящихся к контролю политической сферы и разрешению посредством политики своих личных интересов.

Но подъем масс угрожает не только элите, но и всему обществу. Старая элита, утрачивая власть, уже не может быть лидером. Индустриализация способствует увеличению сложности и дифференцированности социальной жизни. Параллельно нарастает и ее рационализация.

Ситуация кризиса, по Маннгейму, - это проявление нарушения действия рациональных механизмов. Оно приводит к растерянности, хаосу, панике.

- 8 -

Для выхода из кризиса необходима реконструкция социальной системы, основанная не на плохо скоординированной активности людей в рыночных отношениях, а на осознанном планировании. Только такого рода плановая социальная реконструкция спасет западную цивилизацию.

Достижение этой цели предполагает развитие и закрепление нового стиля мышления – планируемого мышления для всех членов и руководителей общества.

По Маннгейму, для достижения оптимального социального состояния не требуется ничего, кроме полной реконструкции человеческого мышления и воли.

В результате этих процессов должна произойти вторичная интеграция людей в группы, оформленная по разным основаниям. Здесь под контролем планирования должны оказаться не только материальные, но и духовные аспекты жизни. Поэтому он возвращается к идее конструктивной роли церкви, способствующей единению и восстановлению моральных ценностей.

- 9 -

В спланированном обществе выбор лидеров не может быть произвольным. Лидеры должны конкурировать, а процедуры выборов должны быть усовершенствованы.

Социальным планированием должна заниматься научная элита. Элита социологов должна быть ответственна перед обществом за нахождение механизмов социальной стабилизации – без навязывания своей воли.

Вопрос о сопряжении лидерства и демократии остается не проясненным. Не задается он и вопросом: кто должен планировать плановиков? Вместо этого он предлагает различать случайную и функциональную власть. В планируемом обществе должна быть представлена только последняя. Проблема, однако, заключалась также и в том (не Маннгейм!), что случайная власть для одних могла быть функциональной для других, и наоборот.

 

Лекция 16. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Питирима СОРОКИНА
(1889-1968, Россия, США)

ПЛАН

  1. Российский период
  2. Американский период

- 2 –

  1. Российский период

Питирим Сорокин – одна из самых глобальных фигур ХХ столетия, оставивших значительный след в развитии социальной мысли. Его по праву можно было назвать энциклопедистом. Жизненный путь Сорокина был нетипичен для академического ученого, диапазон идей огромен, а резко критическое отношение к коллегам создавало проблемы профессионального взаимодействия и коммуникаций.

В его творчестве, содержательно и хронологически, принято различать 2 периода – русский и американский. Тем не менее, общая совокупность идей получила название ИНТЕГРАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Питирим Александрович СОРОКИН родился в 1889 г. в с.Турья Вологодской губернии. Был окрещен Питиримом в честь епископа Питирима, одного из местных святых. Отец был ремесленником, мать – крестьянкой. С детства работал с отцом и братьями, ведя бродячий образ жизни в поисках заработков. В 10 лет Питирим, вместе со старшим братом, оставляет пьющего отца и начинает работать самостоятельно.

Заканчивает церковно-учительскую школу. В 15 лет вступает в партию эсеров, привлекшую идеями лояльности к царизму, вниманием к индивидуальности и творчеству.

В 1906 г. - впервые арестован и помещен в тюрьму в к.Кинешма. Здесь он знакомится с трудами классиков марксизма и социально-философской мысли – с произведениями Конта, Дарвина, Спенсера, Л.Толстого. Вторым результатом стало осознание того, что революционная деятельность мешает дальнейшему образованию.

- 3 -

В 1909 г. поступает в Санкт-Петербургский психоневрологический институт, где функционировала 1-ая российская кафедра социологии под руководством де Роберти и Ковалевского (N.B.! институционализация российской дореволюционной социологии).

В 1910 г. Сорокин переводится на юридический факультет университета и обучается там под руководством Петражицкого. Здесь он реализует попытку синтеза криминологии и социологии. Дипломная работа Сорокина называлась: «Преступление и кара, подвиг и награда». Методологическим основанием анализа стало требование к социологии – изучать внешние факты социальной жизни, игнорируя внутренние психические процессы.

В соответствии с этой установкой, утверждалось, что все формы поведения людей могут быть описаны при помощи 3-х видовых понятий:

дозволенно-должного

рекомендуемого

запрещенного

Этим понятиям соответствуют социальные санкции:

должные (стандартные) реакции

награды

кары

- 4 -

Таким образом, социальная жизнь, по Сорокину, предстает как последовательность акций-реакций. Их взаимодействие и составляет суть нелинейного социального прогресса.

В период 1 МВ активно сотрудничает с журналами, популяризует идеи Э.Дюркгейма, с которым состоял в переписке.

После окончания университета оставлен на кафедре уголовного права. В 1915 г. – сдает магистерский экзамен, с января 1917 г. – приват-доцент в Петербургском университете

В 1916 г. в Психоневрологическом университете на базе кафедры социологии открывается «Социологическое общество им. Ковалевского». В 1920 г. – ПЕРВЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в Петроградском университете. П.Сорокин становится его 1-м деканом.

1917 - год политической деятельности Сорокина. Он – член Государственной Думы, Временного правительства, организатор Крестьянского съезда, редактор эсеровских газет, личный секретарь Керенского.

1918 г . – арестован по обвинению в покушении на Ленина, затем скрывался в лесах на Севере. Опубликовал письмо о крахе эсеровского движения и своем выходе из этой партии. (Статья Ленина «Ценные признания П.Сорокина» – реакция на это письмо).

- 5 -

В 1920 г. – открывается ПЕРВЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в Петроградском университете (N.B.! институционализация). П.Сорокин становится его 1-м деканом, 1-м профессором социологии университета, пишет учебники по праву и социологии.

В 1920 г. выходит итоговая книга российского периода «СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ». В апреле состоялся открытый диспут по этой книге. В этой работе были сформулированы ПРИНЦИПЫ БУДУЩЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Основные идеи книги:

Теоретическая социология должна изучать общественные явления с позиций сущего (должного).

Она предполагает деление на 3 раздела:

  1. социальную аналитику (социальную анатомию и морфологию)
  2. социальную механику (изучение общественных процессов)
  3. социальную генетику (теории эволюции общественной жизни)

Методологически система построена на принципах неопозитивизма и бихевиоризма.

Формулирует тезис о том, что постоянной величиной социологии является социальное поведение, основанное на психо-физических механизмах, переменными величинами – субъективные аспекты поведения.

- 6 -

Интегральным фактором социальной жизни называет коллективный рефлекс.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА. Элементами социального явления рассматриваются:

индивиды - обладают нервной системой, потребностями, реакциями на стимулы

акты (действия) - состоят из внешних раздражителей и внутренних психических реакций

проводники общения (символы интеракции) - символы передачи реакций во взаимодействии (язык, деньги, письменность, музыка искусство)

Социальные группы разделяются на различные типы:

элементарные (семья, по признакам половой, возрастной, партийной, религиозной и т.д. принадлежности)

кумулятивные (сочетание элементарных группы – касты, классы, национальности)

сложные (сочетание кумулятивных и элементарных групп – население)

  1. СОЦИАЛЬНУЮ МЕХАНИКУ Сорокин сравнивал с физиологией общества. К числу факторов, влияющих на поведение человека, относил: космические, биологические и социально-психологические.
  2. СОЦИАЛЬНАЯ ГЕНЕТИКА – изучение зарождения и развития основных тенденций в строении населения и социальных процессах.

- 7 -

1922 – переломный год в судьбе Сорокина. Начинаются гонения за его разгромную рецензию книги Н.Бухарина «Теории исторического материализма».

Этот год – год ужесточения идеологического контроля за преподаванием общественных дисциплин. Были произведены массовые аресты. Буржуазная профессура отстраняется от преподавания. Под угрозой расстрела было предъявлено требование в 10-дневный срок покинуть страну.

В сентябре 1922 г. Сорокин с женой навсегда покидает Россию, выехав в Берлин. Там получает приглашение чешского президента Масарика и переезжает в Прагу. За год чешского периода подготовил к печати 5 книг, организовал издание нескольких журналов, читал лекции.

В 1923 г. получает приглашение американских социологов прочитать курс лекций в университетах о русской революции. Принимает приглашение и окончательно переезжает в США.

  1. АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД

На языковую адаптацию у Сорокина ушел год. Летом 1924 г. он приступает к чтению лекций в Миннесотском ун-те, в ун-тах Иллинойса и Висконсина. Сначала встречает резкое неприятие академических кругов, воспринимающих его как озлобленного политического эмигранта.

В защиту Сорокина выступили Ф. Гиддингс и Ч. Кули. Постепенно стало приходить признание.

- 8 -

Миннесотский период – один из самых продуктивных. В это время выходят:

«Социология революции»

«Социальная мобильность»

«Современные социальные теории»

«Систематическая антология сельской социологии» (в 3-х томах). Все это - огромные фолианты, написанные на неродном языке.

«СОЦИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ». Рассматривая с социологической т. зр. феномен революции, выделяет в ней 2 фазы – подлинно революционную и контрреволюционную (диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Ленина).

Выделяет 3 условия революционного взрыва:

возрастающее подавление инстинктов населения

их определяющий характер

бессилие контрольно-охранительных групп.

К базовым, определяющим инстинктам людей относит: пищеварительный, сексуальный, собственности, самовыражения, самосохранения и ряд др. Подавление инстинктов на групповом уровне приводит к нарушению социальных норм и асоциальному поведению.

- 9 -

Когда репрессивные меры, усталость и раздражение масс достигают критической точки, возникают условия для контрреволюционного переворота. Появляется потребность в сильном лидере или лидирующей группе, способной на установление жесткой власти – диктатуры.

Т.о., революционный переворот начинается с уничтожения социальных ограничений, а заканчивается закреплением других в еще более жесткой форме. Революция – это нарушение нормальных механизмов функционирования общества. Она порождает сдвиги на всех уровнях социальной организации.

«СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ» - классическое западное исследование по проблемам стратификации и мобильности. Его суть – в прояснении внутренней социальной динамики.

Социальная мобильность - нормальное, естественное состояние общества. Она представлена постоянными перемещениями из одной социальной позиции в другую:

индивидов,

групп и

ценностей.

- 10 -

Сорокин различает:

горизонтальную мобильность (переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне социальной стратификации) и

вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую, здесь также выделяются 2 типа: восходящая и нисходящая).

Вертикальную мобильность можно рассматривать в 3 аспектах, соответствующих 3-м формам стратификации:

политическом,

экономическом

профессиональном.

Восходящая вертикальная мобильность может быть представлена двояко:

как индивидуальная инфильтрация (просачивание, поднятие)

как коллективное восхождение, создание в более высокой страте новой социальной группы.

Основное препятствие для социальной мобильности – наличие определенных «сит» - механизмов тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. В мобильных обществах эти механизмы совпадают с традиционными нормами вертикальной мобильности – семьей, образованием, проф-ми организациями и др.

- 11-

Социальная циркуляция причинно обусловлена, целесообразна и контролируется различными институтами, за исключением периодов анархии и социальных потрясений. В нормальные периоды мобильность постепенна, регулируема и контролируема.

К постоянным факторам, влияющим на вертикальную мобильность, относит:

демографические

различия между родителями и детьми

динамику социального окружения.

Например, низкая рождаемость или высокая смертность приводят к социальному вакууму, который начинает заполняться представителями низших страт. Таким образом происходит круговая циркуляция внутри элит в обществе.

Нестратифицированное общество не возможно. Социальная стратификация – постоянная характеристика любого организованного общества. Она меняется по форме и как социальное явление существует всегда, обладает вневременными, сущностными характеристиками.

- 12 -

К 1930 г. вклад Сорокина в развитие теоретической и прикладной социологии был признан и на американском континенте. В этом году в Гарвардском университете открывается социологический факультет, и Сорокин, вплоть до отставки по возрасту становится его деканом. Пик преподавательской активности в Гарвардский период пришелся на 30-50 гг.

К концу 30-х гг. Сорокин предполагал разработать глобальный социологический труд, с привлечением эмпирического материала. Он получил от Гарвардского университета гигантский, по тем временам, грант в $ 10000 и привлек к проведению исследований аспирантов. В результате в 1941 г. выходит его главная 4-х томная работа «СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА», вызвавшая большой резонанс критики – более половины всех рецензий оказались положительными. Этот труд объединил практически все области гуманитарного знания в единую ИНТЕГРАЛЬНУЮ СОЦИОЛОГИЮ.

Далее - основные идеи работы.

Люди находятся в социальном взаимодействии, регулируемом:

бессознательными факторами (рефлексами)

биосознательными факторами (голодом, жаждой, половым влечением)

социосознательными факторами (нормами, ценностями, значениями).

- 13 -

Толпа является случайным, временным объединением людей. Общество характеризуется наличием устойчивых и причинно обусловленных связей, способностью порождать нормы, ценности и значения, разделяемые его членами.

Любое общество можно понять и описать только через систему присущих ему значений – норм и ценностей. Эту систему общества Сорокин называет единовременным культурным качеством.

Скрытые в индивидах и обществах культурные качества проявляются во всех достижениях цивилизации. Рассматривая культурные качества – знания, нормы и ценности , - можно выделить исторические периоды, на протяжении которых действуют сходные образцы.

Ими могут быть виды деятельности, способы материального производства, верования, мысли и т.д. Если акцентируется чувственная сторона человеческой природы, то усиливается воздействие чувственных образцов культурных ценностей; если рациональная, то начинают преобладать соответствующие образцы. При достижении баланса чувственных и рациональных стимулов формируются ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ.

- 14 -

Соответственно 3-м типам культур –

чувственно ориентированной

рационально ориентированной и

идеалистической

выделяются 3 типа мышления, утверждающие, что:

реальность обеспечивается восприятием органов чувств

истинная реальность нематериальна (акцент на духовном)

реальность представлена синтезом чувственного и внечувственного познания.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД применим при описании личности и культурных ценностей. Личность становится интегральной, если оказывается вписанной в систему культурных ценностей, и когда бессознательные мотивы и стимулы подчинены социосознательному «Эго». Культура становится интегральной тогда, когда общество добивается успеха.

Достижение ИНТЕГРАЛИЗМА означает закрепление логических связей всех компонентов общества и культуры.

В социологии дескриптивный (описательный) анализ должен основываться на приоритете культурных ценностей , даже там, где они явным образом не просматриваются.

- 15 -

Соответственно, говорить о научно-социологическом анализе таких понятий, как «класс», «социальная группа», «социальная роль», «социальная стратификация», можно лишь в контексте культурных макросистем, выявления связей значений-норм-ценностей.

Т.о., в «Социальной динамике» Сорокин представил попытку интегрального синтеза на уровне макросоциологии. Первичной единицей анализа такого рода социологии он рассматривал интегральную цивилизацию, обнаруживающую единство идеи, норм и ценностных ориентаций.

В 50-60 гг. непонимание коллег, академической общественности было почти абсолютным. Сорокин напоминал старца-проповедника и воспринимался как живой анахронизм. Он не оставил школы. Начинавшие работать с ним ученики уходили к Парсонсу и Мертону. Последний, начавший исследовательскую деятельность под руководством Сорокина, считается учеником Парсонса.

Не находя понимания коллег в академической среде, Сорокин обращается к общественности – через прессу и публицистические сочинения.

В этот период для него наиболее существенными были 2 идеи:

  1. Фиксация кризисного состояния общества, ориентированного на чувственную культуру, и необходимость его преодоления посредством перехода к духовно ориентированному обществу, к ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.

- 16 -

Выделяет 5 признаков кризисного состояния общества:

утилитарность

гедонизм (стремление к чувственному наслаждению)

меркантилизм (стремление из всего извлекать финансовую выгоду)

релятивизм нравственного сознания (нигилизм массового сознания)

господство силы в условиях отсутствия абсолютных моральных норм.

2. Идея конвергентного (сближающегося) развития 2 видов социальных систем – капиталистической и социалистической, с направлением движения к новому типу общества – ИНТЕГРАЛЬНОМУ. В начале 60-х гг. одним из первых, с большим опережением, начал говорить об этом.

В последние годы Сорокину удается разорвать круг изоляции. В 1964 г. 75-летний профессор избирается Президентом Американской социологической ассоциации.

Середина 60-х – были годами антиправительственных, антивоенных выступлений, массовых студенческих волнений. Сорокин, всегда резко критически относившийся к действительности, к коллегам, их трудам и идеям, - стал для студентов символом борьбы с истэблишментом. Его имя также было написано на студенческих знаменах в период студенческих волнений, связанных с отказом прохождения службы в армии во Вьетнаме.

- 17 -

Последние 2 года Сорокин тяжело болел и скончался в пригороде Кембриджа в 1968 г. в возрасте 79 лет.

В этом же году Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Питирима Сорокина за лучшую работу по социологии.

Основные итоги творчества П.Сорокина:

провозглашение идеи новой идеациональной культуры

обоснование необходимости и проповедь нравственного и духовного возрождения общества

утверждение принципов этики солидарности

последовательный интегрализм в развитии теоретического и прикладного социального знания

разработка макросоциологии, теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

 

 

Лекция 17. ПЛЮРАЛИЗМ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

ПЛАН

  1. Эмпирическая социология
  2. Критическая социология франкфуртской школы
  3. Теории агрессии
  4. Постфрейдистские и неофрейдистские концепции
  5. Социометрия
  6. Феноменологическая социология
  7. Этнометодология
  8. Структурализм, постсруктурализм
  9. Постмодернистская социальная теория
  10. Синтетические теории
  11. Структура научных революций и социология как полипарадигмальная наука

- 2 –

  1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Возникла как противоположность чрезмерно теоретизированной социологии Х1Х столетия , в 20-30 гг. ХХ столетия. Рассматривалась как позитивистская наука. Наибольшая популярность - в 30-50 гг.

Задачи ЭС:

решение новых задач по управлению общественными процессами

разработка средств контроля и регулирования общественной жизни.

В ЭС сформировались 2 основных течения:

  1. АКАДЕМИЧЕСКОЕ – университетское: зарождение и развитие отраслевых социологий, служащих методологическим основанием для конкретных социологических исследований.
  2. ПРИКЛАДНОЕ – организация конкретных, практических исследований, связанных с выполнением функций социальной инженерии.

Особое внимание было уделено процессам урбанизации и индустриализации. Наибольшие результаты были представлены ЧИКАГСКОЙ ШКОЛОЙ (Роберт Парк, Эрнст Бёрджес, Уильям Огборн, Луис Вирт).

- 3 -

ПЕРВАЯ ЗНАЧИМАЯ РАБОТА ЭТОЙ ШКОЛЫ – РАБОТА УИЛЬЯМА ТОМАСА И ФЛОРИАНА ЗНАНЕЦКОГО «ПОЛЬСКИЙ КРЕСТЬЯНИН В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ» (1918-1920). ЗДЕСЬ БЫЛО РАЗРАБОТАНО ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ», включающая 3 элемента:

объективные условия (нормы и ценности)

установки индивида и группы

определение ситуации действующим лицом.

Социальная дезинтеграция возникает, когда определение общества индивидом не совпадает с групповыми ценностями. Определение ситуации на уровне группы дает представление о нормах и ценностях. Определение ситуации на уровне индивида (на основе собственных представлений и норм группы) свидетельствует о степени конформности индивида.

В соответствии с этим выстраивается типология личностей по характеру приспособления к социальному окружению, с выделением типов:

мещанского (традиционные установки и стереотипы)

богемного (слабо связанные, неустойчивые установки)

творческого (логически связанные и творческие установки приводят к оптимальному определению ситуации.

- 4 -

Социальный прогресс определяется творческими личностями, поэтому социология должна быть переориентирована на изучение личных документов – биограмм (писем, документов, дневников).

Роберт ПАРК (1864-1944) является автором классической СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЕЕ суть состоит в том, что любая социальная эволюция предполагает единство 4-х последовательных стадий = 4-х «порядков»:

экологической (пространственное, физическое взаимодействие; размещение социальных институтов и миграция как форма социального поведения)

экономической

политической

культурной. (Последние 3 порядка обеспечивают контроль посредством согласования деятельности на основе юридических и экономических законов, моральных норм, правил и обычаев).

СЛЕДУЮЩИМ ВКЛАДОМ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ СТАЛА РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДА.

Эрнст БЁРДЖЕС (1886-1966) на основе теории социальной экологии Парка предпринял изучение ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ в Чикаго.

- 5 -

Бёрджес выдвинул гипотезу КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ЗОН, описывающую социальную неоднородность города. Здесь доминанта – бизнес-центр. Конкуренция (как основное экологическое понятие) определяет, какой вид бизнеса захватывает центральный район. Окружающее расширяющееся пространство называется зоной транзита, с соответствующими транспортными артериями, бульварами и парками.

Зоны изучались посредством картографирования, а затем – на основе включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Всего было выделено 75 естественных зон. Проверка гипотезы существования локальных сообществ Чикаго была произведена на основании дважды проведенных переписей населения.

Данные об этих сообществах и обоснование зональных гипотез были включены в университетские программы. В результате социология города приобрела инструментальный характер. Ее основной целью стало достижение социального согласия и установление социального контроля. Типы локальных сообществ определялись на основе функционального разделения труда.

В рамках Чикагской школы также была разработана УРБАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Луиса ВИРТА (1897-1952). Он разработал понятие «городской образ жизни» и описал особый городской тип личности, формирующийся в этих условиях.

- 6 -

Городскую культуру Вирт описал как основанную на поверхностных анонимных контактах и деловых кратковременных связях. В городе происходит ослабление территориальных связей, повышение социальной мобильности, снижение роли традиций и уменьшение роли семьи.

В 60-е гг. концепция урбанизма подверглась значительной критике. Оппоненты считали, что городской образ жизни определяется не системой населения, а социальным положением и жизненными циклами человека.

В 70-е гг. сложилась т.называемая городская социология, основное внимание сосредоточившая на изучении социально-территориальных последствий массового применения новых технологий.

В 60-70-е гг. самой мощной школой эмпирической социологии становится НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она предъявила много имен и направлений отраслевых социологий. Наиболее известным был Хельмут ШЕЛЬСКИЙ (1912-1984), основавший в Билефельдском университете крупнейший социологический центр.

- 7 -

Шельский считал, что структура социологии должна быть представлена восхождением от:

эмпирических исследований к

социологической теории, а затем к

критической теории социального, включающей изучение критической рефлексии субъекта, его нравственных качеств и деятельности по поддержанию социальных институтов. Именно критическая теория, надстраивающаяся над предыдущими уровнями, позволяет понять и проинтерпретировать состояние общества в конкретных условиях.

В 80-90-е гг. самыми популярными отраслевыми социологиями в немецкой традиции стали индустриальная социология и социология труда.

В этот же период ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ становится отраслью индустрии. Значительно возрастает число городских структур и частных фирм, разрабатывающих социоинженерные проекты.

Также в этот период АКАДЕМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ способствовало введению новых курсов отраслевых социологий в университетские программы, обеспечивая и теоретико-методологическую базу для прикладных исследований.

- 8 -

В 80-е гг. ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ, в свою очередь, подразделилось на 2 поднаправленияСОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ и КЛИНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Они использовали разные методы. В первом случае после проведения исследований предлагались рекомендации по изменению структуры деятельности (например, компании). Во втором – проводились социально-психологические тренинги, с целью переориентации сознания на адаптацию к возникающим изменениям.

В конце ХХ столетия в эмпирической социологии гигантски вырос спрос на исследования, на достоверное, конкретизированное знание. Произошли изменения в профессиональном статусе социолога – возник новый тип социолога-эксперта, -консультанта, -аналитика. Деятельность социолога преодолела университетские стены и оказалась востребована бизнесом, правительством, промышленностью, городскими администрациями и сервисными структурами.

2. КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ (далее – теоретические направления)

Название – по месту нахождения ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ во ФРАНКФУРТЕ-на-МАЙНЕ (Германия).

- 9 -

Но оно достаточно условно, т.к. с 1933 г. Ин-т переместился в Женеву, его филиал – в Париж, а в 1938-39 гг. директор Ин-та Макс ХОРКХАЙМЕР и сотрудники выезжают в США, где деятельность продолжалась в Нью-Йорке при Колумбийском университете. И только в 1950 г. основная часть сотрудников вновь возвращается во Франкфуртский университет во Франкфурте-на-Майне.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Макс ХОРКХАЙМЕР (1895-1973)

Теодор АДОРНО (1909-1969)

Герберт МАРКУЗЕ (1895-1979)

Эрих ФРОММ (1900-1980)

Юрген ХАБЕРМАС (1929)

предприняли поиск методов познания не только типичных, но и уникальных явлений. Поэтому в сферу социологического анализа оказались включены проблемы культуры и политическая практика.

Основная ориентация представителей франкфуртской школы – гуманистическая. В центре изучения – проблемы личности.

- 10 -

Франкфуртская школа стала оппонентом (противником) позитивистских и неопозитивистских концепций. На критике этих подходов основывалась «КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» М.Хоркхаймера и «КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА» Т.Маркузе. Впоследствии эти близкородственные теории стали называть одним синтетическим условным наименованием «КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ».

К теоретическим источникам франкфуртской школы относят марксизм и фрейдизм. Поэтому в литературе это направление иногда называют одним из вариантов неомарксизма, а Г.Маркузе – родоначальником фрейдомарксизма, поскольку он первым попытался соединить марксизм с психоанализом.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ представителей франкфуртской школы:

  1. Критика позитивизма, естественно-научной модели познания в социальных областях.
  2. Критика экономизма ортодоксального марксизма.
  3. Критика развитого капитализма.
  4. Соединение идей психоанализа З.Фрейда с социальной теорией К.Маркса.

- 11-

5. Критика инструментальной рациональности как основного принципа деятельности современного общества.

Теории франкфуртской школы называют не только неомарксистскими, но и ревизионистскими, поскольку:

  1. Была предпринята ревизия марксизма с изъятием из него экономического детерминизма.
  2. Эклектично привлекались психоаналитические и социологические объяснительные механизмы.
  3. Отвергалась идея о революционной миссии пролетариата.
  4. Для современного общества наиболее значимыми рассматривались идеи культуры и искусства, дающие больше конструктивных возможностей для изменения и усложнения ОЖ.