Лекция № 5.


Тема: Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте.

 

План.

1. Общее понятие об орфографической пропедевтике. Её задачи в период обучения грамоте.

2. Развитие у учащихся орфографической зоркости.

3. Упражнения на развитие орфографической зоркости при зрительном восприятии материала. Обучение списыванию.

4. Упражнение для развития орфографической зоркости при восприятии материала на слух. Обучающие диктанты.

 

Термином «пропедевтика» обозначают изучение чего-либо на практической основе, без специального изучения теории, дотеоретическое изучение материала. Орфографическая пропедевтика – это изучение орфографии на практической основе, формирование орфографических умений, обеспечивающих в дальнейшем успешное овладение нормами правописания.

Цель орфографической пропедевтики в период обучения грамоте – сформировать у учащихся прочные основы, фундамент орфографической грамотности. Цель достигается благодаря решению следующих конкретных задач:

1) Развитие орфографической зоркости учащихся;

2) Формирование у детей умений проверять или объяснять написанное простейшими способами;

3) Обучение детей списыванию с готового текста;

4) Обучение детей письму под диктовку;

5) Развитие речи и мышления детей.

Остановимся подробнее на решении каждой из поставленных задач.

 

Орфографической зоркостью принято называть умение выделить в тексте опасные места, или орфограммы. Орфограмма – это:

1. «Трудное для написания место в тексте».

2. «Опасное место», то есть место, в котором можно допустить ошибку.

3. Это написание, которое не устанавливается на слух.

 

Задания для самостоятельной работы:

· Прокомментируйте каждое из предложенных определений орфограммы. Какое из них Вы считаете наиболее удачным?

· Почему в методической литературе некорректным считается следующее определение орфограммы: «Орфограмма – это место в слове, где написание не соответствует произношению»?

· Приведите примеры орфограмм в разных словах.

В настоящее время широкое распространение получила методика развития орфографической зоркости, разработанная П.С. Жедек в 60-х годах 20 века.

 

Прочитать:

1. П.С. Жедек. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии. – В кн. Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М.: Просвещение, 1974.

2. Н.С. Кузьменко «Формирование у первоклассников орфографической зоркости // Начальная школа, 1983 г., № 10.

3. М.С. Соловейчик. Знакомство с первыми орфограммами и начало работы над орфографической зоркостью. - В кн.

 

Согласно методике П.С. Жедек, уже в 1 полугодии первого класса учащихся необходимо познакомить с понятием «орфограмма» («опасное место в слове»), опознавательными признаками орфограмм для гласных и согласных и на этой основе сформировать умения обнаруживать орфограммы в тексте, то есть в значительной степени развить орфографическую зоркость учащихся, создав фундамент для дальнейшего изучения орфографии.

Почему нужна специальная работа над орфографической зоркостью? Она нужна потому, что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, не обращаются к ним, не знают, где их можно использовать.

Когда лучше начинать работу над орфографической зоркостью? По мнению П.С. Жедек, только после того, как у детей начал формироваться фонематический слух, когда накопился опыт восприятия не только написанного, но и звучащего слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква»:

С чего начинать работу?

Со знакомства с признаками наиболее распространенных орфограмм (опасных мест) в словах.

Для гласных это:

· Положение без ударения (соснóвая);

· Положение слогах жии, чуу.

Для согласных:

· Положение парного по звонкости-глухости согласного на конце слова (суп, дуб, гриб);

· Положение парного по звонкости-глухости согласного перед другим парным согласным (грибки, кружки)

Как начать работу?

Наиболее детально и последовательно методика П.С. Жедек реализована в букварях М.С. Соловейчик и В.В. Репкина. М.С. Соловейчик считает наиболее подходящими сроки знакомства детей с орфограммами (опасными местами) для гласных 2 четверть (ориентировочно – ноябрь месяц).

Для первого знакомства учащимся предлагается для анализа слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например слова «лиса» и «леса» из русской народной сказки:

«Несет меня лиса

За синие леса»

Приведем фрагмент урока.

После короткой беседы (вспоминаем сказку, чьи это слова) из произнесенного учителем упражнения выделяются слова, которые звучат одинаково (лиса – леса). Проводится звуковой анализ слов, устанавливается, что первый гласный звук в этих словах – [и]. Уточняется, что он безударный.

- А теперь посмотрим, как пишутся эти слова (открываются заранее записанные на доске слова.). Прочитаем первое слово (лиса). Какой буквой обозначен звук [и]? (Буквой «и»). Прочитаем второе слова (леса). Какой буквой здесь обозначен звук [и]? (Буквой «е»).

- Посмотрите, какой хитрый безударный звук [и]. Он может быть обозначен то буквой «и», то буквой «е». Давайте это покажем на схеме:

Е

[И]

И

- Можно ли доверять при письме этому хитрому звуку? (Нет).

Далее дети наблюдают, как на письме обозначается безударный звук [а] (трава – дрова) и делают общий вывод о том, что безударным гласным звукам на письме доверять нельзя, это опасные места в словах.

Примерно так же организуется работа по ознакомлению с опасными местами для согласных звуков.

Задание для самостоятельной работы: найдите в букваре М.С. Соловейчик соответствующие страницы, на которых происходит знакомство учащихся с опознавательными признаками орфограмм и разработайте фрагменты конспектов уроков: изучение нового материала.

Составной частью орфографической работы в период обучения грамоте является изучение нескольких орфографических правил:

· Оформление границ предложения;

· Раздельное написание слов внутри предложения;

· Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных и других собственных именах;

· Правописание гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу;

· Правила переноса.

Остановимся на некоторых рекомендациях, связанных с изучением этих правил.

· Правила оформления границ предложения в письменной речи усваиваются еще в подготовительной период обучения грамоте при знакомстве с понятием «предложение» (см. соответствующую лекцию).

· Правила о правописании слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу изучаются на уроках знакомства с соответствующими буквами. Способы могут быть различными: сообщение правила; рассказывание сказки о «споре» букв; исторический комментарий о том, что когда-то звуки [ж, ш] были мягкими, а [ч] и [щ] – твердыми. Звуки изменили свой характер, а написание закрепилось и сохранилось до сих пор.

· Правила о написании заглавной буквы в именах собственных сообщаются учащимися постепенно по мере появления соответствующих слов на страницах букваря.

· Работа над правилами переноса носит сугубо практический характер. Она начинается тогда, когда у детей при письме появляется необходимость переноса слов со строки на строку. Сообщается общая норма: слово переносятся по слогам. Правило не переносить на другую строку и не оставлять на строке одну букву, даже если она равна слогу – желательно также объяснить, так как такие случаи часто встречаются в практике письме. Остальные исключения из этого правила (о переносе ь,й, слов с удвоенными согласными) сообщаются позже, во 2 классе.

Таким образом, в период обучения грамоте первоклассники знакомятся с некоторыми правилами письма, а также с опознавательными признаками орфограмм для гласных и согласных. Все эти сведения можно в обобщенном виде представить в динамической таблице. Она может быть примерно следующей.

 

Опасные при письме места.

 

 

Жи-ши чу-щу

Ча-ща

 

Подобная таблица (ее постепенное заполнение, а также обращение к ней на уроках письма) поможет детям усвоить круг распространенных орфограмм (опасных мест), с которыми дети сталкиваются при письме.

Однако это усвоение будет более полноценным, если учитель будет постоянно использовать в своей работе упражнения на тренировку орфографической зоркости учащихся.

Упражнения на развитие орфографической зоркости можно поделить на две большие группы (М.С. Соловейчик):

1) Упражнения в списывании, или упражнения при зрительном восприятии материала.

2) Диктанты, или упражнения при восприятии материала на слух.

Рассмотрим подробнее 1-ую группу.

М.С. Соловейчик выделяет следующие их разновидности:

1. Нахождение «опасных мест» в отдельных словах, предложениях на страницах букваря, прописи, на доске. Обозначение опасных мест: подчеркиванием, если учащимся уже знакомо правило, точкой – если учащиеся правило написания подобной орфограммы еще не знают.

 

Наступúла холóдная погóда.

 

 

2. Два вида чтения печатного слова: «как написано» и «как говорят», то есть орфографическое и орфоэпическое чтение. Наблюдение над сходством и различием написания и произношения М.С. Соловейчик предлагает ставить на буквами знаки +, или -, в зависимости от того, совпадает буквы со звуком или нет.

 

ПОДБЕРÉЗОВИК

 

3. Списывание по памятке № 1 (Прием разработан П.С. Жедек). Памятка для списывания предлагает проводить работу по списыванию слова или предложения следующем порядке:

1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.

2. Отмечает «опасные места».

3. Читаем еще раз вслух так, как написано.

4. Повторяем, как было написано (не глядя в запись).

5. Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом так, как было написано, отмечаем «опасные места».

6. Открываем и проверяем:

· Читаем по слогам и проверяем, все ли звуки обозначены (дужками обозначаем слоги)

· Сверяем «опасные места» - все ли обозначены, правильны ли буквы.

Главные преимущества подобного упражнения состоят в том, что:

а) до списывания дети проводят подробный орфографический разбор текста;

б) списывание сопровождается орфографическим чтением;

в) проводится очень детальная проверка выполненной работы.

Приведем пример фрагмента урока письма:

- Спишем предложения: На полянке вырос гриб.

- Прочитайте его. О чем в нем говорится. Где вырос гриб? Какие съедобные грибы могут вырасти на полянке? Сколько слов в этом предложении? Какие?

- Прочитаем еще раз предложение и отметим все опасные места. (вначале – правила предложения, а затем – опасные места в каждом слове).

 

На полянке вырос гриб

 

 

- Прочитаем предложение так, как оно написано.

- Списываем предложение, проговаривая вслух так, как надо писать.

- Проверим.

На полянке вырос гриб

 

- У кого нет ни одной ошибки? Кто допустил одну ошибку? Какую? И т.д.

 

Задание для самостоятельной работы: составить 2-3 подобных фрагмента урока (прописи и материал для списывания – по Вашему выбору).

 

Вторую группу упражненийдля развития орфографической зоркости составляют так называемые упражнения при восприятии материала на слух (терминология М.С. Соловейчик):

1. Определение, если ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть – то сколько, гласные или согласные. Ответ учащиеся могут давать на пальцах, словесно, карточками, светофорами и др.

2. Фонетико-орфографический разбор: составление звуковой схемы слова и обозначение в ней тех мест, которые при письме станут «опасными». Если схема выкладывается из карточек-фишек, то под ними кладутся красные сигналы опасности; если схема чертится – карандашом или ручкой ставятся точки.

3. Печатание отдельных слов с «окошками» вместо «опасных мест (по следам фонетико-орфографического разбора. На месте пропуска буквы («окошка») обязателен сигнал «опасности».

4. Обучающие диктанты.

Технология проведение подобных диктантов разработана М.С. Соловейчик. Она включает следующие ступни работы:

· Учитель читает (офроэпически) предложение, а дети слушают его, чтобы понять и запомнить.

· Записывают предложение схематически (черточками), подчеркивают «опасные места» (известные правила).

· Диктуют себе предложение снова и «записывают» каждое слово слоговыми дугами над черточками.

· Учащиеся произносят каждое слово, ставят в нем ударение, отмечают «опасные места».

· Учитель читает предложение еще раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания (в трудных местах). Дети в «опасные места» на схеме вписывают нужные буквы.

· Под орфографическую самодиктовку первоклассники записывают предложение и отмечают «опасные места».

· Учитель читает предложение, а дети проверяю, читая по слогам и помогая себя карандашом.

Пример.

- Ребята, запишем под диктовку предложение: Выпал белый пушистый снег.

- О чем говорится в этом предложении? Что о нем сообщается? Когда можно наблюдать такую картинку? Сколько слов в этом предложении? Какие?

- Запишем предложении схематически:

 

└──_ ── _ ── .

- Отметим на схеме известные нам правила.

- Проговорим еще раз предложение, и каждое слово обозначим словами дугами над черточкой.

 

- Отметим в каждом слове «опасные места».

 

 

- Я произнесу предложение, проговаривая отчетливо слова в «опасных местах», а вы впишите нужные буквы на схеме.

 

- Проговорите предложение так, как его нужно писать, Пишите под орфографическую самодиктовку.

 

- Проверим, как вы записали предложение. Я его прочитаю, а вы с карандашом в руках проверьте, все ли буквы записаны, а также сверьте «опасные места».

 

Выпал бéлый пушúстый снег.

 

 

- Кто не допустил ни одной ошибки? Кто ошибся один раз? И т.д.

 

Задания для самостоятельной работы: составьте 2-3 подобных фрагмента урока (прописи и материал для письма – на Ваш выбор).