Лекция 4.


Тема: Методика обучения письму. Структура и содержание уроков письма в период обучения грамоте.

 

План

1. Сущность навыка письма.

2. Особенности содержания и структуры уроков письма на элементной стадии.

3. Особенности содержания и структуры уроков письма на буквенной стадии.

4. Типичные графические ошибки учащихся, приёмы их предупреждения и преодоления.

Одной из важных задач обучения грамоте является формирование у учащихся полноценного навыка письма. Навык письма – синтетический навык. Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический. Эти компоненты взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Условно их можно отграничить друг от друга и рассмотреть отдельно. Каллиграфический навык (от гр. «kalligraphia» - искусство писать четким и красивым почерком) – это навык красивого и правильного написания букв и их соединений в словах. Графический навык (от гр. «grapho» - пишу, черчу, рисую) – это навык обозначения звуков на письме соответствующими буквами, навык установления соотношений между звуками, единицами звучащей речи, и буквами – специальными значками, служащими для обозначения звуков на письме. Орфографический навык (от гр. «orphos» - правильный) – это навык правильного письма, предусматривающий соблюдение при письме норм русского правописания, орфографии.

В период обучения грамоте учитель заботится о формирования навыка письма в целом, то есть работает над тем, чтобы учащиеся овладели написанием всех букв русского алфавита, научились правильно соединять их в слова, и также освоили простейшие правила и нормы русской графики и орфографии и научились соблюдать их при письме.

Как всякий интеллектуальный навык, навык письма – это «автоматизированный компонент сознательной деятельности». (Рубинштейн) Это означает, что в основе навыка письма лежит комплекс сознательных операций, подвергающихся автоматизации в процессе длительной систематической и целенаправленной тренировки.

Анализ действия письма и его составляющих позволяет выделить следующие операции, лежащие в его основе:

1. Соблюдение гигиенических норм письма.

2. Зрительное или слуховое восприятие звуков, букв, слов, предложений.

3. Установление звуко-буквенных соответствий.

4. Отыскание орфограмм, определение их типов.

5. Применение орфографических правил.

6. Написание слов с соблюдением норм каллиграфии, графики и орфографии.

7. Проверка написанного.

Перечень операций, лежащих в основе навыка письма, еще раз убедительно свидетельствует о связанности и взаимообусловленности всех компонентов навыка письма: каллиграфического, графического и орфографического.

В процессе систематических тренировочных упражнений перечисленные действия (операции) подвергаются автоматизации, выходят из-под контроля сознания. Но не все. Какие действия, по-вашему, подвергаются полной, а какие – неполной автоматизации?

Процесс формирования навыка письма у учащихся начальных классов – длительный и сложный. В нем принято выделять три стадии:

1. Стация элементного письма.

2. Стадия буквенного письма.

3. Стадия связного, скорописного письма.

Рассмотрим их подробнее.

1. Стадия элементного письма.

Сроки. Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, в школе соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву и учатся читать ее, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней.

В соответствии с этим, добуквенной ступени подготовительного периода обучения чтению соответствует добуквенная (элементная) стадия обучения письму.

На этой стадии учитель должен решить следующие конкретные задачи:

1) Познакомить учащихся с гигиеническими нормами письма, научить соблюдать эти нормы в процессе работы (положение тела при письме, положение тетради, ручки, рабочая и дополнительная строка, верхняя и нижняя линейка и т.д.)

2) Совершенствовать координацию движений учащихся (укреплять мелкие мышцы пальцев, развивать глазомер и т.д.)

3) Познакомить учащихся с основными элементами букв, научить их писать основные элементы букв.

4) Развивать речь и мышление детей.

Выделяют три разновидности упражнений для развития координации движений и укрепленные мелкой мускулатуры пальцев.

· Упражнения на развитие мускульной памяти (рисование, обводка, штриховка). Для штриховки используются все известные элементы букв. Детей знакомят с правилами штриховки: штриховать только в заданном направлении ( ); не выходить за контуры рисунка; соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Для штриховки предлагается использовать книжки-раскраски, а также альбомы, в которых дети с помощью специальных лекал делают свои рисунки, а затем их «раскрашивают» - штрихует. (См. работу Е.Н. Потаповой «Радость познания»).

· Упражнения для развития тактильной памяти (обводка образца элемента буквы или самой буквы, изготовленной из наждачной бумаги. Обводка производится указательным пальцем по направлению письма).

· Конструирование или переконструирование букв из специальных шаблонов (элементов).