Процесс формулирования миссии, целей и разработки обеспечивающих планов.


Характеристика факторов, влияющих на организацию

Внешние факторы, влияющие на организацию (как правило, находящиеся вне пределов влияния менеджеров), подразделяют на две группы:

· экономические, научно-технические, политические, международные, состояние природной среды и пр. (среда косвенного воздействия);

· потребители, конкуренты, поставщики, трудовые ресурсы общества, профсоюзы, законы и пр. (среда прямого воздействия).

Внутренняя среда организации – кадры, организация управления, производство, финансы, маркетинг, организационная культура.

Под организационной культурой понимают особенности восприятия сотрудниками и руководством приоритетных задач своей организации, которые в контексте организационной культуры определяются тем, в какой степени материальное благосостояние сотрудников является приоритетной целью для руководства организации, и в какой степени стратегические цели организации являются приоритетными для сотрудников.

 

Первыми и, вероятно, самым важным шагом при планировании является выбор миссии организации. Миссия организации – основная общая цель организации, четко выраженная причина, смысл существования организации и ее предназначение. Миссия предает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна включать в себя ответы на следующие вопросы:

· Какой деятельностью занимается организация?

· Кто является клиентами организации, и какие потребности клиентов может удовлетворить организация?

Получение прибыли не может быть миссией организации, т.к. прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему организации. “Успешный бизнес не может быть нацелен на получение прибылей, они должны быть результатом успешного ведения дел”.

Формулировка не должна раскрывать конкретную стратегию, которую использует организация для конкуренции на рынке.

Общие цели организации формулируются и устанавливаются на основе ее миссии, определяя к чему она стремится.

В общих чертах цель всякой организации – преобразование ресурсов (люди, капитал, материалы, технологии и информация) для достижения результатов.

Цели должны обладать рядом характеристик:

· конкретностью и измеримостью (Что? Сколько?);

· ориентированностью во времени (Когда?);

· достижимостью, т.е. обеспеченностью ресурсами и не устойчивостью к внешним факторам и т. п. (SMART-цели).

После того как определены миссия, цели, проведен анализ внешней и внутренний среды, переходят к разработке и выбору стратегии организации.

Стратегия организации – общий, всесторонний, конкретный, долгосрочный план достижения цели (целей), разрабатываемый высшим руководством организации.

Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы.

1. Ограниченный рост - установление целей от достигнутого уровня, скорректированных с учетом инфляции.

2. Рост - значительное превышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Рост может быть внутренним и внешним.

3. Сокращение – уровень целей устанавливают ниже достигнутого в прошлом. Существует несколько вариантов сокращения: ликвидация, отсечение, переориентация.

4. Сочетание – объединение любых из трех упомянутых стратегий.

Понятие и классификация функций менеджмента

Исторически первая классификация принадлежит Анри Файолю.

Файоль сформулировал утверждение, что управлять производственным процессом – значит обеспечить правильное выполнение 6 функций:

1) Технической (функция оперативного управления)

2) Коммерческой (все операции снабжения и сбыта)

3) Учетной (операции бухучета, отчетности, статистика)

4) Финансовой (аккумулирование и распределение денежных средств)

5) Страховой (охрана имущества и лиц)

6) Административной (распорядительство, координация, контроль, организация)

Первые 5 функций выделены по объектам управления. Эти функции называются – специальными, по ним осуществляется специализация менеджера.

Файоль первый, кто выделил административную функцию: ее элементы – предвидение, организация, распорядительство, контроль и стимулирование.

"Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах Файоля сформулированы основные функции управления.

Функции управления – это множество управленческих работ, имеющих общее содержание.

 

Функции Операции
Планирование Анализ среды. Прогнозирование. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Разработка тактики, политики организации и программы действий. Установление сроков выполнения, определение источников финансирования.
Организация Разработка и построение организационной структуры. Определение должностных обязанностей для каждого структурного элемента. Делегирование полномочий. Распределение ответственности.
Руководство Разработка процесса принятия решений. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.
Координация Организация системы коммуникаций. Обеспечение согласованности. Взаимодействие между подсистемами в организации. Мотивационные действия.
Контроль Разработка стандартов. Определение, оценка и информирование об отклонении действительных значений от заданных или их совпадениях. Анализ результатов. Оценка деятельности. Корректирующие действия.