Разъединяющие формы


Объединяющие формы

Вопрос

ЛЕКЦИЯ № 2

Природа языка: сущность языка и его функции. Происхождение языка. Закономерности его исторического развития

План:

  1. Язык как социальное (общественное) явление.
  2. Функции языка.
  3. Язык и мышление.
  4. Теории происхождения языка.
  5. Современные представления о происхождении языка.
  6. Образование языков народностей, территориальных диалектов и наречий.
  7. Образование и развитие национальных языков.
  8. Взаимодействие языков в их историческом развитии.
  9. Внешние и внутренние факторы развития языков.

Литература:

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

3. Перетрухин В.И. Введение в языкознание. – М.: МГЗПИ,1984.

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: 1967.

5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.:1975.

Язык есть естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система, обладающая свойством социальной предназначенности: она существует не для отдельного индивида, а для сообщества людей.

Принято считать, что язык – явление общественное. Это представление вытекает из того, что сам язык возникает вместе с обществом. Ребенок, рожденный от говорящих родителей, но лишенный возможности жить среди людей, никаким языком не обладает. Если отлучение от человеческого общества продлится достаточно долго, то у этого несчастного «маугли» вообще исчезает возможность когда-либо овладеть языком людей, да и способность полноценно мыслить тоже. Жестокий «эксперимент» шаха Аббаса, приказавшего изолировать множество младенцев под присмотром евнухов с отрезанными языками, красноречиво показал, что в подобной ситуации у детей естественным образом вырабатывается вой, мяуканье, визг, лай, нечленораздельные звуки, но не язык.

«Язык возможен только в обществе. Уединенная работа мысли может быть успешна только на значительной ступени развития, при пользовании письменностью, отчасти заменяющей беседу. Лишение общества и его суррогатов может довести до отупения или сумасшествия даже высоко развитого человека» (А.А. Потебня).

Язык существует в различных социальных формах, которые делятся на формы (1) объединяющие и (2) разъединяющие людей.

· идиолект (речь индивида);

· говор (речь деревни или группы деревень);

· диалект (язык определенной территории);

· литературный язык (язык общества в целом, отличающийся социально регламентированной нормированностью);

· средство межнационального общения;

· мировой язык.

· жаргоны;

· арго;

· так называемые мужские и женские языки;

· кастовые и культовые языки.

Бесспорное утверждение, что язык – общественное (социальное) явление, не отрицает того, что и сам человек, и его язык – явление социально-биологическое, а потому и у языка есть врожденная, биологическая подоснова. Речь идет не о врожденности конкретного языка – русского, английского или французского, - а о врожденности языковой основы, на которой «случайно и исторично» вырастает речь каждого человека и языки человечества.

Специалисты сообщают, что имеется серия экспериментальных данных, подтверждающих биологическую регуляцию процесса овладения языком. Гены, отвечающие за язык, расположены на Х-хромосоме. Показательна разница между дефектами развития речи однояйцевых близнецов, с одной стороны, и разнояйцевых близнецов – с другой: в первом случае гораздо больше совпадений, чем во втором, когда речь одного из близнецов может вообще не иметь дефектов.

Исследовательница из канадского университета обследовала три поколения семьи из тридцати человек, у шестнадцати из которых отсутствовала способность к изучению правил грамматики, и пришла к выводу о том, что имеются убедительные свидетельства существования единственного доминантного гена, контролирующего способность к изучению грамматики. Если этот ген дефектен, страдает способность к запоминанию грамматических правил.

Таким образом,

1) язык не природное, не биологическое явление;

2) существование и развитие языка не подчинено законам природы;

3) физические признаки человека (например, расовые) не имеют отношения к языку;

4) языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных (теория И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах: впечатления, ощущения, представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое) – «это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными»; Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий и словом; «Огромное преимущество человека над животными заключается в возможности иметь общие понятия, которые образовались при помощи слов…», «…Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную системудействительности, будучи сигналом первых сигналов».