Учебно-методический материал


Раздел №1

«Теоретические основы криогенной техники»

По специальности «Эксплуатация и ремонт средств аэродромно-технического обеспечения самолетов и вертолетов»

 

 

Обсуждено на заседании ПМК №2

Протокол № __________________

от «__» _________________20__г.

 

Уфа 2011

Оглавление

Тема № 1. СЖАТИЕ ГАЗОВ.. 5

Лекция №1. Назначение, содержание дисциплины. Принцип работы компрессоров и воздухоразделительных установок. 5

Учебный вопрос № 1. Назначение и содержание дисциплины. 5

Учебный вопрос № 2. Роль газов в обеспечении полетов авиации. 11

Учебный вопрос № 3. Назначение, классификация, характеристики и области применения компрессоров 14

Учебный вопрос № 4. Построение диаграммы S – Т. 19

Групповое занятие № 1. ПРОЦЕССЫ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО И МНОГОСТУ-ПЕНЧАТОГО СЖАТИЯ ГАЗОВ.. 22

Учебный вопрос № 1. Одноступенчатое сжатие и его предел. 22

Учебный вопрос № 2. Многоступенчатое сжатие. 27

Тема № 2. ОЧИСТКА И ОСУШКА ВОЗДУХА. 31

Лекция №1. Очистка и осушка воздуха. 31

Учебный вопрос № 1. Необходимость очистки и осушки воздуха. 31

Учебный вопрос № 2. Способы очистки воздуха. 37

Групповое занятия №2. Комплексная очистка и осушка воздуха синтетическими цеолитами 41

Учебный вопрос № 1. Характеристики адсорбентов. 41

Учебный вопрос № 2. Комплексная очистка и осушка воздуха синтетическими цеолитами 43

Практическое занятие № 1. АДСОРБЕРЫ ВОЗДУХОРАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ. 48

Учебный вопрос № 1. Адсорберы ВРУ и взрывоопасность. 48

Тема № 3. РАСШИРЕНИЕ ГАЗОВ. 54

Лекция № 1. ДРОССЕЛИРОВАНИЕ ГАЗОВ. 54

Учебный вопрос № 1. Сущность процесса дросселирования. 54

Учебный вопрос № 2. Эффекты дросселирования. 59

Учебный вопрос № 3. Применение процесса дросселирования и влияние различных факторов на его эффективность. 62

Групповое занятие № 2. Расширение газов с отдачей внешней работы. 64

Учебный вопрос № 1. Назначение и классификация детандеров. 64

Учебный вопрос № 3. Общее устройство и рабочий процесс турбодетандеров. 69

Учебный вопрос № 4. Сущность процесса расширения газов с отдачей внешней работы.. 72

Учебный вопрос № 5. Характеристика процесса расширения газов. 74

Тема № 4. ГЛУБОКОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ. 77

Лекция № 1. глубокое охлаждение и его циклы. 77

Учебный вопрос № 1. Классификация циклов глубокого охлаждения. 77

Учебный вопрос № 2. Абсорбционная холодильная установка. 79

Учебный вопрос № 3. Пароэжекторная холодильная установка. 81

Учебный вопрос № 4. Газовые холодильные машины.. 82

Групповое занятие № 2. Основные способы получения холода. 85

Учебный вопрос № 1. Основные способы получения холода, используемые в действительных циклах глубокого охлаждения. 85

Учебный вопрос № 2. Холодильные циклы с дросселированием.. 88

Групповое занятие № 3. холодильные циклы с расширением воздуха в детандерах. 93

Учебный вопрос № 1. Холодильный цикл среднего давления с расширением воздуха в поршневом детандере. 93

Учебный вопрос № 2. Холодильный цикл высокого давления с расширением воздуха в поршневом детандере. 95

Учебный вопрос № 3. Цикл низкого давления с расширением воздуха в турбодетандере (цикл Капицы) 97

Тема № 5. ректификация. 100

Лекция № 1. процессы испарения и конденсации. 100

Учебный вопрос № 1. Общая характеристика процессов испарения и конденсации. 100

Учебный вопрос № 2. Равновесие между жидкостью и паром в системе «кислород-азот» и диаграммы её равновесного состояния. 103

Групповое занятие № 2. процесс ректификации. 108

Учебный вопрос № 1. Сущность процесса ректификации. 108

Учебный вопрос № 2. Однократная ректификация бинарной смеси. 113

Учебный вопрос № 2. Двукратная ректификация бинарной смеси. 116

Тема № 6. ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ВОЗДУХОРАЗДЕЛИ-ТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК. 120

Лекция № 1. ТЕПЛООБМЕННИКИ. 120

Учебный вопрос № 1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов. 120

Учебный вопрос № 2. Рекуперативные теплообменники. 121

Групповое занятие № 2. КОНДЕНСАТОРЫ-ИСПАРИТЕЛИ.. 129

Учебный вопрос № 1. Классификация и характеристики конденсаторов-испарителей. 129

Учебный вопрос № 2. Теплоотдача при конденсации пара. 134

Учебный вопрос № 3. Теплоотдача при кипении. 136

Групповое занятие № 3. РЕГЕНЕРАТОРЫ... 140

Учебный вопрос № 1. Принцип действия регенераторов. 140

Учебный вопрос № 2. Очистка воздуха от воды и двуокиси углерода в регенераторах. 142

Учебный вопрос № 3. Способы обеспечения незабиваемости регенераторов. 146

Практическое занятие № 4. РЕКТИФИКАЦИОННЫЕ КОЛОННЫ... 151

Учебный вопрос № 1. Назначение и состав ректификационных колонн. 151

Учебный вопрос № 2. Классификация ректификационных колонн. 153

Учебный вопрос № 3. Конструкция ректификационных колонн промышленных установок разделения воздуха. 157

Тема № 7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГАЗОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АВИАЦИИ.. 169

Лекция № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВЕЩЕСТВ В ГАЗЕ. 169

Учебный вопрос № 1. Требования к качеству газов, применяемых в авиации. 169

Учебный вопрос № 2. Виды и объемы контроля качества газов, применяемых в авиации. 170

Учебный вопрос № 3. Определение содержания кислорода и азота в газовых смесях. 173

Учебный вопрос № 4. Определение содержания ацетилена, масла и вредных примесей в кислороде 174

Групповое занятие № 2. Приборы для определения влажности и качества газов, применяемых в авиации. 177

Учебный вопрос № 1. Приборы для определения влажности газов. 177

Учебный вопрос № 2. Современные методы и приборы контроля качества газов. 187

Учебный вопрос № 3. Методы измерений и приборный парк. 190