Реферат: Республика Болгария
Република България
Флаг Болгарии
Герб Болгарии
Национальный девиз : «В единстве сила (болг. Съединението прави силата)»
Гимн : «Мила Родино
(Милая Родина)»
Дата независимости
22 сентября 1908 года (от Османской империи )
Официальный язык
Болгарский
Столица
София
Крупнейший город
София
Форма правления
Парламентская республика
Президент
Премьер-министр
Георгий Пырванов
Сергей Станишев
Территория
• Всего
• % водной поверхн.
102-я в мире
110 910 км²
0,3
Население
• Всего (2008 )
• Плотность
94-е в мире
7 640 240 чел.
68,9 чел./км²
ВВП
• Итого (2007 )
• На душу населения
65-й в мире
$ 92.894 млн.
$ 12,251
Валюта
Лев
Интернет-домен
.bg
Телефонный код
+359
Часовой пояс
UTC +2
Административно-политическое устройство Болгарии.
Административное деление.
Болгария — унитарное государство. Основной административно-территориальной единицей является община. Согласно Конституции (1991) Болгария — республика с парламентским управлением, единое государство с местным самоуправлением. В Болгарии недопустимы автономные территориальные образования. Её территориальная целостность неприкосновенна. Политическая жизнь основана на принципе политического плюрализма.
В административном отношении Болгария делится на 28 областей, статус области имеет и город София. Общины входят в состав 8 областей (Бургасская, Варненская, Ловечская, Монтана, Пловдивская, Русенская, Софийская, Хасковская).
Наиболее крупные города: Пловдив, Варна, Бургас, Русе. Столица - София. Крупнейшие города: София (1384000 человек), Пловдив (379000 человек), Варна (315000 человек).
Община с органом самоуправления общинским советом - основная административно-территориальная единица, которая принимает годовые бюджеты и планы развития общины. Функции исполнительной власти в общине осуществляются кметом. Область — более крупная административно-территориальная единица, во главе которой стоит назначаемый правительством областной управляющий со своей администрацией. Таким образом, осуществляется региональная государственная политика и обеспечивается сочетание национальных и местных интересов.
Государственное устройство.
Согласно конституции (1991 г.) Болгария является парламентской республикой. Глава государства - президент, избираемый на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет и не более чем на два мандата. В голосовании должны участвовать более половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины действительных голосов.
Президент страны является главнокомандующим Вооружёнными силами, олицетворяет единство нации и представляет страну в международных отношениях. Президент назначает и освобождает высший командный состав Вооружённых сил. Он возглавляет консультативный совет по национальной безопасности. Президенту предоставлены полномочия объявлять войну, военное или чрезвычайное положение, когда Народное собрание не заседает. В компетенцию Президента также входит награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, право на помилование, предоставления убежища. После консультаций с парламентскими группами президент поручает кандидату на пост премьер-министра, выдвинутому от наиболее многочисленной парламентской группы, сформировать правительство.
Президентом Республики Болгария может быть избран болгарский гражданин старше 40 лет, родившийся в Болгарии и последние пять лет проживающий в стране. Президент не может быть депутатом, заниматься иной государственной, общественной и хозяйственной деятельностью, участвовать в руководстве политической партией.
Первым всенародно избранным президентом был Желю Желев (1992), которого сменил Пётр Стоянов (1996).Президент РБ - Георги Пырвзнов. Избран 18.XI 2001 г., вступил в должность 22.1 2002 г.
Постоянно действующий высший орган законодательной власти — однопалатное Народное собрание (240 депутатов), избираемое сроком на четыре года.
Высшим судом общей юрисдикции является Высший судебный совет , который определяет персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, а высшим судом конституционной юрисдикции является Конституционный суд Болгарии , который может отменять неконституционные законы и положения; его решения обжалованию не подлежат.
Дату выборов в Народное собрание и в местные органы самоуправления назначает Президент Республики. Он определяет дату национального референдума, когда о его проведении решило Народное собрание.
Политическая система.
Согласно Конституции Болгарии в стране гарантируется свобода образования политических партий. При чём ни одна из них не может быть объявлена или утверждена как государственная. Конституция гарантирует невозможность образования партий на этнической, расовой или религиозной основе, а также партий, имеющих перед собой цель - насильственный захват власти. Партию могут образовать болгарские граждане, которые обладают избирательным правом, а для её регистрации в суде необходимо предоставить учредительный акт, устав и список не менее 500 членов-учредителей (по закону о политических партиях от 2001). Многопартийная система переживает процесс становления. В 2001 в Болгарии насчитывалось более 250 партий, большинство из которых малочисленны и по установленным нормативам не могут самостоятельно участвовать в выборах.
В Болгарии до 2001 была в основном двухполюсная модель политического пространства, где противоборствовали два наиболее крупных формирования: Болгарская социалистическая партия (БСП) (преемница Болгарской коммунистической партии) и Союз демократических сил (СДС).
Болгарская социалистическая партия (БСП). Правопреемница Болгарской коммунистической партии, сменившей свое название в апреле 1990 г. по итогам общепартийного референдума. Согласно принятому в июне 1994 г. новому уставу, является парламентской партией демократического социализма. После победы левых сил на очередных парламентских выборах в июне 2005 г. БСП вновь стада наиболее влиятельной партией. Председатель Высшего совета БСП - Сергей Станишев.
Политические партии и общественные организации: Союз демократических сил (СДС) — образован 7 дек. 1989г. как антикоммунистическое движение, а в фев. 1997г. СДС преобразован в партию с христианско-демократической идеологией. СДС как ядро организованной оппозиции левому флангу до 1997 представлял собой коалицию различных по идейно-политическим взглядам партий, движений и объединений — от консервативных до правоцентристских. На выборах в парламент (апрель 1997) СДС выступал уже в качестве политической партии. Является членом Европейской народной партии и Европейского христианско-демократического союза. Председатель СДС - Петр Стоянов.
Внутренняя и внешняя политика.
Республика Болгария поддерживает дипломатические отношения со 130 государствами. Является членом ООН (с 1955г.), а также 300 других международных и региональных организаций. Согласно Конституции Совет министров руководит внутренней и внешней политикой страны. Он обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, осуществляет общее руководство государственной администрацией и вооруженными силами.
Во внешней политике был взят курс на «возврат» в Европу. Основной приоритет Болгария — интеграция в европейские и евроатлантические структуры. Член ООН с 1955 года, а также многих других международных и региональных организаций и учреждений. 5.V 1992 г. Болгария принята в Совет Европы. С 1994 г. Республика Болгария является ассоциированный партнер ЗЕС. В 1995 Болгария стала ассоциированным членом ЕС, в декабре 1999 принята кандидатом в члены ЕС. В декабре 2002 на встрече лидеров стран ЕС в Копенгагене было заявлено о том, что Б. при дальнейшем выполнении критериев членства может стать членом ЕС в 2007.
29.Ш 1993 г. Республика Болгария подписала соглашение о свободной торговле с ЕАСТ, а 17.VII 1998 г. - с ЦЕАСТ. В ноябре 2002 Болгария получила приглашение к вступлению в НАТО. С апреля 2004 года - член НАТО. Болгария уделяет большое внимание Балканскому региональному сотрудничеству в рамках проекта «Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе».
С 1995 г. - ассоциированный член ЕС. РБ является членом МВФ и МБРР, развивает сотрудничество с ЕБРР, в декабре 1996 г. принята в ВТО.
Текущая политика.
На парламентских выборах 25 июня одержавшая победу коалиция «За Болгарию» , возглавляемая Болгарской социалистической партией (БСП), набрала 82 депутатских мандата из 240 и получила право сформировать новое правительство. Однако, хотя социалисты стали самой многочисленной фракцией в парламенте, утвердить правительство собственными силами они не смогли, поскольку для этого им требовалась поддержка как минимум ещё 40 депутатов. Правоцентристская партия Национальное движение «Симеон II» , правившая до этого, отказалась вступать в правительственную коалицию с Болгарской социалистической партией, поскольку её лидер — бывший царь Болгарии Симеон II Сакскобургготский не был согласен уступить социалистам пост премьер-министра.После этого социалисты вступили в союз с партией турецкого меньшинства «Движение за права и свободы» (ДПС). Новая коалиция пользуется поддержкой 117 депутатов Народного собрания . 25 июля состав нового правительства меньшинства был представлен президенту Болгарии Георгию Пырванову . 26 июля специальное заседание парламента по утверждению правительства было сорвано оппозицией. 27 июля парламент 120 голосами против 119 утвердил лидера БСП Сергея Станишева на посту премьер-министра, но отказался утвердить состав правительства (117 голосов «за» и 119 — «против»). Таким образом, Станишев поставил рекорд — самый короткий мандат, 5 часов. Позже правительство все-таки было составлено при помощи так называемой «широкой коалиции» при участии как ДПС, так и Национального Движения «Симеон II». Настоящее правительство возглавляется опять Станишевым. Станишев окончил с отличием исторический факультет Московского государственного университета в 1989 , а через пять лет защитил докторскую диссертацию. Мать Станишева — из СССР , родился он в Херсоне (Украина ).
Партии.
В Народном собрании (парламенте) Болгарии представлены:
Коалиция за Болгарию (8 партий: Болгарская социалистическая партия и другие),
Национальное движение «Симеон Второй» ,
Движение за права и свободы ,
Новая демократия
Коалиция «Атака» ,
Объединённые демократические силы (6 партий: Союз демократических сил и другие),
Демократы за сильную Болгарию,
Коалиция «Болгарский народный союз» (3 партий)
Независимые
Описание Конституции Болгарии.
Конституция Республики Болгария принята Седьмым Великим Народным Собранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив таким образом болгарскую Конституцию 1971 года.
Конституция Республики Болгария состоит из краткой преамбулы и десяти глав, включающих 169 статей, а также имеет особый раздел “Переходные и заключительные постановления”. Структуру Конституции можно охарактеризовать как переходную; только место прежних первых глав, посвященных общественно-политическому и общественно-экономическому устройству, занимает глава первая “Основные начала”. Вторая глава определяет конституционный статус граждан республики. В шести следующих главах (с третьей по восьмую) объединены нормы, регламентирующие формирование, статус, компетенцию и порядок деятельности органов государства. Девятая глава регулирует условия и порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, а также принятие новой конституции, в десятой главе содержатся нормы о символах государства (гербе, печати, флаге, гимне, столице).
Статья 5 устанавливает, что Конституция является верховным законом, и другие законы не могут ей противоречить. Предписания Конституции имеют непосредственное действие.
Основы государственного строя.
Конституция Республики Болгария устанавливает, что Болгария является республикой с парламентарным правлением (ст. 1-1), что она - правовое государство и управляется в соответствии с Конституцией и законами страны (ст. 4-1).
Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. “Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им непосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции. Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан в выборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст.10).
Никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить осуществление народного суверенитета” (ст. 1).
Конституцией провозглашается принцип разделения властей: “Государственная власть в республике подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную” (ст. 8).
Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономные территориальные образования (ст.2). Эта же статья предусматривает наличие в республике местного самоуправления.
Конституция устанавливает (ст. 11) принцип политического плюрализма в организации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как государственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан. Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политические цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим партиям (ст. 12).
Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности - частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17).
Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права. Ее основными целями являются национальная безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого международного порядка ( ст. 24). Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннего права страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат (ст. 5-4).
Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все граждане равны перед законом.
Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии, кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2).
Конституцией признаются и гарантируются личные, политические, экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойное обращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст. 30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения - ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36 (является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выбора вероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова - ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41; избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, создание объединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции в государственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитание детей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и на забастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь, на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право на пользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; на здоровую и благоприятную окружающую среду - ст. 55; право на защиту - ст. 56.
Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57).
Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении и исполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а также в оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях (ст.58-61).
ПАРЛАМЕНТ.
Парламент - Народное Собрание - Республики Болгария состоит из 240 депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Народное собрание является постоянно действующим органом законодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74).
Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе Конституции и принятого им регламента (ст.73).
Народным представителем может быть избран дееспособный человек, достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65).
Конституция содержит нормы, характеризующие статус народного представителя. Статья 67 предусматривает, что народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этим императивный мандат запрещен. В случае избрания народного представителя министром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращает свои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке (ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получают вознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатской неприкосновенностью (ст. 70).
Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий также заместителя. Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организации деятельности Собрания (ст. 77).
Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных и временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности Народного Собрания и осуществляют от его имение парламентский контроль. Временные комиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79).
Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящей из 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторых иных полномочий.
Народное Собрание Болгарии:
принимает, дополняет и изменяет законы;
принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета;
устанавливает налоги и определяет их размер;
назначает выборы Президента республики;
принимает решение о проведении национального референдума;
избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству;
создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета министров;
избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом;
дает согласие на заключение договоров о государственных займах;
ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные договоры;
решает вопросы об объявлении войны и заключении мира;
разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение через нее;
объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению президента или Совета министров;
объявляет амнистию;
учреждает ордена и медали;
устанавливает официальные праздники.
Правом законодательной инициативы обладает каждый народный представитель и Совет министров (ст. 87).
Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов как правило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов (ст. 81).
Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15 дней со дня принятия.
ПРЕЗИДЕНТ.
Президент Республики Болгария является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет государство в международных отношениях (ст. 92).
Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2).
Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этом предельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-1).
Президент не может быть народным представителем и исполнять другую государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в руководстве политической партии (ст. 95-1).
Наряду с президентом избирается вице-президент.
Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101).
Президент может быть принудительно отрешен от должности в случае длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого заболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушения Конституции (ст. 103-1).
Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст. 102-2).
Президент обладает несколькими группами полномочий.
Полномочия Президента в отношении парламента:
назначает выборы в Народное Собрание (ст. 98-1), сроки выборов Великого Народного Собрания (ст. 106-3);
может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания (ст. 78-3), созывает сессию вновь избранного Народного Собрания (ст. 75);
распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверия формируемому правительству (ст. 99-5);
направляет обращения к Народному Собранию (ст. 98-2);
имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3).
Полномочия Президента в отношении правительства:
организует формирование правительства (ст. 99);
в случае неназначения правительства Народным Собранием назначает служебное (временное) правительство (ст. 99-5).
Полномочия Президента во внешней политике:
представляет государство во внешних сношениях (ст. 92-1);
в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры (ст. 98-3);
по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от представителей других государств (ст. 98-6).
Полномочия Президента в военной сфере:
является Верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 100-1), председателем Консультативного совета национальной безопасности (ст. 100-3);
по представлению Совета министров объявляет мобилизацию (ст. 100-4);
по предложению Совета министров назначает и освобождает высший командный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания;
объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующим утверждением Народным Собранием (ст. 100-5).
Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящих лиц в судебной системе, Главного прокурора, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД.
Нормативной основой деятельности Конституционного Суда Болгарии является одноименная глава 8 Конституции Болгарии, а также некоторые другие нормы Конституции. В соответствии со ст. 152 Конституции 16 августа 1991 года Народным Собранием принят закон о конституционном суде.
Компетенция Конституционного Суда устанавливается только конституцией, в текущем законодательстве эти нормы присутствовать не могут.
Главная задача деятельности конституционного суда состоит в обеспечении верховенства конституции.
Конституционный Суд не входит в систему судебной власти, а занимает самостоятельное место среди высших государственных институтов.
Суд состоит из 12 судей, избираемых по одной трети соответственно Народным Собранием, президентом и общим собранием судей Верховных кассационного и административного судов на срок 9 лет.
Повторное избрание на должность запрещено. Состав суда обновляется через каждые три года от каждой квоты.
К компетенции суда относится (ст. 149):
обязательное толкование Конституции);
принятие решений по ходатайствам об установлении противоконституционности законов и других актов Народного Собрания, а также актов Президента;
решение споров о компетенции между Народным Собранием, Президентом, Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами;
дача заключений о соответствии Конституции заключенных Республикой Болгария международных договоров по их ратификации, а также о соответствии законов общепринятым нормам международного права и международным договорам, по которым Болгария является стороной;
вынесение решений по спорам о конституционности политических партий и объединений;
разрешение споров о законности избрания Президента и вице-президента;
установление обстоятельств, при наличии которых полномочия президента и вице-президента прекращаются раньше срока;
дача заключения о законности избрания депутатов парламента;
установление неизбираемости депутатов или несовместимости депутатских функций с осуществлением других функций;
вынесение заключения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием в адрес президента и вице-президента;
лишение иммунитета судьи Конституционного Суда и установление фактической невозможности или несовместимости исполнения им своих обязанностей.
Все решения Суда принимаются квалифицированным большинством голосов с перевесом минимум в 7 голосов.
Акты Конституционного Суда окончательны. Его решения обязательны для всех государственных органов, юридических лиц и граждан. По закону ни одно решение Суда не может быть отменено или приостановлено.
В Болгарии состоялся референдум по вопросу строительства нефтепровода Бургас – Александруполис.
8.04.2008 10:34
Жители болгарского города Созопол могли высказаться "за" или "против" размещения на территории Бургаса нефтеперегонных объектов. Такой же референдум прошел в марте в Бургасе, а в курортном городе Приморско еще не определились со сроками проведения голосования. На организацию мероприятия администрация города Созопол выделила 20,4 тыс. евро. Итоги плебисцита пока неизвестны.
Вчера жители Созопола отвечали на вопрос: "Вы одобряете строительство нефтепровода Бургас — Александруполис со всеми кон¬струкциями и трубами, которые расположатся на территории муниципалитета?"
Напомним, в марте прошлого года Россия, Болгария и Греция подписали трехстороннее соглашение о строительстве данного комплекса. Труба в 285 км пройдет по территории Греции и Болгарии. Предварительная стоимость проекта, который будет завершен к концу 2011 г., составляет $1,2 миллиардов. Доля российской стороны составит 51%, Болгарии и Греции будет принадлежать по 24,5%.
В Болгарии проходят выборы депутатов Европарламента.
В Болгарии сегодня впервые после ее присоединения к Евросоюзу 1 января 2007 г. проходят выборы депутатов Европейского парламента, сообщает передает УНИАН .
Гражданам страны предстоит избрать 18 своих представителей в 732-местный законодательный орган Евросоюза. Участки голосования открылись в 6:00 и закроются в 19:00 по местному времени.
Согласно опросам, активность избирателей будет невысокой. В голосовании собираются принять не более 35% граждан. Наблюдатели связывают это с крупным коррупционным скандалом, в который оказались вовлечены несколько высокопоставленных правительственных чиновников. В результате скандала значительной части поддержки лишились социалисты, возглавляющие трехпартийную правящую коалицию. Согласно последним опросам, представители Социалистической партии могут получить шесть депутатских мест. Их главным соперников является новая центристская партия GERB во главе с мэром Софии Бойко Борисовым. Последней, согласно, опросам достанутся четыре мандата.