Статья: Герман Аляскинский – наш земляк

Работа лауреатов I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению

Введение

Цель работы: на основе самостоятельно проведенных исследований познакомиться с жизнью и деятельностью Преподобного Германа Аляскинского и определить точные даты его жизни.

Задачи:

• Изучить и сопоставить различные источники светской и духовной литературы по спорным вопросам жизни Германа Аляскинского;

• Проследить жизненный путь Германа Аляскинского.

Предмет исследования: даты жизни Преподобного Германа Аляскинского

Объект исследования: жизненный путь Германа Аляскинского.

Методика проведения исследования: теоретическое исследование светской и духовной литературы, встречи с представителями духовенства и научными сотрудниками в соответствии со структурой АШ ДНВ.

Обоснование темы исследования:

Серпухов – один из красивейших городов России. Древний. Православный. Многоликий. Гордый. Непокоренный. Город с богатейшей историей. Он относится к историческим городам Подмосковья. Здесь находятся известные духовно-религиозные центры России – Высоцкий Зачатьевский и Владычный Введенский монастыри. Как и многие лета назад главными особенностями города являются холмы, как природный ландшафт и большое количество храмов. По описаниям современников Серпухов в начале ХХ века – это небольшой, но очень красивый город. «Красота его такая святая, русская…. Расположен он на холмах, и, кажется, нет в нем ровного места. Каждый холм освящен высящейся на нем церковью»,- писал митрополит Иоанн Снычев. Историю творят люди. А много ли мы знаем личностей, которые, так или иначе, имели отношение к Серпухову?

Сегодня, когда очень быстро меняется облик города, вновь возрождаются исторические традиции, разрабатываются маршруты православно краеведения, восстанавливаются и реставрируются храмы необходимо вспомнить и о людях, которые связаны с жизнью нашего города и стали известными далеко за его пределами.

В стратегическом плане развития города Серпухова до 2015 года отмечено, что «важной задачей является сохранение традиций культурного наследия для будущих поколений и преумножение культурных ценностей города». В соответствии с этой задачей администрации города идет работа и в нашей школе. Очень важно для каждого человека знать историю своего родного края. И начинать изучать ее надо именно с истоков рождения города, основных этапов его развития. А история города неразрывно связана с духом, духовностью, душой как неотъемлемой частью нашего миропонимания. В прошлом учебном году, изучая Сретенский храм, который находится рядом со школой, мы узнали о нашем земляке, первом православном святом в Новом Свете – Германе Аляскинском.

К более внимательному изучению его судьбы нас подтолкнуло обращение в город Серпухов братства преподобного Германа Аляскинского, с просьбой оказать помощь в выяснении обстоятельств его жизни. По словам краеведа нашего города Ю. Юрасова место, где жил и молился Господу Преподобный Герман был храм Сретения Господне (2). Мы решили собрать об этом святом всю информацию, которая имеется в нашем городе.

Краткая характеристика источников:

Основные источники, которыми мы располагали, были следующие: иллюстрированный журнал «Русский паломник», одна из статей которого посвящена Святому Герману Аляскинскому, и книга Сергея Корсуна «Преподобный Герман Аляскинский», где на основе воспоминаний современников и архивных материалов рассказывается об истории жизни первого православного святого Америки.

Использовали и энциклопедические данные: историческая энциклопедия «Серпухов Православный», Соломатин Ю.В., Соломатин М.Ю., электронное издание, которое помогло нам в выборе темы исследования.

Познакомились с духовной литературой: словарь «Христианство», в котором дана краткая характеристика деятельности Германа Аляскинского и «Жития Святых», чтимых православной церковью.

Обратившись в краеведческий отдел библиотеки им. А.П. Чехова, нам смогли предложить только несколько газетных вырезок о нашем земляке из местной периодической печати. Запрос в СИХМ (Серпуховский историко-художественный музей) о Германе Аляскинском вновь вернул нас в краеведческий отдел.

Тогда, понимая, что источников для полноценного исследования не достаточно, мы отправили запрос через Интернет в Америку к братству его имени и в монастырь Троице- Сергиеву пустынь, который находится около города Санкт – Петербурга.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Русская Америка

Русская Америка – так неофициально называется часть Американского континента, открытая российскими мореплавателями В.Берингом и А.Чириковым в 1741 году. Эти земли по праву первооткрытия попали под юрисдикцию России и до 1867 года входили в ее состав (Аляска, часть Северной Калифорнии, Алеутские острова).

За это время русскими было сделано очень многое. Исследованы и нанесены на карту неизвестные земли, основаны крепости и форты, заложены поселения, установлены торговые отношения с индейцами. Распространилось православие, были обращены в христианство алеуты, эскимосы и индейцы-тлинкиты. Была составлена азбука для жителей Алеутских островов, и напечатаны первые книги на их языке. Организован регулярный промысел морского зверя и даже открыто золото. Таким образом, усилиями русских были созданы многие материальные, духовные и культурные ценности. Это часть нашей истории, о ней нельзя забывать. Имя нашего земляка – преподобного Германа Аляскинского связано и с историей России конца XVIII – начала XIX веков. Науке известны два письма Германа настоятелю Валаамского монастыря с любопытными сведениями о первых русских поселениях на Аляске (6).

В конце XVIII века начинается освоение этих территорий русским купцом Г.И. Шелиховым. В 1798-1799 годах была создана Российско-Американская компания (РАК), получившая от императора Павла I монопольное право на торгово-промысловую деятельность в Северо-Западной Америке и управление этими землями. Во главе компании был поставлен каргопольский купец А.А. Баранов, находившийся на этом посту до 1818 года (4).

Осознавая необходимость обращения коренного населения Америки в православную веру, Г. Шеликов обратился с прошением о посылке на Аляску духовного лица для распространения православия и просвещения местных жителей. 13 мая 1793 года после рассмотрения дела Екатериной II последовал ее указ, разрешающий построить церковь на Аляске. К осени того же года была сформирована духовная миссия во главе с иеромонахом Валаамского монастыря на Ладожском озере Иоасафом. В состав миссии был включен и самый молодой ее участник монах Герман (4).

Жизнь и деятельность Германа Аляскинского

Дошедшие до нас сведения о начале жизненного пути весьма скудны. В его биографии очень много «белых пятен», устранением которых необходимо заниматься. Возможно, наше исследование даст некоторые ответы на спорные вопросы.

Первые же строки о жизни Преподобного Германа Аляскинского указывают на расхождения в дате его жизни в статьях и книгах разных авторов.

Точно установлено, что преподобный Герман родился в середине XVIII века в купеческой семье в городе Серпухове. Изучая статью Ю. Юрасова, мы заметили некоторые несоответствия в датах. Так дата рождения Германа указывается -1756 год, и тут же говорится о праздновании 100-летия преподобного Германа Аляскинского в 1857 году в Спасо-Преображенском монастыре на Валааме (7).

Это могла быть опечатка, но с такими же расхождениями мы столкнулись, читая другие источники о Германе Аляскинском. Может быть не внимательно изучены первоисточники? Так, когда же родился наш земляк? Какая дата его жизни является верной? В данной работе мы попытаемся дать ответы на поставленные вопросы.

Для выяснения даты рождения мы тщательно изучили все имеющиеся источники. В словаре «Христианство» даты жизни Германа Аляскинского определены так – 1757 – 1837гг. (6). В статьях Ю. Юрасова год рождения – 1756г, Ю. Львунина - 1757 год. В духовной литературе - очень осторожно называется дата рождения преподобного Германа. В журнале «Русский паломник» сказано так: «Родился Преподобный Герман в Серпухове в благочестивой купеческой семье вероятно в 1758 году, или немного раньше» (5). У С. Корсуна указывается дата рождения 1756 или 1757 года. А Жития Святых называют 1758 год. Так, когда же надо отмечать 250- летие со дня рождения Святого Германа Аляскинского?

Попробуем проследить жизненный путь преподобного, чтобы путем соответствия событий найти правильный ответ на поставленный вопрос. По ходу изучения источников мы смогли устранить некоторые «белые пятна» в жизни Германа Аляскинского.

В журнале «Русский паломник» и книге С.Корсуна мы находим сведения о мирском имени и фамилии Германа Аляскинского. Вероятно, его мирское имя - Герасим Иванович Зырянов (3). Это имя было установлено по записям его близкого друга и сподвижника по Сарову, впоследствии Архимандрита Феофана. Михаил Зиновьевич Винокуров, архивист Вашингтонской Библиотеки конгресса, утверждает на основании церковных метрических книг в Кадъяке, что преподобный Герман официально усыновил креола мальчика Герасима, и дал ему свое полное имя Герасим Зырянов (5).

Семья преподобного Германа была весьма благочестивая. Детство и юность провел он в родном городе. «Детство его проходило под сенью Высоцкой Афанасьевой обители и духовным покровом Преподобного Сергия» (5). С ранней юности отец Герман возымел великую ревность к благочестию и «уже с 12-тилетнего возраста видим его в Саровской Пустыни, живущим в дремучем саровском лесу в келии старца-подвижника Варлаама» (5). В 16 лет он уходит на послушание в небольшой монастырь Троице-Сергиеву пустынь, что располагалась на берегу Финского залива у самого Санкт-Петербурга. Здесь он провел не менее пяти лет и однажды, тяжело заболев, получил чудесное исцеление от Божьей матери (4). Там же он принял иноческий постриг (3). С 1782 года в числе новой братии монах Герман прибыл на Валаам, который был восстановлен как монастырь в 1781 году. Вот, что вспоминал о жизни отца Германа на Валааме его современник, впоследствии игумен Валаамский, отец Варлаам: «Отец Герман проходил здесь различные послушания…, и был, посылаем в город Сердоболь для надзора за работами при производившейся там мраморной ломке. Любили братия о. Германа и с нетерпением дожидались его возвращения из Сердоболя в обитель» (3).

Однако душа отца Германа хотела уединения, и, испытав его в различных послушаниях, настоятель Назарий отпустил Германа на жительство в пустынь.

Пустынь, которую выбрал себе отец Герман, находилась в глухом лесу, примерно в двух километрах от монастыря. И до настоящего времени это место называется «Германово поле» (3). Все иноки, ушедшие в пустынь, были строгие подвижники, постоянно совершающие молитвы и довольствующиеся самой скудной пищей. Только по Великим праздникам они приходили в монастырь, чтобы поучаствовать в общем богослужении и разделить трапезу. Так проводил жизнь в пустыне и преподобный Герман.

До 1793 г. о. Герману предлагали сан иеромонаха, а затем даже архимандрита с назначением главой Пекинской православной миссии. Еще раз сан иеромонаха ему предложили в 1808 году, но и тогда он отказался, так и оставаясь до конца своих дней монахом. Десять лет провел о. Герман в Валаамской обители в беспрерывных подвигах поста и молитвы (3). Своим служением на Валааме Герман был основательно подготовлен к многотрудной подвижнической жизни на Аляске (4).

Это было время расширения пределов России. С открытием новых земель обнаружилась необходимость просветить их обитателей христианской верой. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященнейший митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман (1).

Преподобный Герман сразу добровольно изъявил желание ехать в Америку. Миссия, состоявшая из шести иноков и четырех послушников, отправилась из Санкт-Петербурга в Иркутск в декабре 1793 года. В Иркутске братию встретил купец Г.И. Шелихов, который вручил архимандриту Иоасафу, возглавлявшему миссию, план церкви, которую предстояло построить на Кадьяке, а также церковную утварь, одежду и продовольствие на несколько месяцев. Из Иркутска до Кадьяка путь был далек. Только 13 августа 1794 года из Охотска иноки отправились на Судне «Три святителя» до места назначения, куда прибудут в сентябре 1794 года. «Прибыли они в день преподобного Сергия, печальника Русской земли… Прибыли первые миссионеры-монахи Валаамские и среди них первые святые Америки: Герман, Первомученник Ювеналий, Первосвятитель Иоасаф..» (5).

Уже к лету 1795 года члены миссии крестили около шести тысяч человек и обвенчали более тысячи пар – практически все население Кадьяка и ближайших к нему островов(3). С 1807 года отец Герман стал возглавлять Кадьяковскую миссию. «Я нижайший слуга здешних народов и нянька», - так писал Герман в Александро-Сергиевскую лавру. Он учит, лечит, защищает от купцов-хищников алеутов. Авторитет его с годами становится весьма высок, а имя – известным в далеких местах американского севера (7). Алеутские индейцы почитали старца Германа святым еще при жизни. Отец Герман жил в убогой хижине, носил подрясник из оленьей шкуры и спал на скамье, подкладывая под голову кирпичи вместо подушки (7).

Жизнь на Кадьяке постепенно налаживалась, а о. Герман с каждым годом все больше и больше тяготился мирским общением. Он принял решение - уединиться, оставив управление школой монаху Иоасафу, сам переселился на необитаемый остров Еловый. Впоследствии этот остров будет назван Новым Валаамом.

Долгое время на острове о. Герман жил один проводя все дни «в подвигах духовных». Постепенно у о. Германа появились и свои ученики, его навещали и местные жители – алеуты, обращаясь к нему за советом. Полностью посвятив себя служению Господу, вдали от родины, среди многообразных скорбей и лишений, десятки лет проведя в высоких подвигах самоотвержения, преподобный Герман сподобился многих сверхъестественных даров от Бога (3).

Сохранились предания, согласно которым отец Герман предотвратил однажды лесной пожар на Еловом острове, а в другой раз – наводнение (7). Описаны множество случаев прозорливости и предвидения будущего. Так, во время встречи с Ф.П. Врангелем в 1834 году последний писал под диктовку старца письмо, так как сам отец Герман уже писать не мог. Когда письмо было написано и прочитано, отец Герман поздравил барона с чином адмирала, который он должен был получить в скором времени (1). И действительно новый чин он получит через два года.

Примерно за два года старец предсказал и свою смерть (7). Умер святой старец в тот день, который сам назвал 13 декабря 1836 или 1837 года. Опять в различных источниках встречаем несоответствие. С.Корсун и Ю. Львунин упоминают 1836 год, Ю. Юрасов и Жития святых называют 1837 год. В процессе исследования нам попался документ, который дает точные даты жизни Германа Аляскинского – это «Послание Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского, Первоиерерарха Русской Православной Церкви за границей о прославлении преподобного и богоносного отца нашего Германа Аляскинского». В этом документе автор, опираясь на сведения людей, занимавшихся сбором информации о Германе Аляскинском практически сразу после его смерти, точно называет даты жизни Преподобного сопоставляя его жизнь с жизнью его современника – преподобного Серафима Саровского (см. Приложение 5). «Герман – современник преподобного Серафима, года на три старше, четырьмя годами переживший…» (3).

В Житиях Святых о Серафиме Саровском указаны следующие даты его жизни «Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в древнем Курске… а утром 2 января 1833 года старец иеромонах Серафим был найден коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками, перед иконой Божьей матери «Умиление»; его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа Вседержителя» (1). Простое математическое действие приводит к определению точной даты жизни Германа Аляскинского – 1757 – 1837гг. По всей вероятности - это наиболее точная дата жизни Германа Аляскинского.

После смерти о. Германа, который оставался всю жизнь монахом, память о нем не проходила. Все больше и больше людей приходили на его могилу. Для православных на Аляске о. Герман – заступник перед Богом и людьми, олицетворение их веры. Люди не только из Америки, но из-за границы совершают паломничество на Еловый. Они берут воду из ручья, уверенные в ее целительной силе от всяких хворей, увозят горсти земли с того места, где долгие годы находилась могила старца. Каждая православная семья на Аляске хранит икону Св. Германа. В городе Кадъяке уже давно действует семинария святого Германа. В 1970 году Герман Аляскинский был канонизирован русской православной церковью, ставшего первым православным святым в Западном полушарии (4) (см. Приложение 6).

Сейчас братство его имени пытается довести до сведения всех желающих биографию своего патрона и небесного покровителя, а также всех тех, кто принял участие в создании православной миссии в далекой Америке. Ковчег с частицей святых мощей преподобного Германа хранится в алтаре Покровского храма Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова (2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здесь представлены первые наши исследования о жизни и деятельности великого подвижника и святого, нашего земляка Германа Аляскинского. Он навечно вписал свое имя в историю Русской Америки и Русской Православной Церкви. К сожалению, информации из доступных источников оказалось не так уж и много. Открытым остался вопрос о связи Германа и Сретенского храма. Наша работа будет продолжена. Мы надеемся на помощь тех, у кого есть любые сведения по интересующей нас теме, а наши запросы в Америку не останутся без ответа. Тогда имя Германа Аляскинского, нашего земляка, будет больше почитаемо не только за океаном, но и в родном Отечестве.

Список литературы

1. Жития Святых. – Сретенский монастырь, 2000. – С.347 - 363, С. 364-370.

2. Историческая энциклопедия. Серпухов Православный. – Серпухов, 2003. Электронная версия (CD -ROM).

3. Корсун С. Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание. – М.2005. – С.10, 14, 16, 17, 19, 27, 96, 142.

4. Львунин Ю. - Народная газета. – 1999. – 4 сентября.

5 . Русский паломник.- Валаамское общество Америки, 1991. – С. 10, 12.

6. Словарь. Христианство. – М. Издательство «Республика». 1994. С.103.

7. Юрасов Ю. – Подмосковье. -1991. -16 марта.

***

РЕЦЕНЗИЯ

Автор выполнил интересное исследование на основе привлечения широкого круга источников, в том числе из зарубежных хранилищ. Работа структурирована, включает: введение, основную часть, заключение, список изученной литературы. Определена цель, задачи, предмет и объект исследования, предприняты попытки назвать методы исследования, что, впрочем, не вполне удалось автору. Работа содержит обзор использованных источников, в тексте указаны ссылки на использованные труды (к сожалению, без указания листов).

Автору удалось в основном реализовать цели и задачи исследования, в заключении на основе результатов исследования сформулировать и аргументировать выводы. С большим тщанием на основе применения сравнительного метода проведен источниковедческий анализ достоверности данных о датах жизни Германа Аляскинского. Работа свидетельствует о самостоятельности и творческих способностях автора, его гражданской позиции, основанной на традиционных началах русской культуры.

Все это позволяет положительно оценить представленную исследовательскую работу. Вместе с тем, должна обратить внимание автора на необходимость тщательной синтаксической выверки текста, устранения в нем некоторых описок. Что касается методов исследования, то названные в работе формулировки не относятся к методам. В качестве методов, использованных, но не названных автором, можно предположить применение им методов: сравнительного (сопоставительного) анализа, методов описания, интервьюирования и др.

Думается, что это дело вполне восполнимое. Работа, безусловно, может быть использована в просветительских целях в семье и школе, в лекционной, экспозиционной работе.

Хочу поздравить автора с выполненной исследовательской работой и пожелать дальнейшей творческой работы на ниве служения Отечеству, возвращения в национальную память народа имен истинных героев, гениев духа, каковым был и Герман Аляскинский.

Рецензент: Иноземцева З.П., кандидат исторических наук.