Статья: Физкультурно-познавательные технологии в начальной школе

Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Воротилкина

Биробиджанский государствен ный педагогический институт, Биробиджан

Модернизация физического воспитания, возросший интерес общественности к здоровьесберегающим технологиям, а также поворот к личности субъекта образовательного процесса как к самоценности общества потребовали разработки разнообразных форм и методов, направленных на физическое и интеллектуальное развитие детей, которые повышают интерес к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни и ориентированы на формирование потребности в самостоятельной двигательной деятельности.

Педагогический эксперимент, проведенный в начальной общеобразовательной школе № 14 г. Биробиджана в 2001/2002 и в 2002/2003 учебных годах, показал эффективность применяемых нами в процессе обучения и воспитания младших школьников здоровьесберегающих физкультурно -познавательных технологий.

В эксперименте участвовали 250 учащихся 1-3-х классов (1-й класс - 50, 2-й - 50, 3-й -150 учащихся).

Были сформированы экспериментальные (ЭГ) и контрольные (КГ) группы, по 25 человек в каждой.

Школьники КГ занимались по общепринятой методике обучения.

В ЭГ работа осуществлялась следующим образом:

в ЭГ 1 (1-й класс), 2 (2-й класс), 4 (3-й класс) работа проводилась с включением физкультурно-познавательного компонента (ФПК) в уроки английского языка; в ЭГ 3 (3-й класс) ФПК был включен в уроки русского языка.

Уроки русского языка имели ярко выраженный здоровьесберегающий аспект.

В 3-м классе на уроке по теме "Приставки" (учебник русского языка А.В. Поляковой) учащимся предлагали определить значение приставок по-, раз-, про-, за- в словах с корнем бег: побег, разбег, забег. Учащиеся делают вывод о том, какую функцию выполняют приставки в словах. Затем учитель предлагает вставить данные слова (подходящие по смыслу) в текст:

"На уроке физкультуры учитель предложила --------- на короткую дистанцию".

"Сережа взял хороший --------- с самого начала старта. Он победил".

В ходе работы ведется беседа: какими качествами обладает бегун, кто из ребят записан в спортивные кружки, чего они ждут от секций.

После проведенной учителем беседы дома ребята по желанию писали сочинения о своих занятиях в спортивных секциях.

На уроках по теме "Слова с двойными согласными" учитель вывешивает на доске плакат-справку, просит прочитать текст.

"Что такое хоккей? Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют хоккеисты зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на траве - Англия, а на льду - Канада".

После чтения справки учащиеся ищут слова с двойными согласными. Учитель организует беседу по прочитанному тексту. Учащиеся отвечают на вопросы:

· Что Вы узнали о хоккее?

· Любите ли Вы играть в хоккей?

· Какими зимними видами спорта Вы занимаетесь?

· Что дают человеку занятия спортом?

Учащимся предлагается образовать родственные слову "хоккей" слова. Найти удвоенные согласные, подчеркнуть их, разобрать слова по составу.

В конце урока учащиеся выполняют творческое задание: пишут заметку в детскую спортивную газету о дворовой хоккейной команде по предлагаемому плану:

1. Как называется хоккейная команда?

2. С кем играли в хоккей?

3. Каких добились успехов и в результате чего?

4. За какую команду болели?

5. Чем интересна эта команда?

На одном из уроков русского языка учащимся предложили прочитать на доске слово "теннис" и сказать, какие ассоциации оно вызывает. Затем состоялась беседа по следующим вопросам:

1. Кто из вас играл в теннис?

2. Какие полезные качества развивает этот вид спорта?

3. Каких известных теннисистов вы знаете?

После ответов на вопросы попросили детей образовать словосочетания со следующими словами: теннис, корт, кепка, снаряжение.

На одном из уроков учащимся предложили прочитать стихотворение и выписать существительные, относящиеся к спорту.

"Не бойтесь, дети, дождя и стужи,

Почаще приходите на стадион.

Кто с детских лет со спортом дружит,

Всегда здоров и ловок, и силен.

Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,

Зелёное поле и солнечный свет.

Да здравствует отдых! Борьба и походы!

Да здравствует радость спортивных побед!"

Беседа, проведенная учителем после прочтения этого стихотворения, заставила учащихся задуматься о необходимости заниматься спортом и испытать радость спортивных побед.

На уроке по теме "Безударные гласные в корне" детям предлагается задание: прочитать стихотворение, найти слова с безударными гласными и записать проверочные:

"Говорю я всем зимой, закаляйтесь все со мной,

Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет".

На этом уроке проводится работа по развитию у учащихся речи с помощью рассказа о пользе закаливания организма. Некоторые ребята не остались равнодушными к этой проблеме и выразили свое отношение с помощью сочинений.

В уроки английского языка в ЭГ 1, 2, 4 (1-3-и классы) также был включен ФПК.

По мнению учителей английского языка, работающих в ЭГ, запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными, осмысленными самые элементарные высказывания. При создании игровых ситуаций учителя ЭГ старались, чтобы при запоминании новых лексических единиц были задействованы двигательные анализаторы школьников. При помощи речевых образцов I run, а затем I can (not) swim ученики рассказывали о себе, учились сравнивать свои умения с умениями других детей в классе. Этому способствовала и организация диалогического общения на уроке. Количество лексических единиц увеличивал ось от урока к уроку, следовательно, увеличивались возможности для двигательной активности.

На уроках широко использовались игрушки и картинки. Имитация движений способствовала развитию у учащихся различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Использование подвижных игр в практике работы способствовало формированию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. В 1-м классе на уроках по теме "Скоро Новый год" разучивали хороводную песню "We wish you a merry Christmas" и игру "Little children make a ring", по ходу которой учащиеся, передвигаясь по кругу, искали освободившееся для снеговика место, что служило отличным средством релаксации.

При введении и отработке лексических единиц педагоги использовали игры с мячом и эстафеты, разучивали национальные американские и английские подвижные игры: "Зеркало", "Свинка в серединке", "Вижу, выходи", "Музыкальные стулья". Большую роль отводили на уроках эмоциональному состоянию учащихся, эффективность уроков отслеживали по цветовому тесту Люшера, с помощью которого учащиеся оценивали свое настроение, выбирая цвет. Тестирование в 1-м классе показало, что 93,7% ребят испытывают эмоциональный подъем после уроков английского языка, высоким остается процент таковых и во 2-3-м классах. Использование элементов театрализации - прекрасное средство снятия психоэмоционального напряжения. Так, на уроке по теме "Цирк" в 1-м классе учащихся просили представить, что они дрессированные звери. Дети имитировали поведение животных, при этом проговаривая свои действия.

В рамках темы "Скоро Новый год" детей знакомили с названиями зимних забав (to skate, to ski, to play hockey/snowballs, to sledge, to make a snowman) и убеждали их в том, что зимняя прогулка принесет им много пользы и доставит много радости. Дети показывали, чем они занимаются зимой, а затем вместе с учителем "отправились на прогулку".

Тексты физкультминуток учащиеся проговаривали под музыку, что дало возможность составить свои тексты под музыку с имитацией движений, с использованием пластического интонирования.

Во 2-м классе эта работа выполнялась на более высоком уровне с учетом физического взросления учеников.

Продолжалась работа с глаголом can. Дети очень любили рассказывать, что они умеют делать, что они любят делать, и с удовольствием беседовали на эту тему.

Например: - I can swim. Can you swim?

- Yes, I can. I can swim well.

- Do you like to swim?

- Yes, I like to swim very much.

Учитель проводила параллель между спортом и здоровьем, хорошим самочувствием, настроением ребят. Школьникам очень интересно было сравнивать свое отношение к различным видам спорта с отношением к спорту своих братьев, сестер, друзей, ровесников за рубежом.

На уроках шел разговор о том, где можно заниматься спортом (swimming pool, sports ground, skating-rink, gymnasium). Дети учились убеждать собеседника в том, что занятия спортом, подвижные игры на спортплощадке полезны для здоровья, узнали, что есть спорт активный и пассивный, постепенно на уроках английского языка у учащихся формировались представления о здоровом образе жизни.

В 3-м классе учащимся рассказывали об американском футболе и других видах спорта, популярных в англоговорящих странах. Для этого знакомили ребят с лексическими единицами golf, cricket, rugby, darts.

Тема "Спорт" имеет большое воспитательное значение. Используя различные методы и приемы, старались показать ученикам 3-го класса, что спорт интересен не только развлекательной стороной, но что это и самое надежное средство быть здоровыми и сильными.

Проводились беседы о спортивных и подвижных играх, а также ролевые игры, такие как: "В спортивном магазине", "На спортивной площадке", "На уроке физической культуры", "Я собираюсь в турпоход".

Примеры диалогов по теме "Спорт":

1. - Do you want to play tennis?

- I" d love to.

- Let's go to the sports ground.

- With great pleasure.

2. - I like to…And you?

- I can…very well.

- O.K. Let's…together.

- O.K.

После знакомства со стихотворением "Sports" проводилась беседа о необходимости занятий спортом, физкультурой, их роли в жизни человека.

Тема "Спорт" дополнялась лексикой, связанной со здоровьем человека (to be healthy, to be happy, to have a headache, to consult the doctor, to grow strong, etc). Учащиеся пришли к выводу, что спорт - источник здоровья. Заключительный урок данной темы проводили на улице, подбирая игры, упражнения для активизации ранее освоенной лексики.

Широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы "Рабочий день". Рассказывая о своем распорядке дня, дети сравнивали его с таковым у своих одноклассников и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно -гигиенических правил. Лексические единицы (do exercises, take a shower, clean teeth, wash hands and face, go for a walk, do home work, go to bed etc) предоставили учащимся возможность высказаться по теме разговора. Они пришли к осознанию необходимости соблюдения данных правил как основы профилактики болезней и сохранения здоровья. Этой задаче подчинены все упражнения цикла: диалоги, беседы, тексты для аудирования и чтения. На уроках знания детей о здоровом образе жизни расширялись включением в словарь английских пословиц: "Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise" ("Ложись спать рано и рано вставай - будешь сильным, здоровым и умным"); "Good health is above wealth" ("Доброе здоровье дороже богатства"); "A sound mind is a sound body" ("В здоровом теле - здоровый дух"); "An apple a day keeps the doctor away" ("Кушай по яблоку в день - и доктор не понадобится").

С детьми ЭГ 5 (3-й класс) работа проводилась в рамках физкультурно-познавательного факультатива (табл. 1).

Таблица 1. Примерный тематический план физкультурно-познавательного факультатива

Содержание Месяц/неделя
1 2 3 4 5 6 7 и т.д.
Теоретический раздел
1 Физическая культура школьника +
2 Мой организм +
3 Культурно -гигиенические навыки +
4 Полезные и вредные привычки +
5 Ребенок и другие люди +
6 Навыки закаливания +
7 Что делать, когда я болен. Первая помощь +
8 О пользе движений +
9 Жизнь без опасностей
Практический раздел
1 Упражнения для воспитания правильной осанки +
2 Упражнения для профилактики плоскостопия +
3 Упражнения для развития физических качеств +
4 Упражнения, развивающие чувство равновесия, смелость, ловкость +
5 Упражнения для укрепления мускулатуры ног и живота +
6 Дыхательная гимнастика +
7 Упражнения для глаз +
8 Подвижные игры
а) С бегом +
б) С прыжками +
в) С лазаньем +
г) С метанием +
Дидактические игры
1 Одень спортсмена для соревнований +
2 Угадай вид спорта +
3 Путешествие в страну Спортландию +
4 По морям моего здоровья +
5 Ловкие, быстрые, сильные, выносливые, гибкие +
6 Доктор Витаминка и его друзья (о пользе овощей и фруктов) +
7 Секреты Закаляйки +
8 Тайны моего организма +
9 Одежда при занятиях физической культурой
10 Летние, зимние спортивные упражнения, игры
11 Личная гигиена
IV Тренинг-практикум
1 Физические качества +
2 Физические упражнения +
3 Подготовка к Дню здоровья +
4 ЗОЖ +
5 ОБЖ, экстремальные ситуации +
6 Организация правильного питания (набор продуктов, выбор продуктов, составление меню) +
7 Закаливание +
8 Правильное поведение +
9 Личная гигиена +
10 Активный отдых +

Занятия в ЭГ велись по предложенной нами программе, сущность которой заключалась в обогащении знаний о физической культуре, здоровом образе жизни, в формировании потребности и интереса к самостоятельной двигательной деятельности.

Контроль за физической подготовленностью школьников осуществлялся с помощью тестов, характеризующих основные физические качества и двигательную активность школьников: бег на 30 м, с; челночный бег 3х10 м, с, прыжок в длину с места, см; наклон вперед из исходного положения сидя ноги врозь, см; подтягивание на перекладине, колич. раз.

Цель формирующего эксперимента заключалась в проверке и обосновании эффективности физкультурно -познавательного компонента в образовательном цикле дисциплин и физкультурно-познавательного факультатива, направленного на формирование интереса и потребности в самостоятельных занятиях физической культурой.

Педагогический эксперимент показал, что общеобразовательные дисциплины (русский язык, английский язык) с включением в них физкультурно -познавательного компонента уже в 1-м классе и физкультурно-познавательный факультатив (ФПФ) в 3-м классе заметно повышают интерес детей к двигательной деятельности, физическую подготовленность школьников по сравнению с занимающимися по стандартной методике.

Анализ результатов анкетирования показал, что у школьников ЭГ в иерархии мотивов, побуждающих к самостоятельным занятиям физической культурой (физическими упражнениями), произошли положительные изменения в сторону более осознанного понимания важности занятий физической культурой (табл. 2). Так, в ЭГ ведущими мотивами стали "Укрепление здоровья" - от 25 до 40% и мотив "Желание стать сильным, хорошо физически развитым" - от 26 до 35%, а в КГ - от 14 до 30% и от 14 до 19% соответственно.

Таблица 2. Мотивы посещения занятий физической культурой до и после эксперимента, %

Группы

Мотивы

ЭГ 1 КГ 1 ЭГ 2 КГ 2 ЭГ 3 ЭГ 4 ЭГ 5 КГ
до после до после до после до после до после до после до после до после
Игровой 25 15 35 40 22 17 36 37 20 7 25 17 27 5 20 25
Укрепление здоровья 24 30 18 14 29 38 34 30 35 40 27 35 23 25 27 25
Желание получить знания о физической культуре 4 6 15 10 11 8 5 7 7 11 6 9 11 35 2 4
Желание стать сильным, хорошо физически развитым 21 32 12 16 22 35 9 14 22 30 19 26 18 30 16 19
Интерес к занятиям физкультурой 16 15 11 10 13 2 9 7 13 10 13 13 20 5 9 9
Принуждение 6 0 3 4 0 0 2 4 0 0 4 0 0 0 9 2
Похвала 4 2 6 6 3 0 5 1 3 2 6 0 1 0 17 16

В ЭГ произошло снижение выбора мотива "Принуждение" и "Похвала", в то время как в КГ эти показатели практически остались без изменений.

Интересен факт выбора мотива "Желание получить знания о физической культуре". Этот мотив превалирует в ЭГ 5, в которой проводился физкультурно-познавательный факультатив. Данный мотив выбрали 35% учащихся, в то время как в других ЭГ и в КГ этот показатель колеблется от 4 до 11%.

Анализ уровня самостоятельности школьников в двигательной деятельности показал, что количество школьников, у которых отмечен ее высокий уровень, увеличилось в ЭГ с 25 до 44%. Их отличает осознание важности занятий физическими упражнениями, проявление интереса к занятиям физической культурой, умение организовывать самостоятельные занятия, привлекать к совместным действиям других.

Они часто интересуются спортивными мероприятиями, смотрят спортивные соревнования и участвуют в них. В самостоятельной двигательной деятельности используют физкультурный инвентарь, знают подвижные игры, любят в них играть, могут организовать игру с друзьями. Проявляют инициативу и творчество. Могут взять на себя ответственность за свои дела и поступки, планировать самостоятельную двигательную деятельность и осуществлять самоконтроль.

В КГ процент детей с высоким уровнем самостоятельности остался почти без изменений.

Школьников с низким уровнем самостоятельности в ЭГ стало меньше (0 против 15%). В КГ произошло незначительное увеличение (с 2 до 22%), что говорит о несистематичности занятий физической культурой. Такие школьники интереса к физической культуре не проявляют, не интересуются спортивными мероприятиями, очень редко принимают в них участие, пассивны в организации подвижных игр, не имеют желания участвовать в подвижных играх и организовывать их со сверстниками.

Следует отметить, что после эксперимента от 5 до 25% школьников ЭГ стали понимать важность занятий физической культурой, выражали потребность в регулярных занятиях ею в отличие от КГ, где этот показатель составил от 2 до 16%.

Исследование активности в двигательной деятельности показало, что у детей ЭГ 3- 5 (3-й класс) превалирует творческая активность (51-58%). При выполнении физических упражнений они проявляют интерес к составлению новых вариантов упражнений, придумывают новые варианты знакомых подвижных игр. В ЭГ 1, 2 (2-й класс) количество детей с преобладанием творческой активности увеличилось в ходе эксперимента с 14-28 до 26-35%, но все же ведущей в 1-м классе осталась копирующая, или воспроизводящая, активность: 43% (при выполнении физических упражнений они стремятся к контакту со взрослым, перенимают у него опыт движений, подражают ему), во 2-м классе - исполнительская активность - 50% (выполняют физические упражнения строго по образцу, не проявляют творчества при воспроизведении новых вариантов упражнений и игр). Во всех КГ превалирует исполнительская активность (44 - 66%).

Анализ физической подготовленности (табл. 3) показал, что во всех ЭГ с 1-х по 3-и классы произошел прирост показателей физической подготовленности по сравнению с КГ.

Таблица 3. Разница в приросте показателей физической подготовленности в ЭГ и КГ, %

Группы

Тесты

Школа
1 -й класс 2-й класс 3-й класс
ФПК на уроках англ. в ЭГ ФПК на уроках англ. в ЭГ ФПК на уроках русск. в ЭГ ФПК на уроках англ. в ЭГ ФПФ
Прыжок в длину с места, см 12,03* 9,4 10,6 7,8 11,2* 8 11,13* 7,9 17,04* 12
Челночный бег 3x10 м, с 0,7* 7 0,65* 6,8 0,59* 6,4 0,54* 6 0,82* 9
Бег на 30 м, с 0,49 7,4 0,33* 5 0,34* 5,3 0,35* 5,5 0,88* 14
Наклон вперед из и.п. сидя ноги врозь, см 2,45* 35 1,84* 24 1,56* 26 1,44* 20 2,08* 32
Подтягивание на перекладине, колич. раз 1,33* 19 1,98* 22 2,16* 27 1,26* 15 2,75* 34

* достоверно при t > 2,01 (р < 0,05).

В тесте "Прыжок в длину с места", характеризующем развитие скоростно-силовых способностей, прирост показателей составил в ЭГ 1 - 9,4%; в ЭГ 2 - 7,8%; в ЭГ 3-5 - 7,9-12% (р< 0,05). Причем прирост показателей в ЭГ 5 (3-й класс), занимающейся по программе ФПФ, был выше, чем в ЭГ 3, 4 (3-й класс). Это можно объяснить практической направленностью занятий ФПФ. Эта же динамика прослеживается и по другим тестам, которые определяют физическую подготовленность школьников, где прирост между ЭГ и КГ выше, чем в ЭГ 3 и 4.

В тесте "Челночный бег 3х10 м" достоверно улучшились результаты во всех ЭГ с 6 до 9%, р < 0,05, причем в ЭГ 5 прирост был выше, чем в других группах.

В приросте показателей по тесту "Бег на 30 м" наблюдалась следующая картина: в ЭГ 1 - 7,4%; в ЭГ 2 - 5% (р < 0,05); в ЭГ 3 - 5,3% (р < 0,05); в ЭГ 4 - 5,5% (р < 0,05); в ЭГ 5 - 14% (р < 0,05).

В ЭГ существенный прирост результатов произошел также в тестах, определяющих развитие гибкости и силы. Так, прирост результатов при выполнении наклона вперед из исходного положения сидя ноги врозь составил 20-35% (р < 0,05); при выполнении теста "Подтягивание на перекладине" - 15-34% (р < 0,05).

Значительный прирост результатов в ЭГ можно объяснить формированием у школьников мотивационной готовности к занятиям физической культурой.

Таким образом, общеобразовательные дисциплины с использованием ФПК уже в 1-м классе стали довольно мощным средством увеличения потребности и интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.

Если учесть, что эта методика приводит к повышению уровня физической подготовленности и самостоятельности, то можно с полным правом считать ее наиболее оптимальной на этапе школьного физического воспитания.

В 3-м классе хорошо зарекомендовал себя ФПФ, который способствовал формированию у школьников стойкой потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и мотивационной готовности к здоровому образу жизни.

Опрос школьников продемонстрировал, что занятия физической культурой и занятия в спортивных секциях - это любимые увлечения ребят. 84,2% школьников считают, что уроки физкультуры помогают укрепить здоровье (до эксперимента этот показатель составлял 54,9%). По результатам анкетирования 96,4% учащихся любят уроки физической культуры; 64,8% детей считают, что могут самостоятельно составить комплексы упражнений, делают зарядку дома и помогают учителю на уроке.

Таким образом, использование в работе с учащимися разнообразных интегрированных форм физкультурно -оздоровительной работы (ФПК и ФПФ) позволяет сформировать интерес и потребность в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой.