Статья: Увековечение памяти защитников Москвы на Звенигородском направлении. Ноябрь-декабрь 1941 г.
Харитонова Ю. А.
Проект, получивший звание лауреата Конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению 2010 г.
В 2009 г. под Звенигородом на берегу р. Сторожки прошла военно-историческая экспедиция, организованная детским православным движением «Вестники». Наш лагерь располагался непосредственно на линии обороны 1941 года, на подступах к Звенигороду и Саввино-Сторожевскому монастырю. В лесу между Скитом и деревней Дютьково, в окрестностях с. Ершово еще осталось множество заросших окопов времен войны. Здесь мы оказались не случайно. В мае 2008 г. состоялся первый крестный ход по последнему рубежу обороны Москвы, он прошел от Скита Саввино-Сторожевского монастыря через деревни Дютьково и Скоково до Троицкого храма в с. Ершово, рядом с которым находится братская могила 1941 г. и памятник павшим войнам. 16 мая 2009 г. крестный ход повторился, и на Скоковом поле была отслужена панихида. Имена погибших здесь солдат были написаны на красных пасхальных шарах, которые мы отпустили в небо под слова молитвы − «вечная память». Тогда и родилась идея не только почтить память наших предков, но и увековечить ее.
Таким образом, окончательно определилась цель нашего проекта:
Увековечить память защитников Москвы 1941 г. на Звенигородском направлении.
Основные задачи проектной работы:
1. Поиск источников и информантов.
2. Сбор краеведческого материала на данном участке.
3. Изготовление и установка Поклонного креста.
4. Создание Мемориальной карты участка боев на Звенигородском направлении.
Прежде чем приступить к решению этих задач, нам предстояло провести серьезное исследование, чтобы понять какие следы оставила война и как люди хранят память о ней, а для этого решить задачи исследовательского характера.
1. Изучить боевые действия на Звенигородском направлении в ноябре-декабре 1941 г.
2. Найти и описать уже существующие памятники войны в районе экспедиции.
3. Выявить различные группы памятников и проанализировать полученную информацию.
4. Собрать воспоминания местных жителей - очевидцев войны.
5. Воссоздать военную историю по воспоминаниям местных жителей и опубликованным источникам.
6. Выбрать место установки креста по результатам исследования.
В качестве методов исследования применялись: беседа с местными жителями окрестных деревень; анализ литературы; анализ неопубликованных источников; описание памятников; метод сравнительного анализа; метод включенного наблюдения.
Для решения поставленных задач участники экспедиции делились на рабочие группы. В каждой группе обязательно были фотограф и интервьюеры, некоторые группы выезжали только для описания памятников и братских захоронений. Вечером каждая группа кратко описывала свой выезд в полевом дневнике и рассказывала остальным о его результатах. Вопросы готовились заранее. Одновременно постоянная группа участников экспедиции занималась изготовлением Поклонного креста. Большую помощь нам оказали Саввино-Сторожевский монастырь; Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей; администрация сельского поселения Ершово; создатели общественного проекта «На Дунинском рубеже», община деревни Дунино, поисковый отряд «Китежъ» и сотрудники музея-усадьбы М. М. Пришвина; приходские священники и, конечно, местные жители.
Районом исследования стал квадрат, на западной границе которого было село Локотня, с востока участок ограничивался деревней Палицы и селом Аксиньино, крайней южной точкой стало село Михайловское, а северной - деревня Сурмино. Также на этой территории мы посетили следующие деревни и села: Саввинская слобода, Дютьково, Каринское, Улитино, Хаустово, Иглово, Ершово, Кораллово, Ивашково, Козино, Грязь, Палицы, Дунино расположенные в непосредственной близости от последнего рубежа обороны Москвы.
Описание боевых действий
Звенигород обороняла 144 с.д. (стрелковая дивизия) под командованием генерал-майора М. А. Пронина. В ее состав входили 4 стрелковых полка и позже были включены дивизии народного ополчения. С 20 октября город Звенигород с окрестностями находился на осадном положении. В оперативных сводках появился новый термин – Звенигородское направление. Местные жители рыли окопы, подготавливали долговременные огневые точки (ДОТ), сооружали противопехотные и противотанковые заграждения. Остатки этих сооружений сохранились в окрестностях Звенигорода, а в Дунинско-Пореченском природно-археологическом комплексе на правом берегу Москвы-реки ведется реконструкция линии обороны, в которую входят блиндаж, окопы, стрелковые ячейки и ходы сообщения.
19 ноября 1941 года начались бои на Звенигородском направлении. Атаки фашистов в течение дня повторялись от десяти до пятнадцати раз и прекращались лишь с наступлением темноты. Короткая передышка в боях после 25 ноября досталась советским войскам очень дорогой ценой. Так дивизия к началу боев в окрестностях Звенигорода насчитывала 7556 бойцов; на 26 ноября в строю оставалось всего 2400 человек. 29 ноября командование предусмотрительно перебросило на Звенигородское направление еще пять стрелковых бригад и стрелковую дивизию сибиряков [1].
1 декабря немецкие войска перешли в атаку на всем фронте. В ночь на 3 декабря, несмотря на сильный мороз, вражеские атаки на всех участках были отбиты. Генерал Гальдер, начальник штаба вермахта, 2 декабря записал в своем служебном дневнике: «Сопротивление противника достигло кульминационной точки. В его распоряжении нет больше никаких сил». 4 декабря появилась первая нотка тревоги: «Усилилось сопротивление противника…» А спустя три дня рука его вывела: «События этого дня опять ужасающи и постыдны»[2].
В боях явно наступал коренной перелом. Бои за Ершово были особенно ожесточенными, часто доходило до рукопашных схваток. Фашисты отчаянно сопротивлялись. Ершово несколько раз переходило из рук в руки. Только 11 декабря, перейдя в решительное наступление, наши войска освободили Ершово.
Зима 1941 года на подмосковной земле выдалась суровой. Немцы заплатили дорогой ценой за неподготовленность войск к русской зиме, они явно не готовились к продолжительной войне в России. «После первых снегопадов финны, видевшие немецких солдат, обутых в сапоги, подбитые стальными гвоздиками, качали головами и говорили: «Ваши сапоги − идеальные проводники холода, вы с таким же успехом, могли бы ходить прямо в носках!» Немцы не обратили внимание на тот факт, что с ХVIII столетия русские солдаты получали сапоги на один размер больше, что давало им возможность набивать их соломой, а позже газетами и благодаря этому избегать обморожений. Но мороз выводил из строя не только конечности солдат. В двигателях замерзало масло. Отказывались стрелять автоматы и пулеметы. Стволы русских автоматов выглядывали из меховых чехлов, а затворы были смазаны зимним маслом. Ничто не мешало русским сражаться. Если надо они могли часами лежать в снегу, скрытно подползать к немецким постам и уничтожать их».
Сами немцы признают невиданную самоотверженность наших солдат: «То с каким самопожертвованием дрались русские, заслуживает самого большого восхищения», «противник закрепился так, что казалось он просто врос в землю»[3].
Братские могилы и памятники
В наше время на исследуемой территории сохранилось 14 братских могил. Только к весне 1942 года, когда стал таять снег, и эти места уже были освобождены, местные жители, в основном женщины и дети, хоронили павших солдат в большие братские могилы. Если находили документы - сдавали в военкомат. Такие братские могилы возникали в церковной ограде (Саввинская слобода, Ершово, Кораллово, Михайловское), рядом с кладбищем (Локотня, Каринское, Аксиньино) или прямо на поле боя, как в Палицах.
Например, на территории дома отдыха «Ершово» в 1941 году был похоронен только один офицер – лейтенант Калинич, и несколько солдат, погибших в ходе боевых действий на территории дома отдыха. Весной 1942 года, вернувшиеся из эвакуации в Ершово местные жители, обнаружили под растаявшим снегом на территории села, дома отдыха, в пруду и на опушке леса многочисленные останки наших солдат, которые были захоронены рядом с могилой Калинича[4]. Старожилы Ершово рассказывали, что вплоть до 1946 года, пойдя в лес за грибами или ягодами, можно было наткнуться на останки погибших и вовремя не похороненных советских солдат. Их останки также дополнительно хоронили в этой могиле.
Жители всех деревень, которые сами хоронили или перезахоранивали солдат, рассказывают, что в братских могилах лежит множество народу. Имена, написанные на памятниках − это лишь малая часть, то, что удалось восстановить через военкомат. Многие имена внесены не были, так как убитыми признавались только те, чья смерть была констатирована сразу. В марте 1941 года были введены медальоны с краткой информацией о себе. Но среди бойцов ходило поверье, что если заполнишь эту бумажку, то обязательно погибнешь, иногда их оставляли политрукам[5].
Памятники погибшим воинам во время войны делали на скорую руку, они были фанерные или деревянные, так что быстро обветшали. И только через 20 лет после окончания войны памятники стали обновлять, и имена вносили заново. Все памятники советского времени − это обелиск или скульптура установленные на братской могиле.
В последнее время многие старые памятники реконструируются, активно работают поисковые отряды, найденных ими солдат хоронят в те же захоронения. В братской могиле у Ершовского Троицкого храма в 2001 г. похоронены останки красноармейцев, найденные поисковиками в окрестностях Ершово, то же самое в Каринском и Локотне, то есть число павших солдат в братских могилах войны до сих пор растет.
Начиная с конца 90-х годов, повсеместно оживает православная традиция увековечения памяти. В 1999 году по благословению Патриарха Алексия II восстанавливается Троицкий храм в с. Ершово, как храм-памятник воинам погибших на этой земле. Внутри храма установлены мраморные доски с именами погибших − жителей Ершово и бойцов 144 с. д. В деревне Палицы у березовой рощи установлен большой Поклонный крест «Павшим войнам 1941-1945», установленный по инициативе местных жителей. Они называют его «горящим», потому что в него встроены электрические лампочки, которые загораются в ночное время. Когда-то на этом поле шли ожесточенные бои, в память о которых и установлен этот крест.
На правом берегу Москвы-реки расположена деревня Дунино, в 1941 году здесь была мощная линия обороны, и враг сюда не прошел, но погибло очень много народу. В 2003 году община деревни Дунино выступила с инициативой исследования и реконструкции части оборонительных сооружений и придания им официального статуса памятников истории. Это дело было поручено Одинцовскому поисковому отряду «Китежъ». Были реконструированы: блиндаж с внутренней обстановкой, участок траншеи со стрелковыми ячейками, артиллерийский наблюдательный пункт. В ходе реконструкции проводился своеобразный исторический эксперимент − использовались технологии строительства укреплений военного времени[6]. Местные старожилы помнят, как после боев 1941 года на берегу забил родник, на довоенных картах его не было. Теперь здесь построена часовня с купальней и памятный крест. «Когда стали наступать коттеджи, люди опомнились, они решили, что теряют все из-за того, что не хранят память. Богатые люди дали деньги, бедные притащили камни – это народная часовня». В центре деревни в 2005 г. на месте гибели двух детей, Бориса и Александры, убитых снарядом во время перестрелки 1941 г. построена памятная часовня с престолом Архангела Михаила в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
На Руси издавна существовала традиция ставить поклонные кресты в память о каком-нибудь земном событии. Памятные кресты ставят с одной стороны, как знаки, передающие информацию об исторических событиях, с другой, они предполагают определенную, молитвенную обращенность к Творцу. Прошлое, таким образом, никогда не забывалось, а наоборот, тесно связывалось с настоящим и будущим, образно говоря, оно становилось «средством прикосновения к вечности»[7]. В нашем случае – крест установлен на месте особо ожесточенных боев, количество погибших здесь воинов огромно. Наш крест будет напоминать о тех страшных временах еще много лет, донесет до потомков память, что является самым важным, ведь мы, почитая погибших воинов, помня их подвиг, оживляем их, и они живут, пока жива наша память.
Воспоминания местных жителей
В общей сложности мы обошли 13 деревень. Не во всех этих селах непосредственно проходили бои, например, в Аксиньино, Дютьково, Козино немцев уже не пустили, хотя практически во всех деревнях готовились к приходу неприятеля – старики, женщины и дети копали окопы, строили блиндажи. Нам удалось поговорить с местными жителями, свидетелями тех кровавых событий ноября-декабря 1941 года. В те страшные дни наши собеседники были совсем юными, от 11 до 16 лет. Мы интересовались тем, как люди пережили оккупацию, видели ли немцев в лицо, как после боев хоронили наших солдат?
Немцы выселяли жителей из своих домов, иногда разрешали жить хозяевам в сенях или в погребе. Во время боя мирные жители прятались в колодце, кто успевал, рыли около дома траншею. Но, как правило, люди старались уходить в лес, жили в землянках. По возвращении не все находили свои дома. Деревни Сурмино, Насоново, Ершово, Палицы были сожжены немцами при отступлении. Могли поджечь и наши, когда немцы были на подходе, чтобы не досталось врагу. Так деревню Дютьково уже приготовились поджечь, ее спас только приказ Сталина − «Ни шагу назад»[8].
По рассказам местных жителей немцы обращались с ними довольно милостиво. Иногда даже помогали медикаментами, детей угощали шоколадом. Но среди врагов были румыны и финны, которые «лютовали» и «озоровали». Жители деревни Палицы рассказывают, как финны в костер бросали детей. В. В. Бабурин, коренной житель с. Ершово, описывает такую картину: «Когда дед вышел из леса, все бойцы стояли. Оказывается, наших убитых бойцов поставили на штыки». Так себя вели румыны-обозники. Многие подтверждают неподготовленность немцев к русской зиме: «Они даже женское белье воровали, сапоги у них без подкладки, просто кожа и все. Сколько у них обмороженных было!»[9].
Павших солдат хоронить начали только к весне. Женщины и подростки тела собирали, когда уже подтаял снег. «На этом поле много убитых было, думали издали – пни, а это тела наших были, лежали кто как». «Мы сами их и хоронили. Не 5 человек, как на памятнике написано, а 700. На деревянные санки после боев собирали своих отцов и братьев, и туловища, и без руки, и без ноги, всех свозили на поле. Хоронили без гробов. Как мальчики умирали – открытые глазки…а им 18 или 20 лет. Везем, говорим: «Эх, милые, простите, хоть так вас убираем»[10]. Если находили документы, сдавали в военкомат.
Немцев свои старались вывозить или хоронили − березовые кресты и каска. Тех, кого не нашли или не успели, жители сбрасывали в одну траншею и даже знаков никаких не было, «по-собачьи их хоронили».
Нетрудно было заметить, что по мере приближения к Москве время пребывания немцев в каждом селе или деревне уменьшалось, например, в Сурмино и Палицах они пробыли около месяца, в то время как в Кораллово неделю, а между Ершово и Скоково была нейтральная территория, которая трижды переходила из рук в руки. Остановили их здесь. Самые страшные бои были в районе дома отдыха «Ершово» и на Скоковом поле, "здесь все было усеяно погибшими и оружием». Павших бойцов со Скокова поля хоронили весной 1942 г. в две братские могилы на месте взорванного Троицкого храма и на территории дома отдыха, на гранитных плитах перечислено около 400 имен, на самом деле их там гораздо больше, потому что далеко не все имена удалось установить. А многие остались не захороненными, об этом говорят свидетели тех событий. Именно на Скоковом поле, где ценой неимоверных усилий и тысяч жизней наших солдат был остановлен враг, мы решили установить Памятный поклонный крест.
В ходе исследования мы окончательно убедились, что увековечение памяти наших предков должно соответствовать православной традиции. Память о прошлом должна быть молитвенной, и традиция эта жива и возрождается. Памятным знаком должен стать именно Поклонный крест. Сопоставив факты военной истории и устные источники, мы выбрали место для установки креста.
Технология изготовления креста
Для выбора размеров и пропорций мы использовали следующее правило проектирования крестов: между большой перекладиной (А) и расстоянием от большой перекладины до земли (В) должно выполняться соотношение
В = √2А
Такие пропорции использовались на Руси, они совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года, крестом патриарха Никона, который хранится в храме Сергия Радонежского в Крапивинском переулке Москвы. Он был установлен на Кий острове в Белом море, в память о спасении Никона во время шторма[11].
Этапы изготовления:
Подбор материала. Материалом для изготовления креста послужила лиственница. Этот материал очень стойкий, долго не подвергается воздействиям внешней среды, обладает замечательной текстурой.
Разметка. Наносятся размеры будущего креста. Рубанком строгается брус, потом его торцуют на маленькие детали ножовками. Необходимо оставить припуск на дальнейшую работу − запас для будущей подгонки креста.
Шиповое соединение. Далее выполняется шиповое соединение в полдерева. Делается разметка, запиливается ножовкой вполдерева, затем лишний материал вырубается стамеской, . Тоже самое делается на противоположной детали. Таким образом, две детали соединялись вместе, идеально подогнанные друг к другу.
Окончательная разметка крыльев креста. Лишний материал, оставленный на припуск, отторцовывается ножовкой.
Подгонка шлифовальной машинкой и зашкуривание.
Сборка креста.
Обработка водоотталкивающим покрытием. Крест обязательно должен быть обработан специальным водоотталкивающим покрытием − пинотексом, который выполняет двойную функцию: защищает крест от воздействий внешней среды и придает ему оттенок охры, то есть делает его более красивым.
Во время работы применялись различные материалы и инструменты: влагостойкий клей ПВА для наружной работы, нагели (деревянные гвозди), рубанок, ножовки, шуруповерт, шурупы, стамеска, шлифовальная машинка.
Результаты и выводы
История боевых действий на Звенигородском направлении показывает, что на поле между с. Ершово и д. Скоково шли самые ожесточенные бои и произошел коренной перелом в военных действиях на этом участке фронта.
Несмотря на долгий период гонений на православную веру в народе сохранилась живая православная традиция увековечения памяти. Такие памятники не только напоминают о событиях прошлого, но и «предполагают молитвенную обращенность к Творцу».
Воспоминания местных жителей подтверждают правильность выбранного нами места. По их рассказам поле сражения можно сравнить с одной большой братской могилой.
В наше время обращение к истории и увековечение памяти происходит по инициативе самих жителей, и мы присоединились к возрождению этих традиций.
На месте ожесточенных боев, где произошел решающий перелом в битве за Москву, стоит Памятный поклонный крест. Этой весной мы узнали, что здесь не прекращается молитва за всех воинов павших на поле брани «зде лежащих и повсюду», каждое воскресенье к нашему кресту ходят служить панихиду жители деревни Дунино…
Небольшая летняя экспедиция − это только начало большого исследования. Несколько деревень, которые мы смогли обойти показали, что еще есть люди, которые могут многое вспомнить, и это нигде не записано. Их осталось совсем немного, и надо торопиться. Осталось много невыясненных вопросов, со многими поговорить не удалось. Не были использованы архивные источники. Очень полезной могла бы оказаться встреча с поисковыми отрядами, которые работают на этом участке.
Перспективы нашего проекта
Более подробно расспросить о современных «народных» памятниках, как рождается идея их создания.
Найти источники и более подробно изучить местную военную историю, сопоставить ее с воспоминаниями очевидцев.
Облагородить территорию вокруг креста на Скоковом поле, возможно в будущем поставить часовню.
Создать «Путеводитель по следам войны в окрестностях Звенигорода».
Составить помянник павших воинов, погибших на этом рубеже.
Список литературы
1. Звенигород и окрестности. Звенигород, 2007.
2. Книга памяти. 1941-1945. Звенигород, 1995.
3. П. Карель. Восточный фронт. Кн. 1. Гитлер идет на Восток. От «Барбароссы» до Сталинграда. 1941-1943. М., 2009.
4. Птицын В. А. Проектирование и изготовление православных крестов с использованием древнерусской системы мер длмны. // Исследовательская работа школьников. № 1-2, 2005.
5. Святославский А.В. Традиции памяти в православии. М., 2004.
6. Интернет-сайт. История Ершово. http://strelok35.narod.ru/istoria_Ershovo/index_puteshestvia_3.php
7. Интернет-сайт. Одинцовский район. http://mognb.ru/data/odincovo-z.php.
Неопубликованные источники
1. Лазукин А. В. Справка о боевых действиях 144 с.д. 5 армии не Звенигородском направлении в ноябре-декабре 1941 г.
2. Информационный листок. «На Дунинском рубеже». Выпуск 1. Декабрь 2008 г.
3. Ершово на линии фронта. Материалы предоставлены краеведческим отделом библиотеки с. Ершово.
Полевые материалы
1. О. Георгий, настоятеля храма Николая Чудотворца в Саввинской слободе.
2. О. Георгий, настоятель Троицкого храма в селе Ершово.
3. Харитонова М. В. 1925 г. р. - Дер. Дютьково.
4. Дёмина М. В. 1928 г.р., Козлова М.В., 1925 г.р. - Дер. Сурмино.
5. Парафейник В. Н., коренной житель с. Ершово, 1959 г.р., художник.
6. Бабурин В. В., коренной житель с. Ершово, глава администрации Ершово.
7. Матушка Варвара, член общины деревни Дунино, научный сотрудник дома-музея М.М. Пришвина.
8. Анна Васильевна, 1930 г.р., Анна Федоровна, 1929 г.р. - Дер. Козино.
9. Анна Васильевна, 1927 г.р.; Мария Васильевна, 1928 г.р. - Дер. Палицы.
[1] Лазукин А. В. Справка о боевых действиях 144 с.д. 5 армии не Звенигородском направлении в ноябре-декабре 1941 г.
[2] Ершово на линии фронта. Материалы предоставлены краеведческим отделом библиотеки с. Ершово.
[3] П. Карель. Восточный фронт. Кн. 1. Гитлер идет на Восток. От «Барбароссы» до Сталинграда. 1941-1943. М., 2009.− С.198-199.
[4] Интернет-сайт. История Ершово. http://strelok35.narod.ru/istoria_Ershovo/index_puteshestvia_3.php
[5] ПМА (Полевые материалы авторов). Лазукин А. В. Старший научный сотрудник Звенигородского историко-культурного и художественного музея. Бабурин В. В. Глава администрации с. п. Ершово. Июнь 2009.
[6] Информационный листок. «На Дунинском рубеже». Выпуск 1. Декабрь 2008 г.
[7] Святославский А.В. Традиции памяти в православии. - М., 2004. С.13.
[8] ПМА. Харитонова М.В. 1928 г. р. дер. Дютьково.
[9] ПМА. Демина М.В. 1928 г.р., уроженка дер. Сурмино.
[10] ПМА. Дер. Хаустово
[11] Птицын В. А. Проектирование и изготовление православных крестов с использованием древнерусской системы мер длмны. // Исследовательская работа школьников. № 1-2, 2005.
Авторы: ученик 9 класса Иванов Кирилл, ученица 11 класса Колесникова Анна, рук. Харитонова Юлия Анатольевна