Сочинение: Три мира на страницах романа "Мастер и Маргарита"

Три мира на страницах романа "Мастер и Маргарита"

За гранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на  страницы своих произведений, скрывается порой  глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами.

Б.Брехт

Роман «Мастер и Маргарита» - загадка. Каждый человек, который прочитал его, открывает в нем свой смысл. Текст произведения настолько насыщен проблемами, что основную найти очень сложно, я бы даже сказала, невозможно.

Основная сложность в том, что в романе переплетается несколько реальностей: с одной стороны – советский быт Москвы 20-30-х годов, с другой – город Ершалаим, и наконец,- реальность всесильного Воланда.

Первый мир – Москва 20-30-х годов.

Сатана пришел в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр и Маргариту. Он видит, что Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют предатели, доносчики, подхалимы, взяточники, валютчики. Булгаков представлял их как в виде отдельных персонажей, так и в виде служащих следующих учреждений: МАССОЛИТа, Театра Варьете и Зрелищной комиссии. Каждый человек имеет пороки, которые Воланд разоблачает. Более тяжкий грех взяли на себя работники МАССЛИТа, называющие себя литераторами и учеными. Эти люди много знают и при этом сознательно уводят людей от поиска истины, делают несчастным гениального Мастера. За это кара настигает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ. Московское население ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола. На мой взгляд, Булгаков надеялся, что когда-нибудь люди осознают тот ужас, который поглощал Россию в течение многих лет, как осознал Иван Бездомный, что стихи его ужасны. Но при жизни Булгакова этого не произошло.

Второй мир – Ершалаим.

С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы. Можно обратить внимание еще и на то, что если в Ершалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ее Воландом. Всего три дня описывается из жизни города. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.

Третий мир – мистический, фантастический Воланд и его свита.

Мистика в романе играет вполне реалистическую роль и может служить примером противоречий действительности. Возглавляет потусторонний мир Воланд. Он является дьяволом, сатаной, «князем тьмы», «духом зла и повелителем теней». Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» обнажает перед нами людские пороки. Тут и черт Коровьев – спившийся забулдыга. Тут и кот Бегемот, очень похожий на человека и временами сам обращающийся в человека, очень похожего на кота. Тут и хулиган Азазелло с безобразным клыком. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. В романе изменен традиционный образ сатаны: это уже не безнравственный, злой, вероломный бес-разрушитель. Нечистая сила появляется в Москве с ревизией. Ее интересует, изменились ли горожане внутренне. Наблюдая за публикой в Варьете, «профессор черной магии» склоняется к мысли, что по сути ничего не изменилось. Нечистая сила предстает перед нами как злая человеческая воля, являясь орудием наказания, верша козни с подачи людей. Мне Воланд показался справедливым, объективным, и справедливость его проявилась не только в наказании некоторых героев. Благодаря ему воссоединяются Мастер и Маргарита.

Все герои романа тесно связаны между собой, без существования одних было бы невозможным существование других, как не может быть света без тьмы. Роман «Мастер и Маргарита» рассказывает об ответственности человека за свои поступки. Действия объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее. Вражда, недоверие, зависть царят в мире во все времена. Этот роман принадлежит к тем произведениям, которые обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мог и не обратить внимания. Это происходит не только потому, что роман затрагивает многие философские проблемы, но и из-за сложной «трехмерной» структуры произведения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и ...
Тема:Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М.Булгакова и романа Л.Леонова "Пирамида"(сходство и отличие философско - христианских постулатов ...
Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера[15,89], главным действующим лицом первого романа является Иешуа, прообраз которого - библейский Христос ...
Булгаков же постепенно, неуверенно отходит именно от такого толкования образа Сатаны в сторону дуалистических ересей, признававших равенство добра и зла в мире, издавна ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Православие и культура
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА - ЕДИНСТВО ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ? Проректору по воспитательной работе игумену Никите (Ананьеву) СОДЕРЖАНИЕ ...
"Роман Булгакова посвящен вовсе не Иешуа, и даже не в первую очередь самому Мастеру с его Маргаритой, но - сатане.
А преобразившийся, великолепный и величественный всадник со свитой, которого мы видим на последних страницах "Мастера и Маргариты"- это Воланд, каким видит его душа Мастера.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Эстетическая функция слова в художественном тексте по роману М.А ...
Эстетическая функция слова в художественном тексте по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Языкознание" 2010 г. Содержание Абстракт Введение ...
Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - сложное художественное произведение, в котором не только каждое слово играет не одну роль, но особым смыслом наполнены и композиция, и ...
В романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима ...
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: сочинение
Таинственный фантастический и мистический мир Воланда
Министерство образования РФ МОУ Гимназия № 3 экзаменационный реферат по литературе на тему: "Таинственный фантастический и мистический мир Воланда ...
Булгаков истинное лицо Воланда скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателей заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие ...
Своей исследовательской работой я хотела проанализировать происхождение и символику фантастического мира Воланда, показать, что Воланд - один из центральных персонажей ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Роман "Мастер и Маргарита" - заветная книга М.А.Булгакова
План I Введение II Связь романа Булгакова с трагедией Гете III История создания романа IV Временная и пространственно-смысловая структура романа V ...
Спор между Мефистофелем и Фаустом о том, кто же управляет жизнью человека, о смысле этой жизни, о границах человеческого разума и о поисках истины продолжен в романе Булгакова ...
В этом мире происходит и полет Маргариты, и шабаш, и великий бал у Сатаны, и последний полет мастера и Маргарита вместе с Воландом и его приближенными.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение