Курсовая работа: Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе

 

Введение

Глава 1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

Глава 2 Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования.

Глава 3 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации

3.1 Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

3.2 Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах.

3.3 Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы

Глава 4 Информационное обеспечение компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.

4.1 Структура и содержание информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов. Требование к информации для решения налоговых задач

4.2 Структурные единицы информации. Состав показателей и источников информации.

4.3 Классификаторы и коды, используемые в компьютерных системах налоговых органов.

4.4 Понятие документа, типовой и унифицированной системы документации. Входные и выходные формы документов, используемых при решении задач в налоговых органах.

Глава 5. Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.

5.1 Состав и характеристика функциональных задач, решаемых в налоговых органах

5.2 Порядок реализации задач функциональных подсистем автоматизированной системы «Налог» на примере инспекций городов и районов

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.


Глава 1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

В момент создания налоговых органов в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

- получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

- ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;

нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;

- стихийно развивающаяся информационная система.

Информатизация органов налоговой службы сводилась к обеспечению сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и построению единого информационного пространства. Такая технология могла существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

В связи с этим прорабатывалось несколько концепций типовых программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических средств и прикладным программным обеспечением.

Разработка и внедрение компьютерных технологий и АИС в рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало известные проблемы формирования единого информационного пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС «Налог» Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета необоснованно разделены между органами различных ведомств со своими АИС и АИТ. Это особенно проявляется в таком объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой - имущество и земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

Одновременно решалась задача обновления компьютерного парка за счет компьютеров класса Pentium, так как клиентская часть в ряде инспекций реализована в среде DOS.

Проектирующееся внедрение интегрированных комплексов для территориальных налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, обеспечивает:

- автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

- информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

- высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

- повышение производительности труда;

- оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

Широкомасштабное внедрение безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщи­ками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

- уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

- сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;

- устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;

- повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок

В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести приема и обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность функционирования территориальных налоговых органов.

Для осуществления работы подразделений ФНС разработана и уже функционирует многоуровневая АИС «Налог», обеспечивающая решение задач накопления и обработки информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

Необходимость в этом обуславливается характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой в базах данных АИС ИМНС, являются подразделения государственных органов и учреждения, из которых поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов и сборов, имуществе, земельных участках и др.

Существующие АИС налоговых служб длительное время выполняли свои функции и соответствовали поставленным при их создании целям -автоматизации основных функций налоговых органов по хранению и обработке информации, поступающей от налогоплательщиков, и повышения производительности труда налогового инспектора.

Но разобщенность средств автоматизации по уровням иерархии налоговых органов, недостаточное развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией как внутри АИС ФНС, так и с взаимодействующими с ней АИС, невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных, возросшие требования к процессам учета налогоплательщиков, своевременности и полноте сборов налогов и платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в полном объеме выполнять свои функции. Поэтому, в 2000 году МНС было принято решение о создании АИС “Налог” второй очереди, предусматривающей:

- интеграцию информационных ресурсов;

- максимальное использование системы телекоммуникаций МНС РФ с прямым доступом пользователей к интегрированным базам данных;

- стандартизацию и унификацию компонентов АИС.


Глава 2 Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования

АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления налоговыми органами, призванную расширить круг решаемых задач, повысить обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость управленческой деятельности за счет использования новых информационных технологий, применения ЭММ, ВТ и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Основными целями АИС “Налог” является:

- повышение оперативности получения информации для быстрого принятия мер по обеспечению эффективного сбора налогов;

- снижение трудоемкости и сроков сбора, поиска, обработки информации в структурных подразделениях налоговых инспекций;

- упорядочение внутренних и внешних потоков информации с целью исключения дублирования процессов их обработки;

- автоматизация планово-учетных, финансовых и статистических работ;

- повышение полноты и достоверности представляемой информации, что необходимо для объективной оценки состояния дел в районе и регионе в целом, а также для возможности комплексного прогнозирования динамики поступления налогов;

- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета, углубленный анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

- обеспечение полной и своевременной информированности налоговых инспекций всех уровней о налоговом законодательстве на любую дату учета, начиная с текущей и ранее;

- своевременное информирование администрации обслуживаемой территории о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного документооборота;

- совершенствование оперативности и качества принимаемых решений по управлению налогообложением с целью повышения эффективности его функционирования.

Структура АИС налоговой службы, как и самих налоговых органов, является многоуровневой и состоит из функциональной и обеспечивающей частей и системы поддержки принятия решения (СППР).

Функциональная часть отражает предметную область и соответствует функциям каждого уровня. В функциональной части выделяют подсистемы и комплексы задач, соответствующие каждому уровню.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное, эргономическое, лингвистическое и др. виды обеспечения, характерные для АИС организационного типа.

В рамках информационного обеспечения осуществляется сбор информации, подготовка ее к машинной обработке, включая формализацию записи с помощью классификаторов и спец языков, и формирование информационных фондов в виде БД и АБД. В нем же отражаются результаты проектных решений по обьемам, размещению, формам организации информации, показателям, классификаторам, кодовым обозначениям, массивам информации.

Техническое обеспечение решает проблему выбора технических средств и организации их эксплуатации.

Эргономическое обеспечение предусматривает решение вопросов, связанных с условиями работы человека в АИС, включая схемы расположения техники, организацию рабочего места, регламент работы человека с ЭВМ и качество самой техники с точки зрения ее влияния на здоровье человека, создания наиболее благоприятных условий для эффективной его работы. Это комплекс документации с эргономическими требованиями к рабочим местам, информационным моделям, условиям работы, а также набор средств для реализации требований.

Лингвистическое обеспечение(ЛО) включает вопросы, связанные с решением проблемы перехода от привычного языка документов к машинному языку. Объединяет языковые средства для формализации естественного языка документов, Включает информационные языки для описания информационных баз и управления ими, языки поиска информации, диалога с пользователем, термины и определения.

Технологическое обеспечение решает вопросы выбора и создания информационных технологий, соответствующих решаемым задачам, уровню техники и организационным формам ее использования, обеспечивающих эффективное функционирование АИС. Состоит из технического, программного и математического обеспечения.

Программное обеспечение (ПО) включает общесистемное и прикладное ПО, необходимое для решения задач, решаемых налоговыми органами.

Математическое (МО) – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, средства моделирования, оптимизации, математического программирования, математической статистики и др.

Для обеспечения создания и развития единого информационного пространства налоговых органов России осуществлена разработка и внедрение информационной системы АИС “Налог-2”. Задачи решаемые в рамках АИС “Налог-2” обеспечивают информационные потребности Госналогслужбы на основе единых принципов и требований к организации информационного обеспечения.

АИС “Налог-2” как программно-техническая составляющая информационного пространства Госналогслужбы осуществляет не только контролирующие функции, но и представляет информацию и методики для осуществления процесса поддержки принятия решений на различных организационных уровнях налоговых органов.


Глава 3. Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации

 

3.1 Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

АИС налоговых органов строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и АИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень имеет обширные внутренние и внешние связи.

На федеральном уровне определяется стратегия налоговой системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Аналитическая - включает анализ выполнения налогового законодательства, определение динамики налоговых платежей и прогнозирование величины сборов по видам налогов.

Основная работа по учету налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций и соответствующих им АИС. Здесь формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей справок и платежных документов. В АИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах.

В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами все решаемые задачи сгруппированы в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и методическими материалами.

В АИС «НАЛОГ» предусмотрено информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и ведется единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет - технологий (ИТ-услуг), которая уже отрабатывалась в ФНС г.Москвы и в центральном аппарате ФНС России. Очевидно, что полный эффект может быть получен при формировании ЕГРН регионального уровня и ускорении работ по приведению их информационных ресурсов в соответствие с федеральным ЕГРН, что и предусмотрено Решением Совещания по вопросам информатизации территориальных органов, а в управлениях региональных налоговых служб созданы подразделения по созданию ЕГРН.

Концентрация информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровне в составе интегрированных баз данных (хранилищ) АИС, функционирующих на основе единых принципов, создает предпосылки создания единого информационного пространства ФНС России. На федеральном уровне эти хранилища, под управлением единой программно-аппаратной платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность многомерной аналитической и статистической обработки налоговой информации.

Одновременно силами Департамента информационных технологий, отдела телекоммуникаций, Управления по информационной политике и ГНИВЦ ФНС РФ продолжается развитие портала ФНС России и регионов в сети Интернет с единым стандартизованным интерфейсом. Ведется также работа по техническому проектированию федерального ЦОД.

Большое внимание в последние годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД - регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одновременно разрабатывается концепция комплексной защиты информации в информационно - телекоммуникационной системе ФНС России.

Операционные системы, построенные на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2000, Windows XP), создают на каждого пользователя отдельные профили. В них записывается “личная” информация пользователя (оформление рабочего стола, меню, индивидуальные настройки программ и т.п.). Эта информация доступна только владельцу профиля. Кроме этого, существует профиль “All Users” – Для всех пользователей. В него записывается информация, которая должна быть доступна ВСЕМ пользователям данного компьютера.

При установке Office 2000 (Office XP, Office 2003), инсталлятор записывает информацию об устанавливаемых программах в общий профиль, а в текущий личный профиль – информацию о личных настройках.

 

3.2 Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах

Для разработки АИС и координации их создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях – отделы информатизации и администраторы баз данных.

Проекты разрабатываются специалистами по информатизации и модернизируются по мере изменения условий функционирования налоговых органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях созданы вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ), координирующие работу отделов информатизации на региональном и муниципальных уровнях.

Основными системными требованиями является создание распределенного банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.

АИС проектируется как открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается также как открытая система.

Архитектура информационной системы АИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру, включающую:

- пользовательский уровень в виде АИС подразделений ФНС РФ,

- уровень обработки и обмена информацией между центром обработки данных (ЦОД) и комплексами ФНС;

- транспортный уровень.

Реализуется как территориально - распределенная телекоммуникационная сеть, объединяющая в единое пространство подсистемы АИС “Налог” и системы телекоммуникаций (СТК) России, и позволяет сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер с преимуществами централизованной обработки и управления всей системой.

Решение задач в налоговых органах связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая поступает от налогоплательщиков в основном на бумажных носителях и носит конфиденциальный характер. Поэтому в информационном аспекте система должна обеспечивать защиту поступающей и хранящейся информации, ее достоверность, иметь рациональные системы кодирования, использовать единые классификаторы, иметь хорошо организованные информационные файлы и БД и СУБД, формировать выходные документы в форме, удобной для восприятия. Для АИС НС очень важно создание интерфейса, на основе электронного обмена данными как внутри НС, так и с внешней средой, включая связи с налогоплательщиками и службами, формирующими налогооблагаемые базы по различным видам (имущество, земля и т.п.), а также с органами власти, статистики, налоговой полицией, таможенным комитетом, МВД, УФК, банковскими и кредитными организациями.

При проектировании форм первичных документов должны учитываться следующие требования:

- отсутствие в них постоянной информации и дублированной;

- выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;

- старшие по объему понятий признаки должны предшествовать младшим (например, наименование предприятия-цеха-участка);

- согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения информации в файлах;

- обеспечение удобства для последующей обработки данных в ЭВМ.

Разработка первичных документов выполняется в следующей последовательности:

- определение состава реквизитов;

- классификация реквизитов: однозначные и многозначные, признаки и основания, справочные и группировочные, переносимые и непереносимые на машинные носители;

- установление логической соподчиненности реквизитов;

- выбор формы документа;

- размещение реквизитов в выбранной форме документа в соответствии с классификацией;

- расчет размера документа по вертикали и горизонтали с учетом размера полей;

- выбор формата бумажного носителя;

- выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинные носители;

- редактирование шапок документов в соответствии со словарем-тезаурусом.

При проектировании выходных форм документов учитываются следующие требования:

- полнота информации, т.е. они должны содержать и первичные и результативные показатели;

- количество результативных показателей должно соответствовать количеству группировочных признаков,т.е. количество итогов должно быть равно количеству ключей сортировки;

- хорошая читаемость;

- отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.

Информационное взаимодействие предполагает совместимость формируемых БД, в т.ч. по государственному реестру налогоплательщиков и их собственности, банковским счетам, объемам и ценам различных материальных ценностей, движению на счетах бюджета.

Поскольку АИС налоговой службы относится к классу больших систем, к ней уже на стадии проектирования предъявляются требования по:

- совместимости всех элементов внутри системы и со смежниками;

- возможности быстрого изменения в соответствии с изменениями в налоговой системе,

надежности, достоверности и актуальности хранимой информации;

- возможности быстрого получения нужной информации по запросам;

- простоте ввода информации;

- разнообразию вывода информации;

- обмену информацией с другими системами и уровнями.

Существенными требованиями являются также:

- Разработка и функционирование системы на базе имеющегося общесистемного и прикладного ПО разных типов, позволяющих осуществлять межсистемный обмен;

- Использование общегосударственных классификаторов;

- Создание информационных файлов и БД, управляемых СУБД:

- Формирование выходной информации в унифицированных и удобных для восприятия формах и т.п.

- Создание единого информационного пространства с внешней средой;

- Информационное объединение сетями телекоммуникаций всех участвующих в обмене информацией структур;

- Возможность доступа к информации каждой из них.

Для обеспечения возможности взаимодействия АИС налоговых служб со всеми государственными структурами требуется слияние, взаимный обмен и использование таких БД, как :

- Государственный реестр налогоплательщиков;

- Банковские счета налогоплательщиков;

- Сведения об участниках и объемах внешнеэкономической деятельности;

- Движение на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений и др.


3.3 Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы

В многоуровневой структуре АИС финансовых и налоговых служб, как и структуре самих этих органов, каждый уровень является центром генерации деловой информации, необходимой для принятия решения. Технической базой являются ВЦ федерального и регионального уровней. Однако в последнее время вынашивается идея создания центров обработки данных (ЦОД), и в частности, в налоговых органах на базе ЕГРН, где должна сосредотачиваться вся информация о налогоплательщиках, их доходах, имуществе, земельных участках и др. на региональном и федеральном уровне. Их создание в корне изменит информационные потоки, так как вся первичная информация должна будет поступать в ЦОД, которые формируют БД и оказывают информационные электронные услуги пользователям этой информации. Но это возможно только при обеспечении совместимости всех элементов корпоративной налоговой системы и электронного документооборота между ними.

Информационное взаимодействие с ЦОД - одна из главных задач налоговых инспекций. Реализация его должна осуществляться в рамках корпоративной информационно-вычислительной сети (КИВС). Важным достоинством ее является возможность использования различных каналов связи (коммутируемых, выделенных КС, волоконно-оптических линий) и устойчивых протоколов обмена различных сред.

Надежность передачи данных обеспечивается надежностью сетевого оборудования, которое может находиться в неработоспособном состоянии не более 0,02% полного времени работы, т.е. около 20 минут простоя в год. А средства обнаружения ошибок должны выявлять пакеты, содержащие до 4 искаженных бит, что достигается за счет построения сети на базе 7-ми уровневого стандарта построения открытых систем, каждый из которых независим, а протоколы взаимодействия между уровнями стандартизованы.

В налоговых и финансовых службах регионального уровня используют модель двухранговой сети с выделением серверов и рабочих станций. Их взаимодействие осуществляется в режиме «запрос- выполнение операции - отчет». Сервер в зависимости от специализации может выполнять от простых операций »чтение-запись» (Ф-С), печать, передача факсов и т.п. до сложных с поиском, извлечением данных из БД по запросам, на специальном, структурированном языке запросов.

Внедрение первой очереди Системы Подготовки и Обработки Налоговой Информации (СПОНИ) Центра Обработки Данных (ЦОД) потребовало модернизацию некоторых функций системы Электронной Обработки Данных (ЭОД).Основные изменения системы ЭОД произошли в процессе обработки отчетных и расчетных документов налогоплательщиков, так как в условиях функционирования ЦОД система ЭОД выполняет функции по приему из ЦОД и обработке в ФНС данных и образов документов, представленных в электронном виде.

Изменения отражены в Руководстве по использованию системы ЭОД в условиях функционирования ЦОД для пользователей системы, ответственных за выполнение основных задач системы – получателей электронных документов и специалистов, занимающихся конфигурированием системы – технологов и администраторов.

В условиях функционирования ЦОД блок-схему обработки отчетных и расчетных документов налогоплательщика, поступающих из ЦОД, можно представить следующим образом:


В накопителе размещаются все электронные документы. Здесь же производится основная обработка электронных документов, поступивших из ЦОД, и обеспечивается последовательное выполнение следующих процедур:

- контроль регистрационных данных документа;

- доопределение регистрационных данных документа;

- загрузка данных документа в накопитель отчетных и расчетных документов системы ЭОД.

Обработка электронных документов считается выполненной в случае, если в результате обработки электронный документ ЦОД был загружен в накопитель отчетных и расчетных документов системы ЭОД.

Все бланки документов налоговой отчетности, используемые в ФНС, и пригодные к обработке в ЦОД, проходят специально систему кодирования. Каждый из листов документа налоговой отчетности имеет параметр «Код формы», а каждый из вводимых реквизитов листа имеет параметр «Код ЦОД».

В свою очередь, система ЭОД имеет набор аналогичных параметров – шаблоны документов налоговой отчетности имеют параметры «Код КНД» и «Код строки электронного документа».

Все вышеописанные параметры служат для установления соответствия между данными документов ЦОД и данными документов системы ЭОД.

Подготовка шаблонов документов налоговой отчетности к работе в условиях ЦОД заключается в заполнении параметров «Код КНД» и «Код строки электронного документа» в соответствии с аналогичными значениями параметров «Код формы» и «Код ЦОД».

Код формы документа расположен на первом листе документа, всегда присутствует и является единственным в документе, а код формы листа расположен на втором и последующих листах документа, всегда отсутствует в случае одно-листового документа и может повторяться в случае многолистового документа.

В шаблонах документов налоговой отчетности присутствует аналог параметра «Код формы документа» - это параметр «Код КНД». В то время как параметр «Код формы листа» в шаблонах не участвует и никак не представлен.

Для установления соответствия между документами, поступающими из ЦОД, и документами системы ЭОД требуется установить значение параметра «Код КНД» шаблона равное соответствующему значению параметра «Код формы документа» бланка документа в режиме «Изменить шаблон» «Библиотеки шаблонов».


Глава 4. Информационное обеспечение компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации

 

4.1 Структура и содержание информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов. Требование к информации для решения налоговых задач

Информационное обеспечение (ИО) является важнейшим элементом АИС, т.к. именно оно отражает состояние управляемого объекта и является основой для принятия управленческого решения. ИО должно иметь возможность:

- обеспечения пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей;

- распределенного хранения и обработки информации,

- накопления информации в базах и банках данных в местах ее использования;

- предоставления пользователям автоматизированного санкционированного доступа к информации,

- одноразового ввода и многоцелевого использования;

- обеспечения информационной взаимосвязи между задачами подсистем и с внешними уровнями.

ИО АИС «Налог» и ее варианта для местного уровня-ЭОД структурно состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное представлено документами и средствами формализации записи для подготовки к машинной обработке информации, в т.ч.:

- описанием системы классификации и кодирования;

- документацией;

- описанием потоков информации, входных и выходных сообщений.

Один из основных принципов работы системы ЭОД состоит в том, что информация в базе обязательно должна быть документирована. Условно можно разделить базу на две: база документов и база учетных данных. Каждый документ обязательно регистрируется в системе с присвоением уникального системного номера. Для каждого входящего документа определен перечень разделов учетных данных, доступных данному документу для ввода и редактирования.

Следующий принцип работы системы – предлагаемый пользователю проект решения, это перечень исходящих документов, которые система предлагает к формированию в зависимости от того, какой входящий документ был представлен налогоплательщиком. Например, если это «Заявление о постановке на учет…» в качестве исходящего программа сформирует и предложит к выдаче соответствующий шаблон документа.

4.2 Структурные единицы информации. Состав показателей и источников информации

Минимальной единицей информации в АИС принято считать реквизит как неделимую часть. Различают реквизиты -признаки и реквизиты-основания. Первые характеризуют качественную сторону сущности, вторые - количественную.

Реквизиты -признаки подразделяются на справочные и группировочные, а рекизиты-основания подразделяются по типу алгоритма их получения на количественные, стоимостные, удельного веса, процента.

Справочные реквизиты в виде наименования предназначены для понимания показателя пользователем, а группировочные являются их закодированными аналогами.

Каждый реквизит имеет форму и содержание. Форма отражает его наименование (“вид налога», а содержание - его конкретное значение (НДС, земельный и т.п.).

Показатель образуется из сочетания реквизита - основания и всех, относящихся к нему реквизитов-признаков. Показатель является достаточной совокупностью для образования документа, хотя обычно он состоит из множества показателей. Под документом понимается информационное сообщение на естественном языке, зафиксированное на бланке установленной формы и имеющее юридическую силу. Показатели соответствуют задачам каждой функциональной подсистемы и отражают состояние уровня достижения цели по каждой задаче или комплексу задач.

4.3 Классификаторы и коды, используемые в компьютерных системах налоговых органов

АИС «Налог», не являясь закрытой системой, предусматривают обмен информацией, что и потребовало унификации и стандартизации документации, которая была проведена в 1970 -х годах. Каждому унифицированному документу присвоен код в соответствии с ОКУД. Унификация документации выполняется путем введения единых форм документов с единообразным наименованием показателей, единиц измерения, терминов. В результате создается УСД как рационально-организованный комплекс взаимосвязанных документов, отвечающих единым требованиям. По уровням управления они делятся на межотраслевые, отраслевые и локальные. В настоящее время разработаны следующие виды УСД на межотраслевом уровне: стандарты и ТУ, плановая документация, первичная учетная, статистическая, финансовая первичная и отчетная налоговая, бухгалтерская и др

Все они должны удовлетворять требованиям: совместимости, обработки с использованием ВТ, все реквизиты-признаки должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов.

При проектировании унифицированных документов выбирается способ нанесения информации, исходя из метода ее считывания: визуального или автоматического, Во втором случае выбирается устройство считывания и типы шрифтов (штрих-коды, стилизованные, в которых изображение символов содержит код, нормализованные - применяемые на конвертах.

Важная роль во внемашинном ИО придается классификаторам, которые формируются на основе классификации информации и ее кодирования.

Под классификатором понимается документ, с помощью которого осуществляется формализованное описание информации, содержащее наименование объекта, классификационных группировок и их кодовые обозначения. Классификация осуществляется путем распределения множества на подмножества на основе признаков и их взаимосвязи. Число ступеней классификации характеризует ее глубину, что в значительной степени определяет эффективность АИС с точки зрения возможности выборок и ускорения поиска нужной информации.

По сфере действия выделяют классификаторы: международные в составе Системы международных экономических стандартов (СМЭС), общегосударственные (ОК ), отраслевые, межотраслевые, региональные и локальные. Все они входят в единую систему классификации и кодирования - ЕСКК, созданную для обеспечения информационной совместимости ЭИС разных уровней и сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности налогоплательщиков с помощью централизованной разработки ОК и информационно-поисковых языков.

Среди ОК наибольшее распространение получили следующие:

ОКП - продукции;

ОКПО - предприятий и объединений;

ОКОНХ - отраслей народного хозяйства;

ОКВ - валют;

ОКСМ - стран мира;

КБ - банков;

ОКЭР - экономических районов;

СООГУ - органов гос. Управления;

СОЕИ - единиц измерения.

Среди ведомственных классификаторов :

КФС - форм собственности:

КОПФ - организационно-правовых форм ;

КДРБ - доходов и расходов бюджета;

КБС - типовых банковских счетов;

Связь с налоговыми службами регламентируется следующими классификаторами:

КНБ - налогов и платежей;

КОН - объектов налогообложения;

КНЛ - налоговых льгот;

КШС - штрафных санкций;

ИНН - идентификационных номеров налогоплательщика;

СОГНИ - системы обозначения налоговых инспекций.

В состав СМЭС входят классификации ООН и ее спецобразований, в т.ч.:

- Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

- Классификация основных продуктов (КОП );

- Международная стандартная торговая классификация ( МСТК );

- Классификация по широким экономическим категориям (КШЭК);

- Классификация функций органов управления (ЛФОУ);

- Классификация функций правительства;

- Классификация продовольственных и сельхозорганизаций (РАО );

- Классификация международной организации труда (МОТ);

- Классификация ООН по вопросам образования, науки,культуры (ЮНЕСКО).

Основными объектами классификации и кодирования являются справочные реквизиты, описывающие процессы, объекты действия, отражаемые в показателях. Например, к наименованиям можно отнести «Налоги», «Виды налогов», процессам- функции управления, операции поступления документации, выдачи справок, обслуживание клиентов, расчеты, учет и т.п.

4.4 Понятие документа, типовой и унифицированной системы документации. Входные и выходные формы документов, используемых при решении задач в налоговых органах

 

Под документом понимается информационное сообщение на естественном языке, зафиксированное на бланке установленной формы и имеющее юридическую силу.

Документы можно классифицировать по ряду признаков, например:

- по отношению к объекту управления - входящие (первичные), исходящие (сводные), промежуточные, архивные;

- по срокам представления – регламентированные с установленным сроком представления;

- по функциональным направлениям деятельности - правовые и нормативно-справочные (законы, указы, постановления, приказы, директивы, инструкции и т.п.); документы исчисления и учета поступления налогов, сборов (декларации, лицевые счета, банковские документы);

- по контрольной работе (бухотчеты, балансы, акты проверок) и др

- по назначению - распорядительные, исполнительные, комбинированные;

- по способу использования - разовые и накопительные;

- по способу заполнения (ручной,п/автоматический и автоматический);

- по периодичности - годовые, квартальные, месячные и т.д.

- по числу учитываемых позиций - однострочные и накопительные.

В налоговой системе большой удельный вес составляют унифицированные документы. Однако параллельно в АИС используются и отраслевые формы для внутреннего использования, в том числе формы учета и отчетности, используемые только в ФНС.


Глава 5. Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации

 

5.1 Состав и характеристика функциональных задач, решаемых в налоговых органах

 

Основная учетная работа осуществляется на 3-м уровне управления, т.е. в инспекциях городов и районов, для которых разработана и внедряется система ЭОД.

Система ЭОД разработана для решения задач автоматизации налогообложения юридических и физических лиц в ИФНС местного уровня на основе единой базы данных и единых принципов обработки, включая:

1. Постановку и снятие с учета налогоплательщиков – юридических лиц по месту нахождения организации и объектов учета: филиал, имущество, транспорт.

2. Постановку и снятие с учета налогоплательщиков – физических лиц по месту жительства, месту деятельности, месту нахождения объектов налогообложения: имущество, земля, транспорт.

3. Постановку и снятие с учета налогоплательщиков – иностранных и международных организаций по месту нахождения их отделений, представительств, имущества в Российской Федерации.

4. Ведение базы данных ЕГРН местного уровня.

5. Формирование массивов выходной информации для представления на вышестоящий уровень с последующим приемом квитанции о приеме.

6. Прием сведений от регистрирующих органов, обязанных предоставлять соответствующую информацию в налоговые органы.

7. Учет сведений о счетах, открытых в банках налогоплательщиками.

8. Формирование выходных документов налогового учета в соответствии с регламентом.

9. Ввод и обработку налоговых расчетов юридических и физических лиц.

10. Ввод и обработку платежных документов налогоплательщиков в бумажном и электронном представлении.

11. Ведение лицевых счетов налогоплательщиков.

12. Вычисление сальдо расчетов налогоплательщиков с бюджетом в разрезе налогов.

13. Расчет пени по задолженности налоговых платежей в бюджет.

14. Учет сведений о льготах и налоговых обязательствах плательщиков.

15. Формирование платежных документов физических лиц на уплату налогов.

16. Выполнение технологических действий по обработке информации, поступившей в налоговый орган.

17. Формирование платежных документов по недоимке и переплате.

18. Формирование статистической информации по приложениям.

19. Ведение нормативно – справочной информации по приложениям.

20. Автоматизированный прием общесоюзных и ведомственных классификаторов.

22. Администрирование базы данных налогового учета.

5.2 Порядок реализации задач функциональных подсистем автоматизированной системы «Налог» на примере инспекций городов и районов

Учет налогоплательщиков осуществляется в рамках отдельных блоков для физических и юридических лиц.

В отдел учета налогоплательщиков – физических лиц поступают от налогоплательщиков налоговые расчеты и декларации. На документах указаны их регистрационные номера. При вводе декларации находится декларацию в базе по регистрационному номеру и вводятся данные в режиме «Открыть документ для ввода».

Путь в дереве документов и режимов:

- папка «Ввод налоговых документов»;

- папка «Документы с начислениями»;

- папка «Документы налоговой отчетности ФЛ»;

- папка «Налоговые декларации»;

- папка «Обработка документов»;

- ветка «Ввод сумм налогов деклараций ФЛ».

Декларация в CЭОД имеет определенную структуру (рис.10). Она обязательно содержит колонки «Плательщик», «Инспектор», «Отличие». Колонка «Плательщик» - только вводная. В эту колонку вводятся данные, представленные налогоплательщиком в декларации. Колонка «Инспектор» - расчетная, не доступна на этапе ввода. В колонке «Отличие» отражаются расхождения между данными двух первых колонок, возникшие в результате расчета декларации.

Расчет происходит при нажатии на клавишу «Проверить». Расчетом и сохранением документа завершается ввод данных.

При сохранении декларации формируется состояние ввода (колонка В) и состояние обработки (колонка О).

Для формирования ряда показателей учетных данных, относимых к досье ОБУ плательщика, основанных на информации налоговой отчетности, налоговых расчетов, др.данных и документов плательщика, создан режим «Досье сведений о плательщике».

Путь в дереве документов и режимов:

- папка «Налоговые обязательства»,

- ветка «Налоговые обязательства»,

- ветка «Досье сведений о плательщике»

При выборе пункта «Досье сведений о плательщике» пользователь получает список имеющихся документов.

В НСИ документов (FN1016 – «Документы») курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Курсовая работа: Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе

... средой. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации
... Уфимский юридический институт ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДОЙ. БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ Учебное ...
В этот вид компьютерных преступлений включается метод "Подмены данных (кода)" (data diddling, code change), который обычно осуществляется при вводе-выводе данных.
Ввод литеры "Z" привел к хаотическому (с точки зрения криминалистики) смешению уголовно-правовых начал и технических особенностей автоматизированной обработки информации, что ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: учебное пособие
Налоговые органы Российской Федерации
Содержание Содержание. 1 1. Налоговые органы Российской Федерации. 2 1.1. Налоговый Кодекс Российской Федерации о системе налоговых органов России, их ...
На федеральном уровне функционирует Федеральная налоговая служба России (центральный аппарат, 8 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам ...
6. Сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: учебное пособие
Регистрация и учет налогоплательщиков Алтайского края
Содержание Введение Глава 1 Организация государственной регистрации и учёта налогоплательщиков - юридических лиц 1.1 Совершенствование процедуры ...
код налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер (4 знака, при этом, первые два - код региона, вторые два - код налоговой инспекции внутри ...
В 2007 в соответствии с приказом ФНС России от 20.06.2007 ММ-3-13/377@ "Об организации работ по внедрению в 2007 году программного обеспечения, разработанного в рамках проекта ...
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: отчет по практике
Автоматизированные системы обработки экономической информации
АСОЭИ ( Преподаватель: Гобарева Яна Львовна Учебники: синий и красный. 1. Предпосылки и значение информатизации в банках. Выделяют две группы ...
Дата подписания акта о приемке системы является датой ввода АИС в промышленную эксплуатацию.
Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени.
Раздел: Рефераты по информатике
Тип: реферат
Организация работы, задачи и функции налоговых органов и налоговых ...
ОТЧЁТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Содержание Введение 1. Организационная характеристика организации 2. Содержание и виды федеральных налогов и сборов ...
1. Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 передать управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, на территории которых расположены ...
Коды ОКАТО муниципальных образований Курской области размещены на сайте Управления ФНС России по Курской области в разделе "Налоговая отчетность" по адресу:На базе указанного ...
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: отчет по практике
5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы