Реферат: Искусство как категория эстетики
Северный педагогический колледж
Домашняя контрольная работа
по ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ
студентки 57 группы
Лихоман Натальи Закизяновны
Специальность 0317
Педагогика дополнительного образования
Преподаватель: Быкова
Нина Васильевна
г. Серов, 2005г.
Содержание
1. Виды искусства как категория эстетики, как форма художественно-творческой деятельности человека
2. Синтез искусств. Понятие
3. Идеал, смысл жизни и счастья - основные мировоззренческие понятия нравственной личности
Литература
1. Виды искусства как категория эстетики, как форма художественно-творческой деятельности человека
Виды искусства - реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения художественного содержания (словесным для литературы, звуковым для музыки, объемно-пластическим для скульптуры и т.д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие, внутренние содержательные различия, что и обусловливает в конечном счете необходимость своеобразных в каждом виде искусств средств материализации его особенного содержания. О специфическом характере художественной информации, заключенной в каждом из видов искусств, свидетельствует тот факт, что содержание произведения одного вида искусств не может быть адекватно передано на языке др. вида искусств. Будучи наукой о наиболее общих законах художественного освоения человеком мира, эстетика в плане изучения видов искусств призвана исследовать законы, действующие во всех видах искусств, одновременно показывая, как преломляются они в каждом из них.
Когда речь идет о разных видах искусств, то неизбежно встает вопрос и о различном языке этих искусств, о свойственных каждому из них формах образности. Композитор создает свое произведение с помощью звуков особо организованного музыкального ряда, живописец творит цветом и линией, архитектор - объемом и плоскостями, поэт и писатель - словом. Образный язык - это общий, определяющий признак искусства. Но образ в живописи и образ, скажем, музыкальный при ряде общих черт имеют и важные отличия. Они в конечном счете и определяют специфику каждого виде искусства, его границы и возможности.
Существует различная классификация видов искусства. Такие виды искусства, как живопись, графика, скульптура, наглядно изображают те или иные формы действительности. Эти виды искусства, связаны со зрительным восприятием и создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве, называются изобразительными.
Если же мы обратимся к музыке, то здесь восприятие будет иное. Многократно делались такие опыты: проигрывали незнакомое аудитории музыкальное произведение и спрашивали, о чем в нем идет речь. Во всех, без исключения, случаях полного совпадения ответов не было. Если один слушатель говорил, что произведение рассказывает о зимнем утре, то другой считал, что речь в нем идет о первой любви, хотя часто у большинства совпадали оценки эмоциональной настроенности музыки: грустная, веселая, торжественная. Музыка принадлежит к неизобразительным видам искусства.
Можно подразделять виды искусства и в зависимости от того, как они воспринимаются: зрением или слухом. Искусствами, рассчитанными на зрительное восприятие, будут живопись или скульптура. Искусством, обращенным к слуху, является музыка.
С танцем или театральным искусством дело обстоит сложнее. Хореография, в частности балет, прежде всего зрелище. Однако она не может полноценно восприниматься вне музыки. А в драматическом театре равно необходимо видеть актеров и декорации и слышать звучащее на сцене слово. Поэтому такие искусства, как хореография или театр, называют еще синтетическими. К ним же относятся кино и телевидение.
Можно делить искусства на предметные, когда произведения отделены от своих создателей, как здания в архитектуре, картины в живописи, статуи в скульптуре, и на такие, в которых произведение искусства - сама деятельность их творцов: танец, театральное представление, музыкальное исполнительство, художественное чтение. Их можно назвать "деятельностными", иногда их называют исполнительскими.
Статическими и пространственными называют искусства, произведения которых созданы так, что по природе своей они не меняются и расположены в определенном пространстве - картины, скульптуры, здания. Те же искусства, произведения которых каждый раз как бы возникают заново и развертываются во времени, как театральный спектакль или музыка, танец, называются динамическими или временными. При этом театральное представление или танец точнее назвать пространственно-временными искусствами, поскольку они существуют и в пространстве, и во времени.
2. Синтез искусств. Понятие
Синтез искусств (греч. synthesis - соединение, сочетание) - органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Синтез искусств реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства. Исторически развитие синтеза искусств связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной личности, выражающей идею социального прогресса, величие и силу творческого гения. В истории мирового искусства сложились три основные формы синтеза искусств, пришедшие на смену синкретизму народного искусства и четко разграниченной системе видов искусства, возникшей в древности.
Синтез пластических искусств. Его основу составляет архитектурное сооружение (здание, архитектурный комплекс и т.п.), дополняемое произведение скульптуры, живописи, декоративного искусства, которые отвечают определенному художественно-архитектурному решению. Архитектура организует наружное пространство. Сочетаемые с архитектурой, скульптура, живопись, декоративное искусство организуют внутреннее пространство (интерьер) и помогают установить образное единство между ним и внешней средой; между природой, в которую "вписано" сооружение, и помещением (жилище, парк, храм), в которое "вписан" человек. Синтезируемые искусства в данном случае сохраняют свое относительно самостоятельное образное значение. Синтез достигается здесь благодаря единому замыслу и стилю. При этом не возникает явления, которое принято называть синтетическим искусством. Примером указанного синтеза могут служить средневековые соборы (Реймский, Покрова на Нерли), архитектурные комплексы XVII - XVIII вв. (Версаль, Архангельское). В современную эпоху он получает развитие в идеях так называемого "большого синтеза" - создание с помощью архитектуры, цвета, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства предметной среды, наилучшим образом отвечающей гармоническому развитию человека, его физическим и духовным потребностям.
Эта идея реализуется в опыте советской архитектуры и дизайна, а также в экспериментах прогрессивных художников Запада (Ле Корбюзье, Ф. Леже, О. Нимейера, мексиканских монументалистов).
Театральный синтез искусств. Он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, написанного писателем и поставленного режиссером, с использованием музыки, декораций, пантомимы, хореографии и т.д.
В театре, по точной характеристике Брехта, "не все должен делать сам актер", но "ничего не должно делаться вне связи с актером". Здесь синтез искусств достигается не путем механического "слияния" разных искусств, а благодаря синтетическому характеру самого театрального искусства.
Раскрытие образного содержания драматического произведения, замысла режиссера, композитора, художника осуществляется путем выявления в процессе игры актера художественно-образных возможностей, заложенных в пьесе, музыке, написанной для спектакля, в декорационном оформлении и костюмах, созданных художником. Роль состоит в том, чтобы помочь актеру в решении этой задачи и обеспечить единство спектакля. Многие теоретики искусства видели в театральном синтезе искусств мощное средство формирования целостной личности, способное вывести зрителя за пределы изображаемого на сцене, пробудить в нем общественно-значимые чувства и мысли (Аристотель, Буало, Дидро, Лессинг, Станиславский), связывали развитие театра как синтетического искусства с идеей революционного преобразования общества (Брехт, Мейерхольд).
Специфика кинематографического синтеза искусств связана с развитием особенностей киноискусства и кинообраза. В кино впервые получает всестороннее развитие синтетический художественный образ. Он возникает на основе монтажных принципов и получает воплощение в полифоническом построении кинопроизведений.
Принципы монтажа и полифонии именно в киноискусстве достигли наиболее полного развития. В кинообразе пластическое изображение, звук, цвет, пространственная и временная характеристика действительности слиты в диалектическом единстве, а не "в виде некоего "концерта" сопутствующих смежных "сведенных", но в себе самостоятельных искусств" (Эйзенштейн).
В эстетических концепциях, сложившихся в конце XIX - начале XX в. и ориентированных либо на модернистское формотворчество, либо просто на поиски новых средств выразительности, представления о синтезе искусств нередко связываются со стремлением к так называемому абсолютному искусству. Синтез искусств отождествляется при этом или с созданием мифологизированного, символического искусства, якобы открывающего "первообразы"вещей, коренящиеся в "абсолютном" или с созданием особого типа "музыкальной драмы" объединяющей все искусства или с некой "синтетической" живописью, превосходящей все искусства, или с "дереализированным и дегуманизированным" искусством элиты, призванным воплотить абсолютные эстетические ценности (Ницше, Ортега-и-Гасет).
Примеры:
Синтез пластических искусств - Летний сад г. Санкт-Петербург, архитекторы Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, И.М. Матвеев; Павловское г. Санкт-Петербург.
Театральный синтез - рок-опера "Юнона" и "Авось", композитор Рыбников А.Л., слова Вознесенского А.А., артисты Н. Караченцов,; мюзикл "Нотр-Дам де Пари", автор Гюго В.М., музыка Кошана Р.; "Пугачев" драма Есенина С., режиссер Любимов Ю., музыка Высоцкого В., актеры Демидова А., Высоцкий В., Смехов В.
Кинематографический синтез - "Жестокий романс" по произведению Островского А.Н., режиссер Рязанов Э., стихи Цветаевой М., Ахмадулиной Б., актеры Михалков Н., Гузеева; "Мой ласковый и нежный зверь" по произведению Чехова А.П. "Драма на охоте", музыка Доги Е., актеры Янковский О., Беляева Г., Марков Л.; "Идиот" по произведению Достоевского Ф.М., режиссер Бортко, актеры Машков В., Миронов Е., Басилашвили О.
цирк
театр
МУЗЫКА хореография
кино
телевидение
прикладное искусство
архитектура
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ живопись и графика
ИСКУССТВО фотография
скульптура
Нравственный мир человека как единая система мировоззренческих понятий, нравственных чувств и поступков.
Нравственный мир человека, проявляющийся в его сознании, деятельность и отношениях исключительно сложен и разнообразен. Его составляют мысли, чувства и поступки человека, мечты и планы, надежды и разочарования, радости и печали. Они тесно связаны между собой и образуют систему. На высшем уровне этой системы располагаются мировоззренческие понятия идеала, смысла жизни и счастья. С помощью данных понятий личность ставит и решает самые важные жизненные задачи, познает и преображает окружающую действительность. К этим понятиям примыкают нравственные чувства долга, ответственности и совести. Они обеспечивают связь между мировоззрением личности и ее поступками.
3. Идеал, смысл жизни и счастья - основные мировоззренческие понятия нравственной личности
Идеал (греч. idea - представление, идея) - представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово идеал применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской красоты, идеал государства, идеал гражданина и т.д. В этом общем смысле идеал обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному. Такое противоположение может приниматься в трояком смысле:
1) идеал, противоречащий действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию;
2) действительность, несоответствующая идеалу, будет безусловно отвергаться как бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами может пониматься как задача их примирения, т.е. преобразовании действительности по идеалу, или воплощения его в действительности. Первые два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают идеалы по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на идеалы осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую, усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение идеала и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда полагаются произвольные пределы этому процессу - это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших интересов и страстей. Особое значение имеет понятие идеал в области чистого искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах, т.е. создание конкретных идеалов. В общее употребление слово идеал стало входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом, благодаря Шиллеру.
Нравственный - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственного совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).
Смысл жизни - регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
"Смысл жизни", пишет Франк - "в ее утвержденности в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живет в нем, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни." При этом он выводит противоречие: "Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить ее, мы должны усовершенствовать ее сразу, как целое; а во времени она дана лишь по частям, и, живя во времени, мы живем лишь в малом, переходящем ее отрывке".
Поиски смысла жизни - укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. В глубине человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся основным делом человека. Оно состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге, в обращении человеческой души к богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни и эгоизма.
Сами поиски смысла жизни уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в бытие. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам непригодное. Смысл жизни должен быть живым, так как он - смысл нашей жизни, он находится внутри, а не во вне нас.
Счастье - это высшее, устойчивое удовлетворение человеческих потребностей. Всех потребностей - и материальных, и духовных. Говорят, что счастье каждый понимает по-своему. У каждого свои потребности, но счастье для каждого - в высшем удовлетворении собственных потребностей.
Счастье, прежде всего, надо отличать от блаженства, которым принято называть “минутное счастье", "вязанное с текущими переживаниями. Счастье - состояние устойчивое, а значит длительное, лишенное минутной случайности, это настоящее и истинное удовлетворение.
Основные потребности человека - главные составляющие его возможного счастья. Каждая потребность восходит к особой ценности, к тому, что ее удовлетворяет. Физические (биологические) потребности восходят к такой ценности как здоровье. Именно на его основе возможно развернуть всю роскошь, радость свойственных нам чисто природных, наследуемых от более раннего живого, животного мира, потребностей.
Ответвлением физических потребностей, связанных непосредственно с внутренним усвоением (еда, питье, дыхание и т.д.), являются экологические потребности - потребности в определенной внешней среде. Здесь высшая ценность - гармония с природой.
Материальные потребности восходят к такой заветной ценности, как благосостояние (а в пределе, если нам не угодно знать меры, - к богатству).
На основе этих потребностей, наследуемых людьми от животного мира, формируются чисто человеческие, особенные, свойственные только нам, людям, потребности. Какая же из них первая? С молоком матери, с ее заботами, заботами родителей просыпается особое, бескорыстное чувство признательности. Оно - новый вид потребностей, рождающихся в человеке, - потребностей духовных. Конкретным выражением такой потребности в близком человеке и одновременно удовлетворением ее является любовь. Поэтому любовь лежит в основе всех последующих духовных потребностей, она - основа духовности. К ней непосредственно примыкает весь ряд потребностей в человеке, людях - конкретных, живых, близких. Это нравственные, моральные потребности. Поэтому, говоря кратко, высшая моральная ценность заключена в любви.
Человеку с момента рождения присуща и другая потребность - освоение не только человеческого окружения, но и предметного мира. Ребенок сначала обозревает мир вокруг своей кроватки, затем вокруг дома и, наконец, вырастая, он испытывает неизбежную потребность обозревать все окружающее, вплоть до бесконечной вселенной. На основе познавательных и самых масштабных - мировоззренческих - потребностей рождается истина, как ценность, удовлетворяющая их.
Коренные потребности людей в рамках непосредственной жизни общества выходят на политические. Здесь высшая ценность, вне которой люди угнетены, - свобода. В ряду социальных потребностей можно выделить и правовые. Право реализует политические требования и здесь высшей ценностью выступает справедливость. На мировоззренческом - самом высшем - уровне v человека может существовать смутная, скрытая потребность в живой душе бытия - в Боге, как высшей ценности религиозных потребностей. Философская ветвь мировоззренческих потребностей выходит на смысл бытия. И, наконец, существует потребность, которая сама по себе не живет, но зримо проявляется на высшем уровне всех других потребностей. Это потребность в совершенстве, или эстетическая потребность.
Есть еще особая, как бы завершающая, потребность - в высокой оценке собственной человеческой ценности. Иногда даже говорят, что счастье лежит в высоком удовлетворении собой. И напротив, если мы не ценим себя высоко, если наша самооценка явно отрицательная, мы не в состоянии быть счастливыми.
Для нашего счастья не все потребности равнозначны. Чем выше характер потребности, тем надежней ощущение счастья. Невозможно быть счастливым за счет только чувственных удовольствий и материального потребительства. Они могут породить пресыщение, затем разочарование и как итог - несчастье.
Счастье есть счастье. Требуя сил, вдохновения и самоотдачи, оно не любит излишних тревог о себе, мелочных забот и щепетильности: "Горя бояться - счастья не видать". Счастье - в движении жизни, в упоении ею.
Практическая работа
"Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля".Д.И. Писарев
Что такое счастье? Люди мечтают о нем, желают счастья друг другу на день рождения, хотят видеть счастливыми своих детей. Но никто не может точно сказать, что это такое.
Порой мы даже его не замечаем и только спустя годы говорим: "Какое счастливое было время…" Так что же это, такое неуловимое и желанное, неповторимое и необходимое каждому. Это мгновение или этап жизни? Результат труда или дар судьбы?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, представим себе счастливых людей.
Вот мальчишка бежит из школы, размахивая портфелем. Он получил пятерку, ему не терпится поделиться новостью с мамой. Она тоже будет счастлива.
А это семья, которая проводит вечер дома, перед телевизором. Тихо, тепло, уютно. Мирное семейное счастье.
Вспомним олимпиаду, лица спортсменов, завоевавших первые места. Они не в силах сдерживать эмоции. На глазах слезы радости. Вот оно, долгожданное счастье!
Человек, покоривший горную вершину. Весь мир у его ног. Хочется кричать от счастья, оно рвется наружу.
Юбиляр, принимающий поздравления, слушающий добрые слова, счастлив!
А теперь вернемся во времени назад. Что предшествовало этим счастливым моментам.
Сколько дней мама и сын учили, зубрили, старались и готовились к этой трудной контрольной работе. Были и усталость, были и слезы, но результат того стоил.
Семья. Муж пьет, страдают жена и дети. Сколько в России таких семей?! Женщина борется с пьянством мужа, лечит его, приводит домой, гонит его "друзей", оберегает свою семью. Сколько сил она потратила, но добилась своего. Семья вместе, папа с детьми. А стоило ей опустить руки…
Спортсмены к победе идут долгие годы через пот и кровь, травмы и неимоверные усилия. Да и путь на вершину горы нелегок.
У юбиляра за плечами жизнь. Сколько он сделал добра людям, трудился не покладая рук и заслужил признание и благодарность.
Можно привести тысячи примеров, когда счастье было результатом большого труда, требовало от человека терпения, сил, мудрости. В таких случаях счастье - это заслуженная награда.
Но, к сожалению, в жизни бывает такое, что наше счастье зависит от других людей.
Ничто нас не сделает счастливыми, если болен близкий человек и ты не в силах ему помочь. Любая мать скажет, что счастье - это когда не болеют дети.
Бывает невзаимная любовь, которая приносит разочарование, страдания.
Что делать тогда? Сдаться? Плыть по течению и ждать что будет дальше?
Нет. Я думаю, нужно сделать все, что в твоих силах, попытаться, рискнуть, докричаться, но не бездействовать. Иначе никогда не простишь себе того, что не сделано.
"Счастье - что оно? Та же птица: упустишь и не поймаешь…".
Литература
1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988
2. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М.: Просвещение, 1979.
3. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М.: издательский центр "Аз", 1995.
4. Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. М.: Просвещение, 1982.
5. Жаринов В.М. Этика: Учебное пособие для вузов. - М.: ООО "Приориздат", 2003.
6. Эстетика. Словарь /Под ред.А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.
7. Этика (конспект лекций в схемах). - М.: ООО "Приориздат", 2004.