Контрольная работа: Анализ качества произведенной продукции

Федеральное  агентство по образованию

Тульский институт экономики и информатики

                           


Контрольная работа

 

по учебной дисциплине

Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности

На тему: «Анализ качества и конкурентоспособности

продукции»


Выполнил:                                     

 

Студент гр. Кир.БиА02       НикитинО.Ю.                                

 

Проверил :        ГавриловскийА.В.


Тула 2005


Анализ качества произведенной продукции.

 

         Важным показателем деятельности промышленных предприятий является  качество  продукции. Его повышение - одна из форм  конкурентной  борьбы, завоевания   и удержания  позиций на рынке.  Высокий  уровень качества  продукции способствует  повышению  спроса  на  продукцию  и  увеличение  суммы  прибыли  не  только  за  счет  объема  продаж , но  и  за  счет  более  высоких  цен.

         Качество  продукции --  понятие , которое  характеризует параметрические , эксплуатационные , потребительские , технологические , дизайнерские   свойства изделия, уровень  его  стандартизации и  унификации , надежность  и  долговечность.

         Различают  обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели  качества  продукции.

         Обобщающие показатели  характеризуют качество всей произведенной  продукции  независимо от ее вида  и  назначения:

-- удельный вес  новой продукции в общем ее выпуске;

-- удельный вес  продукции  высшей категории качества;

-- средневзвешенный балл продукции;

-- средний  коэффициент сортности;

-- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

-- удельный вес  сертифицированной  продукции;

-- удельный вес  продукции ,  соответствующей  мировым стандартам;

-- удельный  вес экспортируемой продукции ,  в  том числе в  высокоразвитые  промышленные страны.

         Индивидуальные (единичные)  показатели качества  продукции характеризуют одно из  ее  свойств :

-- полезность (жирность молока , зольность угля,  содержание  железа в  руде ,  содержание  белка  в продуктах питания);

--  надежность (долговечность ,  безотказность в работе);

-- технологичность , т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость , энергоемкость);

-- эстетичность  изделий.

         Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию , объем и  удельный  вес забракованной  продукции , потери  от  брака  и  др.

        Единый порядок  систематической оценки технического  уровня  и  качества  машин , оборудования и  другой  техники , а также аттестации продукции по  категориям  качества был  введен в  1981г. Существовавшая система  аттестации в  1993г. с целью  приближения  к  международным стандартам  качества  была  заменена  на  систему  сертификации.

         Стандартизация – деятельность по  установлению  норм  , правил , характеристик. В Российской Федерации используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты) , СТП (стандарты  предприятия).  Они  содержат требования , по которым осуществляется  сертификация.

         Сертификация  --  деятельность ,  направленная на  поддержание соответствия по установленным  требованиям.  В  Российской  Федерации  существуют  общие  правила  по  проведению  сертификации.  После  проведения  сертификации  выдается  сертификат  (документ соответствия  требованиям).

         Стандарты  сертификатов  следующие:

1.     ИСО 9000 – содержит  описание  эталонов  3-х  моделей  качества ,  предупреждения  дефектов  продукции  как  на  стадии  разработки  , так  и  на  стадии  изготовления;

2.     БИП  -- бездефектное  изготовление  продукции;

3.     КСУКП – комплексная  система  управления  качеством  продукции.

Анализ качества  по  этой  системе  осуществляется  поэтапно.  Сначала определяется  удельный  вес  продукции со  знаком  качества  ,  а потом  определяется  продукция  по  категориям :

-- Продукция  1-ой категории  ,  продукция  определенных  полезных  качеств ,  но  ниже  мировых  стандартов ;

-- Продукция  2-ой категории ,  используемая  в промышленности, но  не соответствующая  мировым  стандартам.

         Продукция , оцениваемая  по  2-ой  категории ,  подлежит  снятию  с  производства;

         Там ,  где  продукция  не  оценивается  по  категориям  качества ,  используется  показатель  сортности.

         Сортность – тоже  характеризует качество , но для  определенных  отраслей.

         При  определении  сортности используют  ГОСТы и  ОСТы  и  определяют  коэффициенты сортности ,  подтверждая  уровень  качества.

         По  продукции ,  качество  которой характеризуется сортом или  кондицией ,  рассчитываются  следующие  показатели:

         --  доля  продукции  каждого  сорта (кондиции)  в  общем  объеме производства;

         --  средний  коэффициент  сортности  ;

         -- средневзвешенная  цена в сопоставимых  условиях.

         Средний  коэффициент  сортности можно определить двумя  способами:

а) отношением  количества продукции  1  сорта к общему  количеству;

б) отношением стоимости продукции всех  сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта .

        

         Существенными задачами анализа качества являются :

-- изучение динамики  перечисленных  показателей;

-- выполнение плана по их уровню;

-- причины  их  изменения и  оценка выполнения плана по уровню качества продукции ;

-- определение влияния качества на стоимостные показатели  работы  предприятия .         Выпуск товарной продукции  (  ТП ), выручку  от  реализации  продукции (  ВР) и  прибыль (  П ) :

ТП =  ( Ц1 – Ц0 ) х К1 ,

ВР =  ( Ц1 – Ц0) х VРП1 ,

П = [ (Ц1 – Ц0) х VРП1] – [(С1 – С0 ) х VРП1] ,

где Ц0 и Ц1 -- соответственно цена изделия до  и  после изменения  качества ;

      С0 и С1 -- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения          качества ;

      К1  -- количество произведенной  продукции повышенного  качества;

      VРП1 – объем реализации продукции повышенного  качества.

Брак является  косвенным показателем качества продукции , который делится на исправимый и неисправимый  ,  внутренний (выявленный на  предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск  бракованной  продукции ведет  к повышению  себестоимости изделия , уменьшению объема  товарной  и  реализованной  продукции , снижению прибыли  и  рентабельности.  В  процессе анализа  изучают  динамику  брака  по  абсолютной сумме и  удельному весу  в  общем  выпуске товарной  продукции ,  определяют  потери  от  брака.

Изучаются причины понижения  качества и  допущенного брака  продукции по  местам их  возникновения и  центрам  ответственности  и  разрабатываются  мероприятия по  их  устранению .  Основными  причинами  понижения  качества продукции являются  плохое  качество сырья ,  низкий  уровень технологии  и  организации  производства , квалификация  рабочих ,  аритмичность  производства  и  другие.


Задача

Исходные  данные:  В табл.1 имеются данные для оценки выполнения  плана  по  сортности продукции.

Требуется  рассчитать :

- коэффициент  сортности;

- плановую и фактическую средневзвешенную цену;

- влияние  изменения количества выпущенных изделий на  стоимость продукции  методом разниц процентов в табл.2

- по результатам расчетов составить баланс отклонений и сделать выводы.

Расчет:

Таблица 1

Сорт продукции

Цена за

единицу, руб.

Количество выпущенных

изделий , тыс.шт.

Выпуск продукции в отчетном году, тыс.р.
По цене 1 сорта
План Факт План Факт План Факт

I

II

III

350

280

250

16000

4000

1000

18000

3500

800

5600

1120

250

6300

980

200

5600

1400

350

6300

1225

280

Итого: - 21000 22300 6970 7480 7350 7805

1.   Коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству:

по плану:  Ксорт. = 16000/21000 =0,76

фактически: Ксорт. = 18000/22300 = 0,81

б)  отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

по плану:  Ксорт. = 6970/ 7350 =0,95

фактически: Ксорт. = 7480/ 7805 = 0,96

выполнение плана по качеству = 0,96/0,95х100%=101,05%

Управление качеством
Андронова И.В., Шитина М.М. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Курс лекций Содержание Введение 1. Качество продукции как экономическая категория 2. Методы оценки ...
1. Удельный вес продукции изделий первого (высшего) сорта в общем объеме выпуска:
Пример 1. Требуется определить долю каждого сорта в стоимости продукции и средние сортность и цену по плану и фактически по данным о выпуске продукции, представленным в табл.
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: учебное пособие
Проблемы и пути повышения качества продукции на ОАО " ...
... продукции 1.1 Понятие и характеристика качества продукции 1.2 Основные показатели качества продукции 1.3 Стандартизация и сертификация в системе ...
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: дипломная работа
Разработка стратегии фирмы на основе анализа и оценки эффективности ее ...
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 5 ВВЕДЕНИЕ 6 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АЭМЗ 6 2. ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9 3. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 10 4. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ОАО ...
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
Определяют плановую и фактическую цену на изделие с учетом объема выпуска по каждому сорту.
Раздел: Рефераты по предпринимательству
Тип: реферат
Шпаргалки по учету, анализу и аудиту в РБ
Вопрос 1. Предмет, метод методика АХД Под анализом понимают метод исследования состояний в разложении явлений, предмета или отложения на составные ...
Определяется удельный вес наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции
1. доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, 2. коэффициент сортности: а) отношение продукции первого сорта к общему количеству продукции; б) отношение стоимости ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат
Внутрифирменое планирование
Основы внутрифирменного планирования 1.Понятие и содержание ВП 2.Этапы разв-я сис-м ВП в странах рыночной экономики 3.Развитие сис-мы внутризаводского ...
Произв-ая программа предприятия опр-ет на основе изучения емкости рынка, заключ. договоров с потребителями и расчетов произв-ой мощности номенклатуру, ассортимент, кол-во и сроки ...
Ур-нь коопер-я пр-ва, т.е уд.вес заготовок, компл-х изд-ий получаем-х со сторны в полной себ-ти тов-ой прод-ции.
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат