Курсовая работа: Диссертация как вид научного произведения
Раздел: Остальные рефераты
Тип: курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие положения диссертационной работы.
1. История возникновения и написания диссертационных работ
2. Диссертация как вид научного произведения.
3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним.
Глава 2. Этапы написания диссертационной работы.
1. Выбор темы, раскрытие проблемы.
2. Формирование цели и задачи исследования.
3. Оформление исследований.
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационная работа как научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от других научных произведений то, что она в системе науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовиться с целью публичной защиты и получения научной степени. В связи с этим основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решить конкретные научные задачи.
Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материалов, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.
Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.
Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.
Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируя и доказательно критикуются противоречащие ей точке зрения.
В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде.
Сложившиеся рыночные отношения на мировом рынке и в России внесли свои коррективы в отношение к образованию. Все развитые фирмы и предприятия требуют иметь высшее образование и специализацию своих сотрудников для достижения эффективного функционирования предприятия. В связи с этим многие молодые люди стремятся получить высшее образование и продолжить его далее в аспирантуре для получения научной степени.
Я заинтересовалась данной темой и решила исследовать все материалы, которые возможно найти по ней, для приобретения знаний.
Целью курсовой работы является изучение правил написания диссертационных работ и требований к ним. Приобретение навыков самостоятельной исследовательской и практической работы. Овладение методиками исследования, обобщения и логического изложения теоретического материала.
Предметом анализа является методика написания диссертационной работы и рассмотрение требований к ней. Для достижения поставленных целей и задач я использовала учебные пособия и научные труды российских авторов.
Глава 1. Общие положения диссертационной работы.
Пытаясь охватить мир сегодняшний,
мы черпаем из словаря,
сложившегося в мире вчерашнем.
А. де Сент-Экзюпери
1.1. История возникновения и написания диссертационных работ.
В Российской Федерации научная работа - это скоординированная по целям, времени и ресурсам совокупность научных исследований (экспериментов, испытаний) и разработок, организационных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих на практике осуществлять научное обоснование основных направлений развития Российской Федерации как государства, решать важнейшие фундаментальные, прикладные и научно-практические задачи в интересах прогресса.
Под организационными и обеспечивающими мероприятиями понимается комплекс мер по формированию и поддержанию на требуемом уровне системы руководства научной работой, ее планирования и координации, по совершенствованию структуры и сети научно-исследовательских организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений, подготовки и расстановки научных кадров, финансирования научной работы и материального стимулирования труда ученых, материально-технического и информационного обеспечения исследований.
В настоящее время основными формами научной работы считаются:
• разработка научных трудов и монографий, учебников, написание диссертаций, статей, подготовка докладов, научных отчетов, сообщений, рецензий и заключений;
в обобщение и распространение передового опыта и технологий;
• научно-техническая и научно-экономическая экспертизы документов по формированию и реализации научной и научно-технической политики государства;
• разработка методик и анализ результатов проведения испытаний новых образцов техники, научный анализ и экспертиза работ промышленности по их разработке и созданию;
• проведение научных конференций, совещаний и семинаров.
Исторически в России сложилась такая особенность, что диссертация стала основным инструментом науки. При этом основа современной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров начинала закладываться с XII в. Развитие высшего образования и создание университетов способствовало тому, что побудило преподавателей готовить специальные научные труды, называемые диссертация. Впервые докторская степень была присуждена в 1130г. Болонским университетом. В Х11-ХУ1 вв. диссертации выполнялись в рукописном виде, а их публичная защита проходила в форме устной дискуссии. Соискатель ученой степени готовил специальные плакаты, на которых кратко излагались вопросы для дискуссии.
Печатные диссертации начали появляться в XVI в. В это время определился статус диссертации как квалификационной научной работы. Университетские уставы XVI в. содержали требования к самостоятельной подготовке письменных научных трудов. Соискатель ученой степени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым. Все расходы по изданию нес автор диссертации. В это же время становится принятым дарить тексты диссертаций профессорам и другим заинтересованным лицам. Это положило начало информированию научной общественности о разработках в различных областях науки, представляемых к защите в виде диссертаций. Впоследствии в университетах создаются специальные диссертационные отделы, в которых собираются все диссертации, защищаемые в университете.
Московскому императорскому университету было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины в 1791 г. Ученые степени кандидата, магистра и доктора наук в России были введены указом императора 24 января 1803 г. Для получения любой ученой степени устанавливались устные и письменные экзамены, после чего соискатель должен был публично защищать диссертацию на заседании факультета. При защите был обязан выступить один оппонент. С 1804 г. количество оппонентов увеличивается до трех. 20 января 1819 г. было утверждено «Положение о производстве в ученые степени». Этот документ регламентировал порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. В этот период докторские диссертации можно было выполнять только на латинском языке. Положение можно считать первым официальным документом о порядке присуждения ученых степеней.
В 1837 г. утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому уменьшалось число теоретических вопросов, на которые должны были отвечать будущие доктора наук и допускалось выполнение диссертаций как на латинском, так и на русском языках. 4 января 1864 г. принимается новое «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени». Этот документ предусматривал три ученые степени: кандидата, магистра, доктора. Для получения каждой степени было необходимо подготовить и защитить диссертацию. Экзамены для докторов были упразднены.
Для присуждения ученой степени кандидата наук требовалось по окончании полного университетского курса получить средний балл 4,5 при пятибальной шкале оценок и представить в рукописи кандидатскую диссертацию. Последняя рецензировалась одним из профессоров соответствующей кафедры; после этого под руководством декана проводился коллоквиум и факультет принимал решения, которые утверждались советом университета. Рукописный статус кандидатского диссертационного исследования свидетельствовал о том, что кандидатские диссертации по своему научному значению в целом соответствовали современным дипломным работам. Университетским уставом 1884 г. степень кандидата наук была отменена. И с этого времени в России существовали две ученые степени - магистра и доктора наук.
В этот период диссертации к защите представлялись в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к диссертации тезисов объемом не более 4 страниц. Все публикации осуществлялись за счет автора. Со второй половины XIX в. диссертации стали публиковать в ученых записках, известиях университетов и специальных журналах. Необходимое количество оттисков представлялось ученому совету факультета.
Защита диссертации проходила на заседании факультета, в котором могли принять участие, как члены совета факультета, так и все желающие. Для защиты диссертации назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров данного факультета. Оппоненты из других университетов не приглашались. Официальными оппонентами могли быть даже преподаватели, не имеющие ученой степени, на соискание которой представлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать все желающие. Факультет имел право за магистерскую диссертацию присуждать степень доктора, для этого требовалось единогласное голосование. Решение факультета о присуждении степени утверждалось ученым советом университета, и соискателю выдавался диплом магистра или доктора наук.
Таким образом, до 1917 г. в России ученые степени кандидата, магистра и доктора наук присуждались ученым на основании публичной защиты квалификационной научной работы - диссертации. За 120 лет работы по аттестации научных кадров в России, как отмечает А.Е. Иванов: «... было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций по фундаментальным наукам: истории, философии, юриспруденции, естествознанию, богословию, медицине...».
Девфетом Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших учебных заведений Российской республики» в России были ликвидированы ученые степени. Только в 1934 г. постановлением Совнаркома СССР «Об ученых степенях и званиях» были установлены ученые степени кандидата и доктора наук. Эти степени служили для определения квалификации научных работников в' области той или иной научной специальности. В апреле 1934 г. был утвержден первый состав Высшей аттестационной комиссии при президиуме Всесоюзного комитета по высшей технической школе, его председателем стал академик Г.М. Кржижановский. С 1944 г. в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина создается диссертационный фонд, в который поступают все докторские и кандидатские диссертации.
В октябре 1974 г. был создан Высший аттестационный комитет при Совете Министров СССР, который стал выполнять функции межведомственной аттестационной организации. ВАК при Совете Министров СССР в 1991 г. преобразовывается в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской федерации, а 22 февраля 1993 г. - в Высший аттестационный комитет Российской Федерации. Однако, преобразования не изменили основных функций аттестационного комитета, которые остались прежними: аттестация научных и научно-педагогических кадров, контроль за присуждением ученой степени кандидата наук и присуждение ' ученой степени доктора наук но всем специальностям, которые включены в Номенклатуру специальностей научных работников, и присвоение ученого звания «Профессор по специальности» работникам научно-исследовательских учреждений.
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, отвечающей одному из следующих трех пунктов, определяющих характер результатов диссертационной работы.
1. В ней должно быть получено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное, социально-культурное или политическое значение.
2. В ней должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки.
3. В диссертационной работе предложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.
Четкая ориентация соискателя на один из приведенных выше пунктов, характеризующих результаты докторской диссертационной работы, позволит ему существенно поднять качество работы в целом и сократить время на подготовку ее к защите. То есть соискатель заранее должен определиться, по какому классификационному признаку заключения диссертационного совета, определяющему характер результатов диссертации, будет проходить защита диссертации. Установление характера результатов докторских диссертаций по пункту 1 является редким событием и, как правило, может быть дано известными специалистами отрасли пауки и техники, руководителями или генеральными конструкторами крупных государственных предприятий.
Научные работники и научно-педагогические работники вузов при защите докторских диссертаций обычно определяют характер результатов диссертации, как соответствующий п. 2 или п. 3.
В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации но использованию научных выводов.
1.2. Диссертация как вид научного произведения
Диссертация в форме рукописи — это особый вид научного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования, в котором реализуется научное творчество как процесс научного освоения действительности и как создание научных ценностей, обогащающих саму науку.
Его предметом является система научных понятий, обеспечивающих функционирование в научной коммуникации основных форм знания, что дает возможность реализовать главные функции науки, такие как описание, объяснение, предсказание, обобщение и систематизация явлений и фактов действительности.
В таком произведении фиксируются как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.
С точки зрения общей динамики развития науки диссертация вводит в научный обиход новые представления, концепции и факты. В содержании такой работы отражается сущность в явлении, закономерность в случайности, общее в единичном, внутреннее во внешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке и соответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условии эта концепция признается состоятельной в научном смысле, т. е. обеспечивающей прирост научного знания.
Объективность — основное требование к описанию проведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. В то же время диссертация, будучи продуктом научного творчества, представляет собой единство объективных научных фактов и субъективной их оценки.
Другими словами, диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.
Именно этим объясняется, что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каждый ученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.
Своеобразие диссертации проявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а "путем сознательного убеждения в их истинности на основе общей значимости для научного сообщества норм и критериев".
Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в нем дискуссионного и полемического материала, связанного с пересмотром существующих взглядов.
Специфика диссертации обусловливает необходимость доказательства всех научных положений, зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предположение получает здесь научное объяснение или обоснование. Для этого диссертант в качестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования и подтверждения.
Специфично не только содержание, но и форма диссертации как особого вида научного произведения, для которого характерна высокая степень абстрагирования, активное применение средств логического мышления, подробное освещение затронутых проблем и точность фактических данных.
Для текста диссертации типично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, и наличие обширного математического аппарата. Ориентируясь на читателей, профессиональная подготовка которых является наиболее высокой, в текст диссертации включается весь имеющийся в распоряжении ее автора знаковый аппарат (специальные термины, латинские обозначения, химические формулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т. п.), то есть все, что составляет "язык науки", который понятен только специалистам.
Поскольку диссертация, как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания и формы, то ее коммуникативная ценность во многом определяется степенью соответствия структуры такой работы особенностям разработки ее темы, т. е. правильностью выбора последовательности изложения научного материала.
Только при условии выбора формы организации материала, в наибольшей степени соответствующей особенностям предмета, диссертация способна эффективно функционировать в системе научной коммуникации.
Структура диссертации является одним из уровней отражения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется задачей отражения внутренней логики развития исследования.
Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждой части текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смысле аспектах проведенного исследования, а также дает возможность убедиться в логической непротиворечивости и последовательности исследовательской программы, заложенной в процессе формирования нового знания.
Эффективность структуры диссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности и связности, а также критерию соразмерности его частей.
Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. С точки зрения этого принципа структура диссертационной работы представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры — часть произведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность и эклектизм изложения научного материала.
Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединение разнородных элементов.
Связность — критерий диссертационной работы, который является обязательным условием существования ее текста как определенной структуры. Именно связность обеспечивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации.
Органическим качеством структуры диссертационной работы является соответствие объема того или иного фрагмента текста его смысловой значимости и научной емкости, Это качество обеспечивает весомость изложенной в такой работе информации, отражающей авторскую логику мышления.
Традиционным элементом структуры диссертации являются приложения. В них помещают описания экспериментов, тексты нормативных документов, чертежи, таблицы, графики, карты, исторические памятники научной мысли и т. п. Приложения существенно расширяют содержание диссертационной работы, дают дополнительные сведения, которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более целостное представление о рассмотренной в нем научной проблеме.
В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала, поскольку стиль научной речи — это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертационных работ используют языковые конструкции, исключающие употребление личных местоимений. Особенно это касается местоимения "я".
Все личные пристрастия, экспрессивно-оценочные моменты сознательно исключаются из текста диссертации. Ее языковое оформление очень рационально и находится в границах научного стиля речи, для которого основное требование — максимум информации при минимуме затраченных на ее выражение языковых средств, объективность, точность и доказательность всех суждений и оценок.
1.3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним
Магистерская диссертация — особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая "является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии".
В структуре современного высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Исходя из того, что магистерская подготовка — это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова, поскольку степень магистра — это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.
Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным' исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения.
Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.
По сравнению с кандидатской и докторской диссертациями у магистерской диссертации имеются существенные различия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полученные в итоге выполнения кандидатской и докторской диссертаций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то применительно к магистерской диссертации это требование не является обязательным.
При представлении к защите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магистерской диссертации автореферат не требуется.
Структура магистерской диссертации предусматривает разделение основного текста работы на три приблизительно равные части — главы. В свою очередь, каждая глава включает в себя от 2 до 6 разделов. Общий объем содержания магистерской диссертации может достигать до 50 страниц, а автореферата диссертации (если по условиям зашиты он является обязательным) — до 15 страниц.
Характерными особенностями процесса подготовки основного текста магистерской диссертации являются:
• привлечение в качестве исходных от 40 до 60 источников информации, с подразделением их на основные и вспомогательные (второстепенные);
• значительный объем его начальной (компиляционной) и последующей (редакционной) обработки;
• преобладание анализа и обобщений (в форме выводов и предложений) во второй и третьей главах работы, а также в заключении;
• широкое использование в работе иллюстративного материала (с включением некоторого их числа в приложение).
Перечисленные особенности перекликаются с характерными чертами, присущими процессу подготовки дипломной работы, что не случайно — поскольку, как помнят читатели, это работы сопоставимого уровня сложности.
Работа над магистерской диссертацией начинается с подготовительного этапа, в процессе которого исполнителю предстоит разработать задание на выполнение письменной работы, общий план содержания письменной работы, а также план ее выполнения. Подчеркнем, что план содержания диссертации должен отражать ее развернутую структуру — вплоть до пунктов. Достичь подобной детализации можно только на Основе глубокого владения материалом — еще до того, как соискатель приступит к подбору и изучению источников информации.
На этапе поиска и обработки исходных источников информации для подготовки основного текста магистерской диссертации соискатель составляет уточненные списки источников, производит разметку материала, предназначенного для дальнейшего изучения. Для работы над содержанием диссертации, как было замечено, привлекается 50—60 источников, однако используются они в процессе подготовки содержания дифференцированно — в качестве основных или вспомогательных.
Компиляция рабочего варианта основного текста содержания магистерской диссертации выполняется одновременно с корректировкой общего плана ее содержания. Обобщение рабочего варианта основного текста работы носит проблемно-теоретический характер, с четким обозначением основных тенденций исследований проблемы.
Следует иметь в виду, что общее время, затраченное на компиляцию основного текста магистерской диссертации, будет определяться не столько его объемом, сколько сложностью последнего, что, в свою очередь, почти целиком и полностью зависит от темы письменной работы.
На следующем этапе подготовки магистерской диссертации соискатель производит обработку скомпилированного текста, который редактируется, дополняется введением, заключением, оглавлением, списком источников, перечнями принятых терминов и сокращений, а затем корректируется.
Оформление магистерской диссертации выполняется на основе общих требований к оформлению письменных работ.
Магистерская диссертация в обязательном порядке подлежит защите. Заметим лишь, что процедуре защиты, как правило, предшествует комплексный экзамен, имеющий целью проверку уровня подготовки соискателя. Программа экзамена устанавливается исходя из конкретных требований вуза, предъявляемых к соискателям ученой степени магистра.
Кроме того, до защиты соискатель (если это предусмотрено требованиями вуза) разрабатывает автореферат диссертации и организует его рассылку.
Общее время подготовки магистерской диссертации, как правило, колеблется от года до полутора лет. На практике это означает, что приступать к подготовке содержания данной письменной работы необходимо уже на предвыпускном курсе.
Докторская диссертация является квалификационной научной работой, в "которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народнохозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный, вклад в ускорение научно-технического прогресса".
После успешной публичной защиты докторской диссертации научным работникам, имеющим, как правило, степень кандидата наук или ученое звание профессора и опубликовавшим крупные научные труды, присуждается ученая степень доктора наук.
Степень доктора наук присуждается по следующим отраслям наук: физико-математическим, химическим, биологическим, геолого-минералогическим, техническим, сельскохозяйственным, историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим, юридическим, педагогическим, медицинским, фармакологическим, ветеринарным, военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии.
В виде исключения докторская степень может быть присуждена и без защиты диссертации лицам, известным своими выдающимися научными трудами, открытиями и изобретениями, а также по совокупности выполненных научных работ.
Ученая степень доктора наук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторых других странах требования, предъявляемые к докторской диссертации, как правило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к кандидатским диссертациям.
Кандидатская диссертация — это научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач".
После успешной публичной защиты кандидатской диссертации лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум, присуждается ученая степень кандидата наук.
Кандидат наук имеет право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудника, заведующего кафедрой или лабораторией и защищать диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствует степени доктора философии, существующей в США, Великобритании и других странах.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собой специально подготовленную рукопись, которая "должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями.
В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, рекомендации по использованию научных выводов.
Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
В отдельных случаях докторская и кандидатская диссертации могут представлять собой доклад, подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики.
Доклад должен содержать краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок. Объем научных публикаций, содержащих эти исследования и разработки, должен быть не менее 20 авторских листов (авторский лист — это 40 тысяч печатных знаков или 23—24 машинописные страницы, напечатанные через два интервала на стандартных листах писчей бумаги).
В качестве докторской и кандидатской диссертации могут быть представлены опубликованная научная монография или опубликованный с соответствующим грифом и единолично написанный учебник.
Кандидатские и докторские диссертации как научные произведения весьма специфичны. Прежде всего, их отличает от других научных произведений то, что они в системе науки выполняет квалификационную функцию, т. е. готовится с целью публичной защиты и получения научной степени. В этой связи основная задача ее автора — продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.
Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.
Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.
Хотя диссертация, как любой научный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фактам, она все же не может исключать и субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.
Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения.
Специфичны не только содержание диссертации, но и форма его изложения, которое характеризуется, особенно в математических науках, высокой степенью абстрагирования, а в естественных и технических науках — активным применением математического аппарата, средств логического мышления, компьютерных методик и математической статистики.
Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с очень высокой профессиональной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т. п.), то есть все то, что составляет "язык науки", который понятен только специалистам.
В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде.
В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения "я". Как правило, автор диссертации выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет местоимение "мы", что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.
"И то вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем. Местоимение "мы" и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции современного научного творчества.
Аналогично магистерским происходит подготовка кандидатских и докторских диссертаций. Естественно, она отличается от вышеописанной процедуры — но лишь в деталях. В частности, следует помнить, что глубина научного исследования при подготовке кандидатской диссертации превосходит уровень, предусмотренный для магистерской, а докторской — соответственно предусмотренный для кандидатской диссертации.
Определяется это практическим предназначением диссертаций. Если кандидатская диссертация представляет собой не что иное, как выполненную соискателем систематизацию научных знаний в той или иной их области, то докторская, как правило, являет собой описание открытия (изобретения), сделанного на основе предыдущей систематизации.
Объем научного исследования в этих случаях отражается не только на выборе их методов и глубине проработки выбранной темы, но также на структуре содержания работы и физическом объеме рукописи диссертации — что, по понятным причинам, вызывает у соискателей определенные трудности, зачастую более значительные, нежели те, с которыми они столкнулись в процессе самого исследования.
На практике объем содержания кандидатской диссертации может достигать 100 страниц машинописного текста, а докторской — доходить до 200 (без учета списка использованных источников и приложений). Объясняется это, прежде всего тем, что структурно письменная работа разбивается уже не на главы, а разделы, каждый из, которых, в свою очередь, содержит две-три главы, посвященные самостоятельным аспектам освещаемой темы.
Вышеуказанные обстоятельства отражаются и на сроках подготовки диссертаций, которые растягиваются порой до 3—5 лет.
Основным отличием состава кандидатской и докторской диссертаций является то, что вместо аннотации в последней присутствует реферат.
Глава 2. Основные этапы написания диссертационной работы.
При проведении исследований самой
большой помехой для нас служит
не то, что мы чего-то не знаем,
а скорее то, что на самом деле не
является истинным.
Г. Селье
2.1. Выбор тем и раскрытие проблемы.
Для проведения работы с соискателями по подбору, выбору и назначению тем исследования необходимо в учебном (научном) учреждении, безусловно, иметь базу, т.е. определенный объем проблемных вопросов. Такая основа разрабатывается с учетом потребностей теории и практики в той или иной предметной области. Как правило, тема должна быть связана с плановыми НИР вуза, научно-исследовательского учреждения (НИУ).
Подбор темы исследования проводится, когда соискатель имеет недостаточный опыт ведения научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности. В этом случае подобранная тема должна иметь характер «до исследования», обобщения и сочетать потребности исследования со спецификой работы и возможностями соискателя.
Выбор темы осуществляется, когда соискатель с достаточной степенью свободы ориентируется в тематике и может провести самостоятельное исследование. Выбранная тема должна опираться на определенную базу источников, позволяющую проводить научно-исследовательскую работу.
Назначение темы может практиковаться, если соискатель имеет достаточный уровень подготовки и при этом у соискателя в определенной форме проявляются склонности к самостоятельному ведению научно-исследовательской работы или имеется значительный опыт преподавания (ведения научно-исследовательской деятельности). Возможно, что назначенная (предложенная) тема потребует фундаментальных исследований, ранее не проводившихся в этой области, и будет ощущаться явный недостаток исходных материалов.
Закрепление подобранной, выбранной или назначенной темы после проведения с соискателем работы протекает в такой последовательности.
Тема обсуждается компетентными лицами на кафедре (в учреждении). Назначается научный руководитель. Для разработки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук научным' руководителем назначается доктор наук или, в порядке исключения, кандидат наук, доцент. Под его руководством разрабатывается структурный план диссертации (обсуждение которого также желательно проводить на кафедре (в учреждении)), а затем развернутый ее план, который является надежной основой работы исследователя и способствует наиболее полному достижению научных результатов.
После выбора темы она должна быть окончательно сформулирована. Это возможно только после тщательного продумывания автором всех ее содержательных элементов, а главное - точного определения центрального вопроса темы. Наиболее естественным является название темы диссертационной работы, выражающей предмет исследований. Однако ВАК всегда требовал, чтобы название темы было направляющим для соискателя (что надо сделать в науке), а для тех, кто занимается экспертизой диссертации, - ориентирующим (что надо оценивать). Поэтому название темы должно отражать научную проблему (задачу) диссертационного исследования, т.е. целесообразно сочетать предмет и научную цель исследования.
Остановимся на некоторых теоретических аспектах постановки и выдвижения проблемы в целом. Научную проблему рассматривают как результат осознания возникшей в науке проблемной ситуации. При этом общая форма данной ситуации может быть охарактеризована как проявление противоречия между существующим старым знанием и вновь обнаруженными результатами эмпирического или теоретического исследования. В экспериментальных и фактуальных науках такое противоречие выражается в несоответствии прежних средств и методов познания новым фактам и прежде всего результатам наблюдений или экспериментов. Это значит, что прежние методы оказываются неспособными объяснить вновь открытые данные.
Таким образом, в какой бы форме ни выступало несоответствие между старыми теоретическими представлениями, с одной стороны, и новыми фактами и результатами развивающегося научного знания, с другой, оно свидетельствует о возникновении определенной проблемной ситуации. Степень такого несоответствия может быть неодинакова в разных науках и на соответствующих стадиях их развития. С прагматической точки зрения проблемную ситуацию можно рассматривать как выражение несоответствия между целью исследования и средствами ее достижения прежними средствами. В научном познании в качестве таких средств выступают как концептуальные, так и эмпирические способы и приемы исследования.
2.2. Формирование целей и задач исследования
Научное познание начинается и всегда сопровождается решением проблем. Их отсутствие привело бы к остановке исследования и застою в науке. Поэтому прогресс представляет собой непрерывный процесс решения возникающих проблем. Их классификация может производиться по разным основаниям. Различают теоретические и эмпирические, общие и частные, фундаментальные и прикладные проблемы. Как бы эти проблемы ни различались между собой, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появившуюся в начале любого процесса исследования, и тем самым придать ему поисковый характер.
Проблемность диссертационных исследований связана с такими понятиями, как «объект и предмет исследования». Объект исследования представляет собой знание, порождающее проблемную ситуацию, объединенное в конкретном понятии, и определяется как область научных изысканий диссертационной работы. Для объекта исследования подбирается индекс универсальной десятичной классификации (УДК). Предмет исследования можно определить как новое научное знание об объекте исследования, получаемое соискателем в результате научных изысканий. В состав предмета исследования может войти и инструмент получения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны. В первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования.
Рассмотрим для примера проблемную ситуацию, связанную с такими понятиями, как «истина» и «модель». Физика выработала новые представления о стандартах теоретической деятельности, углубляясь все основательнее в структуру материи, переходя ко все более элементарным уровням организации объектов. На этих уровнях острее осознается ограниченность привычной причинной логики, которая ранее обнаруживалась в дисциплинах, имеющих дело со сложными системами, живыми и социальными. Когда рушится представление о единственности истины, прекращается и конфронтация между различными способами видения реальности, если только эти способы добросовестны, если стороны, выдвигающие различные модели, открыты для диалога. Понятие истины в XX в. постепенно уступает место понятию модели, осознаются принципиальная неполнота и схематичность любого описания явлений, отсутствие точного и полностью формализованного знания. Проблемный вопрос, считавшийся прежде вполне естественным и постоянно возникавший в образовательной практике: «так что же такое свет на самом деле - частица или волна?» оказался не имеющим смысла. Данный вопрос неправильно поставлен, так как свет не частица и не волна. Просто физика в процессе своего развития выдвинула эти две конкурирующие модели, каждая из которых в свое время казалась воплощением истины, но, как выяснилось, ни одна из них не может описать всю совокупность оптических явлений.
После того как проблемная ситуация возникла, должна быть четко поставлена научная проблема. Прежде всего необходимо дать четкое определение понятия «проблема исследования», на основании чего в дальнейшем рассмотреть ее определительно-содержательные признаки. Итак, модель света - это такая сумма вопросов, ответ на которые не содержится в накопленных физикой знаниях. Она представляет собой систему из центрального вопроса — ее существа - и вспомогательных вопросов, получить ответы на которые необходимо для разрешения основного вопроса.
Возникновение той или иной исследовательской проблемы устанавливается исследователями на основе потребностей физической теории и практики. При этом ученым определяется наличие такого реально существующего или прогнозируемого противоречия, от разрешения которого зависит или будет зависеть состояние, развитие (изменение), совершенствование процесса, явления, действия некоторых определенных технических средств. Четкое определение исследователем противоречия в проблеме позволит правильно определить центральный и вспомогательные вопросы, что в свою очередь даст возможность целенаправленно и целеустремленно построить диссертационную работу.
Разработке любой поставленной проблемы предшествует всестороннее ее изучение. Для ознакомления с проблемой сначала дается общее описание ее содержания, которое на основе отечественного науковедения включает: формулирование, построение, оценку, обоснование и обозначение проблемы. В целях более четкого представления об элементах проблемы рассмотрим содержание каждого из них.
Формулирование проблемы предполагает следующее.
1. Выдвижение центрального вопроса. Например, таким вопросом в проблеме «Направления развития методов защиты информации в вычислительных сетях (ВС)» является определение перспективных способов защиты информации и эффективного их использования для защиты ВС при различных видах информационной агрессии.
2. Выявление противоречия, которое лежит в основе проблемы. Здесь оно заключается между новыми и перспективными средствами вскрытия информации, с одной стороны, и недостаточно разработанными способами защиты от них, с другой.
3. Предположительное описание ожидаемого результата, т.е. определение конечного результата исследования, которого предполагает достичь диссертант. Необходимо учесть, что в соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий рекомендации, выдвигаемые автором диссертации, должны быть научно обоснованы и содержать новое решение актуальной научной задачи (для кандидатской диссертации), имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.
В рассмотренной проблеме можно было бы так сформулировать некоторые ожидаемые результаты исследования: определение условий, разработка способов применения новых средств защиты информации и установление степени их влияния на риск вскрытия ВС при различных видах вскрытия; выявление перспективных направлений развития средств вскрытия информации в ВС и др.
Построение проблемы включает следующее.
1. Разделение проблемы на частные задачи и вопросы исследования. Их количество должно быть таким, чтобы наилучшим образом способствовать раскрытию поставленных целей. Не следует стремиться к постановке большого числа вопросов. Для разработки кандидатской диссертации достаточно трех, максимум четырех вопросов, которые представляют собой ее главы.
2. Композицию-упорядочение вопросов, составляющих проблему. Поставленные вопросы, раскрывающие сущность проблемы, должны рассматриваться в такой последовательности, чтобы каждый предыдущий вопрос создавал основу для последующего, который в свою очередь как бы органично вытекал из предыдущего. Таким образом, композиция проблемы представляет собой ряд рубрикаций: тема (формулировка, выражающая сущность проблемы); основные вопросы проблемы (главы) рассматриваемой темы, которые могут подразделяться на вопросы, более детально раскрывающие содержание проблемы.
3. Определение границ исследования, т.е. установление таких рамок, которые бы позволили целесообразно сосредоточить усилия диссертанта и, не уходя от главной идеи, дали бы возможность раскрыть целевые установки и основные вопросы работы. При установлении границ исследования необходимо максимально избегать повторения известного.
Оценка проблемы содержит следующее.
1. Выявление всех условий для решения проблемы: выбор методов, способов, приемов, методик и средств исследования, а также возможностей проведения эксперимента. Это позволит диссертанту определить его научный потенциал и спланировать распределение времени, сил и средств.
2. Выявление наличных возможностей и предпосылок решения проблемы. Этим предполагается установление порядка исследования, т.е. что рассматривать в первую очередь, во вторую и последующие.
Отсутствие возможности решить по каким-либо причинам очередной вопрос не должно тормозить процесс исследования. В этом случае, используя наличные возможности, целесообразно перейти к последующим исследованиям, пока не создадутся условия для решения оставшегося вопроса.
3. Когнификацию - выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для разрешения проблемы. Необходимо тщательно проверить степень разработки материалов по данной проблеме и наличие источников информации по вопросам предстоящих изысканий.
4. Квалификацию проблемы, т.е. отнесение ее к тому или иному типу: неразработанная, слабо разработанная, требующая до-исследования. Диссертанту целесообразно соизмерить свои возможности в соответствии с принадлежностью проблемы к определенному типу.
5. Возможность замены любого вопроса другим и поиски альтернативных вопросов.
Обоснование проблемы предполагает следующее.
1. Установление содержательных связей данной проблемы с другими. Это означает, что необходимо точно выявить степень связи проблемы со смежными областями исследований.
2. Актуализацию - приведение доводов в пользу реальности проблемы, необходимости ее постановки и важности решения. Обоснование актуальности проблемы предполагает доказательства, вытекающие из потребностей теории и практики.
3. Выдвижение возражений против проблемы, т.е. постановка таких вопросов, которые по своему значению будут противоположными данной проблеме.
4. Экспликацию, или определение понятия проблемы. Уже в начальной стадии исследования целесообразно уточнить и ввести в обращение определенные понятия, термины, выражения, сокращения как общепринятого в науке порядка, так и относящиеся к данной области исследования. Все это необходимо согласовать с официальными документами: справочниками, ГОСТ и др. Такая установка исключает возможные недоразумения и облегчает работу исследователя.
5. Перекодировку, т.е. перевод содержания проблемы на предметно-научный язык, доступный для всех, кому предназначаются результаты исследований. Зачастую при изысканиях диссертантам приходится сталкиваться с работами, язык которых предназначен для специалистов узкой принадлежности, но их положения необходимы для обоснования избранной проблемы.
При рассмотрении содержательных признаков проблем очень важно не упустить из виду, что последние могут быть мнимые и реальные. Мнимые проблемы рассматриваются как:
1) «уже не проблемы»;
2) «еще не проблемы»;
3) «вообще не проблемы».
«Уже не проблемы» - это проблемы, решенные, но считающиеся еще нерешенными.
«Еще не проблемы» - проблемы, возникающие задолго до того, как созревают условия (предпосылки) для их решения.
«Вообще не проблемы» - это такие мнимые проблемы, проблемы-фикции, для которых не существует решений.
Квалифицированно отличить реальные проблемы от мнимых помогают три группы критериев:
1) объективные критерии;
2) критерии соответствия;
3) формально-логические критерии.
Объективные критерии:
• критерий существования требует определить, является ли реальной проблема, которая исследуется;
• критерий отношения помогает различать проблему по тому, верно ли задается ею связь между реальными объектами, предназначающимися для исследования;
• критерий субординации определяет истинность проблемы по тому, верно или неверно выявлено соподчинение содержания ее вопросов;
• критерий адекватности предполагает установить, соответствует ли заключение о наличии в проблеме исследования неизвестного действительному состоянию знаний в этой области;
• критерий необходимости устанавливает наличие реального или прогнозируемого противоречия, заключенного в предполагаемой для исследования проблеме.
Критерии соответствия:
• критерий предпосылок предполагает наличие в основе проблемы таких реальных возможностей (предпосылок) , которые послужили бы базой для ее решения;
• критерий преемственности требует, чтобы проблема была поставлена и реализована во взаимосвязи с ранее накопленными в этой области знаниями. Накопленные знания - ее фундамент.
Формально-логические критерии:
• критерий проверяемости предписывает различать те вопросы, которые являются составляющими элементами проблемы. На основе этого критерия выявляются осмысленные, целесообразные вопросы и ненужные;
в критерий истинности требует проверки вопросов по тому, истинно ли суждение, которое является основой данного вопроса проблемы. В соответствии с этим критерием определяется правильность постановки тех или иных вопросов в проблеме. Использование описанных выше критериев способствует целесообразности построения работы исследователей в стадии оценки избранных проблем, избежание ошибок при этом. Кроме того, большие возможности распознавания мнимых проблем заключены в коллективной форме принятия решения о необходимости изучения определенных проблем. В обсуждении предстоящих для исследования проблем принимают участие все научные подразделения. На основе результатов такого обсуждения может издаваться перечень-справочник перспективных проблем вуза, НИУ, нуждающихся в исследовании в планируемом периоде.
Но даже в этом случае могут быть допущены ошибки в оценке проблем, что можно было бы избежать, если бы действовала специально назначенная и постоянно действующая группа при научно-исследовательском отделе вуза (учреждении). Главными ее обязанностями могли бы быть разработка, оценка и прогнозирование этих проблем, определение возможностей их решения и ожидаемых результатов исследования и др.
Перспективна система защиты самой проблемы (темы), выбранной исследователем. В этом случае было бы целесообразно специальным оппонентам делать опровержение тезисов аргументов, вопросов исследования, выдвигаемых диссертантом, защищающим проблему. На данном этапе функция, в некотором роде аналогичная рассматриваемой, выполняется советом вуза, НИУ при утверждении тем в качестве кандидатских и докторских диссертаций. Таким образом, ознакомление с предлагаемым комплексом вопросов, связанных с постановкой и оценкой проблем, а также изучение их определительно-содержательных признаков вытекают из потребностей науки и практики и являются объективной необходимостью деятельности исследователей.
Следующим базовым понятием, необходимым для организации диссертационных исследований, является понятие «цели». При этом важно прояснить сходство и различие в употреблении понятий ценности и цели - эти две категории часто упоминаются вместе. Цель (от гр. «телос» - результат, завершение) - осознанное предвосхищение результата деятельности. В общем виде цель можно определить как «то, ради чего». Высокая значимость-ценность какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им. Таким образом, ценность как переживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат деятельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но располагаются в различных плоскостях рассмотрения.
В теории управления считается необсуждаемым постулатом наличие у любой системы определенной цели, ведь только при этом условии можно строить стратегию и тактику деятельности. Однако только для искусственной системы деятельность полностью определяется заранее известной целью, заданной извне, как, например, для самолета или радиоприемника. Человек может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям личности его цели имеют второстепенное значение, как в свою очередь средства по отношению к целям.
Личность скорее ощущает свои ценности, чем сознает свои цели. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют ее путь. Некоторые философские школ вообще отвергают категорию цели. В частности, прагматизм не считает человеческое поведение целенаправленным. Экзистенциализм отрицает не вообще цель и не целеполагание как таковое, он отрицает объективную обусловленность цели человеческого поведения в этом абсурдном мире и отдает целеполагание самому субъекту [б].
Некоторые насущные ценности, составляющие повседневное условие существования личности, сводятся ею в представление о норме. Со стороны представляется, что вероятность осуществления нормы оценивается человеком как высокая. Идеал же - это некоторая конструкция, состоящая из горячо желаемых ценностей, вероятность обладания которыми невелика. Такая конструкция может быть намечена лишь схематично, поскольку она является результатом заострения в воображении черт подлинной реальности.
Работа идеализации происходит постоянно и бессознательно относительно различных черт, сторон, аспектов жизнедеятельности, в частности, и способа существования в целом. Человек обычно отдает себе отчет в том, что вероятность достижения идеала мала, но желание достичь его настолько велико, что стремление к нему, сознательное или бессознательное, происходит постоянно. Иногда приходится обманываться, принимая за воплощение идеала нечто, сходное с ним лишь по несущественным внешним признакам.
Ценности принадлежат не одному только сознанию, но всей целостности личности, в них много бессознательного. Обычно они только смутно ощущаются. В понятии цели, напротив, существен аспект осознанности: человек может задавать цели себе самому, другим людям или искусственным устройствам; приписывать цели реальным людям, сообществам, природным или даже вымышленным объектам. В вероятностной среде цели могут изменяться в процессе взаимодействия личности с ее окружением, так как они (в норме) постоянно поверяются ценностями.
Глубина диалектико-материалистической трактовки понятия цели раскрывается в теории познания, в которой показывается взаимосвязь понятий цели, оценки, средства, целостности (и ее «самодвижения»). Изучение взаимосвязи этих понятий показывает, что в принципе поведение одной и той же системы может быть описано и в терминах цели или целевых функционалов, связывающих цели со средствами их достижения (такое представление называют аксиологическим), и без упоминания понятия цели, в терминах непосредственного влияния одних элементов или описывающих их параметров на другие, в терминах «пространства состояний» (или каузально). Поэтому одна и та же ситуация в зависимости от склонности и предшествующего опыта исследователя может быть представлена тем или иным способом. В большинстве практических ситуаций лучше понять и описать состояние системы, и ее будущее позволяет сочетание этих представлений.
Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие «цель» вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений до конкретных целей конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых иногда даже в терминах конечного продукта деятельности. В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной «шкалы» - от идеальных устремлений к материальному воплощению, конечному результату деятельности. Противоречие, заключенное в понятии «цель», необходимость быть побуждением к действию, «опережающей идеей» и одновременно материальным воплощением этой идеи, т.е. быть достижимой, - проявлялось с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское «артха» означало одновременно «мотив», «причину», «желание», «цель» и даже - «способ». В русском языке вообще не было термина «цель». Этот термин заимствован из немецкого и имеет значение, близкое к понятию «мишень», «финиш», «точка попадания».
В реальных ситуациях необходимо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы используется понятие «цель», что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут коллективу, принимающему решение, увидеть перспективы или ре-Йпьные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему. Таким образом, в общенаучном плане цель - это качественная категория, представляющая собой идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Данное определение детализируется в различных подходах. В кибернетическом аспекте цель - это некий будущий результат деятельности кибернетической системы, достигаемый с помощью принципа обратной связи. На этой основе предложен ряд определений понятия цели: например, «цель -желаемый результат деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени». Таким образом, можно заключить, что цель представляет собой сложную функцию желаемого результата деятельности, удовлетворяющую следующим требованиям:
• комплексность - описание желаемого результата должно охватывать наибольшее число проблемных ситуаций;
• согласованность - непротиворечивость компонент, входящих в функцию цели;
• реальность - возможность ее практической реализации, в противном случае она не должна учитываться в процессе принятия решения;
• системность - увязка со всеми другими задачами данной проблемной ситуации.
При этом учитывая, что наиболее распространенным способом представления целей в системах организационного управления являются древовидные иерархические структуры («деревья целей»), рассмотрим основные рекомендации по их формированию.
1. Приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий целей, можно свести к двум подходам: а) формирование структур «сверху» - методы структуризации, декомпозиции, целевой или целенаправленный подход; б) формирование структур целей «снизу» - морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно эти подходы сочетаются.
2. Цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как средства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же являются целями для уровня нижележащего по отношению к ним; поэтому в реальных условиях одновременно с использованием философских понятий «цель», «подцель», удобно разным уровням иерархической структуры присваивать различные названия, типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т. п.
3. В иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение «шкалы» от цели-направления (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые на нижних уровнях структуры могут выражаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполнения, в то время как на верхних уровнях иерархии указание критериев может быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить эффективность»), либо вообще не приводится в формулировке цели.
4. Для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организации управления, к ней рекомендуется предъявлять некоторые требования: разбиение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные части логически независимыми; признаки декомпозиции (структуризации) в пределах одного уровня должны быть едиными; число уровней иерархии и число компонентов в каждом узле должно быть (в силу гипотезы Миллера или числа Колмогорова) К = 7 ± 2. Эти требования не всегда совместимы, и на практике необходимо искать компромиссы.
5. Процесс развертывания обобщенной цели в иерархической структуре, в принципе, может быть бесконечным, однако на практике ситуация иная: во-первых, в силу гипотезы Миллера число уровней иерархии следует ограничить до 5 + 7, а во-вторых, на каком-то уровне возникает потребность изменить «язык» описания подцелей и для того чтобы не создавать сложностей при восприятии структуры, целесообразно считать одним «деревом цели» ту часть структуры, которая может быть сформирована в терминах одного «языка» (политического, экономического, военного, инженерного, технологического и т. п.); иными словами, возникает потребность в стратифицированном представлении структуры целей.
Важно осознавать, что в том случае когда цель характеризуется набором количественных данных или параметров желаемого результата, то она трансформируется в конкретную задачу. При принятых определениях цель выступает как более общая категория, чем задача; следовательно, можно предположить, что цель достигается в результате решения ряда задач и в связи с этим задачи можно упорядочить по отношению к целям и таким образом представить в виде иерархически ориентированного графа целей и задач. Средством решения задачи и достижения поставленных целей служат алгоритмы. Следовательно, иерархия целей и задач «порождает» иерархию алгоритмов и узлов управления, т.е. определенную материальную структуру, в которой данные алгоритмы реализуются. Узлы управления могут не полностью обеспечивать достижение заданных целей управления, поэтому кроме перечисленных иерархий задач, целей, алгоритмов и узлов управления в неявном виде существует пятая иерархия иерархия степени достижения (недостижения) целей согласно существующей системе ценностей. Последняя иерархия очень важна, так как именно она может служить полной информацией, отражающей качество работы системы управления во всей совокупности отношений между ее целями и подцелями. Кроме того, подобная информация является основой для коррекции всех остальных иерархий с тем, чтобы уменьшить степени недостижения целей, если они оказываются недопустимо большими.
Цели исследования достигаются постановкой и разработкой основных вопросов диссертации. Поэтому целевые установки и основные вопросы должны ставиться как единое целое и представлять собой внутреннее единство, чтобы основные вопросы согласовывались с целями, которые в свою очередь органически связывались с основными вопросами. Поэтому надо учитывать, что выдвижением целевых установок предполагается раскрыть существо центрального вопроса проблемы, а постановкой и раскрытием основных вопросов достигаются цели исследования и в целом решается актуальная научная задача. Таким образом, цель и задача имеют одинаковую сущность - это желаемый результат действий (деятельности). Их отличия состоят в том, что постановка задачи предполагает получение конкретных количественных и качественных характеристик результата, время его получения и метод.
Следовательно, научную задачу можно определить как желаемый научный результат, достигаемый с помощью известного научного метода за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Тогда новая научная задача - желаемый новый научный результат методического характера или получаемый с помощью новой (усовершенствованной) методики и характеризующийся набором количественных данных или параметров.
Решение научной задачи предполагает получение научного результата научным методом с помощью известной методики, а новое решение научной задачи - получение нового научного результата с помощью новой (ранее не известной) или усовершенствованной методики. Кандидатская диссертация предполагает именно новое решение научной задачи и получение новых научных результатов.
Результатом осуществления диссертационного исследования (диссертация как законченная НИР) является создание конечного продукта. При этом, исследуя сущность понятия «результат научного исследования», необходимо осознание того, что создаваемый в сфере науки продукт - это прежде всего новая (или уточненная) информация. Даже тогда, когда создаваемый продукт материален (макет, опытный образец), его ценность заключается в той полученной информации, которая может быть использована в дальнейшем. Данное понятие - общее как для научной работы в целом, так и для всех видов диссертационных исследований в частности. Вместе с тем классификация исследований по целевому назначению на фундаментальные и прикладные требует специфического уточнения и детализации понятия «результат научного исследования». С этой целью дадим определения таким понятиям, как фундаментальные и прикладные исследования.
Рассмотрим такие понятия, как «исследование» (процесс научного познания неизвестных свойств объекта), «фундаментальные свойства» (общие универсальные свойства всех форм объекта), «прикладные свойства» (частные конкретные свойства особенных форм объекта), «форма объекта» (совокупность общих и особенных свойств объекта). При этом надо понимать, что внешняя форма - это граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от иного, а внутренняя форма представляет тождественный содержанию способ его выражения, т.е. содержание и форма - разные полюсы одного и того же, а не составные части, поэтому применение понятия «содержание» в данных определениях избыточно. Обобщение данных понятий позволило дать эффективное определение понятий «фундаментальные и прикладные исследования». Фундаментальные исследования - это процесс научного познания общих, универсальных свойств всех форм объекта. Прикладные исследования - это процесс научного познания особенных, конкретных свойств прагматически (практически полезных) частных форм объекта. Известно, что при проведении любых видов фундаментальных исследований главное - это создать новый, оригинальный, уникальный (выявить закон, закономерность, создать гипотезу) научный продукт. Поэтому основным в данном виде научной деятельности является выработка методологии соответствующего оригинального подхода к явлению или процессу. Прикладные исследования направлены на воплощение научных знаний в конкретные отрасли или производство. В связи с этим данному виду исследований соответствует иная доля новизны, оригинальности и уникальности. Оригинальность и уникальность диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора наук заключается: во-первых, в разработанных теоретических положениях (положение - суждение, используемое с целью аргументации тезиса), которые квалифицируются как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления; во-вторых, в осуществлении решения научной проблемы, имеющей важное значение для теории и практики; в-третьих, в изложении научно обоснованных технических, социальных, экономических или технологических решений, внедрение которых внесет значительный вклад в ускорение научно-технического процесса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний; либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
Таким образом, ознакомление с предлагаемым комплексом вопросов, связанных с постановкой и оценкой проблем, а также изучение их определительно-содержательных признаков вытекают из потребностей науки и практики и являются объективной необходимостью деятельности исследователей. Знание и применение этого комплекса в научно-исследовательской работе будет во многом способствовать более целеустремленному построению исследований, предохранит диссертантов от ложных путей в научных изысканиях и поможет в последующем повысить их эффективность и качество, а также добиться существенных научных результатов.
2.3. Оформление результатов исследований
Наиболее распространенной формой квалификационной научной работы на соискание ученой степени является диссертация в виде рукописи. Она представляет собой рукописный труд (имеется в виду напечатанный на пишущей машинке или с помощью компьютерной техники), в котором излагается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научной литературы и исследований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работа, проделанная лично автором диссертации, и даются рекомендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования. При подготовке диссертации в виде рукописи печатается автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного исследования.
Диссертация в виде научного доклада - это особая форма квалификационной научной работы, которая может быть представлена к защите как па соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук. Приступая к подготовке докторской диссертации в виде научного доклада, следует помнить, что у автора должны быть опубликованы крупные научные работы, имеющие важное научно-практическое значение. Это могут быть монографии, учебники, учебно-методические и научно-методические пособия; научные статьи, опубликованные в научных изданиях и широко известные научной общественности. Довольно сложно говорить о необходимом количестве публикаций и ограничивать их минимум каким-то объемом или количеством. Главное в том, чтобы публикации были известны и признаны научной общественностью и активно использовались в теоретической и практической работе.
Претендуя на ученую степень кандидата наук, соискатель может представить к защите научный доклад, подготовленный на основе научно-методических и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, статей, которые имеют важное научное значение и активно используются в практической работе того или иного учебного заведения или научного подразделения. Вопросы, связанные с установлением значимости научных трудов соискателя, степени их признания научной общественностью и целесообразностью их представления к защите в качестве диссертации в виде научного доклада, определяет организация, в которой соискатель выполнил основные научные исследования и разработки. Заключение организации должно содержать аргументированное обоснование целесообразности представления к защите диссертации в виде научного доклада, а также подтверждение личного участия автора в получении научных результатов, содержащихся в опубликованных работах, научных отчетах и т.д.
Диссертационный совет на стадии предварительного рассмотрения диссертации в виде научного доклада проверяет обоснованность представленных рекомендаций. Решение о приеме диссертации к защите принимает диссертационный совет открытым или тайным голосованием. Последующий порядок рассмотрения не отличается от обычной процедуры защиты диссертаций.
Диссертация в виде научного доклада содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных результатов, полученных лично соискателем и опубликованных в научных изданиях, а также оценку их практической значимости и внедрения результатов в науку и практику. В научном докладе раскрывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опубликованные научные работы. Первая часть научного доклада содержит, как правило, традиционные разделы, раскрывающие актуальность избранной темы, цель и задачи исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования, положения, выносимые на защиту. Во второй части научного доклада раскрывается основное содержание исследовательской работы: новая научная концепция, система новых методов развития различных отраслей народного хозяйства, образования, науки и культуры. Новые научные результаты необходимо подтверждать ссылками на ранее опубликованные научные труды. Кроме того, даются рекомендации по использованию полученных результатов в практической работе.
Автореферат на диссертацию в виде научного доклада не пишется, а диссертация в виде научного доклада рассылается как автореферат. Объем диссертации в виде научного доклада Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий не определен и может быть как меньше, так и больше объема, установленного для автореферата диссертации. Диссертация в виде научного доклада пишется на русском языке. Президиум ВАК России не считает обоснованной защиту диссертации в виде научного доклада соискателями, закончившими аспирантуру или докторантуру, имеющими научных руководителей или консультантов.
Вышеназванным положением предусмотрена защита диссертации в виде опубликованной монографии или учебника. Практика показывает, что диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через два месяца после выхода монографии или учебника из печати (это требование установлено для докторских диссертаций, а для кандидатских - 1 месяц), автор имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по профилю выполненной работы. На диссертацию в виде монографии или учебника пишется автореферат по установленной форме.
Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями. В целях обеспечения должной гласности защита докторской диссертации может проводиться не ранее чем через два месяца после публикации работ соискателя. Опубликованные работы соискателя должны отражать основные результаты, защищаемые в диссертации. Эти результаты диссертации должны быть 'опубликованы в научных изданиях. К ним приравниваются также дипломы на открытия, авторские свидетельства и патенты на изобретения, свидетельства на полезные модели; алгоритмы, которые включены в Государственный фонд алгоритмов и программ и по которым проведена соответствующая экспертиза на новизну; депонированные рукописи работ, аннотированные в научных журналах; препринты; опубликованные тезисы докладов.
При написании диссертации соискатель обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это в диссертации. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии прохождения без права повторной защиты.
Приступая к подготовке диссертации, следует помнить, что согласно Положению о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий «диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса».
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук согласно Положению ...«должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач».
Кроме того следует знать, что диссертация готовится единолично автором, в ней должна содержаться совокупность результатов научных положений, выдвигаемых им для публичной защиты, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы. Новые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками.
В диссертации, имеющей прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов, которые должны подтверждаться актами, справками, заключениями организаций, в которых проходила апробация научных разработок автора. А в диссертации, имеющей теоретическое значение, должны быть рекомендации по использованию научных выводов при подготовке учебников, учебных пособий для системы высшего и среднего образования.
При рассмотрении диссертаций, написанных в виде научного доклада, основной вопрос экспертизы должен быть связан с оценкой добросовестности заимствования в опубликованных трудах соискателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертация - это ступень к мастерству, показатель овладения особенностями научного метода познания. Она должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям не только по содержанию, но и по объему, который определяет умение соискателя ученой степени коротко и исчерпывающе, точно и всесторонне изложить содержание исследуемой темы, своих новых научных результатов и необходимых аргументов в их защиту. В научно-методическом отношении ценность диссертации тем выше, чем меньше ее объем и полнее содержание. Структура диссертации в очень большой степени влияет не только на последовательность, но и на полноту, ясность и четкость изложения полученных научных результатов. Диссертация включает введение, основную часть, заключение, рекомендуемую и использованную литературу, а иногда и приложения.
Результатом осуществления диссертационного исследования является создание конечного продукта. При этом, исследуя сущность понятия «результат научного исследования», необходимо осознание того, что создаваемый в сфере науки продукт - это прежде всего новая (или уточненная) информация. Даже тогда, когда создаваемый продукт материален, его ценность заключается в той полученной информации, которая может быть использована в дальнейшем. Данное понятие - общее как для научной работы в целом, так и для всех видов диссертационных исследований в частности.
Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.
Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.
Список используемой литературы:
1. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 432 с.
2. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Иващенко Н.П.. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 426 с.
3. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 272 с.
4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось – 89, 2002. – 112 с.