Дипломная работа: Анализ состояния туризма в г. Серпухов

РОССИЙСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и управления


Работа

по дисциплине  "Организация туризма на внутреннем рынке"

на тему:

"Анализ состояния туристских маршрутов на примере г. Серпухов".


Выполнила студентка 3-го курса,

очного отделения,

группы ИРГБиТ-35,

Юрлова Елена.

МОСКВА 2007


Содержание

 

Классификация турпродукта в регионе

Раздел 1. Город Серпухов: его климатические и географические особенности

Раздел 2. Раздел 2. Действия администрации г. Серпухова по развитию туризма

Раздел 3. Состояние материально-технической базы г. Серпухова

Раздел 4. Туристические фирмы г.Серпухова

Раздел 5. Маршруты по региону

Раздел 6. Состояние инфраструктуры г. Серпухов

Раздел 7. Планы строительства новых объектов туризма

Раздел 8. Достопримечательности города Серпухова

Раздел 9. Культурно-исторический потенциал района

Раздел 10. Перспективные направления развития туризма в г. Серпухове


Классификация турпродукта в регионе.

По своим основным характеристикам туризм не имеет принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. В то же время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. В туризме имеет место торговля как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, то­варов — 25%), а также особенность потребления туристских ус­луг и товаров в месте их производства, более того, в определен­ной ситуации.

Результат деятельности в туризме сводится к туристскому про­дукту. По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовле­творяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оп­лате с их стороны. К таким' услугам относятся гостиничные, транс­портные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги.

Таким образом, туристский продукт рассматривается в узком и широком смысле. В узком смысле туристский продукт — это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (на­пример, гостиничный продукт, туристский продукт туроператора, транспортного предприятия и т. д.). В широком смысле турист­ский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непо­средственное отношение. В литературе этому понятию дается классическое определение:

Туристский продукт — это совокупность веще­ственных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необ­ходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием.

В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Россий­ской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур — как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию турис­тов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчи­ков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от це­лей путешествия».

Основным туристским продуктом является комплексное об­служивание, то есть стандартный набор услуг, продаваемый ту­ристам в одном «пакете».

Туристскому продукту присущи свои специфические особен­ности:

1. Туристский продукт — это комплекс осязаемых (матери­альных) и неосязаемых (нематериальных) услуг и товаров, харак­теризуемый сложной системой взаимоотношений между различ­ными компонентами.

2. Спрос на туристский продукт чрезвычайно эластичен по от­ношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.

3. Как правило, потребитель не может увидеть туристский про­дукт до его потребления, а само потребление в большинстве слу­чаев осуществляется непосредственно на месте производства ту­ристской услуги.

4. Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

5. Туристский продукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.

6. Предложение туристского продукта отличается негибким
производством. Он может потребляться только непосредственно
на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перене­сены в конец сезона или в другой регион. Они не могут приспо­собиться во времени и пространстве к изменению спроса.

7. Туристский продукт создается усилиями многих предприя­тий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специ­фические потребности и различные коммерческие цели.

8. Высокое качество туристского продукта не может быть до­стигнуто при наличии даже незначительных недостатков, посколь­ку обслуживание туристов состоит из этих самых «мелочей», по которым судят о сервисе в целом.

9.      Оценка качества туристского продукта отличается значи­тельной субъективностью: большое влияние на оценку потребите­ля оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету при­обретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы и т. д.).

10. На качество туристского продукта оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные со­бытия и т. д.).

Туристский продукт, в отличие от туристских услуг, принима­ет форму товара. В широком смысле слова туристский продукт — это экономическое благо, предназначенное для обмена.

Важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский про­дукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреб­лен только в месте производства туристских услуг. Это отличие и используют турагенты при продаже туристских путевок. Приобре­тая путевку, турист еще не приобретает туристские услуги (хотя уже и заплатил деньги), но приобретает гарантии отдыха. Поэто­му задача туроператора — включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился по­нести транспортные издержки.

Как указано выше, туристский продукт — это комплекс ося­заемых и неосязаемых услуг и товаров. К осязаемым относятся продукты питания, одежда, различное туристское снаряжение; к неосязаемым — услуги, которые оказываются туристам. Заметим, что неосязаемые туристские продукты также являются товаром, но в отличие от осязаемых продуктов они не ограничены количественно и их нельзя складировать или накапливать. Произ­водство и потребление неосязаемых туристских продуктов проис­ходит одновременно во времени и исключительно в тех местах, где они произведены. Они используются только теми туристами, которые испытывают в них потребность. Такими неосязаемыми туристскими продуктами являются услуги гостеприимства, которые предоставляют размещение в определенном месте назначе­ния; бронирование билетов; услуги питания, которые предлагают рестораны, услуги развлечения, которые предлагают театры, клубы и т. д. в тех же местах назначения.

Многие из продуктов, в которых нуждается турист для удов­летворения своих туристских потребностей и желаний, созданы самой природой, то есть естественным путем. К таким продуктам относятся, например, свет, температура воздуха, атмосферный кис­лород, вода. Эти продукты характеризуются как свободные ресур­сы и, как правило, потребляются бесплатно (хотя для туристской экономики они могут быть и не совсем бесплатными). Все осталь­ные ресурсы, которые используются не бесплатно, называются экономическими.

Туристский продукт как товар характеризуется потребитель­ной стоимостью, то есть полезностью или способностью удовле­творять определенные рекреационные потребности людей. Полез­ность туристского продукта определяется его ценностью для субъ­екта. Поэтому туроператор стремится к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей.

 

Туристский пакет

Туристский пакет оформляется в зависимости от цели путешест­вия и потребностей клиентов. Он включает обязательные базовые элементы: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер. Также в турпакет входят экскурсии, визы, страховка.

Туристский центр — это место откоса туриста, включаю­щее его рекреационные возможности: природные, культурно-исто­рические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Туристский центр относится к обязательным элементам туристского пакета, поскольку без объекта интереса не­возможно организовать путешествие. Туристский центр представ­ляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов.

Каждый турист, приходя в туристское бюро, выбирает свой объект независимо от масштаба территории. Для одного — это страна, для другого — регион, для третьего — конкретный насе­ленный пункт. Независимо от индивидуального интереса потреби­теля туроператор обязан свести его к единичному варианту — ту­ристскому центру. Туроператор обязан доставить туриста в кон­кретное место отдыха, потому что именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница и т. д.

Транспорт — средство передвижения, с помощью которого турист может добраться до туристского центра. В качестве средства передвижения используются самолет, поезд, паром, турист­ский автобус, автомобиль и др. Затраты на перевозку составляют большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта исполь­зуется, тем выше стоимость путешествия.

Услуги размещения — это услуги конкретной гостиницы, которая предлагается туристу для размещения на время путеше­ствия. Порядок размещения в гостиницах различается в соответст­вии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кем­пинги и т. д. Услуги питания не включаются отдельным элемен­том в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. В туризме приняты следующие комбинации размещения и питания:

- ВВ — размещение + завтрак;

- НВ — полупансион: размещение + завтрак + ужин;

- FР — полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин.

Выкупая комбинацию ВВ или НВ, турист получает свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать про­грамму пребывания в туристском центре, по собственному усмот­рению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в ходе которой обычно предусмотрен обед.

Трансфер — доставка туриста от места прибытия, располо­женного в стране пребывания (аэропорт, гавань, железнодорожная станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы вклю­чены в турпакет или затребованы туристом.

Пакет подразумевает обязательный набор туристских услуг, первоначально предлагаемый клиенту как единое целое, как одна большая услуга. Стоимость отдельной услуги имеет смысл лишь при наличии всех остальных услуг, составляющих пакет, и, как правило, точно не известна. Точно определена лишь стоимость всего пакета услуг. В этом — отличие туристского пакета от ту­ристского продукта. Приобретая пакет, включающий обязательные базовые элементы, турист получает значительные скидки от туро­ператора (поскольку он приобрел серийный туристский продукт туристского предприятия).

Как правило, ни одна услуга не может быть удалена из пакета, но в него могут добавляться дополнительные услуги. Турист все­гда может попросить туроператора расширить его за счет включе­ния других услуг или сможет это сделать самостоятельно — не­посредственно в туристском центре.

Стоимость туристского пакета как единого и неделимого цело­го определяется не просто суммой цен услуг, но их набором. Од­на и та же услуга от одного партнера, но в разных пакетах будет иметь разную стоимость. Например, стоимость проживания турис­та в гостинице будет на 10% меньше при условии аренды клиен­том автомобиля, и на 11% — если турист воспользуется экскурси­онной программой. Подобный подход чаще всего применяется для групповых туров.

После заключения Шенгенской конвенции (1995 год) вопросы унификации требований к туристскому продукту стали особенно актуальны. Тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, и только полное согласование позиции туроператора, тур-агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обя­зательств. Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970 год), такое согласование осуществля­ется на контрактной основе в форме ваучера, который подписы­вают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза по пэкидж-турам от 15 июня 1990 года приводятся обязательные требования к со­держанию ваучера. Он должен включать следующую информа­цию о туре:

- страна, город (туристский центр), куда направляется турист;

- средства транспорта, используемые для перевозки туриста;

- условия размещения туристов, включая расположение гос­тиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура;

- условия питания;

- даты начала и завершения тура;

- программа пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий;

- паспортно-визовые формальности;    

- медицинская страховка;

- минимально допустимое число участников тура;

- предельно возможные сроки аннуляции тура (в ЕС — не позднее 20 дней до его начала);

- комплексная цена тура;

- компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста;

- название и реквизиты туроператора и туристского агента.

Согласно этому контракту туроператор несет ответственность за:

- соблюдение программы пребывания;

- соответствие рекламы и иной предоставляемой туристу ин­формации фактическому комплексу услуг;

- произвольное изменение цены тура;

- достоверность информации о туристском продукте.

В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обя­зан компенсировать туристу не только материальный, но и мо­ральный ущерб.

Структура туристского продукта.

Успех туристского предприятия на рынке туризма в первую оче­редь определяется привлекательностью предлагаемого туристского продукта. Современный туристский продукт представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и т. п.), исторические, культурные, архитектурные достопри­мечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;

- здания и сооружения (средства размещения туристов, рес­тораны, сооружения для отдыха, занятий спортом и т. д.), которые сами по себе не являются фактором, влияющим на мотивацию пу­тешествия, но при отсутствии которых возникают многочисленные препятствия для возможного путешествия;

- средства передвижения, которые в определенной мере за­висят от моды на различные виды транспорта, используемые ту­ристами.

До определенного момента туристский продукт не имеет для потребителя реальной ценности. Туристы приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять оп­ределенную человеческую потребность. Они оплачивают не гости­ничное размещение, а новые ощущения и знакомства с неизвест­ным и т. д. Только осознав, что товар способен удовлетворить его насущную потребность, турист становится покупателем.

Туристский продукт — это результат усилий многих предпри­ятий. Он состоит из следующих элементов:

- тур;

- товары;

- дополнительные туристско-экскурсионные услуги.

Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что туристский пакет — это только часть туристского продукта, точ­нее — обязательная часть тура (тур больше или равен туристско­му пакету).

Тур — первичная единица (товарная форма) туристского про­дукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда ту­роператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. Под туром понимают комплекс различных видов услуг, объединенных на базе главной цели путешествия, предоставляемых по опреде­ленному маршруту и в определенный срок.

Все услуги, из которых формируется тур, можно подразделить на индивидуальные, индивидуальные групповые и пакетные. Ин­дивидуальные — это услуги, стоимость которых на одного чело­века не зависит от наличия или отсутствия других услуг в туре, а также от числа туристов, пользующихся данной услугой (напри­мер, страховка). Индивидуальные групповые — это услуги, стоимость которых на одного человека зависит от общего числа ту­ристов, пользующихся данной услугой (например, трансфер в 20-местном автобусе). Пакетные — это услуги, входящие в турист­ский пакет, стоимость которых имеет смысл лишь при наличии других услуг, составляющих пакет.

Как правило, тур оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы, которая может быть реализо­вана туристом исходя из личных предпочтений и возможностей.

Обязательную программу (турпакет и комплекс услуг на мар­шруте) туроператор оформляет в виде туристской путевки или ва­учера — документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги.

Товары — специфическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открыт­ки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспеци­фическая материальная часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или бо­лее дорогими в местах постоянного проживания туристов.

Дополнительные туристско-экскурсионные услуги — услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. К ним относятся: про­кат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, допол­нительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение ве­щей, развлечения, резервирование мест, коммерческое телевидение, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную плату.

Структура стоимости туристского продукта при инклюзив-ту­рах из России в европейские страны составляет:

ТПр (100%) = Т (30%) * Тв (30%) + ДТЭУ (40%),

где ТПр — стоимость туристского продукта; Т — стоимость тура; Тв — стоимость купленных товаров; ДТЭУ — стоимость допол­нительных услуг.

Из этой структуры видно, что туроператор выручает менее 1/3 стоимости турпродукта. Гораздо больше средств туристы тратят непосредственно в местной туристской индустрии, минуя услуги туроператора. Значительная часть расходов туристов поступает в местный бюджет через торговлю.

Общей тенденцией, которую туроператор должен учитывать при разработке туристского продукта, — это сокращение набора услуг, включаемых в обязательное обслуживание туриста. С од­ной стороны, туристское предприятие к этому толкает конкурент­ная борьба за более низкие цены, чем у конкурента. С другой стороны, для туриста важен психологический фактор свободы в выборе дополнительных услуг. Тем самым спрос на туристский продукт увеличивается.

Валовый туристский продукт

Валовой туристский продукт — суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма. В стоимостном выражении туристский продукт оценивается дву­мя способами:

а)      как сумма расходов туристов (туристских расходов), пре­
вращающаяся в доходы предприятий, регионов и т. д.;

б)      как сумма затрат на производство туристского продукта,
Валовой туристский продукт как доход включает:

- всю зарплату, которая является частью выручки от произ­водства туристских товаров и услуг. Сюда относится также пре­доставление займа (кредита);

- выручку от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т. д.;

- проценты, которые получают туристские предприятия за то, что предоставляют заем денег (например, проценты за хранение денег в банке на депозитном счете);

- прибыль — то, что остается после того, как были сделаны затраты на производство туристского продукта и услуг. Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и ус­луг. Результат может быть и отрицательным, если предприятие получает убытки. Часть доходов может не вернуться к собствен­нику, но при этом остаться в туристском бизнесе для дальнейше­го использования. Именно эта часть и рассматривается как доход.

Валовой туристский продукт как сумма затрат на про­изводство туристского продукта включает затраты на:

- туристское потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг);

- частные туристские инвестиции, включающие общее коли­чество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капита­ловложений, и затраты частного сектора для улучшения структу­ры туризма. Сюда включены изменения в потоке продуктов, кото­рые производит туристский бизнес;

- приобретения туристских товаров и услуг, сделанные госу­дарством;

- туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Дипломная работа: Анализ состояния туризма в г. Серпухов

Культурно-исторические туристские центры Московской области
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ ТУРИЗМА Кафедра естественно научных дисциплин и ...
Лужецкий монастырь, Иосифо-Волоцкий монастырь, Николо-Угрешский монастырь, Никитский монастырь, кремль в Зарайске, музей-усадьба "Абрамцево", музей-усадьба "Архангельское", музей ...
Древний Серпухов, живописно раскинувшийся на берегах Нары, и сегодня встречает силуэтом белокаменных монастырей и храмов, величественно поднимающихся среди окруженных зеленью ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: курсовая работа
Билеты и ответы по туризму и экскурсиям
БИЛЕТ № 1 Школы научного управления: общая характеристика, значение для сферы сервиса и туризма. Порядок образования туристской фирмы. Туристский ...
Перед передачей его законным хозяевам - РПЦ в нём проводились художественные выставки.Церковь Иконы Божией Матери Неопалимой Купины Свято-Юрьева монастыря построена в 1828-1830 г.г ...
Тихвинский Успенский мужской монастырь, Коневецкий монастырь, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь Основан преподобным Антонием Дымским в начале XIII в. Тихвинский ...
Раздел: Рефераты по туризму
Тип: реферат
Иконопись
Оглавление. 1. ВВЕДЕНИЕ. 2. У ИСТОКОВ СИБИРСКОЙ ИКОНОПИСИ. 2.1. ПРИВОЗНЫЕ ПИСАНЫЕ ИКОНЫ. 2.2. ИКОНЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. 2.3. ИКОНЫ ДЛЯ ЦЕРКВЕЙ ...
Известно, что в Иоанно-Введенском междугорном женском монастыре с июля 1865 года игуменья Дорофея установила резные занятия для сестер обители.[55] Была открыта иконописно ...
Так "весной 1838 года двоюродные братья Иван и Матфей Чернобровины заключили договор о написании за 2520 рублей икон для иконостаса в строящейся в Режевском заводе Успенской ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Взаимоотношение церкви и государства на территории Калужской области с ...
Московский Патриархат Калужская духовная семинария Дипломная работа студента 5 курса на тему: "Взаимоотношение церкви и государства на территории ...
Епископ Тихон родился 30 января (12 февраля) 1855 г. в Новгородской губернии в семье псаломщика; 2(15) февраля 1892 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской ...
Когда отец Константин прибыл в село Карамышево, в храме его встретили настоятель, священник Иоанн Александрович Мещерский, и староста церкви, монахиня бывшего Свято-Николаевского ...
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: дипломная работа
Особенности формирования туристского рынка Свердловской области
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Туризм и туристский рынок. Основные понятия 1.1 Понятие и сущность туризма 1.2 Виды и формы туризма 1.3 Туристский рынок как ...
В то же время город продолжал жить насыщенной духовной жизнью: здесь было 13 храмов и монастырей.
Здешнее поселение - заимка Долматова монастыря (1682), позднее Каменская слобода, а в XIX веке село Каменский завод стало городом только в 1935 году.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы