Контрольная работа: Влияние мирового финансово-экономического кризиса на рынок туристических услуг

Министерство науки и культуры Украины

Донецкий институт туристического бизнеса

Индивидуальная творческая работа на тему:

«Влияние мирового финансово-экономического кризиса на рынок туристических услуг»

 

Подготовила

студентка 4 курса

гр.МО-06Д

Агапонова Е.Н.

Донецк 2010


Введение

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами несмотря на кризис, который охватил почти все сферы мировой экономики. Как и великая депрессия начала ХХ-го века, мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году вызвал планетарную панику, которая охватила не только США, но и стабильную Западную Европу. Первыми влияние финансового кризиса в Украине ощутили строительная отрасль и банковский сектор, затем все его последствия отразились и в туризме. Сегодня, согласно статистическим данным, доходы украинских туристических предприятий за 2009 год снизились на 12% по сравнению с 2008 годом.


1. Мировой рынок туристических услуг в условиях кризиса

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП)

Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30 %. Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, специализируются на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами. Кроме того, туризм имеет социальное значение, как фактор повышения образовательного уровня людей. Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения и является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов. На развитие туризма сегодня влияют следующие факторы. Во-первых, мировой финансовый кризис, который отразился во всех сферах жизни. Не стала исключением и туротрасль. Путешествия - далеко не первая необходимость и потребность человека, значит, и отказаться от них не так уж сложно. В первую очередь кризис ударит по среднему классу, ведь именно он всегда составлял основную прослойку активно путешествующих. Массовый туризм так же не мало пострадает от кризиса. Уже цены на дальние направления выросли на 10-40% по сравнению с прошлым годом. И все из-за удорожания стоимости перелета. Если в прошлом году в Бангкок, например, можно было улететь за $500, то сейчас место в эконом классе стоит не менее $1100. В среднем на дальних направлениях дешевые туры подорожали в 2 раза и более, в дорогих сегментах удорожание составило 15-20%. Вторым фактором, определяющим, положение сегодняшнего туризма, являются законопроекты, способные практически уничтожить туристский рынок, которые могут быть приняты правительством в ближайшее время. В-третьих, международные отношения. Они оказывают огромное влияние на туризм. Примером тому служит Таиланд, в двух крупнейших аэропортах которого, блокированных местной оппозицией в последних числах ноября, застряли десятки тысячи иностранных туристов. Это стало настоящей головной болью и для украинских туроператоров. Таким образом, финансовый кризис, несомненно, окажет некоторое влияние на всю туристическую сферу, вне зависимости от направлений. Но люди не прекратят путешествовать - разве что сократят расходы и продолжительность поездок. В нашей наполненной стрессами повседневной жизни невозможно существовать без полноценного отдыха. Конечно в условиях кризиса туристские потоки за рубеж существенно сократились. Так что у украинских операторов есть неплохая возможность заключения контрактов с гостиницами, которые традиционно работали с европейскими и другими рынками и были частично или полностью "закрыты" для российских туристов. Год назад прогнозы по туристическому рынку были драматичными: некоторые эксперты предполагали сокращение спроса на 50% по его итогам. Результаты оказались не настолько плохими - падение, составило около 20%, но так как наиболее востребованы были более дешевые туристические предложения, в ценовом выражении потери составили порядка 25%.

1.1 Экономические показатели мировой индустрии туризма (2000-2010 гг.)

Табл.1.1. Рост туристической активности

 
С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг – в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % суммарных капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. На долю международного туризма приходится около 7% от мирового экспорта. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Рост туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.1.

При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Период Рост числа прибытий туристов (%) Рост доходов от обслуживания(%)
1995-2000 2,5 3
2000-2005 4 5
2005-2010 3 4

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия).


1.2 Индустрия авиаперевозок в условиях кризиса

Статистика показывает, что воздушные перевозки устойчивы к мировым потрясениям. Несмотря на кратковременные конъюнктурные спады после каждого из глобальных кризисов – будь то взрывной рост нефтяных цен в 1973 и 1978 годах, война в Персидском заливе в начале 1990-х годов или теракты 11 сентября 2000 года, - кривая объемов перевозок авиатранспортом, показав снижение, вскоре не просто возвращается в исходную точку, но неуклонно рвется вверх. Каждые 15 лет, по данным Международной организации гражданской авиации ICAO, пассажирооборот удваивается. И в ближайшие 15 лет, согласно прогнозным расчетам экспертов концерна Airbus, эта тенденция не претерпит никаких изменений. В течение 20 лет рост общемирового пассажирооборота в среднем составит 4,7% в год, считают они. «Кризисы вносят лишь краткосрочные коррективы, а в средней и долгосрочной перспективе обязательно последует непрерывный и устойчивый рост». Прогнозные цифры географии этого роста можно базировать на статистических выкладках за 2000–2008 годы. В целом они показали рост пассажирооборота на 38%. При этом наиболее бурно развивался рынок воздушных перевозок Индии – 192%. Далее идут Китай (184%), Ближний Восток (166%), страны СНГ (121%), Африка (53%), Латинская Америка (40%). Ниже среднего мирового показателя оказался рост пассажирооборота в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе – по 29%. И совсем немного – 7% - прибавила Северная Америка. Всемирная туристская организация обнародовала свежие статистические данные о работе мировой индустрии гостеприимства в 2009 году. По данным январского выпуска UNWTO World Tourism Barometer, в прошлом году в мире было зарегистрировано 880 млн туристских прибытий – на 4 % меньше, чем годом ранее. Правда, темпы спада постепенно замедляются. В первом квартале 2009 года падение составило -10% (самым «провальным месяцем оказался март), во втором -7%, в третьем -2%, а в четвертом квартале был даже зарегистрирован прирост на уровне 2%. Это дает основание экспертам ВТО предполагать, что в 2010 году рост мирового турпотока составит 3–4%.

 

1.3 Туристические центры и туристические потоки

В докладе ЮНВТО "Барометр мирового туризма" говорится, что все регионы, кроме Африки, в 2009 году отметили уменьшение количества прибывающих туристов. В Европе туристический поток сократился на -5%, в Америке – на 5%. Южная Америка – оказалась единственным субрегионом, кроме Африки (+5%), который выбивается из общей отрицательной тенденции с результатом +0,2%. Ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе (-6%) кажется особенно сложной в сравнении с результатами прошлых лет, а падение спроса в этом регионе произошло гораздо быстрее, чем ожидалось.

По данным ЮНВТО, общая прибыль от международного туризма в прошлом году составила 944 млрд $, а в 2008 – всего 857 млрд $ (рис. 1).

Рис. 1

В 2009 году мировой туристический рынок сократился на 4%. Причиной такого спада эксперты называют мировой экономический кризис и пандемию гриппа A(N1H1). При этом на потоке туристов из таких стран как Франция, США, Германия и Великобритания мировой финансовый кризис практически не отразился. Но поскольку туристы из стран СНГ - самые многочисленные на египетских курортах, изменения на этом рынке сильно влияют на общую картину. Это особенно заметно на примере Шарм-эш-Шейха и Хургады, в этих городах гостиницы в начале года были заполнены на 60-65 %, в то время как в прошлом году этот показатель составлял 90-100 %.

Единственный регион, оставшийся в плюсе, - Африка, куда в первом квартале приехало на 5 % больше, чем год назад. Главным образом это достигнуто за счет таких притягивающих туристов как магнит районов, как африканское побережье Средиземного моря и Кения. Рост туристической привлекательности Африки в период кризиса, возможно, связан с тем, что "черный" континент преимущественно посещают состоятельные туристы. Такой вывод еще раз доказывает, что в период финансовых неурядиц богатые граждане, несмотря на кризис и проблемы, например, с личным бизнесом, на отдыхе экономить не намерены. А вот так называемый средний класс в период кризиса думает больше, как говорится, о хлебе насущном, нежели об экзотическом отдыхе где-нибудь на море.

Несмотря на спад туристического потока по итогам прошлого года, в этом году эксперты ожидают рост туристического рынка на 3 - 4%. Международный туризм в 2010 году восстановится после одного из самых сложных годов в истории мирового туризма, заявила Всемирная туристическая организация ООН (ЮНВТО). В 2009 году туристический рынок упал на 4% из-за мирового экономического кризиса и пандемии свиного гриппа, однако в 2010 году должен вернуть от 3 до 4. Рынок уже возобновил рост в последнем квартале 2009 года, благодаря чему годовые результаты оказались лучше, чем ожидалось ранее.

В ближайшие 3–5 лет мировая индустрия туризма может потерять до 15–20% докризисного оборота. «Туристы будут чаще прибегать к услугам дешевых компаний, выбирать поездки на небольшие расстояния и сокращать сроки отдыха», - комментирует помощник генерального секретаря UNWTO Джеффри Липмен. По прогнозам экспертов, спад в индустрии продлится до 2011– 2012 годов. Впрочем, долгосрочный прогноз UNWTO достаточно оптимистичен: уже к 2020 году туристический сектор будет обслуживать 1,6 млрд человек ежегодно, поскольку, как ожидают эксперты организации, туристическая отрасль активнее других будет восстанавливаться после кризиса.


2. Туристическая индустрия туризма Украины в условиях кризиса

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей Украины. На основании плотности населения, объем украинского рынка более чем на 50% больше, чем в Венгрии, Чехии и Словакии, вместе взятых. Туризм стал одной из ключевых отраслей украинской экономики, которая в докризисные годы производила около $ 4 млрд. в год (согласно методике расчетов ВТО - Всемирной туристической организации).За годы независимости (с 1991 года) инфраструктура туризма Украины постепенно сменила форму собственности от государственной к частной. Частный сектор развивается быстрыми темпами, особенно в Киеве, Одессе, Крыму и Карпатском регионе. Для размещения посетителей среди украинских туристических объектов свои услуги предлагают более 1 300 гостиниц, мотелей, кемпингов, туристических центров, и около 3000 рекреационных объектов. Украина считает, что эти рекреационные центры (санатории, курорты, грязелечение и др.) в первую очередь позиционируются в качестве туристических объектов, а уже затем - в качестве лечебно-профилактических учреждений.

Хотя Украинская экономика сильно пострадала от глобального экономического кризиса, на национальном рынке туризма зарегистрирован стабильный рост. В частности ожидается рост внутреннего туризма с ежегодными темпами прироста 9,5% в течение ближайших пяти лет. Внутренний туризм растет также в связи с ростом информированности об Украине как о месте проведения предстоящего чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Выход на рынок недорогих авиакомпаний таких как «Wizz Air» и немецкая «Крылья плюс» тоже положительно влияют на развитие туризма в стране. Американские аналитики прогнозируют его рост в размере примерно 7,5% в период до 2013 г. Большинство западных путешественников предпочитают либо индивидуальные поездки, либо круизные туры. Западная Украина является традиционным местом для американских и канадских туристов (которые составляют более 2 млн. украинской диаспорой в этих странах). Крым, старая советская Мекка туризма, стал популярным местом отдыха для немцев со средним и ниже среднего уровнем доходов. Изменилась и структура спроса самих украинцев: почти не интересны туры среднего ценового сегмента. «Если раньше у нас было три категории клиентов со скромными запросами, средний класс и отдыхающие по-богатому, сегодня осталось только две: «очень скромно» и «цена не интересует». В целом за 2009 год гривневые обороты турфирм уменьшились на 30%, поэтому сегодня туроператоры стараются оптимизировать затраты и выровнять рынок. По мнению большинства участников рынка, общего падения зимнего туристического потока на треть, как того опасались в конце осени, не произошло. Два кризисных года все-таки скорректировали предпочтения украинских туристов, частично переориентировав их внутрь страны. Экономический кризис поменял сознание людей во всем и в отпускных предпочтениях в частности. Причем не только средний класс, но и зажиточные граждане поняли цену материального благосостояния и учатся разумной экономии: в этом сезоне за свои деньги турист хотел получить максимум. Отели бронировали дорогие, но селились в более экономных стандартных номерах, вместо привычных 10-14 дней ехали на неделю. Для клиентов среднего ценового сегмента сегодня цена имеет решающее значение, и здесь очевидна их переориентация в более доступный ценовой сегмент.

По данным ГосКомСтата, всего в течение 2009 года туристическими операторами было обслужено 2 млн. туристов (на 22% меньше, чем за 9 мес. 2008 года) и 1,6 млн. экскурсантов (на 16% меньше) в т. ч. за видами туризма:

въездной - 229,1 тыс. лиц (на 27% меньше, чем за 2008 год);

выездной - 695,3 тыс. лиц (на 34% меньше, чем за 2008 год);

внутренний - 967,4 тыс. лиц (на 10% меньше, чем за 2008 год).

Уменьшение на 22% общего количества туристов произошло из-за мирового экономического кризиса, который существенно повлиял на доходы населения, и вынудил их к экономии средств.

Основной проблемой для украинского туризма является отсутствие отелей, отвечающих международным стандартам. Гостиничная инфраструктура действительно устарела. 90% из гостиниц были построены более 20 лет назад и никогда не подвергались обширной реконструкции. Уровень обслуживания также отстает от среднемировых показателей. Другая проблема заключается в том, что украинский туристический бизнес сконцентрирован преимущественно на предоставлении услуг в области традиционных деловых и туристических направлений. Западные районы славятся своими зимними курортами. Летний туризм сосредоточен на юге и в Крыму. Деловой туризм сосредоточен в таких крупных городах, как Киев, Днепропетровск, Харьков и Донецк. Но даже там присутствует хроническая нехватка высококлассных международных гостиниц во всех ценовых сегментах.

Несколько международных гостиничных операторов, которые присутствуют в Украине, «снимают сливки» с рынка. Только 2,5% всех гостиниц находятся под управлением международных операторов: Rixos Hotels, который запустил 5-звездочный отель в городе Трускавец (Западная Украина), Radisson - две 4-звездочных гостиницы в Киеве и г. Алушта (Крым), и Hyatt, который открыл 5-звездочный отель в Киев. Эти отели пользуются большой популярностью, несмотря на то, что стоимость номера может более чем в два раза превышать средний уровень. Высокий уровень заполнености гостиниц, несмотря на высокие цены в гостиницах, управляемых международными операторами, является индикатором существенного спроса со стороны богатых посетителей.

Международные игроки, такие как IHG (InterContinental, Crowne Plaza, Holiday Inn), Accor (Sofitel, Ibis, Novotel, Etap) и «Хилтон» уже объявили о своем намерении выйти на украинский рынок - большинство из них с проектами в Киеве. Однако около 85% от заявленных проектов не будут реализованы. Основной причиной является то, что большинство разработчиков имеют ограниченный доступ к кредитам финансирования из-за мирового кредитного кризиса. Но многие проекты уже ждут своей реализации к Евро-2012.

В итоге, для международных инвесторов Украинский рынок сейчас привлекателен, но содержит большое количество рисков. С одной стороны, спрос на гостиничные номера, которые отвечают международным стандартам, является высоким. С другой стороны, глобальный экономический кризис и неизвестное будущее Евро-2012 в Украине может сделать выход рынок нереальной задачей.

Основными причинами торможения развития туризма являются:

- отсутствие целостной системы государственного регулирования туризма в регионах;

- подчинение учреждений размещения туристов, санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных учреждений различным министерствам и ведомствам, а также другим органам исполнительной власти;

- нечеткое определение в законодательстве принадлежности предприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристические услуги;

- медленные темпы роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма;

- несоответствие подавляющего большинства туристических учреждений, которые постепенно приходят в упадок, международным стандартам и требуют значительных инвестиций;

- недостаточное обеспечение туристической отрасли высококвалифицированными специалистами;

- недостаточность государственной поддержки и комплексного подхода к рекламированию национального турпродукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг;

- недостаточность методической, организационной, информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристической отрасли со стороны государства;

- тенденция сокращения количества предприятий гостиничного хозяйства;

- высокие налоги;

- неудовлетворительное состояние туристической, сервисной и информационной инфраструктуры в зонах автомобильных дорог и международных транспортных коридоров.

Следующим и наиболее важным, является вопрос о проведении ЕВРО-2012 в Украине, поскольку качественные изменения в туристской отрасли входят в список обязательных вопросов, которые следует решить до проведения чемпионата. Футбольный чемпионат дает возможность для усовершенствования развития страны - ее нужно использовать с максимальной эффективность. Основные моменты, необходимые для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках:

- широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной компании в средствах массовой информации в Украине и за рубежом;

- развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма;

- организация презентаций туристских возможностей Украины в странах, направляющих туристов в Украину;

- организация сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;

- формирование современной статистики туризма.

Ресурсная база Украины имеет уникальный курортный и туристический потенциал, способный обеспечить дальнейшее развитие национального курортного и туристического продукта и выход его на международный рынок. Стратегической целью развития туризма в Украине заключается в создании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке, который может максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия. Это касается, прежде всего, таких привлекательных туристическо-рекреационных зон, как Автономная Республика Крым, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Херсонская, Черновицкая области, г. Киев.


3. Прогнозы развития международного туризма

Наибольшее влияние на мировые туристические потоки в 2010 году окажут растущие цены на авиатопливо, распространение свиного гриппа и курс национальных валют, согласно прогнозу Всемирной туристской организации (UNWTO). Падение спроса на туристические услуги в 2010 году замедлится, будут даже признаки роста, в основном за счет развивающихся азиатских стран. По данным UNWTO, главное, что сдерживает сейчас интерес европейцев и американцев к путешествиям - экономическая неопределенность, а также высокий курс евро. Многие эксперты ожидают заметного роста стоимости авиабилетов. Более ощутимых результатов в плане путешествий UNWTO ждет от развивающихся стран, особенно Китая и Индии. Однако, согласно прогнозам, рост спроса и на этих рынках в очень большой степени обусловлен такими факторами как рост цен на нефть, опасения свиного гриппа, к которым чувствительны азиатские рынки.

Таблица 3.1 - Прогноз самых популярных туристских направлений к 2020 г.

Страна Количество туристских прибытий, млн. Доля на мировом туристском рынке, % Динамика роста 1995-2020 гг., %
США 102,4 6,4 3,5
Франция 93,3 5,8 1,8
Испания 71,0 4,4 2,4
Гонконг 59,3 3,7 7,3
Италия 52,9 3,3 2,2
Великобритания 52,8 3,3 3,0
Мексика 48,9 3,1 3,6
Россия 47,1 2,9 6,7
Чешская Республика 44,0 2,7 4,0
Всего 708,8 44,2

"Ожидается, что азиатские туристы предпочтут в 2010 году отдыхать дома или в своем регионе, стараясь не тратить деньги на дальние путешествия в Европу, - полагают эксперты. - К тому же, китайское правительство, например, официально запретило госслужащим совершать в этом году зарубежные поездки". Европейцы, как полагают в UNWTO, в сезоне 2010 года будут отдыхать реже, двухнедельные поездки заменят десятидневными, выбирая при этом такие недорогие и не слишком далекие страны, как Турция, Египет, Тунис, Хорватия и Марокко.

Украинские эксперты относительно 2010 года также проявляют осторожный оптимизм. Согласно их прогнозам, заметно снизится спрос на дальние экзотически направления отдыха, дорогие отели и курорты.

«Основные потоки распределятся по долларовым пляжным странам, прежде всего, Турции, Египту, Таиланду, возрастет интерес к таким бюджетным европейским странам, как Болгария»


Заключение

Туризм среди прочих отраслей непроизводственной сферы экономики в большей степени подвержен воздействию внешних факторов. В этом смысле влияние глобального финансового кризиса на мировую туристскую индустрию не является исключением, и, конечно, большинство специалистов говорят о негативных последствиях нестабильности мировой экономики для дальнейшего развития туристского бизнеса. Как сообщает Всемирная туристская организация большинство регионов мира во второй половине 2008 г. демонстрировали падение темпов роста международного туризма. Особенно это касается экзотических стран, дальнемагистральных направлений (Юго-Восточной Азии, Карибского региона) и фешенебельных курортов. При этом туристский рынок вошел в кризис раньше других отраслей. Уже с июня 2008 г. началась стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение турпотока. В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются низкодоходными и рисковыми. В связи с эти цены на размещение и авиаперелет растут, а число чартеров сокращается. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров уже привело к банкротству нескольких крупных туристских компаний.

В среднесрочной перспективе также ожидается значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем путешествия с целью отдыха и оздоровления. Это объясняется в первую очередь массовыми сокращениями в крупных компаниях. Перед Новым годом многие туристы были вынуждены отказаться от запланированных поездок. На некоторых направлениях туроператорам удалось реализовать только 30% турпутевок. Из-за кризиса сокращается объем инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Можно говорить о такой реакции на воздействие внешних факторов, как изменение маршрутов и дальности поездок. Согласно прогнозам, туристы будут выбирать более близкие, недорогие направления, предпочитая маршруты по собственной стране или соседним государствам с использованием более экономичных транспортных средств. Уменьшатся также длительность поездок, их частота, расходы во время путешествий, снизится число пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно вырастет число поездок, бронируемых самостоятельно, в основном с размещением у друзей или родственников. Наибольшим спросом будут пользоваться поездки в те страны, валютный курс которых окажется наиболее выигрышным для туристов. Считается, что финансовый кризис вряд ли затронет индивидуальный туризм. Потребители с высоким уровнем дохода не откажутся от путешествий. Риск здесь невелик из-за прямого бронирования и полетов на регулярных авиарейсах. Ожидаются положительные тенденции на рынке образовательного туризма. Возможность скомбинировать зарубежную поездку с образованием, изучением языка, повышением квалификации, потребители будут рассматривать как выгодную инвестицию для повышения собственного уровня, для успешного трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице. Выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности, потребители будут отдавать предпочтения именно программам обучения. Некоторые представители туриндустрии считают также, что положительным последствием кризиса может стать уход некомпетентных игроков с рынка, и удержание профессионалов в отрасли.


Список использованной литературы

1.   Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. - М.: Советский спорт,1998.

2.   Папирян Г.А. «Экономика туризма», М., 2005., с.31-41.

3.   Сенин В.С. Организация международного туризма. – М., 2007, с 7-22

4.   Батырь Ю. В мире 657 млн. путешественников // Туринфо, 2000, № 4, с.1,

5.   И. Демко Мировой рынок туризма в 2009 году // Вокруг света – 2010.- Режим доступа.: http://www.salut.md/news/

6.   С. Савельєв // Туристский бизнес развивается, несмотря на кризис //Вокруг света – 2009.- Режим доступа.: http://www.orexca.com/news/archives/