Контрольная работа: Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра
ТЕМА
Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения о возрастном развитии человека
2. Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра
Список используемой литературы
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА
Динамика физического развития и анализ контрольных показателей на этапе начальной спортивной специализации дают возможность определить два периода, в соответствии со спецификой заданий и возрастными особенностями, имеющих характерные для них уровни физической, технической и функциональной подготовленности юных толкателей ядра:
- период становления двигательных навыков (возраст 11-12 лет) - начальное обучение технике физических упражнений: медико-биологические показатели и их влияние на развитие физических качеств;
- период стабилизации двигательных навыков (13-15 лет) - формирование техники толкания ядра: показатели уровня физической, технической подготовленности и их взаимосвязь с функциональной подготовленностью юных атлетов.
В силу возрастной вариативности к модельным характеристикам физического развития юных толкателей ядра относят, прежде всего, те, которые отображают влияние вида спорта на особенности строения тела и опорно-двигательного аппарата. В первую очередь, это - весоростовые показатели. В этот период особенное значение приобретает контроль за физическими нагрузками юного организма, что связано с высокими темпами полового созревания. Поэтому, о функциональной подготовленности юных атлетов в целом можно судить лишь на основании результатов комплексного тестирования, которое предоставляет возможность определять модельные показатели юных толкателей ядра в возрасте 11-12 лет.
Особое значение придается функциональной подготовленности и физическому развитию, что, в свою очередь, влияет на развитие физической подготовленности юных атлетов. В результате проведенных исследований, как пример, в табл. 1. приведены математико-прогностические модельные характеристики показателей физического развития, функциональной подготовленности и физической подготовленности для 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации.
Второй период (возраст 13-15 лет) - период стабилизации двигательных навыков (формирование техники толкания ядра), определяется активным развитием физических качеств и специальной работой на усовершенствование двигательных навыков, специальными физическими качествами, необходимыми для участия в соревнованиях.
Таблица 1. Математико-прогностические модельные показатели 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации
Показатели | Девушки | Юноши | ||||||
Х±δ | низкие | средние | высокие | Х±δ | низкие | средние | высокие | |
Длина тела, см | 161,8±10,7 | 151,1 | 161,8 | 172,5 | 170,3±5,1 | 165,2 | 170,3 | 175,4 |
Масса тела, кг | 60,4±11 | 49,4 | 60,4 | 71,4 | 72±11,7 | 60,3 | 72 | 83,7 |
Динамометрия правой кисти | 22,2±3,0 | 19,2 | 22,2 | 25,2 | 27,2±3,5 | 23,7 | 27,2 | 30,7 |
Динамометрия левой кисти | 21,1±3,1 | 18 | 21,1 | 24,2 | 26,2±3,4 | 22,8 | 26,2 | 29,6 |
ЧСС до нагрузки | 70,2±4,7 | 65,5 | 70,2 | 74,9 | 67,7±1,4 | 66,3 | 67,7 | 69,1 |
ЧСС после нагрузки | 102±3,5 | 98,5 | 102 | 105,5 | 100±3,5 | 96,5 | 100 | 103,5 |
V02 |
42,9±1,1 | 41,8 | 42,9 | 44 | 44,5±0,4 | 44,1 | 44,5 | 44,9 |
PWC170 |
933±23,4 | 909,6 | 933 | 956,4 | 1235±72,1 | 1162,9 | 1235 | 1307,1 |
АТmax до нагрузки | 102±2,3 | 99,7 | 102 | 104,3 | 108±5,6 | 102,4 | 108 | 113,6 |
АТmin до нагрузки | 65±3,2 | 61,8 | 65 | 68,2 | 65,8±3,4 | 62,4 | 65,8 | 69,2 |
АТmax после нагрузки. | 121±6,2 | 114,8 | 121 | 127,2 | 130±14,1 | 115,9 | 130 | 144,1 |
АТmin после нагрузки | 67±5,1 | 61,9 | 67 | 72,1 | 66±3,4 | 62,6 | 66 | 69,4 |
Бег 30 м с в/с | 5,2±0,4 | 5,6 | 5,2 | 4,8 | 4,8±0,1 | 4,9 | 4,8 | 4,7 |
Прыжок в длину с места | 177,5±7,8 | 169,7 | 177,5 | 185,3 | 198,7±15,7 | 183 | 198,7 | 214,4 |
3-ой прыжок в длину с/м | 532±28,5 | 503,5 | 532 | 560,5 | 648±18,1 | 629,9 | 648 | 666,1 |
Жим штанги лежа | 30±5,9 | 24,1 | 30 | 35,9 | 50,8±3,4 | 47,4 | 50,8 | 54,2 |
Приседание со штангой | 54,2±4,5 | 49,7 | 54,2 | 58,7 | ||||
Рывок штанги | 40±4,1 | 35,9 | 40 | 44,1 | ||||
Прыжок вверх | 27,7±1,8 | 25,9 | 27,7 | 29,5 | 33,8±1,5 | 32,3 | 33,8 | 35,3 |
Именно в этот период, по мере обучения юных спортсменов технике толкания ядра, что подтверждено улучшением спортивных результатов, повышается уровень ведущих двигательных качеств, усиливаются взаимосвязи между скоростно-силовыми и силовыми показателями со спортивным достижением. Именно в этот период появляются значимые корреляционные взаимосвязи между спортивным результатом и показателями физической и технической подготовленности. Как у юношей, так и у девушек с возрастом усиливаются взаимосвязи соревновательной результативности и морфологических показателей с показателями физической, технической подготовленности.
Отметим, что модельные антропометрические показатели современных юных толкателей ядра, приведенные в табл. 2, как у девушек, так и у юношей, значительно выше, чем модельные показатели длины и массы тела более раннего периода. Вес у юношей и девушек является одним из основных и очень лабильных показателей, быстрореагирующих и изменчивых под воздействием разных экзо- и эндогенных факторов и не имеет доминирующее значение в связи с недостаточным формированием мышечного корсета.
В связи с тем, что показатели роста стабильнее, чем показатели массы , в качестве базового характера используется длина тела, и относительно нее определяются величина и степень соответствия результата в толкании ядра в пределах данного возраста 13-15 лет у девушек и юношей. Эти изменения выражаются в виде коэффициента корреляции (r). Масса тела находится в прямой зависимости от роста. У девушек 11-12 лет прирост общего веса опережает абсолютную силу, потому вес тела имеет тесную корреляционную связь с ростом тела (в 11-12 лет r =0,79, 0,83 у девушек и r = 0,14, 0,64 у юношей), но ее увеличение с возрастом происходит неравномерно.
Анализ корреляционных связей в группе девушек – толкательниц обнаружил, что в 13-15 лет наблюдается повышение связи спортивного результата с ростом тела в длину и весом (тела r = 0,58, 0,67, 0,79, вес тела r =0,55, 0,51, 0,77) и до 15 годов становится более тесной. У юношей с переходом на более тяжелое ядро (6 кг) наблюдается отсутствие корреляционных связей длины и веса тела со спортивным результатом.
V02
PWC170
Большое значение в достижении спортивного результата в соответствии с установленными нормативными требованиями в этот период приобретает оценка физической и технической подготовки юных толкателей ядра, с применением эффективных средств и методов в тренировочном процессе. Это дает возможность контроля за их выполнением, предоставляет возможности оценить и определить уровень физической подготовленности юных атлетов, принимая во внимание возрастные особенности, что способствует увеличению эффективности обучения процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. -К,: Здоров’я, 1986, - 160с.
2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Высшая школа, 1974.
3. Годик М.А. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
4. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 38.
5. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. Ч 2. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С .61-149.
6. Круцевич Т.Ю., Воробьёв М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. - Киев: НУФВСУ, 2005. - 195 с.
7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
8. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников; Под ред. Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
9. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
10. Пангелов Б.П. Развитие двигательных качеств и спортивная одаренность юных легкоатлетов: Методические рекомендации для студентов физического воспитания и тренеров ДЮСШ. - Переяслав-Хмельницкий, 1989. - С. 1-17.
11. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С. 588.
12. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.
13. Фомин Н.А. Физиология юношеского спорта: Уче6. пос. для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.