Контрольная работа: Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

ТЕМА

Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие сведения о возрастном развитии человека

2. Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

Список используемой литературы


1.         ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

2.         ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА

Динамика физического развития и анализ контрольных показателей на этапе начальной спортивной специализации дают возможность определить два периода, в соответствии со спецификой заданий и возрастными особенностями, имеющих характерные для них уровни физической, технической и функциональной подготовленности юных толкателей ядра:

- период становления двигательных навыков (возраст 11-12 лет) - начальное обучение технике физических упражнений: медико-биологические показатели и их влияние на развитие физических качеств;

- период стабилизации двигательных навыков (13-15 лет) - формирование техники толкания ядра: показатели уровня физической, технической подготовленности и их взаимосвязь с функциональной подготовленностью юных атлетов.

В силу возрастной вариативности к модельным характеристикам физического развития юных толкателей ядра относят, прежде всего, те, которые отображают влияние вида спорта на особенности строения тела и опорно-двигательного аппарата. В первую очередь, это - весоростовые показатели. В этот период особенное значение приобретает контроль за физическими нагрузками юного организма, что связано с высокими темпами полового созревания. Поэтому, о функциональной подготовленности юных атлетов в целом можно судить лишь на основании результатов комплексного тестирования, которое предоставляет возможность определять модельные показатели юных толкателей ядра в возрасте 11-12 лет.

Особое значение придается функциональной подготовленности и физическому развитию, что, в свою очередь, влияет на развитие физической подготовленности юных атлетов. В результате проведенных исследований, как пример, в табл. 1. приведены математико-прогностические модельные характеристики показателей физического развития, функциональной подготовленности и физической подготовленности для 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации.

Второй период (возраст 13-15 лет) - период стабилизации двигательных навыков (формирование техники толкания ядра), определяется активным развитием физических качеств и специальной работой на усовершенствование двигательных навыков, специальными физическими качествами, необходимыми для участия в соревнованиях.

Таблица 1. Математико-прогностические модельные показатели 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации

Показатели Девушки Юноши
Х±δ низкие средние высокие Х±δ низкие средние высокие
Длина тела, см 161,8±10,7 151,1 161,8 172,5 170,3±5,1 165,2 170,3 175,4
Масса тела, кг 60,4±11 49,4 60,4 71,4 72±11,7 60,3 72 83,7
Динамометрия правой кисти 22,2±3,0 19,2 22,2 25,2 27,2±3,5 23,7 27,2 30,7
Динамометрия левой кисти 21,1±3,1 18 21,1 24,2 26,2±3,4 22,8 26,2 29,6
ЧСС до нагрузки 70,2±4,7 65,5 70,2 74,9 67,7±1,4 66,3 67,7 69,1
ЧСС после нагрузки 102±3,5 98,5 102 105,5 100±3,5 96,5 100 103,5

V02

42,9±1,1 41,8 42,9 44 44,5±0,4 44,1 44,5 44,9

PWC170

933±23,4 909,6 933 956,4 1235±72,1 1162,9 1235 1307,1
АТmax до нагрузки 102±2,3 99,7 102 104,3 108±5,6 102,4 108 113,6
АТmin до нагрузки 65±3,2 61,8 65 68,2 65,8±3,4 62,4 65,8 69,2
АТmax после нагрузки. 121±6,2 114,8 121 127,2 130±14,1 115,9 130 144,1
АТmin после нагрузки 67±5,1 61,9 67 72,1 66±3,4 62,6 66 69,4
Бег 30 м с в/с 5,2±0,4 5,6 5,2 4,8 4,8±0,1 4,9 4,8 4,7
Прыжок в длину с места 177,5±7,8 169,7 177,5 185,3 198,7±15,7 183 198,7 214,4
3-ой прыжок в длину с/м 532±28,5 503,5 532 560,5 648±18,1 629,9 648 666,1
Жим штанги лежа 30±5,9 24,1 30 35,9 50,8±3,4 47,4 50,8 54,2
Приседание со штангой 54,2±4,5 49,7 54,2 58,7
Рывок штанги 40±4,1 35,9 40 44,1
Прыжок вверх 27,7±1,8 25,9 27,7 29,5 33,8±1,5 32,3 33,8 35,3

Именно в этот период, по мере обучения юных спортсменов технике толкания ядра, что подтверждено улучшением спортивных результатов, повышается уровень ведущих двигательных качеств, усиливаются взаимосвязи между скоростно-силовыми и силовыми показателями со спортивным достижением. Именно в этот период появляются значимые корреляционные взаимосвязи между спортивным результатом и показателями физической и технической подготовленности. Как у юношей, так и у девушек с возрастом усиливаются взаимосвязи соревновательной результативности и морфологических показателей с показателями физической, технической подготовленности.

Длина тела Ю 166,6 170,3 172,8 179,8 183,8 Д 154,4 161,8 165,5 169,3 171,8 Масса тела Ю 63,1 72,0 77,6 89,8 90,3 Д 54,2 60,4 62,7 66,8 70,1

Отметим, что модельные антропометрические показатели современных юных толкателей ядра, приведенные в табл. 2, как у девушек, так и у юношей, значительно выше, чем модельные показатели длины и массы тела более раннего периода. Вес у юношей и девушек является одним из основных и очень лабильных показателей, быстрореагирующих и изменчивых под воздействием разных экзо- и эндогенных факторов и не имеет доминирующее значение в связи с недостаточным формированием мышечного корсета.

В связи с тем, что показатели роста стабильнее, чем показатели массы , в качестве базового характера используется длина тела, и относительно нее определяются величина и степень соответствия результата в толкании ядра в пределах данного возраста 13-15 лет у девушек и юношей. Эти изменения выражаются в виде коэффициента корреляции (r). Масса тела находится в прямой зависимости от роста. У девушек 11-12 лет прирост общего веса опережает абсолютную силу, потому вес тела имеет тесную корреляционную связь с ростом тела (в 11-12 лет r =0,79, 0,83 у девушек и r = 0,14, 0,64 у юношей), но ее увеличение с возрастом происходит неравномерно.

Анализ корреляционных связей в группе девушек – толкательниц обнаружил, что в 13-15 лет наблюдается повышение связи спортивного результата с ростом тела в длину и весом (тела r = 0,58, 0,67, 0,79, вес тела r =0,55, 0,51, 0,77) и до 15 годов становится более тесной. У юношей с переходом на более тяжелое ядро (6 кг) наблюдается отсутствие корреляционных связей длины и веса тела со спортивным результатом.

V02

49,3±1,2 48,1 49,3 50,5 49,7±1,2 48,5 49,7 50,9

PWC170

1489±31,2 1457,8 1489 1520,2 1539±86,2 1452,8 1539 1625,2 АТmax до нагрузки 116±9,1 106,9 116 125,1 128±9,0 119 128 137 АТmin до нагрузки 68±8,7 59,3 68 76,7 78,3±4,7 73,6 78,3 83 АТmax после нагрузки 134±21,8 112,2 134 155,8 169±11,7 157,3 169 180,7 АТmin после нагрузки 73±10,8 62,2 73 83,8 79±14,3 64,7 79 93,3 Бег 30 м с в/с 4,87±0,4 5,27 4,87 4,47 4,35±0,2 4,55 4,35 4,15 Прыжок в длину с места 203±13,5 189,5 203 216,5 236,8±10,0 226,8 236,8 246,8 3-ий прыжок с места 605±22,0 583 605 627 735±17,7 717,3 735 752,7 Жим штанги лежа 39±5,4 33,6 39 44,4 80±10,4 69,6 80 90,4 Приседание со штангой 57±8,7 48,3 57 65,7 93,3±11,1 82,2 93,3 104,4 Рывок штанги 30±5,2 24,8 30 35,2 63±6,3 56,7 63 69,3 Взятие штанги на грудь 37±6,4 30,6 37 43,4 53±6,9 46,1 53 59,9 Прыжок вверх 39,4±2,7 36,7 39,4 39,1 42±2,9 39,1 42 44,9 Угол скручивания 15,9±2,5 13,4 15,9 18,4 18,5±1,5 17 18,5 20 Путь актив. воздействия 1,09±0,04 1,086 1,09 1,13 1,37±0,1 1,27 1,37 1,47 Ампл. движений суставных углов 181±1,9 179,1 181 182,9 183±3,2 179,8 183 186,2 Ампл. в пр. кол. суставе 146±2,6 143,4 146 148,6 149±3,2 145,8 149 152,2 Время 1-ой безоп. фазы 0,146±0,003 0,149 0,146 0,143 0,151±0,003 0,154 0,151 0,148 Время 2-ой безоп. фазы 0,041±0,002 0,043 0,041 0,039 0,041±0,002 0,043 0,041 0,041 Время. фин. усилия 0,342±0,003 0,345 0,342 0,339 0,346±0,003 0,349 0,346 0,343 Соревновательный рез-т 9,86±0,77 9,09 9,86 10,63 9,98±0,51 9,47 9,98 10,49

Большое значение в достижении спортивного результата в соответствии с установленными нормативными требованиями в этот период приобретает оценка физической и технической подготовки юных толкателей ядра, с применением эффективных средств и методов в тренировочном процессе. Это дает возможность контроля за их выполнением, предоставляет возможности оценить и определить уровень физической подготовленности юных атлетов, принимая во внимание возрастные особенности, что способствует увеличению эффективности обучения процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. -К,: Здоров’я, 1986, - 160с.

2.         Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Высшая школа, 1974.

3.         Годик М.А. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

4.         Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 38.

5.         Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. Ч 2. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С .61-149.

6.         Круцевич Т.Ю., Воробьёв М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. - Киев: НУФВСУ, 2005. - 195 с.

7.         Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

8.         Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников; Под ред. Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.

9.         Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

10.       Пангелов Б.П. Развитие двигательных качеств и спортивная одаренность юных легкоатлетов: Методические рекомендации для студентов физического воспитания и тренеров ДЮСШ. - Переяслав-Хмельницкий, 1989. - С. 1-17.

11.       Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С. 588.

12.       Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.

13.       Фомин Н.А. Физиология юношеского спорта: Уче6. пос. для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.