Курсовая работа: Международный туризм и таможенный контроль в Республике Беларусь

Название: Международный туризм и таможенный контроль в Республике Беларусь
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: курсовая работа    

Содержание

 

Введение. 3

I. Сущность таможенного контроля. 5

1. Понятие таможенного контроля. 5

2. Операции таможенного контроля. 8

3. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых различными видами транспорта. 11

II. Международный туризм. 17

1. Туристские формальности. 17

2. Правовые аспекты.. 20

III. Международный туризм и таможенный контроль. 23

1. Порядок осуществления таможенного контроля в отношении организованных групп туристов. 23

2.   Проблемы международного туризма и таможенного контроля. Пути их решения. 27

Заключение. 30

Приложение 1. 32

Приложение 2. 33

Приложение 3. 34

Список использованных источников. 35

 


Введение

На развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы различных государств. Таможенное законодательство может как способствовать развитию международной туристской деятельности, так и сдерживать ее путем усложнения различных таможенных формальностей.

Под таможенными формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением лицами (туристами – Авт.), пересекающими таможенную границу, определенных условий, правил и требований, установленных таможенными органами страны въезда и пребывания[1].

Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам следует принять эффективные меры по упрощению таможенных формальностей в отношении организованных групп иностранных туристов[2]. Таможенные формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

В данной работе затрагиваются две области права – международное и таможенное. Соответственно в их контекстах рассматриваются понятия международного туризма и таможенного контроля. Понятия, казалось бы, несопоставимые: с одной стороны – международный туризм (в широком смысле) – одно из направлений такого сектора экономики, как сфера услуг, с другой – таможенный контроль как совокупность мер, призванных регулировать данную сферу. Поэтому цель работы – показать точку соприкосновения этих двух понятий. Иначе говоря, определение роли таможенного контроля как инструмента регулирования и воздействия на международный туризм. Для этого ставятся следующие задачи:

·          выявление связей между таможенным контролем и международным туризмом;

·          рассмотрение полного перечня таможенных формальностей, выполняемых туристами;

·          установление степени влияния таможенного контроля на развитие международного туризма;

·          изучение правовых источников, на основании которых таможенными органами производится таможенный контроль в отношении туристов;

·          доказательство существования проблемы пропуска организованных групп через таможенную границу;

·          предложение возможных путей решения данной проблемы.

Из вышеперечисленных задач следует, что в данной работе помимо цели присутствует проблема, суть которой состоит в том, что имеет место большой разброс в разрешениях различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз вещей и товаров: то, что разрешено к вывозу на законных основаниях в стране отправления, может быть запрещено таможней в стране назначения. Туристы зачастую нарушают законодательство даже не подозревая об этом. Это в свою очередь препятствует прохождению туристов через таможенную границу. Подобные несоответствия являются следствием несовершенства законодательных норм различных государств в области международного туризма и таможенного контроля и недостаточной их унификацией. Принимая во внимание интенсивность роста этого сектора экономики, данная проблема является на сегодняшний день наиболее актуальной, а само её существование отрицательно сказывается на темпах роста экономики страны в целом, сдерживая и тормозя естественный ход её развития. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что руководства большинства государств не уделяют должного внимания вышеназванной проблеме.

Следует также отметить, что актуальность работы заключается в том, что, хоть она и посвящена таможенной тематике, в ней затрагиваются также и аспекты международного туризма. Присутствие в работе этих двух различных областей знаний предусматривает обращение к дополнительным источникам, поскольку литература по таможенному делу не в состоянии полностью осветить данную тему.


I . Сущность таможенного контроля  

1. Понятие таможенного контроля

Таможенный контроль – одна из наиболее важных тем в таможенном деле, включающая общие положения, операции таможенного контроля и прочие относящиеся к ней понятия. В Таможенном кодексе ей посвящён целый раздел. Однако необходимости рассмотрение таможенного контроля в полном объёме нет, поскольку к международному туризму относятся лишь некоторые аспекты данной темы. Поэтому в этой главе тема таможенного контроля рассматривается частично, исходя из определения международного туризма как перемещения организованных групп туристов через таможенную границу.

Целью таможенного контроля является обеспечение соблюдения таможенного законодательства[3]. Таможенное законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых в соответствии с Конституцией нормативных правовых актов, которая включает Таможенный кодекс, акты Президента, постановления Правительства, нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета, а также международные договора, к которым присоединилась Республика Беларусь[4].

Объектами таможенного контроля являются физические лица, перевозимые ими в сопровождаемом багаже товары и транспортные средства[5].

Таможенный контроль организуется и осуществляется на всей таможенной территории Республики Беларусь.

Субъектами таможенного контроля являются система таможенных органов Республики Беларусь, их должностные лица, выполняющие функции представителей власти. Система таможенных органов представлена Государственным таможенным комитетом (далее – ГТК) и подчинёнными ему таможнями[6].

Субъекты таможенного контроля наделены определенной компетенцией (совокупностью прав, обязанностей) на осуществление конкретных действий, связанных с проверкой выполнения всеми лицами требований таможенного законодательства.

Деятельность субъектов таможенного контроля, т.е. таможенный контроль, включает совокупность мер наблюдения за объектами контроля, проверки фактического соблюдения таможенных норм и правил и реагирование на установленные правомерные и неправомерные действия и бездействие контролируемых лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу[7]. Иначе говоря, таможенные органы следят за тем, чтобы туристы не провозили товары сверх установленных норм или товары, ввоз или вывоз которых запрещён. Цель перемещения туристов через таможенную границу не связана с коммерческой деятельностью. В основном это путешествие с целью отдыха. Поэтому количество товаров, перемещаемых туристами через таможенную границу, как правило, не превышает норм о льготном перемещении товаров для личного пользования, содержащихся в Указе Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования». Поскольку туристы являются физическими лицами, которые, в свою очередь, являются объектами таможенного контроля, то, следовательно, к ним при выполнении определённых условий должны применяться нормы данного нормативного правового акта[8].

В соответствии с действующим таможенным законодательством все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

При заявлении товаров для таможенного оформления и контроля применяются упрощенные формы декларирования: специальный бланк для декларирования в письменной форме; устная форма; иные формы, например проход пассажира через «красный» и «зеленый» коридоры и т.п.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражаются в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве таможенного оформления.

Как уже отмечалось, упрощенный, льготный порядок применяется только в отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой. При этом исходят из характера, количества, частоты перемещения товаров, учитывают все обстоятельства поездки. У должностного лица не должно быть оснований для сомнений в том, что товары перемещаются через таможенную границу в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи и их предполагаемое использование не связано с извлечением налогооблагаемого дохода в любой форме.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая ручную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведения о поименованных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Таможенному контролю подлежит все товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами. Операции контроля могут быть различными, из числа разрешенных к применению действующим законодательством[9].

Что же касается объёма сопровождаемых товаров, то это, как правило, товары, находящиеся в сопровождаемом багаже или ручной клади, т. е. столько, сколько человек может унести самостоятельно. Поэтому в использовании исключительно грузовых транспортных средств в международном туризме нет необходимости вследствие небольшого даже суммарного объёма товаров, перевозимых пассажирами. Используется обычный пассажирский транспорт для перевозки туристов, багаж которых храниться в пути следования в грузовых отсеках такого транспортного средства[10].

 

2. Операции таможенного контроля.

Операции таможенного контроля – операции, осуществляемые субъектами (должностными лицами таможенных органов) в отношении объектов таможенного контроля (физических лиц и товаров) в различных целях[11]. Полный перечень этих целей представлен в ст. 286 Таможенного кодекса, которые в свою очередь являются также и самими операциями таможенного контроля. Однако часть этих операций не может быть применена в отношении лиц, путешествующих с целью отдыха в силу некоммерческого характера действий, совершаемых такими лицами с товарами, которые они перевозят. Иначе говоря, если туристы и перемещают через таможенную границу товары, которые подлежат обязательному декларированию, то это, как правило, вещи, приобретённые ими за границей для личного пользования или временно вывезенные с территории Республики Беларусь, которые они использовали также в целях отдыха и развлечения (ружья, луки, ювелирные изделия и т. д.). Поэтому очевидно, что такие операции таможенного контроля, как «таможенный осмотр помещений и территорий» или «проверка маркировки товаров специальными марками» в отношении туристов не могут быть применены.

Таможенное законодательство предусматривает проведение следующих таможенных операций:

·          учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

·          проверка документов и сведений;

·          устный опрос;

·          получение объяснений;

·          таможенное наблюдение;

·          таможенный осмотр;

·          таможенный досмотр;

·          личный таможенный досмотр[12].

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций[13]. Однако данная операция может быть применена лишь к товарам, подлежащим обязательному таможенному декларированию и не распространяется на товары, подпадающие под правило о льготном перемещении товаров.

Проверка документов и сведений. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством[14].

Примером осуществления данной операции таможенного контроля может служить проверка документов на временно вывезенное охотничье оружие, драгоценности, культурные ценности, иконы (в случае организованного паломничества к святым местам, что по классификации ВТО также относится к международному туризму[15]) и т. д.

Устный опрос. В ходе таможенного оформления должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц без оформления объяснений в письменной форме[16]. Эта операция таможенного контроля характерна, например, для контроля вещей туристов, пересекающих таможенную границу, когда сотрудник таможенного органа проводит опрос на предмет выявления товаров, запрещенных к ввозу/вывозу, валюты и т.п.[17]

Получение объяснений – получение должностным лицом таможенного органа от туриста сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля. Отличается от устного опроса тем, что такое объяснение оформляется в письменной форме[18].

Таможенное наблюдение – это гласное визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем[19]. Данная операция таможенного контроля сводится к наблюдению сотрудниками таможенных органов за туристами с целью обнаружения каких-либо признаков совершения противоправных действий со стороны туристов или выявления нарушений порядка перевозки товаров.

Таможенный осмотр – операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке организованных групп туристов. Таможенный осмотр может сопровождаться применением технических средств контроля, собак и иных животных, специально обученных поиску наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, сокрытых от таможенного контроля.[20]. При таможенном осмотре сотрудник таможенных органов осматривает багаж туристов и, например, автобус, на котором путешествуют туристы[21].

Таможенный досмотр — операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке, со вскрытием багажа и грузовых отсеков таких транспортных средств[22]. По результатам досмотра составляется акт. Данная операция таможенного контроля применяется в том случае, когда у сотрудников таможенной службы есть основания полагать, что туристы провозят товары в нарушение законодательства.

Личный таможенный досмотр также является операцией таможенного контроля, которая может быть применена к физическим лицам. Проведение личного досмотра допускается в исключительных случаях по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, только при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает по требованию должностного лица таможенного органа товары, являющиеся объектами нарушения действующего беларуского законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. О проведении личного таможенного досмотра таможенным органом составляется акт личного таможенного досмотра в двух экземплярах[23].

Следует также отметить, что таможенные органы могут применять несколько таможенных операций. Таможенные органы на своё усмотрение выбирают операции контроля в зависимости от объекта контроля.

 

3. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых различными видами транспорта.

Международный туризм предусматривает использование различных видов транспорта из-за необходимости перемещения пассажиров и их багажа на далёкие расстояния. Использование того или иного вида связано с уровнем развитости транспортной отрасли страны или обусловлено её географическими или геополитическими особенностями, традициями. Поэтому порядок осуществления таможенного контроля установлен отдельно в отношении каждого из видов транспортных перевозок и обладает определённым набором особенностей и различных нюансов[24].

Таможенный контроль международного пассажирооборота предусматривает не только контроль товаров, перевозимых в ручной клади и сопровождаемом багаже, но и товаров, перевозимых туристами в грузовых отсеках используемых при этом транспортных средствах. В этом смысле понятие «груз» используется не как поставляемые по внешнеторговому договору товары, а как вещи, ввозимые для личного пользования. Это требует применения соответствующего порядка досмотра таких грузов, для чего установлены определённые места и лица, осуществляющие данные операции[25].

При въезде в Республику Беларусь таможенный контроль на всех видах транспорта осуществляется в последнюю очередь после пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного видов контроля.

При выезде из Республики Беларусь, также независимо от вида транспорта, таможенный контроль предшествует пограничному контролю, который завершает все виды контроля[26]. Однако при определённых обстоятельствах порядок проведения всех видов контроля может изменяться по согласованию контролирующих органов.

Использование водного вида транспорта среди туристов не пользуется большой популярностью. Однако для полноты рассмотрения данного вопроса следует упомянуть все возможные, даже самые маловероятные, способы путешествия. Не следует также забывать и о том, что Республика Беларусь это страна рек и озёр.

Таможенный контроль на водном транспорте осуществляется в следующем порядке. При въезде моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается выдачей разрешения на ввоз товаров.

При выезде моментом начала и окончания таможенного контроля считается фактическое перемещение через таможенную границу.

Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями пограничной службы, с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля[27].

Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных речных портов.

Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов речного флота и погранвойск.

Досмотр вещей пассажиров производится в присутствии владельцев непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, в специально оборудованных досмотровых залах комплекса пассажирского речного вокзала или в досмотровых комнатах на проходных порта.

Железнодорожным видом транспорта пользуются, как правило, туристы, путешествующие индивидуально. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках осуществляется таможенными органами в следующих местах:

♦    на пограничных железнодорожных станциях;

♦    на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;

♦    на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией.

Таможенное оформление физических лиц (туристов) осуществляется; непосредственно в вагонах пассажирского поезда; на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля.

В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу с учетом местных условий руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля[28].

При путешествии на далёкие расстояния или из-за невозможности путешествия на наземных видах транспорта туристами используется авиатранспорт. Таможенный контроль за международными авиационными перевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя: контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении;

♦    контроль товаров, перемещаемых пассажирами в багаже;

♦    контроль воздушных судов;

♦    контроль территории аэропортов.

Таможенный контроль на линиях международного пассажирского авиасообщения и таможенное оформление товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже авиапассажиров, в пассажирских комплексах аэропортов осуществляется в специально отведенных для таможенного оформления местах.

В залах вылета аэропортов линия таможенного контроля традиционно располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпаний.

При вылете пассажир сначала проходит таможенное оформление, затем регистрирует свой вылет и оформляет перевозку сопровождаемого багажа, после чего осуществляется паспортный контроль и, наконец, вся процедура завершается так называемым спецконтролем, т.е. проверкой на отсутствие в ручной клади, одежде и на теле пассажира оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов.

В залах прилета таможенный контроль завершает все виды формальностей. Линия таможенного контроля является последней перед выходом пассажира в зал для встречающих. Прибывшие пассажиры по окончании паспортного контроля получают свой багаж и следуют на линию таможенного контроля.

Зоной таможенного контроля является вся территория аэродрома и международного аэровокзального комплекса, включая места стоянки воздушных судов и площадки технической подготовки и проведения регламентных работ.

Сами воздушные суда также являются объектами таможенного оформления и контроля как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.).

Самым распространённым видом транспорта в туристской среде является автотранспорт. Это связано с его невысокой ценой и относительной быстротой перемещения, однако он является наименее комфортабельным и наиболее опасным[29]. С точки зрения же таможенных органов, этот вид транспорта является наиболее удобным для проведения таможенного контроля по причине своей массовости. Примером может служит совместное постановлении Государственного таможенного комитета, Государственного пограничного комитета и Министерства спорта и туризма об организации пропуска групп туристов, которое посвящено именно перевозкам с использованием автотранспорта. В отличие, например, от авиатранспорта, для которого установленного законодательством порядка не существует и таможенный контроль осуществляется с использованием общих правил, применяемых в отношении физических лиц.

Таможенный контроль за автомобильными перевозками можно разделить на два вида (имеются в виду случаи перемещения туристов с использованием туристских автобусов или личного автотранспорта):

♦    таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих пассажиров;

♦    таможенный контроль товаров, перевозимые туристами в сопровождаемом багаже.

Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах пропуска, в пути следования и в пунктах назначения.

Товары, перемещаемые в ручной клади и багаже, могут оформляться и контролироваться: непосредственно при нахождении на транспортном средстве; с выгрузкой на перрон; в таможенных залах автопереходов.

Таможенные залы автопереходов оборудуются в зданиях автопереходов для производства углубленного пограничного и таможенного оформления и контроля лиц, следующих через государственную границу, и перемещаемых этими лицами товаров[30].

Должностными лицами таможен осуществляется учет транспортных средств, за исключением транспортных средств, пропускаемых через пункты пропуска, оборудованные технологической системой "красного" и "зеленого" каналов, а также пункты пропуска, включенные в перечень, и товаров, сведения о которых регистрируются в письменном или электронном виде в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь[31].

Учет лиц, транспортных средств и товаров должностными лицами таможни и пограничной службы может осуществляться с использованием интегрированной автоматизированной системы пункта пропуска, объединяющей автоматизированные системы таможенных органов, пограничной службы и иных контрольных органов. Данная система является инновационной в практике таможенных органов при осуществлении ими контроля. Использование этой системы позволяет многократно увеличить пропускную способность пунктов таможенного и других видов контроля.

Прохождение лицами, транспортными средствами таможенного контроля в автодорожных пунктах пропуска фиксируется путем проставления должностными лицами таможенных органов оттисков печатей (штампов) в пассажирских таможенных декларациях, иных документах, необходимых для таможенных целей, и в контрольном талоне[32].

Контрольный талон выдается на каждое транспортное средство или лицо, пропускаемое через границу Республики Беларусь, при въезде в автодорожный пункт пропуска и изымается при выезде. Он предназначен для контроля за проведением таможенного и других видов контроля в автодорожных пунктах пропуска путем проставления должностными лицами контрольных органов в нем отметок с обязательным указанием времени начала и окончания проведения такого контроля.

В качестве меры, содействующей ускорению таможенного контроля туристов, может служить норма, которая предписывает, что должностные лица таможенных органов, осуществляющие деятельность в пунктах пропуска, должны принимать все необходимые меры по ускорению пропуска лиц, товаров и транспортных средств и исключению их необоснованной задержки в пунктах пропуска[33].

Также установлены и временные рамки для осуществления контроля для каждого вида транспорта в отдельности:

·          автобусов с пассажирами - 30 минут;

·          легковых автомобилей с пассажирами -15 минут;

·          пассажирских железнодорожных транспортных средств в соответствии с графиком движения поезда в зависимости от составности поезда и его маршрута следования - 15 - 40 минут.

При необходимости допускается превышение установленного времени, для проведения проверки лица, транспортного средства и перевозимых товаров. При этом автомобильное транспортное средство должно размещаться в специально установленном месте.

Основанием для выпуска лиц, товаров и транспортных средств за пределы территории автодорожного пункта пропуска является наличие в контрольном талоне отметок о прохождении таможенного и других видах контроля.

Существуют также особенности осуществления таможенного контроля с использованием технологической системы «зелёного» и «красного» каналов, которая может быть применена по отношению к туристам[34].

Порядок обозначения и обустройства "красного" и "зеленого" каналов в конкретном пункте пропуска определяется начальником таможни по согласованию с начальником соединения пограничной службы Республики Беларусь в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК[35].

В случае высадки пассажиров из автобуса контроль в отношении лиц и перемещаемых ими товаров производится в помещениях с использованием технологической системы "красного" и "зеленого" каналов при наличии таких каналов в пункте пропуска.

Контроль за правомерностью перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей и транспортных средств при прохождении по "зеленому" каналу носит выборочный характер (выбор объектов и (или) форм и способов их контроля) и осуществляется должностными таможенных органов[36].

Если хотя бы одно из следующих в транспортном средстве лиц перемещает товары, которые подлежат перемещению по "красному" каналу, данное лицо обязано сообщить водителю транспортного средства о необходимости следования в "красный" канал. Если после получения водителем такой информации транспортное средство следует в "зеленый" канал, лицо, перемещающее товары, которые подлежат перемещению по "красному" каналу, обязано сообщить должностным лицам таможни до момента выезда из "зеленого" канала о необходимости направления транспортного средства в "красный" канал.

Основанием для выпуска лиц, товаров и транспортных средств за пределы пункта пропуска, осуществивших перемещение через "зеленый" канал, является наличие в контрольном талоне отметки о прохождении всех видов контроля.

Следует отметить, что существует ряд особенностей таможенного контроля в отношении туристов из государств - участников Союзного государства. Для осуществления контроля граждан государств - участников Союзного государства в международных пунктах пропуска могут использоваться отдельные направления. Эти направления обозначаются специальными знаками для граждан государств - участников Союзного государства (граждан Республики Беларусь и Российской Федерации)".

Перечень международных пунктов пропуска, в которых осуществляется контроль граждан государств - участников Союзного государства на отдельных направлениях, определяется Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.


II. Международный туризм.

 

1.         Туристские формальности.

Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. В международном туризме выделяют две его формы — въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором — о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой. Следует отметить, что и в стране отправления, и в стране назначения турист и его багаж являются объектами таможенного контроля[37].

Пересечение государственной границы для туристов связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты[38].

Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля — введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Необходимость заполнения таможенных деклараций и проведение таможенных досмотров также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок[39].

Национальные туристские администрации и многие международные организации включили упрощение формальностей в перечень главных своих задач. Одной из первых к этой проблеме обратилась Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая еще в 1944 г. на Чикагской конференции предложила унифицировать заграничные паспорта. Позднее, в 50—90-е годы, вопросы пограничного, таможенного, медицинского контроля нашли отражение в важнейших документах Совета таможенного сотрудничества (СТС), Международной морской организации, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и др.

ВТО, придавая особое значение упрощению туристских фор­мальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части:

• паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформления заграничных паспортов; введение разумного сбора; установление срока действия паспорта не менее пяти лет с неограниченным числом поездок; хранение заграничного паспорта у владельца без права его конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с по­мощью компьютерных систем;

• визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трех месяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов, с использованием любого вида транспор­та; взаимное признание визы рядом государств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление единого консульского сбора независимо от гражданства туриста;

• валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере, указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации потенциальным посетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размещение соответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране;

• таможенных формальностей: обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при въезде/выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость по отдельным видам товаров и определенному их количеству; включение некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в структуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров, вместо прямого сбора валюты с посетителей;

• медицинских формальностей и оказания медицинской помощи туристам: расширение сотрудничества национальных туристских администраций с органами здравоохранения в деле предос­тавления исчерпывающей туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение дву- и многосторонних государственных договоров по медицинскому страхованию и оказанию медицинской помощи туристам; предоставле­ние неотложной медицинской помощи всем без исключения ту­ристам; в случае заболевания в острой форме или смерти незамедлительное извещение консульства и родственников; пере­возка тела на родину или его захоронение; быстрое оформление требуемых документов[40].

 

2.         Правовые аспекты

Международный туризм в современных условиях приобретает огромные масштабы, оказывая существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Темпы роста этого сектора экономики находятся далеко впереди по сравнению с остальными. Республика Беларусь в этом плане не является исключением, увеличивая динамику международного туризма[41]. Признавая это, государства устраняют барьеры, которые мешают развитию туризма, среди которых находятся и таможенные. В современных международных отношениях для его развития создана целостная система правового регулирования – комплекс принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области туризма и международных путешествий. Государство, как правило, не принимающее непосредственного участия в организации туристских поездок, все же ответственно за работу правовых, финансовых, таможенных и других институтов, призванных способствовать развитию туристских путешествий.

Основу нормативно-правовой базы в области туризма составляют резолюции и декларации международных организаций (ООН, Совета Европы), международных туристских организаций, в том числе ВТО (Всемирная туристская организация)[42]. Практически во всех этих документах содержаться нормы, указывающие на упрощение таможенных формальностей при осуществлении путешествий как один из важнейших факторов, содействующих развитию международного туризма.

Главным документом международного сотрудничества и партнерства в сфере туризма является Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. Отдельные выводы и рекомендации конференции касаются упрощения именно таможенных формальностей. В частности, ст. 50 в качестве основной проблемы выделяет большой разброс в разрешениях на беспошлинный ввоз и вывоз в различных странах[43]. В качестве рекомендации для решения этой проблемы служит предписание, содержащееся в ст. 55. В ней сказано, что государствам следует уделять возрастающее внимание принципам упрощения таможенных формальностей в международном туризме[44]. Иначе говоря, основывать таможенную политику в этой области на принципах гибкости и мобильности в ответ на динамичный рост въездного и выездного туризма. Следует также отметить, что данная норма относится и к Республике Беларусь и закреплена в постановлении, принятом в рамках Содружества Независимых Государств в 2000 г. "О Гаагской декларации по туризму 1989 г»[45].

Декларация, составленная и одобренная на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла с 30 сентября по 1 октября 2001 г. в г. Осаке (Япония) в рамках 14-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, также содержит предписание государствам мира «осуществлять дальнейшее упрощение туристских потоков, избегая ненужных административных или налоговых ограничений[46]».

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выражено намерение способствовать улучшению условий для развития как индивидуального, так и коллективного туризма, а равно поощрять расширение туризма путем предоставления соответствующих льгот, в том числе и таможенных[47].

Подобные нормы содержаться также в Манильской декларация о мировом туризме (10 октября 1980 г.), Будапештской конвенция по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний (март 1989 г.) и ряде других соглашений, заключённых на региональном уровне, что свидетельствует об отнюдь не новом характере этой проблемы.

Что же касается Республики Беларусь, то принцип упрощения таможенных формальностей в области международного туризма содержится в Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 гг. В частности, в 3 главе говориться, что в целях развития системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности необходимо совершенствовать законодательство по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, упрощения визовых процедур, таможенного и пограничного контроля[48].

Примером регионального сотрудничества Республики Беларусь в области международного туризма и упрощения таможенных формальностей может служить Межправительственное соглашение «О сотрудничестве в области туризма», принятое в рамках Содружества Независимых Государств правительствами государств-участников 23 декабря 1993 г. Правительства государств-участников обязались, что стороны в соответствии с законодательствами своих государств будут стремиться к упрощению таможенных формальностей, связанных с туристским обменом между ними[49].

Многие проблемы международного туризма в настоящее время решаются на межгосударственном уровне. Туристские связи представляют собой неотъемлемую часть всемирных международных отношений, они стали объектом внимания международных организаций и национальных правительств. Однако, несмотря на создание ряда влиятельных международных туристских организаций, в том числе и на межправительственном уровне, многие вопросы требуют своего решения[50]. Это связано с тем, что нормы, содержащиеся в издаваемых этими организациями документах, носят рекомендательный характер. Поэтому практически все подобные декларации и соглашения оказываются бесполезными и на практике игнорируются правительствами государств в силу каких-либо обстоятельств.


II. Международный туризм и таможенный контроль.

 

1.         Порядок осуществления таможенного контроля в отношении организованных групп туристов

Международный туризм в узком смысле – это временное перемещение людей с целью отдыха за пределы их обычных мест проживания[51]. Поскольку такое перемещение связано с пересечением государственной границы, а равно и таможенной, то с точки зрения таможенного контроля явление международного туризма следует рассматривать как контроль за перемещением организованных групп иностранных туристов и их багажом.

Согласно практике осуществления таможенного контроля в отношении лиц, пересекающих таможенную границу с целью отдыха и путешествия, можно условно классифицировать по нескольким критериям. По количественному признаку туристы делятся на индивидуальных и организованных. Что касается индивидуальных туристов, то какого-либо особого порядка контроля в отношении их не существует. При осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенных органов руководствуются общими нормами, применяемыми в отношении физических лиц. Поэтому в рамках темы работы рассматривается именно таможенный контроль в отношении организованного туризма. По цели путешествия организованных туристов можно разделить на три группы:

·          туристы, путешествующие со специальной целью. Специальной целью может служить охота, рыболовство, дайвинг, паломничество и т. д. Помимо багажа туристы перемещают также специальное оборудование (оружие, луки, экипировка) или культурные ценности (иконы, кресты, драгоценности). В этом случае осуществляется обязательное таможенное декларирование в отношении этих предметов (как правило, такие товары помещаются под таможенный режим временного ввоза или вывоза);

·          туристы, путешествующие для участия в организованных спортивных состязаниях. Устроители таких состязаний извещают таможенные органы об этом (в Республике Беларусь – «Белинтурист»). Среди вещей таких туристов присутствует снаряжение, спортивное оборудование и снаряды, в отношении которых также осуществляется обязательное таможенное декларирование (такие товары также помещаются под таможенный режим временного ввоза или вывоза);

·          туристы, путешествующие с целью отдыха. Иначе говоря, без какой-либо специальной цели. В багаже таких туристов, как правило, нет товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию. Поэтому порядок их перемещения регламентируется Указом Президента Республики Беларусь «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования».

Следует отметить, что организация пропуска туристов через государственную границу требует сотрудничества и скоординированной работы трёх республиканских ведомств: Государственного таможенного комитета, Государственного пограничного комитета и Министерства спорта и туризма.

В законодательстве Республики Беларусь имеется только один нормативный правовой акт, устанавливающий порядок пропуска организованных групп туристов через таможенную границу (Постановление государственного комитета пограничных войск (в настоящее время Государственный пограничный комитет Республики Беларусь), Министерства спорта и туризма (далее – МСиТ) Республики Беларусь и Государственного таможенного Республики Беларусь 23 августа 2000 г. № 6/10/49 «Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь».). Данное положение распространяется только на группы иностранных туристов, перемещающихся через таможенную границу автомобильным транспортом. Такие группы направляются по туристским визам иностранными туристскими организациями в Республику Беларусь (транзитом через Республику Беларусь) на основании заключенных ими договоров с туристскими организациями Республики Беларусь, имеющими лицензию Министерства спорта и туризма Республики Беларусь на осуществление туристской деятельности, и должны составлять не менее шести человек[52].

Министерство спорта и туризма предупреждает Государственный пограничный комитет о планируемом месте и времени пересечения границы Республики Беларусь организованными группами иностранных туристов. Правом непосредственного представления такой информации в Государственный пограничный комитет от лица Министерства спорта и туризма наделяется Республиканское унитарное предприятие "Белинтурист" (далее РУП «Белинтурист»). Туристские организации Республики Беларусь, осуществляющие прием и обслуживание организованных групп иностранных туристов, могут заключить с РУП "Белинтурист" договоры о совместной деятельности по пропуску организованных групп иностранных туристов. В данных договорах туристские организации Республики Беларусь принимают на себя обязательства о достоверности предоставляемых в РУП "Белинтурист" сведений об иностранных туристских группах и об информировании таких туристов о правилах въезда (выезда) в Республику Беларусь физических лиц и перемещения ими товаров. Заявка, представляемая принимающей или отправляющей туристов организацией в РУП "Белинтурист" для последующего уведомления от лица Министерства спорта и туризма, является гарантией того, что в багаже туристов не будет товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию. В этом случае таможенные органы обязуются предоставить упрощённый порядок таможенного оформления («зелёный коридор»). Такая заявка направляется в РУП "Белинтурист" туристской организацией, которая принимает туристов, не позднее 20 календарных дней до пересечения границы. Затем РУП "Белинтурист" не позднее 15 дней до планируемого пересечения границы организованной группой иностранных туристов представляет в Госкомпогранвоиск заявку о таком намерении[53].

РУП "Белинтурист" ведет реестр туристских организаций, осуществляющих прием и обслуживание организованных групп иностранных туристов на территории Республики Беларусь.

Государственный пограничный комитет (далее – ГПК) извещает соответствующий пограничный отряд о времени и месте пересечения границы организованной группой иностранных туристов. Старший смены пограничного наряда в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь после получения от ГПК информации о прохождении организованной группы иностранных туристов представляет такую информацию старшему смены пункта таможенного оформления, осуществляющему организацию таможенного контроля в данном пункте пропуска через границу.

При получении информации о транспортных средствах, на которых следуют организованные группы иностранных туристов, старший смены пограничного наряда обеспечивает выделение их из общего потока транспортных средств, а также внеочередной пропуск таких транспортных средств.

Таможенный контроль осуществляется в первоочередном порядке в максимально короткие сроки, в основном используя практику проведения таможенного контроля организованных групп иностранных туристов в автобусах либо иных транспортных средствах без высадки из них туристов. Установлено, что таможенный контроль в совокупности не должен превышать 30 минут[54] с момента размещения транспортного средства на территории пункта пропуска. Однако время проведения таможенного контроля может быть увеличено с разрешения старшего смены пункта таможенного оформления и только при наличии оснований полагать, что иностранные туристы нарушают установленный законодательством порядок въезда или перемещения товаров и транспортных средств через границу. При этом факт и результаты увеличения времени контроля фиксируются в учетных документах таможенного органов.

О фактах продления времени таможенного контроля свыше 30 минут старшим смены пункта таможенного оформления подается рапорт на имя начальника таможни с указанием причин увеличения времени таможенного контроля, проведенных операций контроля и результатов такого контроля. По результатам анализа случаев продления времени таможенного контроля ГПК, ГТК и Министерством спорта и туризма должны приниматься соответствующие меры, направленные на исключение в дальнейшем случаев задержки организованных групп иностранных туристов[55].

Как было упомянуто ранее, данное постановление распространяется только на организованные группы туристов, перемещающихся автомобильным транспортом. Такое вынужденное взаимодействие ГТК и ГПК связано с тем, что пункты таможенного и пограничного контроля расположены на границе. С таможенным контролем на авиатранспорте ситуация иная в силу того, что аэропорты расположены не на границе. Поэтому пересечение туристами государственной границы, следующими на авиатранспорте, не означает пересечение таможенной границы. Соответственно, схема организации пропуска туристов другая. Следует также отметить, что отдельного документа для авиатранспорта нет, поэтому в практике таможни «Минск-2» пользуются нормами, содержащимися в постановлении № 6/10/49 «Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь», которое распространяется на группы иностранных туристов, перемещающихся через границу Республики Беларусь автомобильным транспортом. Однако в порядке организации такого контроля существуют свои особенности.

Турфирма, имеющая лицензию МСиТ, не позднее 20 календарных дней от собственного имени направляет в РУП «Белинтурист» заявку в свободной форме с указанием места (как правило, это аэропорт «Минск-2»), времени и количества туристов. РУП «Белинтурист» в не позднее 15 дней до планируемого пересечения границы организованной группой иностранных туристов представляет напрямую в ГТК заявку о таком намерении. ГТК извещает об этом соответствующую таможню. В отношении этих туристов используется упрощённый порядок таможенного оформления («зелёный коридор»). В случае возникновения каких-либо проблем ответственной стороной является туристская организация, отправляющая или принимающая туристов.

 

2.         Проблемы международного туризма и таможенного контроля. Пути их решения.

Для представления серьёзности проблем международного туризма, связанных с таможенным контролем, необходимо для начала определить масштаб самого явления международного туризма. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято 250 млн. человек, т. е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7 % общего объёма инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами[56].

В настоящее время на пути развития международного туризма стоит целый ряд проблем. Об этом свидетельствует большое множество соглашений и договоров, заключаемых межгосударственными учреждениями, деклараций, издаваемых мировыми организациями, на которые возложена функция развития международного туризма. Особое место в этом ряде проблем принадлежит таможенным, что свидетельствует о довольно большом влиянии таможенного контроля на развитие международного туризма.

Ранее в работе было упомянуто, что практически любой нормативный правовой акт, направленный на упрощение порядка осуществления международных путешествий, содержит нормы, указывающие на необходимость упрощения таможенного контроля как одной из наиболее важных проблем на пути развития международного туризма. Самым же большим недостатком этих норм является их рекомендательный характер.

Решение вопроса по координации потоков организованных групп туристов через пункты пропуска (на основании совместного постановления Государственного комитета пограничных войск, Министерства спорта и туризма и Государственного таможенного комитета от 23 августа 2000 года № 6/10/49) поручено Министерством спорта и туризма РУП «Белинтурист». Опять же, данное предприятие не имеет полномочий обязать ГТК выполнить какие-либо требования или предписания. Оно лишь в состоянии согласовать или предложить рассмотреть таможенным органам упрощение порядка пропуска туристов. Решение данной проблемы требует глубокого вмешательства государства.

Необходимо отметить, что для выполнения указанного поручения Министерство спорта и туризма всё же осуществило ряд мероприятий. В настоящее время выработан порядок прибытия в пункты пропуска не более одного автобуса с туристами одновременно с согласованием времени прохождения таможенного контроля через РУП «Белинтурист» в соответствии с Постановлением № 6/10/49 от 23.08.2005 г. Однако данное решение также носит рекомендательный характер. Туристские группы, не желающие воспользоваться услугами РУП «Белинтурист», могут пересекать границу в общем порядке, поэтому не исключена вероятность прибытия нескольких автобусов с туристами в одно время. Вместе с тем, ситуация с пунктами пропуска через таможенную границу остается очень сложной. Туристические автобусы вынуждены стоять в очереди до 6 часов[57].

Основными проблемами, связанными с пересечением границы являются следующие.

1. Отсутствие слаженности в работе таможенных и пограничных служб Республики Беларусь и приграничного государства.

Справка: 17.12.2005 г. на КПП «Каменный лог» скопилось 38 автобусов (из них 9 имели специальный знак «Туристы», определяющий право на первоочередной проход границы). Вместе с тем прибыли автобусы с детьми и рейсовые маршруты, следующие по расписанию. Автобусы с туристами попадали в таможенную зону спустя 3-4 часа. Несмотря на слаженную и быструю работу беларуских таможенников, возникла проблема с въездом на литовскую территорию, т.к. литовской стороной не принималось решение об ускорении оформления таможенных формальностей для групп туристов.

4.01.2006 г. на КПП «Варшавский мост» туристический автобус простоял 6 часов до момента въезда в таможенную зону, за 45 минут прошел формальности на белорусской стороне и около 2 часов не мог попасть на территорию Республики Польша.

Также 4.01.2006 г. на КПП «Варшавский мост» скопилось 15 автобусов. Один из автобусов с туристами простоял 4 часа внутри сетки после отметки в талоне первой службы, т.к. пропускал автобусы с детьми и рейсовые[58].

2. Малая пропускная способность пунктов таможенного оформления. Все типы автобусов идут через одну полосу пропуска.

Очередность пропуска автобусов определяется следующим образом:

•       детские группы;

•       рейсовые автобусы;

•       туристические автобусы со знаком «Туристы».

3. Необходимость оформления платежей на границе.

Решение сложившейся проблемы на сегодняшний день не может быть обеспечено только за счет средств Министерства спорта и туризма, а требует слаженной работы всех причастных, в том числе и ГТК.

В первую очередь, необходимо:

1. Для ускоренного прохождения туристических автобусов выделить отдельный канал в пункте пропуска для таможенного досмотра, а также наряд таможенной службы для оформления данных автобусов.

2. Определить персональную ответственность сотрудников таможенных органов за превышение времени контроля автобусов. Время на осуществление таможенного контроля от начала до его завершения в отношении транспортного средства, находящегося на полосе движения, а также в отношении лиц без их высадки из транспортного средства не должно превышать 30 минут[59].

3. Внедрение новых информационных технологий (НИТ).

Вышеназванные меры являются тактическими. Что же касается стратегических решений, то следует пересмотреть таможенную политику в отношении международного туризма в целом. Система должна быть гибкой и меняться в соответствии с тенденциями, наблюдаемыми в международном туризме. Национальное же законодательство в данной сфере появилось восемь лет назад и с тех пор не менялось. Необходимо следовать рекомендациям международных организаций в сфере международного туризма, принимая во внимание их опыт работы в данной сфере. Ведь одними из наиболее важных целей таможенной политики является обеспечение наиболее полного использования инструментов таможенного контроля и стимулирование развития национальной экономики[60].


Заключение

На основании изложенного в работе материала следует, что соотнесение таможенного контроля и международного туризма сводится к определению понятия международного туризма в узком смысле, т. е. перемещение туристов с пересечением таможенной границы. При этом, по общим правилам, выделения туристов из всей массы пересекающих таможенную границу физических лиц не происходит. Однако, говоря о международном туризме с точки зрения таможенного контроля, не следует забывать о масштабах туризма. С другой стороны, которую не рассматривает таможенный контроль, туризм представляет собой одну из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, на которую приходиться треть мировой торговли услугами[61]. Иначе говоря, таможенный контроль в состоянии влиять на целую отрасль экономики. Инструментом такого влияния со стороны таможенных органов являются таможенные формальности, которые должны выполнять туристы при пересечении таможенной границы. К таким формальностям относятся:

·          уплата туристами налогов, сборов, пошлин при въезде/выезде;

·          осуществление различных операций таможенного контроля в отношении туристов, их багажа и транспортных средств;

·          декларирование товаров, подлежащих обязательному таможенному оформлению;

·          оформление иных документов (заявок и т. д.)

Таким образом, таможенные формальности связаны с выполнением установленных государством таможенных правил и уплатой туристами налогов, пошлин, сборов и других начислений. С точки же зрения международного туризма, таможенный контроль сводится как раз к таможенным формальностям, что, собственно, и является точкой соприкосновения данных понятий.

Международный туризм стремится к упрощению таможенных формальностей с начала приобретения им глобального характера. Данная тема не новая, но актуальная в настоящее время в силу постоянного развития международного туризма. Стремления к упрощению таможенных формальностей закреплены законодательно в различных международных договорах, декларациях, соглашениях, национальных программах по развитию туризма и нормативных правовых актах правительства. Основным документов в данной сфере является Гаагская декларация по туризму, подписанная странами-участниками конференции, прошедшей с 10 по 14 апреля 1989 г. в Гааге. Правительство Республики Беларусь законодательно закрепило необходимость принятия соответствующих мер по осуществлению на территории государства принципов, изложенных в данной декларации, в 2000 г. Для этого в том же году было принято постановление о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь. На данный момент это единственный документ, принятый в рамках кампании по упрощению таможенных формальностей для туристов.

Проблемы международного туризма, изложенные в данной работе, требуют персонального подхода к каждой из них. В настоящее время туризм в Республике Беларусь не сильно развит, первое место занимает транзитный туризм, который предусматривает пересечение таможенной границы дважды, т. е. обязывает к выполнению туристами в два раза больше таможенных формальностей. В этом случае их упрощение придётся как нельзя кстати. Всё это относится к проблемам локального характера в пределах страны. Проблемой глобального характера является политика государства в отношении международного туризма в целом. Решение этих проблем требует применения кардинальных мер со стороны руководства государства. Необходимо мыслить «глобально», действовать – «локально».

По мнению специалистов в сфере туризма XXI век станет веком туризма. По их же мнению Республика Беларусь обладает большим туристским потенциалом, развитие которого посредством упрощения таможенных формальностей повысит благосостояние страны в целом[62].


Приложение 1

(Образец заявки[63].)


Приложение 2

Численность организованных туристов, посетивших Республику Беларусь по областям[64].(чел.)

2006 г. 2007 г. 2007 г. к 2006 г. в %
Республика Беларусь 89524 105410 117,7
Области:
Брестская 8097 10467 129,3
Витебская 5285 7552 142,9
Гомельская 1252 1486 118,7
Гродненская 3329 805 24,2
г. Минск 69628 81896 117,6
Минская 791 1753 220
Могилёвская 1142 1451 127,1

Численность организованных туристов, выехавших за рубеж по областям[65]. (чел.)

2006 г. 2007 г. 2007 г. к 2006 г. в %
Республика Беларусь 525430 516796 98,4
Области:
Брестская 54443 44259 81,3
Витебская 5285 7552 114,2
Гомельская 1252 1486 161,3
Гродненская 3329 805 124,0
г. Минск 69628 81896 92,5
Минская 791 1753 115,9
Могилёвская 1142 1451 127,7
 

Приложение 3

(Образец контрольного талона[66])


Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты:

1.         Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З.

2.         Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования».

3.         Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2006 г. N 507 «О совершенствовании контроля за пересечением физическими лицами Государственной границы Республики Беларусь, а также перемещением товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности».

4.         Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 августа 2007 г. № 93 «О пунктах таможенного оформления» (в ред. от 13.03.08)

5.         Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска».

6.         Постановление государственного комитета пограничных войск Республики, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Государственного таможенного Республики Беларусь 23 августа 2000 г. № 6/10/49 «Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь».

7.         Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 августа 2005 г. № 927 "Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".

8.         Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 июня 2000 г. №15-11 "О Гаагской декларации по туризму (Королевство Нидерланды, 10-14 апреля 1989 г.)"

9.         Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма (принято правительствами государств-участников Содружества независимых государств в г. Ашхабаде 23 декабря 1993 г.)

10.      Будапештская конвенция по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний, март 1989 г.

11.      Гаагская декларация по туризму,14 апреля 1989 г.

12.      Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.);

13.      Манильская декларация о мировом туризме, 10 октября 1980

14.      Осакская декларация тысячелетия, 1 октября 2001 г.

 

Литература:

 

1.         Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

2.         Борисов К.Г. Международное таможенное право. – М., 1997.

3.         Волошин Н. И. Международный туризм: правовые акты / сост. Н. И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 400 с.

4.         Гайдукевич Л. М. Международный туризм. – Минск: Четыре четверти, 2007. – 300 с.

5.         Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. – М.: Технология, 1998.

6.         Дюмулен Н.И. Всемирная торговая организация. – М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1997.

7.         Ершов А.Д. Международные экономические отношения. – СПб., 2000.

8.         Маринин М. М., Сенин В. С., Хорошилов А. В. Туристские формальности: Учеб. пособие. – М.: 1995.

9.         Основы таможенного дела / По общ. ред. В.Г.Драганова. – М., 1998.

10.      Пилюткевич В. С. Таможенное дело: Учеб. пособие / В. С. Пилюткевич. – Гродно: П32 ГрГУ, 2002. – 131 с.

11.      Российское таможенное право: Учебник для вузов / Рук. автор. коллектива Б. П. Габричидзе. – М., 1997.

12.      Таможенное дело: Словарь-справочник / А. А. Аграшенков, М. П. Блинов, С. И. Гамидулаев и др. – СПб., 1994.

13.       Таможенный вестник: Ежемесячный информационно-практический журнал ГТК Республики Беларусь.

14.       Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В. Г. Драганова. – М., 1997.

15.      Аналитический материал о состоянии дел на пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь (05.01.2006 г.) – Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. Мн.: 2006.

16.      Данные Министерства статистики Республики Беларусь, 2007 г.



[1] Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В.Г.Драганова. – М., 1997.

[2] Гаагская декларация по туризму 14 пареля 1989 г., принцип VI.

[3] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 8, п. 1.35.

[4] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 4, 5.

[5] Пилюткевич В.С.Таможенное дело: Учеб. пособие / В. С. Пилюткевич. - Гродно: П32ГрГУ, 2002. с. 46.

[6] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 8, п. 1.33.

[7] Пилюткевич В.С.Таможенное дело: Учеб. пособие / В. С. Пилюткевич. - Гродно: П32ГрГУ, 2002. с. 46-47.

[8] Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования».

[9] Борисов К.Г. Международное таможенное право. – М., 1997.

[10] Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. – М.: Технология, 1998.

[11] Таможенное дело: Словарь-справочник / А. А. Аграшенков, М. П. Блинов, С. И. Гамидулаев и др. – СПб., 1994.

[12] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 286.

[13] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 287.

[14] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 288.

[15] Дюмулен Н.И. Всемирная торговая организация. – М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1997.

[16] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 289.

[17] Российское таможенное право: Учебник для вузов / Рук. автор. коллектива Б. П. Габричидзе. – М., 1997.

[18] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 290.

[19] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 291.

[20] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 292.

[21] Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. – М.: Технология, 1998.

[22] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 293.

[23] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 294.

[24] Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. – М.: Технология, 1998.

[25] Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

[26] Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 1, п. 2.

[27] Основы таможенного дела / По общ. ред. В.Г.Драганова. – М., 1998.

[28] Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. – М.: Технология, 1998.

[29] Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. – М.: Технология, 1998.

[30] Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. – М.: Технология, 1998.

[31] Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 2, п. 6.

[32] Образец контрольного талона содержится в Приложении 3.

[33] Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 2, п. 16.

[34] Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2006 г. N 507 «О совершенствовании контроля за пересечением физическими лицами Государственной границы Республики Беларусь, а также перемещением товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности».

[35] Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 августа 2007 г. № 93 «О пунктах таможенного оформления» (в ред. от 13.03.08)

[36] Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска». Гл. 3, п. 31, 32.

[37] Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с. С. 17.

[38] Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с. С. 18.

[39] Маринин М. М., Сенин В. С., Хорошилов А. В. Туристские формальности: Учеб. пособие. – М.: 1995.

[40] Гаагская декларация по туризму,14 апреля 1989 г.

[41] Динамика развития въездного и выездного туризма в Республике Беларусь представлена в Приложении 2.

[42] Гайдукевич Л. М. Международный туризм. – Минск: Четыре четверти, 2007. – 300 с. С. 167.

[43] Гаагская декларация по туризму,14 апреля 1989 г. Ст. 50.

[44] Гаагская декларация по туризму,14 апреля 1989 г. Ст. 55.

[45] Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 июня 2000 г. №15-11 "О Гаагской декларации по туризму (Королевство Нидерланды, 10-14 апреля 1989 г.)"

[46] Осакская декларация тысячелетия, 1 октября 2001 г.

[47] Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989);

[48] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 августа 2005 г. №927 "Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".

[49] Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма (принято правительствами государств-участников СНГ в г. Ашхабаде 23 декабря 1993 г. )

[50] Гайдукевич Л. М. Международный туризм. – Минск: Четыре четверти, 2007. – 300 с. С. 167.

[51] Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В. Г. Драганова. – М., 1997.

[52] Постановление государственного комитета пограничных войск Республики, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Государственного таможенного Республики Беларусь 23 августа 2000 г. № 6/10/49 «Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь».

[53] Образец заявки содержится в Приложении 1.

[54] Данный отрезок времени установлен в отношении таможенного и пограничного контроля в совокупности. Отдельно срок проведения таможенного контроля законодательством не установлен.

[55] Постановление государственного комитета пограничных войск Республики, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Государственного таможенного Республики Беларусь 23 августа 2000 г. № 6/10/49 «Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь».

[56] Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с. С. 5.

[57] Аналитический материал о состоянии дел на пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь (05.01.2006 г.) – Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. Мн.: 2006.

[58] Аналитический материал о состоянии дел на пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь (05.01.2006 г.) – Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. Мн.: 2006.

[59] Постановления Государственного таможенного комитета и Государственного комитета пограничных войск от 14.12.04 г. №91/13 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска» (в ред. от 09.09.2005 № 60/9). П. 17.

[60] Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З. Ст. 1.

[61] Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с. С. 5.

[62] Гайдукевич Л. М. Международный туризм. – Минск: Четыре четверти, 2007. – 300 с.

[63] Постановление государственного комитета пограничных войск Республики, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Государственного таможенного Республики Беларусь 23 августа 2000 г. № 6/10/49 «Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь».

[64] Данные Министерства статистики Республики Беларусь, 2007 г.

[65] Данные Министерства статистики Республики Беларусь, 2007 г.

[66] Приложение к Инструкции о порядке пропуска через Государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пункте пропуска. (Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска»).

Билеты и ответы по туризму и экскурсиям
БИЛЕТ № 1 Школы научного управления: общая характеристика, значение для сферы сервиса и туризма. Порядок образования туристской фирмы. Туристский ...
Оно невозможно без четкого определения самого предмета договора, которым и является турист.В договорах и соглашениях между государствами закрепляются не только принципы, цели и ...
Статья IV.Государствам следует также:а) содействовать доступу туристов - граждан своих стран и иностранных туристов - к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения ...
Раздел: Рефераты по туризму
Тип: реферат
Транспортная политика в Республике Беларусь
Введение В данном дипломном проекте на тему "Формирование транспортной политики и объединенной транспортной системы" я рассмотрю пути формирования ...
- разрабатывает вопросы унификации и упрощения регламентации, относящихся к дорожному движению, контрактам на перевозки, таможенным формальностям и т.д.;
Программа поддержки транзитных перевозок, разработанная МПС России, также предусматривает комплекс мер по упрощению таможенных и пограничных процедур, отслеживанию продвижения ...
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: дипломная работа
Таможенный контроль
СОДЕРЖАНИЕ Введение. 4 Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
В нём говорится, что государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краёв, областей ...
Под таможенным осмотром понимается действие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства ...
Раздел: Рефераты по юридическим наукам
Тип: дипломная работа
Совершенствование программы развития туризма Псковской областии
Министерство образования Российской Федерации Псковский политехнический институт - (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического ...
В 1994 году дефицит платежного баланса туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль от выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами ...
интересов развития туризма; прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; создания благоприятных условий для инвестиций в ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат
Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного ...
... профессионального образования "Сочинский институт моды, бизнеса и права" Кафедра "Теория и практика таможенного дела" ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проблемы и ...
Ѭ сократить время на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска по оформлению и контролю крупногабаритных грузов до 15 минут;
При развитии таможенных органов Российской Федерации, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела ...
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: дипломная работа