Реферат: Автомобильные дороги

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Кафедра автомобильных дорог

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Иркутск 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.         Классификация автомобильных дорог

2.         Технические категории дорог

3.         Основные параметры поперечного профиля дороги

4.         Элементы дороги в плане и продольном профиле

5.         Дорожная одежда

6.         Земляное полотно

7.         Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог


1. Классификация автомобильных загородных дорог

Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной интенсивности и их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на следующие категории:

Категория

дороги

Расчетная интенсивность движения, авт./сут.

Народнохозяйственное и административное значение

автомобильных дорог.

Приведенная к

легковому автомобилю

В транспортных

единицах

I-а Св. 14000 Св. 7000 Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения).

I-б,

II

Св. 14000

Св.6000 до 14000

Св.7000

Св.3000 до 7000

Автомобильные дороги общегосударственного значения ( не отнесенные к I-ой категории), республиканского, областного (краевого) значения.
III Св. 2000 до 6000 Св. 1000 до3000 Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения ( не отнесенные к I-б и II-ой категории), дороги местного значения.
IV Св. 200 до 2000 Св. 100 до 1000 Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II-ой и III категориям)
V До 200 До 100 Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям).

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

- автомагистраль,

- скоростная дорога,

- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":

- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.


2. Технические категории дорог

Дорожные условия определяют режимы работы агрегатов автомобилей. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности (расположением дороги по высоте над уровнем моря).

Категории автомобильных дорог отличаются значениями показателей, представленных в табл. 1.

 

Таблица 1

Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП 2.05.02-85)1

Показатели Категория дороги
I II III IV V
I-а I-б
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут

Более

7000

Более

7000

3000-

7000

1000-

3000

100-

1000

Менее

100

Расчетная скорость движения, км/ч:

основная

для трудных участков пересеченной местности

для трудных участков горной местности

150

120

80

120

100

60

120

100

60

100

80

50

80

60

40

60

40

30

Число полос движения 4;6;8 4;6;8 2 2 2 1
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 3 НР
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м

15

22,5

30

15

22,5

30

7,5 7,0 6,0 4,5
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2,0 1,75

Наименьшая ширина разделительной полосы между

разными направлениями движения, м

6,0 5,0 НР НР НР НР
Ширина земляного полотна, м

28,5

36

43,5

27,5

35

42,5

15 12 10 8

Наибольшие продольные уклоны, %:

основные

на трудных участках пересеченной местности

на трудных участках горной местности

3,0

4,0

6,0

4,0

5,0

7,0

4,0

5,0

7,0

5,0

6,0

8,0

6,0

7,0

9,0

7,0

9,0

10,0

Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м:

основное

на трудных участках пересеченной местности

на трудных участках горной местности

НР

450

250

450

350

170

450

350

170

350

250

130

250

170

110

170

110

90

Наименьшие радиусы кривых в плане, м:

основные

в горной местности

1200

250

800

125

800

125

600

100

300

60

150

30

Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кривых (в продольном профиле), м:

основные

в горной местности

30000

5000

15000

2500

15000

2500

10000

1500

5000

1000

2500

600

Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кривых (в продольном профиле), м:

основные

в горной местности

8000

1000

5000

600

5000

600

3000

400

2000

300

1500

200

1 Условное обозначение : НР - не регламентируются.

3. Основные параметры поперечного профиля дорог

Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 2.

На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м.

 

Таблица 2.

Параметры элементов дорог Категории дорог
I-a I-б II III IV V
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8 2 2 2 1
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 3 -
Ширина проезжей части, м 2х7,5; 2х11,25; 2х15 2х7,5; 2х11,25; 2х15 7,5 7 6 4,5
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2 1,75
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м 0,75 0,75 0,75 0,5 0,5 -
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м 6 5 - - - -
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м 1 1 - - - -
Ширина земляного полотна, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5 15 12 10 8

Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.

Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 3.

Таблица 3.

Рельеф местности Интенсивность движения, прив. ед/сут Число полос движения
Равнинный и пересеченный Св. 14 000 до 40 000 4
" 40 000 " 80 000 6
" 80 000 8
Горный Св. 14 000 до 34 000 4
" 34 000 " 70 000 6
" 70 000 8

Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.

Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0/00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ - при длине участка свыше 0,5 км.

Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.

Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл. 4.

Таблица 4

Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут 3000 5000 6500 8000 и более
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м 50 100 150 200

Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м - для дорог остальных категорий.

Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и принимать равной: для дорог I-а категории - не менее 13,5 м, для дорог I-б категории - не менее 12,5 м.

Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.

Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.

Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1 .

Разделительные полосы следует предусматривать с разрывами длиной 30 м через 2 - 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.

Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 - 25 м.

Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таб. 5.


Таблица 5

Поперечный уклон, ‰
Категория дороги Дорожно-климатические зоны
I II, III IV V

I-а и I-б:

а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части

15 20 25 15
б) при односкатном профиле:
первая и вторая полосы от разделительной полосы 15 20 20 15
третья и последующие полосы 20 25 25 20
II - IV 15 20 20 15

4.         Элементы дороги в плане и продольном профиле

При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:

продольные уклоны - не более 30‰ ;

расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м;

радиусы кривых в плане - не менее 3000 м ;

радиусы кривых в продольном профиле:

выпуклых - не менее 70000 м ;

вогнутых - не менее 8000 м ;

длины кривых в продольном профиле:

выпуклых - не менее 300 м ;

вогнутых - не менее 100 м .

Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона 5 % и более на дорогах I и II категорий, 10 % и более на дорогах III категории и 20 % и более на дорогах IV и V категорий следует сопрягать кривыми.

Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.

Если по условиям местности выполнение требований связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов. При этом предельно-допустимые нормы принимаем по таблице 6. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий - 4000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела "Ландшафтное проектирование".

 

Таблица 6.

Расчетная скорость, км/ч

Наибольшие продольные

уклоны

Наименьшее

расстояния видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м
Для остановки

встречного

автомобиля

в плане в продольном профиле
основные

в горной

местности

выпуклых вогнутых
основные

в горной

местности

150 30 300 - 1200 1000 30000 8000 4000
120 40 250 450 800 600 15000 5000 2500
100 50 200 350 600 400 10000 3000 1500
80 60 150 250 300 250 5000 2000 1000
60 70 85 170 150 125 2500 1500 600
50 80 75 130 100 100 1500 1200 400
40 90 55 110 60 60 1000 1000 300
30 100 45 90 30 30 600 600 200

Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать по сравнению с нормами табл. 10 согласно табл.7.

 


Таблица 7.

Радиус кривой в плане, м 50 45 40 35 30
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм, указанных в таблице 10, ‰ не менее 10 15 20 25 30

Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.

Длина участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в табл.8.

 

Таблица 8.

Продольный Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м
уклон, ‰ 1000 2000 3000 4000
60 2500 2200 1800 1500
70 2200 1900 1600 1300
80 2000 1600 1500 1100
90 1500 1200 1000 -

На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60 ‰) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл. 8.

Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов, и , как правило, у источников воды.

Не зависимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.

5.         Дорожная одежда

Дорожная одежда – многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или подстилающий грунт. Состоит из верхнего слоя – дорожного покрытия, нижнего слоя – дорожного основания и дополнительных слоев - морозозащитных, теплоизоляционных, дренирующих и пр.

Дорожная одежда по сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств подразделяется на жесткую и нежесткую. Жесткая дорожная одежда работает как плита. К такому виду одежды относятся дорожные одежды с цементно-бетонным, а также с асфальтобетонными покрытиями или усовершенствованными мостовыми на бетонных основаниях. Нежесткая дорожная одежда работает как слоистая система. К нежестким относятся одежды со слоями из асфальта, дегтебетона, минералов и грунта.

По виду и качеству верхних покрытий автомобильные дороги делятся также на пять групп и обозначаются русской буквой "Д" с цифровым символом, соответствующим группе вида и качества покрытий:

Д1-капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;

Д2-из битумоминеральных смесей (асфальт), в том числе со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;

Д3–из щебеня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками, из дегтебетона;

Д4–из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;

Д5-естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.

Покрытия группы Д1 используется для дорог I-III категорий; Д2-II-IV категорий; Д3-III-IV категорий; Д4-IV-V категорий; Д5-V категории.

Для автомобильных дорог с многополостной проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.

6.         Земляное полотно

Земляное полотно - основной элемент дороги, которое устраивается чуть выше окружающей поверхности, даже тогда, когда дорога проходит в выемке. Оно строится исходя из категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунта и пр.

Земляное полотно включает следующие элементы:

- верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);

- тело насыпи (с откосными частями);

- основание насыпи;

- основание выемки;

- откосные части выемки;

- устройства для поверхностного водоотвода;

- устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);

поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, селений, лавин, оползней и т.п.).


7.         Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог

1) Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 9.

 

Таблица 9.

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2, не более

Сроки ликвидации повреждений, сут., не более

А 0,3 (1,5) 5
Б 1,5 (3,5) 7
В 2,5 (7,0) 10

Примечание. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15.

2) Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной "Правилами дорожного движения" скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 — шиной, имеющей рисунок протектора.

Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, приведенных в таблице 10.

 

Таблица 10

Работы по повышению сцепных качеств покрытия

Время, необходимое для выполнения работ, сут., не более

1. Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума 4
2. Очистка покрытия от загрязнений 5
3. Повышение шероховатости покрытия 15

Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно — эксплуатационных характеристик приведены в таблице 11.

 

Таблица 11

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч

А 4
Б 5
В 15

Примечание. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки — с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м.

После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.

3) Расчетная скорость. Наибольшая возможная скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Расчетные скорости движения установлены СНиПом и принимаются по таблице12.


Таблица 12.

Категория

дороги

Расчетные скорости, км/ч
основные

Допускаемые на трудных участках

местности

пересеченной горной
I-а 150 120 80
I-б 120 100 60
II 120 100 60
III 100 80 50
IV 80 60 40
V 60 40 30

4) Интенсивность движения. Принимается суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий.

5) Число полос движения.


Список литературы:

1.         "Автомобильные дороги" под редакцией Порожнякова Б.С., 1983г.

2.         http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/posobie/s4_1.php;

3.         СНиП 2.05.02-85 (1997) АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ;

4.         ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Методы оценки эксплуатационного состояния автомобильных дорог
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САМАРСКИЙ ...
Для определения обеспеченной скорости необходимо иметь данные о фактически используемой для движения ширине укреплённой поверхности дороги В1ф, т.е. ширине чистой проезжей части и ...
Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: курсовая работа
Проектирование автомобильных дорог
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего ...
Поперечные профили земляного полотна принимают на основе решений по продольному профилю с учетом типовых поперечных профилей для наиболее характерных точек трассы (высокая насыпь ...
Пропускная способность автомобильных дорог зависит от ее основных параметров (ширины и состояния проезжей части и обочин, радиусов кривых в плане, продольных уклонов, расстояния ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: учебное пособие
Основы повышения безопасности движения в населенных пунктах
АННОТАЦИЯ В работе рассматривается вопросы совершенствования организации движения на улично-дорожной сети микрорайона Защита. Использованы ...
Опоры освещения улиц и дорог допускается устанавливать на центральной разделительной полосе при ее ширине 5 м и более, а также на разделительной полосе шириной 4 м при наличии ...
Аварийной ситуацией по пешеходному признаку называется ситуация, сложившаяся на проезжей части улицы или дороги в результате внезапного появления пешехода на пути следования ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: дипломная работа
Организация перевозок и управление на транспорте
Организация безопасности дорожного движения 1. Федеральный закон. Принят гос.думой 15.11.95г. Настоящий Ф.З.определяет правовые положения, основы ...
Дорога вкл. в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
Орг-ия перевозок выполняется в соответствии с инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов АТС по дорогам РФ Особенности:1при ширине а/поезда более 3,5м и ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: реферат
Проектирование автомобильных дорог
I. Общие данные для проектирования автомобильной дороги 1.1 Природно-климатические условия района проектирования Участок автомобильной дороги ...
где С - ширина обочины; Ь - ширина проезжей части; io, in- уклон обочины, уклон проезжей части; hд.о., hкп, hyтолщина дорожной одежды краевой полосы, укрепление обочины за краевой ...
Конструкция дорожной одежды назначается с учётом типа покрытия, дорожно-климатической зоны, расчёта на приведение интенсивности движения, вида грунта земляного полотна, типу ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: курсовая работа