Контрольная работа: Взаимосвязь философии и науки

Название: Взаимосвязь философии и науки
Раздел: Рефераты по философии
Тип: контрольная работа    

Содержание

Введение

1. Понятие философии

2. Философия и наука

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Жизнь с ее сложными конфликтами, культура и наука с их огромными завоеваниями требуют от нас, и в первую очередь от молодых людей, гражданской ответственности, активной любознательности, широкого кругозора, утонченной интуиции, творческого воображения и постоянного совершенствования. Можно сказать, что философия - это все единосущее, "схваченное в мыслях"; это альфа и омега духовной жизни думающего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов мира. Человек как существо разумное с самого начала был любознательным. Само желание осмыслить сущность таинственного, неизвестного представляло собой потребность, в зачаточной форме, в философском мышлении. Само слово "философия" идет от древнегреческого философа Пифагора. В прямом переводе оно означает любовь к мудрости, то есть любомудрие. Человеку присуща духовная потребность в полном представлении о мире. Согласно С.Н. Булгакову, человек не в состоянии примириться с ожиданием удовлетворения этой потребности, пока будущая наука предоставит ему необходимые и полные знания; ему нужно получить ответы и на вопросы, выходящие за пределы позитивной науки.[1] В то же самое время человек не в состоянии отказаться от того, чтобы задавать себе данные вопросы, сделать вид, что их нет, по сути, не замечать их. Для человека как мыслящего существа намного важнее любой специальной научной теории решение вопросов о том, какова природа добра и зла, имеют ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, что такое есть наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-нибудь смысл и ясную цель, и т.п. Философия — это всегда стремление открыть что-то новое. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, ибо всегда под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира. Вместе с тем философия — это открытая, развивающаяся система. Способом ее существования является творческий поиск, для которого нет ничего окончательного решенного, навсегда установленного и который связан со стремлением человека дойти ”до оснований, до корней, до сердцевины” в изысканиях ответа на конечные вопросы бытия как такового, собственного ”Я”, смысла жизни и возможностей человека в мире. Тема данной работы весьма актуальна и неоднозначна в трактовке самого вопроса философии. Система научного знания для философии имеет достаточно спорную сущность, поэтому привлекает интерес.

Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:

1)         Определить понятие философии;

2)         Рассмотреть взаимосвязь между наукой и философией;

3)         Охарактеризовать науку внутри предмета философии;

4)         Рассмотреть место философии в системе научного познания.


1.         Понятие философии

Однажды Пифагор, будучи уже известным мудрецом, нанес визит царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы последний спросил Пифагора: "Какое твое занятие?" Мудрец ответил, что у него нет занятия, он - философ. Леонтий не знал значения этого слова и попросил объяснить. Пифагор ответил, что как на Олимпийские игры одни идут, чтобы обрести славу, другие - для получения барышей, и только немногие - для удовольствия, так и в мир люди являются с разными интересами и целями. Одни - для накопления богатства, другие - для получения наслаждений и только некоторые, избранные - для поиска истины и изучения природы. Вот эти последние и именуются философами, т.е. любителями (phileo - любить) мудрости (sophia - мудрость).[2]

Философ - это мудрец, располагающий знанием о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях (макрокосмосе), в том числе о человеке (микрокосмосе) как частице, элементе космоса. Независимо от рода занятий и сферы применения в античной Греции все знания были едиными, нерасчлененными, синкретичными. Поэтому не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пифагор, и физик Архимед. По мере развития знаний, с одной стороны, происходит уточнение содержания понятия "мудрость". Все были едины в том, что мудрость - это знание. Но знание о чем? Пифагор под мудростью подразумевал поиск истины; софисты - умение доказывать то, что нужно в данный момент, безотносительно к истине; Платон - открытие "вечных истин"; Аристотель - постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей.

Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает необходимость мировоззренческого самоопределения, причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознания человека и критического осмысления окружающей действительности, помогает осознать единство бытия и в то же время — его неповторимость в каждое мгновение и для каждого индивида.

Способность к разумному рефлексивному мышлению не является для человека врожденной, ей необходимо обучаться, а лучшая школа такого мышления — это приобщение к философии, вхождение в круг ее проблем и размышлений. Не случайно Цицерон назвал философию культурой ума.

Философия — теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.[3]

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно — лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость — это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам.

Философия есть не только учение об общих принципах бытия и познания, но и орудие последовательного изменения действительности в целях освобождения человека от всех видов эксплуатации и угнетения, в интересах развития личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, созидания общества социальной справедливости. Философия - доктрина об общих принципах жизни вселенной, о сути и развитии человеческого общества, о человеке и его жизни в мире, это теория культуры, эстетика, этика, проблемы творчества, теория познания и, в конце концов, ее собственная история, то есть история философии.

Последняя является существенным компонентом предмета философии: история философии - это часть содержания самой философии.

Таким образом, исторически сформировался предмет философии, круг ее разделов и задач. Конечно же, такое разделение имеет до некоторой степени условный характер: все эти разделы формируют единство, в котором все компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Предметом философии является не одна любая сторона сущего, а сущее во всей полноте своего смысла и содержания.

Философия направлена не на то, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частицами и частями мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, осмыслить их внутреннюю связь и единство. Главные задачи познающей себя философской мысли, начиная от Сократа, – поиски высшего начала и смысла жизни. Исключительность и смысл жизни человека в мире, философия истории и социальная философия, проблемы эстетики и нравственности, идеи познания, смерть и бессмертие, идея души, проблемы сознания, отношение человека к Богу, а также история самой философии, - таковы, коротко говоря, основные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение.[4]

2.         Философия и наука

Философия есть теоретическая основа мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого возникает своего рода духовное облако суммированных взглядов будничной мудрости, что является необходимым, но не достаточным уровнем мировоззрения. Однако мировоззрение обладает и высшим уровнем, на котором целенаправленно исследуются искусства, науки, главные принципы религиозных взглядов и опыта, тончайшая область нравственной жизни общества. В зависимости от того, каким образом решается вопрос о соотношении материи и духа, мировоззрение называют материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным.

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:

1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться математика, механика.

2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).

Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми». Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия для науки.[5]

Любая наука – это некоторый отрывок знания, а все науки в их простом сложении - сумма таких обрывков. Философия же дает систему знаний о мире в целом. Она занята не просто суммированием всех научных знаний, а объединяет данные знания, беря их в наиболее общем виде и, базируясь на данном "интеграле", выстраивает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о нравственности, о познании, о разуме и т.д. "Ее задача - не одна какая-либо сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь, чтобы понять их внутреннюю связь и единство".[6]

Наука – это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе, социальный институт, предполагающий наличие академий, министерств, университетов и других организаций. Различают гуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того в структуре современной науки можно выделить 3 слоя знания.

Всеобщее – Региональное - Частонаучное.

¾        Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой всеобщего знания.

¾        Второй слой составляет частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке двух соседних структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки, называют частнонаучным.

¾        В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера – общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией и математикой, с одной стороны, и частными науками – с другой.

Классификация наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.

Теория систем и кибернетика – порождение эпохи НТР. Подобно тому, как в прошлом веке возникли неаристотелевская логика и неевклидова геометрия, начало XX в. было ознаменовано возникновением теории относительности и квантовой механики, середина века – общей теории систем и теоретической кибернетики, которые тоже радикальным образом изменили научную картину мира как высшую форму систематизации научного знания.

Структура философии определяет её функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знаний две основные функции – мирную и методологическую. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мирную функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение. Именно философия помогает наукам поддерживать «критический дух», необходимый уровень научной обоснованности, увидеть недостатки в методах и средствах исследования, понять необходимость постоянного научного поиска. Все это открывает путь к усовершенствованию реальной действительности, гармонизации отношений человека и природы, разрушению установленных стереотипов и догматического мышления, научных спекуляций и химерный измышлений. «Главная причина бедности наук — это чаще всего кажущиеся богатство. Задача их не в том, чтобы отворить дверь их бесконечной мудрости, а в том, чтобы подвести границу бесконечному заблуждению»,— такое значение и роль науки провозглашает Бертольд Брехт устами Галилея.[7] И философия играет в этом определенную роль. Каждая из наук, систем знания (это касается и естествознания, и обществоведения) сделала предметом своего исследования отдельные сферы, проблемы, в то время как философия ориентирована на интеграцию и усовершенствование конкретных знаний о человеке, обществе, природе, Вселенной.

Так, если обращаться к общественным наукам, то, например, социология исследует законы становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей; политология изучает систему политических отношений, политическую жизнь общества, анализирует категорию «власть», а также ее использование и распределение в обществе; психология занимается исследованием индивидуальных особенностей человека, его поведения; экономика изучает в самом общем виде (как и все указанные выше науки, исследовательские интересы которых имеют определенную конкретизацию) производство, распределение, обмен, потребление материальных ресурсов. Саму же философию нельзя сводить к толкованию ее как науки. Философия не является наукой, хотя также, как и наука, выступает формой общественного сознания, которое отображает мир в общих понятиях, стремится обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме. Но если четкое научное знание отвечает на вопросы «как?», «почему?», то философия связана с поиском ответов на вопросы «для чего?», «с какой целью?». Научное мышление отвергает любые проявления отношения человека к миру, - для философии это очень важно, так как рефлексия является основным содержанием и целью философии. Итак, философию как систему знаний о человеке, обществе, природе, Вселенной можно свести к толкованию ее как синтетической формы общественного сознания, которое объединяет в себе научно—теоретический и духовно—практический способы постижения мира. Она ориентирована на поиск высших смыслов и ценностей, основ бытия и познания, выработку стратегии свободной человеческой жизнедеятельности. Наше понимание отношения классиков философии к науке было бы неполным, недостаточным, если бы мы не учли в полной мере их представлений об отношении между философией и науками. Классики стремились превратить философию в науку, в строгую науку. Они критиковали предшествующую философию как несоответствующую эталону научности. И вместе с тем они утверждали, что философия, поскольку она становится наукой, представляет собой науку наук, т.е. высшую науку, противопоставляя тем самым философию наукам. Весьма показательно, что, по учению Гегеля, высшей формой абсолютного духа, т.е. абсолютного знания, является не наука, а философия. В такой постановке вопроса нет какой-либо недооценки науки, научности. В ХХ веке отношение между философией и науками существенно изменяется. Несмотря на грандиозные достижения наук и связанный с ними научно-технический прогресс, возникает и развивается критическая оценка науки. Такая оценка появляется и в самих науках как выражение их методологического кризиса. Однако главную роль в критическом осмыслении наук играет, конечно, философия. Ее критическая позиция непосредственно связана с тем, что она, с одной стороны, является членом научного сообщества, а с другой, - представляет собой в большей или меньшей мере вненаучный феномен. Здесь возникает вопрос: в каком смысле понятие науки применимо к философии? Учитывая в высшей степени существенные различия между науками (например, между математикой и историографией), мы вправе также спросить: что такое наука вообще? Формально наука может быть определена как некоторое институциализированное учение, которое изучают в учебных заведениях. Учащиеся посещают лекции, участвуют в семинарах, сдают экзамены, получают соответствующие оценки. Лекции читают профессора, доценты ведут семинары, ученые советы присваивают ученые степени.
Институциональное определение науки весьма существенно для ее существования в обществе. Но оно совершенно недостаточно для понимания познавательного значения науки. Необходимо, следовательно, определить, что отличает научное познание от ненаучного. Философия может быть рассмотрена как наука не только с институциональной, но и с познавательной точки зрения. Как и всякая наука, она представляет собой систематическое, специализированное исследование, ограничивающее свою область, оперирующее понятиями, доказательствами, опытными данными, а также методами проверки собственных результатов. Научной является не только попытка Спинозы доказать геометрически основоположения своей системы, научна также попытка Гегеля, исходя из понятия чистого бытия, лишенного всяких определений, дедуцировать систему категорий, охватывающих всю действительность. Разумеется, мы можем не согласиться с выводами Спинозы и Гегеля. Мы можем оценить их системы как ошибочные. Но эти оценки, хотя они относятся не только к содержанию, но и к методам этих учений, не опровергают того факта, что философия как форма систематического специализированного исследования, независимо от того, научно ли ее содержание, представляет собой науку (науку sui generis).

Было бы грубой ошибкой умалять, недооценивать форму научности, присущую философии на том основании, что она не гарантирует научности содержания. Как известно, законы логики также не гарантируют истинности логически правильных высказываний, но, если высказывания противоречат логике, они ненаучны? Что касается содержания философских учений, то оно крайне разнообразно. Некоторые из этих учений ориентируются на анализ, осмысление, обобщение результатов науки. Такие учения (например, неопозитивизм) являются в определенной мере научными не только по форме, но и по содержанию. Другие учения (например, экзистенциализм) сознательно противостоят наукам и избирают в качестве предмета своего исследования человеческие переживания, субъективные психические состояния. Конечно, и эти переживания могут быть предметом научного исследования, как это имеет место в психологии. Но экзистенциализм, как правило, игнорирует результаты психологической науки. Содержание экзистенциализма носит антисциентистский характер. Таким образом, если одни философские учения близки по своей проблематике содержанию научных исследований, то другие ориентируются на вненаучное содержание и, соответственно этому, на вненаучный подход к исследованию этого содержания. Это относится не только к экзистенциализму, но и к "философии жизни" в целом, а также к религиозно-идеалистическим учениям. Существенное значение вненаучного содержания, так же как и вненаучного подхода не подлежит сомнению. Так, различные направления "философии жизни" значительно обогатили наше познание "человеческой реальности". Форма научности, присущая философии, существенно отличается от присущей наукам научности. Все науки без исключения существуют в рамках разделения исследовательского труда, т.е. каждая наука занимается какой-то частью действительности и является, поэтому частной наукой. Частные науки, как бы они не отличались друг от друга по предмету и методам исследования, едины в том отношении, что они являются именно частными науками. Философия не может быть частной наукой, хотя она и ограничивает предмет своего исследования, исключая из него частные проблемы. Следовательно, форма научности, присущая философии, носит противоречивый характер, ибо она не присуща наукам и потому оказывается по меньшей мере частично вненаучным подходом к исследованию. Анализ философской формы научности показывает, что она оказывается единством научного и вненаучного. Науки, которые в прошлом основывались на обыденном опыте, все более отдаляются от него благодаря их прогрессу. Философия же, напротив, никогда не теряет интимной связи с этим личностным опытом. Обыденный опыт сообщает нам чрезвычайно важные знания, например, знания о том, что каждый человек рождается и умирает. Мы переживаем радости и горести, по-разному относимся друг к другу, любим и ненавидим, стремимся к достижению различных целей, стареем, болеем и т.д. Было бы наивно полагать, что эти факты, которые пытались осмыслить уже первые философы, утеряли свое значение для современной философии. Правда, эти факты стали, по меньшей мере, частично, предметом специального научного исследования. Но лишь в философии тематика обыденного опыта действительно преобладает. Со времени возникновения философии и до настоящего времени судьба человеческого индивидуума, его жизнь и смерть составляют в высшей степени важные философские темы. Для философов позитивистского толка характерно забвение этой гуманистической проблематики. Это же характерно для всякого сциентизма; его философская нищета состоит не в том, что он ориентируется на проблемы, порожденные развитием науки, а в том, что он недооценивает проблему человека. Ориентация философии преимущественно на обыденный опыт: анализ его субъективного содержания, изучение тех его аспектов, которые не интересуют науки, специфически характеризует философию. Эта особенность философии носит вненаучный характер, хотя она не противоречит научному знанию, а дополняет, обогащает его. Классики философии, стремившиеся превратить философию в систему научного знания, осуждали плюрализм философских учений как нечто принципиально несовместимое с императивом истинной философии, с принципом научности. И действительно, в этом плюрализме особенно отчетливо, наглядно выявляется качественное отличие философии от частных наук, ее вненаучная характеристика. Однако классики философии не видели того, что в этом плюрализме философских учений получает свое выражение многообразие, богатство философских идей, непрерывный творческий процесс. С точки зрения современности, негативное отношение к плюрализму философских учений следует считать уже преодоленной, устаревшей концепцией. Было бы большой ошибкой, представлять плюрализм философских учений как исторически преходящую характеристику развития философии, т.е. определенность, которая лишь постольку существует, поскольку развитие философии еще не увенчалось последней, окончательной системой, абсолютной истиной в последней инстанции. Здесь возникает вопрос: оправданно ли существование ненаучных форм философии в эпоху научно-технической революции, когда наука действительно стала эталоном для познавательной деятельности? На этот вопрос следует ответить, что ненаучная философия не спрашивает права на существование. Она существует подобно тому, как существуют ненаучные эмоции, чувства, переживания, т.е. безотносительно к научным данным. Суть дела состоит в том, что сознание человеческого индивида, его психика в целом не имеют научного характера, хотя человек усваивает в процессе воспитания и образования научное знание. Не следует также выпускать из виду, что религия представляет собой существенно содержание сознания людей. Религия исторически была первоисточником философии, она и в настоящее время является одной из основ философских учений. На почве религии возникла проблематика телеологии, которая в настоящее время разрабатывается не только в философии, но и в специальных науках.

Проблема веры и знания является и теологической, и научной, и философской проблемой, которая вместе с тем носит также и вненаучный характер. Плюрализм философских учений свидетельствует о том, что философские идеи, в особенности принципы философских систем, не устаревают, не теряют своей актуальности в ходе истории. Это принципиально отличает историко-философский процесс от истории научных знаний. М. Геру, лидер французской философии, не без основания утверждает, что прошлое науки, в отличие от прошлого философии, постоянно обесценивается его настоящим. Поэтому проблема истории философии - это проблема "возможности философии как множества философий, несводимых друг к другу, неразрушимых, так как они вечно остаются ценными для философской рефлексии".[8]

Философский скептицизм, констатируя наличие множества исключающих друг друга философских убеждений, постоянно приходил к пессимистическому выводу о принципиальной несостоятельности философии. На этом примере мы видим, как правильная констатация фактов приводит к ошибочному выводу. Развитие философии опровергает философский скептицизм и его пессимистический вывод, так как благодаря этому развитию философия обогащается новыми идеями.


Заключение

Если мифологическое мировоззрение дает иррациональную символическую картину мира, если религия наделяется человека верой в сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, а наука вооружает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях, законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?

Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.

Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Более того, каждый человек, пользуясь философскими знаниями, должен самостоятельно решать эти вопросы, возвращаясь неоднократно с ним в течение своей жизни. Бывает, что в определенные исторические периоды некоторые философские вопросы теряют остроту, или, наоборот, приобретают особую актуальность, или вырастают до значения глобальных. Философское знание постоянно открыто изменениям и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем. В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации — воплощению в деятельности, поступках людей и таким образом — в вещном или знаковом мире культуры, при этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений. В этом плане одновременно с усилением значения философии в жизни общества возрастает ответственность философов за смысл своих теорий и идеалов, а политиков — за способы реализации этих идеалов. Философия формирует систему знаний, научную картину мира, абстрактно-объективный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Философия помогает более оптимальным образом развивать все науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы. Философия формирует у человека диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.


Список использованной литературы

1.         Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.

2.         Шаповалов В.Ф., Основы философии. От классики к современности: Учеб. Пособие для вузов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.

3.         Канке В.А. ,Философия. Истор. и систем. курс: Учебник для вузов 2-е издание. Переработанное и дополненное, М : Издательская корпорация «Логос», 2007г.

4.         Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422.

5.         Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. С. 50.

6.         Суворова, А.Н. Введение в современную философию / А.Н. Суворова. – М., 2006

7.         Философский словарь. М.:Политиздат, 2007 225с.

8.         Мир философии. М.,2001. Ч.1.

9.         История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 2004. 155с.

10.       Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993. 244с.

11.      Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие – М., 1995г – 143 с

12.      Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: учебное пособие – М: ПЕРСЭ, 2003г – 447 с

13.       Философский энциклопедический словарь

14.       Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. – 360 с

15.      А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.- 816с.



[1] Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. С. 50.

[2] Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993. с.123

[3] Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. – с14-15

[4] История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 2004. С10-14.

[5] Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. – с22

[6] Суворова, А.Н. Введение в современную философию / А.Н. Суворова. – М., 2006 с7

[7] Франк С.Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. – с25

[8] Канке В.А. ,Философия. Истор. и систем. курс: Учебник для вузов 2-е издание. Переработанное и дополненное, М : Издательская корпорация «Логос», 2007г. –С53