Топик: Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве"

«Поскольку назначение комедии состоит в том,

чтобы развлекать людей, исправляя их,

 я рассудил, что по роду своих занятий

я не могу делать ничего более достойного,

чем бичевать пороки моего века...»

Ж.-Б. Поклен

Комедия «Le bougeois gentilhomme» («Мещанин во дворянстве») является одним из поздних произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу». Герой комедии, господин Журден, преклоняется перед дворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отец был купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в «Тартюфе», относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль.Они вносят в комедию жизнерадостный тон. У Ковьеля в переизбытке талант и остроумие импровизатора, блистательный талант превращать жизнь в театр, сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальную жизнь. Именно Ковьель, подглядев в Журдене страсть изображать знатное лицо, придумал забавный маскарад с турецким Мамамуши, в результате чего развязка комедии получила благопо­лучный финал, а само действие комедии-балета переходит в карнавальное веселье. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.  

Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

В комедии имеются и черты классической комедии Иатлии – комедии дель арте. Недаром одного из героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной из постановок пьесы был наряжен в традиционную куртку слуги из комедии дель арте и действовал как бы в двух планах — бытовом и театральном. Помимо этого, маску, по сути, носит еще один герой комедии – сам господин Журден. Мольер любил извлекать комический эффект из несовпадения маски и человеческого лица, к которому она примеривается. У Журдена маска дворянина и сущность мещанина, несмотря на все усилия героя, никак не совпадают.

Вместе с тем, в пьесе проявляются и отступления от типичной классицистической комедии. Так, не до конца выдержано единство действия – в пьесу введена побочная линия любви слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется, главное отличие – это наличие балетных номеров, столь органично вплетенных в сюжет, что сам Мольер назвал свою пьесу комедией-балетом, где каждый балетный номер – органическая часть развивающегося комедийного действия.

Балетные выходы не только не ослабляют реалистичности сюжета а, наоборот, сатирически оттеняют характеры и действие пьесы. «Мещанин во дворянстве» написан автором именно как комедия-балет и требует облегченного жанрового решения, поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, и многие попытки ее поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках, либо поверхностности. Тем не менее, яркость и необычность произведения делает его одним из самых популярных на мировой сцене.

Все герои данной мольеровской пьесы, в силу жанра, наделены артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например, сцена ссоры и примирения Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служат репризы слуг Ковьель и Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевом стиле – бытовом. В такт тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, то устремляются один за другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются. Пьеса сама диктует героям своеобразный танец.

Господин Журден предстает перед нами ребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое, приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, что теперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянству предстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность про­стака во все блестящее и броское. При­верженность Журдена к «наукам» тешит его самолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть среди знатных особ.

У этого простодушного человека действительно была фантазия. Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и глава семейства, с такой легкостью вступает в последний, буффонадный акт комедии и так сво­бодно действует в причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши. Герой легко перешагнул грань, отделяющую реаль­ное действие от условного маскарада, и тем самым жанровое един­ство спектакля достигалось в полной мере.

Герои пьесы наделены столь характерными чертами, что без труда могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательными чертами и описанным сатирически, или положительным, которые сами остроумны.

Так, сатирически описаны учителя, на первый взгляд искренне преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан, наделенный воинской отвагой, достаточной для сокру­шения целой армии врагов; учитель философии Жорж Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку на своих соперников, отстаивая философию, учителя изящных искусств — Робер Манюэль и Жак Шарон. В итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить с нерадивого и неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда и лицемерные похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многом за счет принижения чужой.

Жестко сатирически описаны черты Доранта и Доримены. Автор противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного, Журдена, тем, на кого он столь страстно желает походить: высшее общество, изысканное внешне, но беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкой лестью и прямой ложью, чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольер осуждает Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его разрыв с тем социальным массивом, который будет формироваться в знаменитое французское «третье сословие».

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами. Мольеровское изображение буржуа получило свое дальней­шее развитие в той глубокой и полной обрисовке буржуазных типов, которую можно встретить у реалистов XIX века, особенно у Бальзака.

Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюся накатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой и психологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными на сходные темы драматургами-реалистами, будь то Бальзак или Остров­ский. При попытке усилить сатиру теряются бесподобные интонации Мольера-комедиографа. Мольер начинал как импровизатор, и сама пьеса-балет оказывается скорее летящей импровизацией, чем грозным обличением, наподобие «Тартюфа». Таким образом, только через раскрытие мольеровского стиля преподнесения жанра может быть полностью раскрыта мольеровская сатира.

Женский мир у Д.И. Фонвизина и Н.И. Новикова: аспекты комического
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный ...
Интерес к комизму положений обычно влечет безразличие к разработке характеров героев комедии; последние обнаруживают тенденцию застывать в схематические образы, условные обобщения ...
Первые три комедии Сумарокова "Тресотиниус", "Пустая ссора" и "Чудовищи", состоявшие из одного действия, появились в 1750 г. Герои их повторяют действующих лиц комедии дель-арте ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
"ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ...
Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией ...
Но вот приходит революция ,и всё меняется .Меняется и сатира Маяковского .Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов , обывателей мещан,просто людей не соответствующих идеалам ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Билеты по литературе
ОГЛАВЛЕНИЕ Вступительная статья к устному экзамену. Примеры анализа произведений Раздел I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. "Слово о полку Игореве" Вопрос 1 ...
Один из них, "тот Нестор негодяев знатных" променял своих верных слуг, которые "и жизнь и честь его не раз спасали", на три борзые собаки; другой негодяй "на крепостной балет ...
Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей", и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат
Русская усадьба в драматических произведениях А.П. Чехова
Содержание Введение ГЛАВА 1. Усадьба и распорядок ее жизни 1.1 История усадьбы 1.2 Слуги и господа ГЛАВА 2. Образы русской природы 2.1 Водоемы 2.2 Сад ...
Фирс, старый слуга из пьесы Вишневый сад", родом из крепостных, принадлежавших роду Раневской, после отмены крепостного права не ушел от своих господ, а преданно остался служить им ...
Кто-то из писавших о пьесе назвал причину разорения Раневской "мистической" - это остроумное определение.
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Балет как феномен русской культуры XVII - начала XX века
Содержание Введение Глава 1. У колыбели русского балета 1.1 Первые шаги русского балета 1.2 Крепостной балет 1.3 Первый русский балетмейстер Глава 2 ...
Национальные особенности русского балета больше всего сказываются в интермедиях и дивертисментах, входящих в представления русской комедии и комической оперы.
В 1673 году, то есть в год постановки "Балета об Орфее и Евридике", первый режиссер придворного театра пастор Иоганн Грегори набрал в труппу молодежь из московских мещан и подьячих ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа