Сочинение: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»

1.            Когда пробьет последний час природы,

2.            Состав частей разрушится земных

3.            Все зримое опять покроют воды,

4.            И божий лик изобразится в них.

Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны).

Дым за дымом бездна дыма

Тяготеет над землей.

Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».

Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей видимости, - конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.

Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.

Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто более совершенное, чем сегодняшний мир. 

Ф. И. Тютчев
Берковский Н. Я. * Имя Федора Ивановича Тютчева, великого нашего поэта, соседствует в русской поэзии с именами Пушкина, Лермонтова и Некрасова ...
Сходные мысли высказывались в политических стихотворениях Тютчева.
От крестьянского трудового хлеба в полях Тютчев восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно со зреющими нивами.
Раздел: Биографии
Тип: курсовая работа
Место понятий Хаос и Космос в лирике Тютчева
Место понятий Хаос и Космос в лирике Тютчева Содержание Введение Глава 1. Истоки представлений Тютчева о Хаосе и Космосе Глава 2. Амбивалентность ...
Таких двойников-антиподов у Тютчева немало: к ним относятся повторяющиеся образы Огня и Дыма, Крови и Власти, Веры и Неверия.
Интересно, что в стихотворении "Последний катаклизм" Тютчев практически буквально воспроизводит архетипическое представление о Хаосе как водной первопричине мира:
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: сочинение
Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ...
Стихотворение "В крови горит огонь желанья" родилось под влиянием одной из библейских книг - "Песни песней царя Соломона".
В стихотворении "Голубоватым дымом" из цикла "Флоренция" встречается образ "венка из роз"
Раздел: Рефераты по языковедению
Тип: реферат
Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1
Бог говорит с Арджуной Бхагавад Гита Царственная наука Бого-Реализации Бессмертный диалог между душой и Духом Новый перевод и комментарий Парамаханса ...
Земная сцена хорошо установлена с пищей, воздухом, водой и огнем; человек должен изучать природу для своей наибольшей выгоды и играть свою роль, в соответствии с присущим ему ...
Когда чистая природы души прячется за саттвическими (хорошими) атрибутами - как огонь покрывается дымом - дымовая завеса легко рассеивается сильным бризом различения.
Раздел: Рефераты по философии
Тип: книга
Все сочинения по литературе за 9 класс
Все сочинения по литературе за 9 класс Коллектив Авторов Данный сборник предназначен для школьников и абитуриентов. В этот сборник входят сочинения по ...
В стихотворении "К***" ("Я помню чудное мгновенье.") поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному.
"Зреть" свои прегрешенья, а не "жечь глаголом сердца людей" - вот основная мысль стихотворения "Отцы-пустынники и жены непорочны .
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: книга