Сочинение: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»
1. Когда пробьет последний час природы,
2. Состав частей разрушится земных
3. Все зримое опять покроют воды,
4. И божий лик изобразится в них.
Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны).
Дым за дымом бездна дыма
Тяготеет над землей.
Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».
Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей видимости, - конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.
Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.
Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто более совершенное, чем сегодняшний мир.
Ф. И. Тютчев | |
Берковский Н. Я. * Имя Федора Ивановича Тютчева, великого нашего поэта, соседствует в русской поэзии с именами Пушкина, Лермонтова и Некрасова ... Сходные мысли высказывались в политических стихотворениях Тютчева. От крестьянского трудового хлеба в полях Тютчев восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно со зреющими нивами. |
Раздел: Биографии Тип: курсовая работа |
Место понятий Хаос и Космос в лирике Тютчева | |
Место понятий Хаос и Космос в лирике Тютчева Содержание Введение Глава 1. Истоки представлений Тютчева о Хаосе и Космосе Глава 2. Амбивалентность ... Таких двойников-антиподов у Тютчева немало: к ним относятся повторяющиеся образы Огня и Дыма, Крови и Власти, Веры и Неверия. Интересно, что в стихотворении "Последний катаклизм" Тютчев практически буквально воспроизводит архетипическое представление о Хаосе как водной первопричине мира: |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: сочинение |
Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ... Стихотворение "В крови горит огонь желанья" родилось под влиянием одной из библейских книг - "Песни песней царя Соломона". В стихотворении "Голубоватым дымом" из цикла "Флоренция" встречается образ "венка из роз" |
Раздел: Рефераты по языковедению Тип: реферат |
Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1 | |
Бог говорит с Арджуной Бхагавад Гита Царственная наука Бого-Реализации Бессмертный диалог между душой и Духом Новый перевод и комментарий Парамаханса ... Земная сцена хорошо установлена с пищей, воздухом, водой и огнем; человек должен изучать природу для своей наибольшей выгоды и играть свою роль, в соответствии с присущим ему ... Когда чистая природы души прячется за саттвическими (хорошими) атрибутами - как огонь покрывается дымом - дымовая завеса легко рассеивается сильным бризом различения. |
Раздел: Рефераты по философии Тип: книга |
Все сочинения по литературе за 9 класс | |
Все сочинения по литературе за 9 класс Коллектив Авторов Данный сборник предназначен для школьников и абитуриентов. В этот сборник входят сочинения по ... В стихотворении "К***" ("Я помню чудное мгновенье.") поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. "Зреть" свои прегрешенья, а не "жечь глаголом сердца людей" - вот основная мысль стихотворения "Отцы-пустынники и жены непорочны . |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: книга |