Контрольная работа: Анализ рынка ириса в России и г. Кирове

Название: Анализ рынка ириса в России и г. Кирове
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: контрольная работа    

Тема контрольной работы:

«Анализ рынка ириса в России и г. Кирове»


План

1.         Анализ рынка кондитерских изделий России

2.         Анализ и динамика роста цен на ирис в г. Кирове

Использованная литература


1. Анализ рынка кондитерских изделий России

Пищевая и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему выработки продукции эти отрасли занимают второе место в экономике страны, а пищевая среди производств промышленной продукции - третье, уступая лишь топливной индустрии, машиностроению и металлообработке.

В кондитерской отрасли сохраняется тенденция роста объемов производства. В 2007 г. выработано 2364,9 тыс. т продукции с темпом роста к уровню 2006 г. - 106%. В наибольшей степени прирост обеспечивается за счет сахаристой группы изделий (темп роста 107 %), удельный вес которой в общем объеме составляет 45,6 %. Производство мучных кондитерских изделий возросло на 5 %.

Российский рынок кондитерских изделий - один из самых больших в мире. Россия занимает четвертое место после Великобритании, Германии и США. Последовательно увеличивается потребление кондитерских изделий в расчете на душу населения, приближаясь к уровню 1990 г.

Производство ириса в общем объеме выпуска кондитерских изделий незначительно – 6%. Вырабатывают ирис двух видов – литой и тираженный на предприятиях местной промышленности в небольших количествах из-за низкой степени механизации процессов его производства. Литой ирис, например, «Золотой ключик», «Ледокол», изготовляют на отечественных поточно-механизированных линиях, не имеющих аналогов за рубежом.

Продукция отечественных производителей пользуется стабильным спросом у населения. В отрасли проводится целенаправленная работа по техническому перевооружению предприятий, повышению качества продукции, внедрению современных инновационных технологий, новых видов упаковки и оборудования. Осуществляется постепенное насыщение рынка разнообразными изделиями. Стремительно растет число кондитерских брендов, предприятия тратят все больше средств на рекламу. По мере роста благосостояния населения страны уменьшается значение ценового фактора, на первое место выходят качественные и потребительские свойства продукции.

Кондитерская промышленность остается одной из инвестиционно-привлекательных, особенно для иностранных компаний. Инвесторов привлекают масштабность отечественного рынка кондитерских изделий, высокие темпы роста и перспектива роста в будущем.

В отрасли все больше наблюдаются процессы концентрации производства, объединения и слияния производств. В настоящее время успешно функционирует холдинг «Объединенные кондитеры» (15 предприятий), «СладКо» (два предприятия), «Нестле-Фуд» (три фабрики). Две кондитерские фабрики - Липецкая и Курская вошли в состав украинских объединений «АВК» и «Киев-Конти». Как правило, фабрики, вошедшие в объединения, наращивают объемы производства, улучшают и другие экономические показатели своей работы. Тенденция объединения и укрупнения с целью консолидации усилий и своих ресурсов в конкурентной борьбе будет продолжаться.

Предприятия кондитерской промышленности, расположенные на территории Российской Федерации, контролируют примерно 87% рынка по физическому объему. Внутренний рынок остается для российских кондитеров, по сути, единственным. Доля экспорта в общем объеме внутреннего производства весьма незначительна – 7,5%, или порядка 170 тыс. т. В основном продукция экспортируется в страны СНГ. В страны дальнего зарубежья осуществляются небольшие «имиджевые» поставки.

Это связано с тем, что при экспорте в страны ЕС приходится сталкиваться с жесткой защитной политикой, проводимой там в интересах собственных производителей продукции (очень высокие ставки ввозных таможенных пошлин). Страны СНГ в последние годы также стали проводить на государственном уровне политику защиты и поддержки местных производителей.

Так, еще в 2001 г. Украина изъяла из режима свободной торговли кондитерские изделия. Кроме того, она оказывает государственную поддержку своим предприятиям, снижая пошлины на ввозимое сырье, материалы, оборудование, налоговую нагрузку.

Казахстан с 1 января 2005 г. ввел повышенные ввозные таможенные пошлины до 42 % от стоимости изделий.

В такой ситуации перед российской кондитерской промышленностью стоит задача - не допускать роста импорта продукции. Чтобы не потерять своей доли на внутреннем рынке, необходимо добиваться равных с зарубежными. Жесткая конкуренция с зарубежными кондитерами и наличие развитого производства внутри страны заставляет российских производителей искать новые рынки сбыта. Сейчас, при насыщении внутреннего рынка, отечественные предприятия увеличивают экспортные поставки, объемы которых выросли за последних три года на 77,4%.

Основным покупателем российских кондитерских изделий остается Казахстан. За период с 2002 г. по 2004 г. экспорт в эту страну вырос на 61,6% и почти достиг объема $69 млн, в натуральном выражении он составил 41 тыс. т. Казахстан является ведущим потребителем российского шоколада и изделий из него - более 55% поставок из России приходится именно на этот вид кондитерских изделий.

Стабильным партнером России на внешнем рынке продолжает оставаться Украина. Объемы экспорта в эту страну за указанный период выросли в натуральном выражении на 86,5% при одновременном увеличении цены на продукцию в среднем на 14%.

Тем не менее, в 2004 г. объемы украинского импорта кондитерских изделий в Россию в 9 раз превысили объемы встречных экспортных потоков. При этом, несмотря на изменения в политике украинских производителей, средняя цена на продукцию российского производства по-прежнему превышает цену украинской продукции в 2,1 раза.

Не произошло ожидаемых серьезных изменений и в структуре товарообмена кондитерскими изделиями между двумя странами. В экспортных потоках ведущую роль по-прежнему играют шоколадные изделия. Вопреки прогнозам экспертов, доля развесных конфет в этом сегменте не уменьшилась, а наоборот, выросла с 89,7% в 2002 г. до 93,7% в 2004 г. Однако следует отметить значительное замедление темпов роста импорта в Россию украинской карамели. В частности, за 3 года прирост составил всего 19%.

Таким образом, борьба за рынок кондитерских изделий утихать пока не собирается. Иностранные компании ищут новые пути выхода на российский рынок. В частности, один из ведущих зарубежных поставщиков, компания Alfred Ritter, на долю которой приходится около 5% всех ввезенных в 2004 г. шоколадных изделий, занимается наладкой в нашей стране собственного производства. Украинские кондитеры постепенно переходят на выпуск продукции среднего и высокого ценовых сегментов. Ну а отечественные компании ищут новые рынка сбыта, наращивая объемы экспорта в страны не только ближнего, но и дальнего зарубежными конкурентами условий производства и реализации.

Учитывая сложившуюся ситуацию на российском кондитерском рынке, Правительством Российской Федерации принято постановление № 604 от 12 октября 2005 г. о введении повышенных специальных пошлин на ряд кондитерских изделий и сырья для их производства, ввозимых из Украины: патоку крахмальную, кондитерские изделия из сахара (конфеты и карамель), не содержащие и содержащие какао.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации № 771 от 17 декабря 2005 г. с января 2006 г. сроком на 9 месяцев введена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на какао-бобы, а постановлением № 820 от 28 декабря 2005 г. - на отдельные виды арахиса.

Всесторонний анализ работы пищевых отраслей за годы проведения рыночных преобразований в экономике показывает, что пока не удалось в полном объеме решить все проблемы. Многие виды продукции отечественных товаропроизводителей неконкурентоспособны по сравнению с субсидируемым импортом продовольствия. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в последние годы растет и в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия превышает 32 %.

С целью создания благоприятных условий роста отечественного производства продовольствия требуется осуществить ряд мер по развитию АПК как на законодательном, так и на правительственном уровне. Необходимо снизить налоговую нагрузку на производителей продовольствия и сельскохозяйственной продукции, принять меры, стимулирующие проведение технического перевооружения производства и внедрение новейших технологий, техники и оборудования.

В настоящее время разработка и реализация таких мер ведется. В частности, активно проводится работа по подготовке к реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Анализируя развитие кондитерской промышленности, в целом можно отметить, что от активности ее рынок переходит к стабильности, что, в свою очередь, позволяет говорить о появлении самобытного пути отрасли. Выделяя кондитерское производство как отдельное направление, можно констатировать следующее:

• конкурентная борьба между предприятиями на рынке достаточно интенсивна, рынок поделен между ними соответственно на сегменты и сферы влияния как по региональному, так и по потребительскому и дилерскому принципам;

• нарастающая тенденция к слиянию и поглощению повышает имеющиеся барьеры вхождения в рынок;

• иностранные инвесторы, нацеленные на ведение агрессивной политики на рынке, готовы вкладывать деньги в региональные средние, но перспективные предприятия;

• существующие мировые цены на сахар и какао-бобы выступают как «естественный фильтр» игроков на рынке, тем самым, отсеивая новичков и слабых конкурентов.

Из тенденций, которые определяют отдельные пути развития отрасли, можно выделить направленную на «оздоровление» кондитерской продукции. На фоне общего стремления к здоровому образу жизни, пропаганды вреда сладкого, использования различных натуральных заменителей сахара кондитерам приходится не только декларировать снижение калорийности своей продукции, но и подкреплять это на практике. А это, в свою очередь, требует высоких затрат на разработку современных технологий, формул, исследования, перехода к использованию сырья новых видов.

На основе проведенного анализа и ознакомления с публикациями (отчеты, заявления, аналитические материалы агентств, изучающих данную отрасль) можно сделать следующие прогнозы:

• кондитерская промышленность в России работает не на полную мощность, весь ее потенциал не задействован. Об этом свидетельствуют исследования рынка (потребление шоколада, например, составляет всего 2 кг в год на душу населения, а в развитых странах 10-15 кг). Таким образом, отрасль будет развиваться, но за счет иностранного присутствия, т. е. действующие на российском кондитерском рынке зарубежные компании будут увеличивать свою долю, не исключено и появление новых заграничных игроков;

• российские кондитерские фабрики, расположенные в Центральном регионе («Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт»), будут расширять сферу деятельности, покупая мелкие производства.

В конкурентной борьбе иностранные компании кондитерской отрасли будут использовать еще больше средств по сравнению с нынешними, чтобы достичь эффекта узнавания своей продукции покупателями, так как для них интереснее продукты, отнесенные к премиум-классу, и сегменту, потребляющему именно продукт этого типа.

Предприятия кондитерской промышленности, в т. ч. сахаристые:

1.         ООО «Марс», Московская область

2.         ОАО «Кондитерское объединение «Россия», г.Самара

3.         ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский», г.Москва

4.         ЗАО «Штольверк Рус», Владимирская область

5.         ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», г.Москва

6.         ОАО «Рот Фронт», г.Москва

7.         ЗАО «Нева Чупа-Чупс», г.Санкт-Петербург

8.         ЗАО «Фирма Конфи», г.Екатеринбург

9.         ОАО «Волжанка», г.Ульяновск

10.      ОАО «Кондитерская фабрика «Камская», г.Пермь

11.      «Кэдбери», ЗАО с иностранными инвестициями, Новгородская область

12.      ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской», г.Санкт-Петербург

13.      ОАО «Кондитерская фабрика «Ударница», г.Москва

14.      ОАО «Южуралкондитер», г.Челябинск

15.      ОАО «Кондитерская фирма «Алтай», г.Барнаул

16.      ОАО «Кондитерская фабрика «Славянка», Белгородская область

17.      АООТ «Конфил», г.Волгоград

18.      ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», Нижний Новгород

19.      АОЗТ «Первый кондитерский комбинат Азарт», г.Санкт-Петербург

20.      ОАО «Галан», Краснодарский Край

21.      ТОО «Кондитер»,г.Курск

22.      ОАО «Акконд», г.Чебоксары

23.      ОАО «Брянская кондитерская фирма», г.Брянск

24.      ЗАО «Краскон», г.Красноярск

25.      ОАО «Казанская кондитерская фабрика «Заря», г.Казань

26. ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», г.Воронеж

В отрасли проводится целенаправленная работа по оптимизации ассортимента в сторону увеличения сахаристых кондитерских изделий как традиционно производимых, так и совершенно новых, идет внедрение современных инновационных технологий, упаковки новых видов, повышается качество кондитерской продукции.

К 2010 г. рынок кондитерских изделий в России вырастет на 15%. Об этом заявил глава российского подразделения компании Nestle (Швейцария) Ганс Гульденберг, пишет газета "Ведомости". По данным Г. Гульденберга, в 2002 г. объем рынка кондитерских изделий в России составил 1.5 млн тонн, из них 732 тыс. тонн пришлось на бисквиты, 423 тыс. тонн - на продукцию из сахара и 421 тыс. тонн - на шоколад. В 2003 г. рынок вырос до 1.6 млн тонн, причем сегмент бисквитов - до 750 тыс. тонн, шоколада - до 434 тыс. тонн, а сегмент продуктов из сахара снизится до 415 тыс.тонн.

2. Анализ и динамика роста цен на ирис в г. Кирове

В Кировской области изготовлением ириса занимается один Кировский макаронно-кондитерский комбинат. У данного комбината нет конкурентов в городе и поэтому в основном, на прилавках магазинов чаще можно встретить ирис именно этого производителя. Поэтому цена на ирис устанавливается производителем

Цены на ирис в 2007 г.

№ п/п Название объекта исследования Цена руб./кг
1. Ирис «Сливочный» 86,00
2. Ирис «Школьный» 88,00
3. Ирис «Нежный» 84,00

Цены на ирис в 2009 г.

№ п/п Название объекта исследования Цена руб./кг
1. Ирис «Сливочный» 100,00
2. Ирис «Школьный» 102,00
3. Ирис «Нежный» 98,00

В сравнении с 2007г. цена на ирис (на начало 2009г.) выросла примерно на 16,28% ирис «Сливочный» 16% - ирис «Школьный» и на 16,7 % на ирис «Нежный».


Использованная литература:

1.         Минифай Б.У. Шоколад, конфеты, карамель и другие кондитерские изделия / пер. с англ. под общ. научн. ред. Т.В. Савенковой. – СПб.: Профессия, 2005.- 808 с.

2.         Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2005.- 416 с.

3.         Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.-544 с.

4.         Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону :издательский центр «МарТ», 2001.-224 с.