Доклад: З.Фрейд. Психоналитический метод и его философская интерпретация
Раздел: психология, педагогика
Тип: доклад
Выдвижение психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже 19 - 20 вв. Когда австрийский врач-невропатолог Фрейд (1856-1939) предложил новый метод лечения неврозов, получивший название психоанализа. Его метод стал известен как метод свободных ассоциаций.
Суть ее в том, что индивид, наблюдая одно явлений, подразумевает другое, причинно связанное и эта ситуация находится под контролем сознания и мышления. Фрейд рассматривает ассоциацию с целью полного исключения сознания. Объектом изучения является цельная человеческая личность. Личность рассматричается, как продукт биологической эволюции с тесной зависимостью от общественно-культурной среды. При этом, приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного, мировоззренческим ориентиром являются философия Шопенгауэра и Ницше. Человек - не мягкосердечный, а агрессивный. Если Шопенгауэр усматривает смысл жизни в отказе от нее, а Ницше утверждает 'жизнь для жизни', то Фрейд пытается провести баланс между жизнью и смертью.
Основным предназначением 'инстинкта к жизни' является воспроизводство раздражений. Носителями раздражения является психосексуальная энергия. Укрощая жизненную сексуальную энергию, организм стремится к смерти. Механизмом, осуществляющим баланс между 'стремлением в жизни' и 'стремлением к смерти', является влечение (способность организма к восстановлению какого-либо прежнего состояния).
При достижении устойчивости психического состояния человека, влечения могут выполнять конструктивную и деструктивную роль (садизм - внутренний пассивный успокоитель сексуального раздражителя, направлен вовне: вытесненное стремление к смерти).
Согласно Фрейду, течение психических процессов регулируется принципами постоянства, удовольствия, реальности.
Бессознательные процессы подчинены принципу удовольствия, содержание которого определяет индивидуальное развитие психики.
Состояние удовольствия всегда находится в зависимости от количества имеющегося в психике какого-либо возбудителя; оно обеспечивается системой влечения и имеет своим результатом удовольствие, т.е. понижение количества раздражений. Но в организме всегда существует то, что содействует нарастанию возбуждения, а это нарушает нормальные функции психической деятельности и воспринимается как неудовольствие. Поэтому, психический аппарат удерживает имеющееся в нем количество возбуждения на постоянном уровне. В этом постоянстве - самосохранение организма.
Бессознательное и его роль в культуре.
Европа всегда видела в личности цель и смысл существования мира. Она склонна к признанию и объективному истолкованию материи. Испуг перед темными безднами бессознательной среды человеческой личности вызвал в Европе не стремление отказываться от личностной формы существования, но желание подавить, и если есть возможность, вылечить личность посредством осознания хотя бы маленькой толики из бездны бессознательного. Это - позиция Фрейда. Отстаивая преолбладание воли по отношению к разуму, философ высказал немало оригинальных идей, относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма - воля являет собой простой придаток разума или просто отождествление с ним. На неоходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разумного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить его страстей.
Личность разделена на Оно, Я (эго) и Сверх-Я (супер эго). 'Оно' - сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. 'Оно' лишено сомнений, противоречий и отрицаний. Все инстинкты и влечения связанные с ним Фрейд делит на две противоположные группы: первая охватывает влечения 'Эго', инстинкты смерти, агрессии и разрушения (тенденции, толкающие человеческий организм к возврату в животное состояние), а вторая - половые инстинкты, инстинкты жизни (эротическая любовь).
Сознание личности - система внешних запретов и правил (супер-эго), а истинное содержание индивидуального (эго) составляет нечто 'надсознательное' (оно), содержащее импульсивные влечения и стристи. Между ними существует постоянный конфликт, причем разум враждебен индивидуальности. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, которые подавляют подсознательную сферу. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки:) или прямо ненормальных (неврозы, психозы).
Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличивает его роль в поведении нормального, здорового человека, который руководствуется разумом, адекватно отображающем логику вещей и событий.
Список литературы