Реферат: Варианты стратегического поведения экспортеров

Название: Варианты стратегического поведения экспортеров
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: реферат    

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский Государственный университет

Факультет управления

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: варианты стратегического поведения экспортеров

Исполнитель: студентка

 431 группы

Швецова Елена

Преподаватель: д. э. н.,

профессор Болотов С. П.

Сыктывкар 2008


Содержание

Введение

Обзор литературы

Схема исследования

Разработка гипотезы

Выборка респондентов

Разработка анкеты

Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Функционирование предприятия в условиях рыночных отношений невозможно без разработки и реализации целого комплекса функциональных и подфункциональных стратегий, которые образуют общую стратегию бизнеса. В последнее время многие предприятия в силу объективных причин уделяют все большее внимание вопросам освоения внешних рынков и формирования экспортной стратегии.

Работа на внешних рынках характеризуется большим по сравнению с внутренними рынками уровнем рисков, обусловленных различиями в социально-культурных, экономических, политических, правовых факторов зарубежных стран; более высоким уровнем конкуренции; высокими требованиями к качественным характеристикам товара, упаковке, маркировке,  а также более высоким уровнем затрат, связанными с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией экспортной стратегии. В этой связи при формировании вышеуказанной стратегии необходимо оценить, насколько значительное  влияние оказывает на нее те или иные внешние факторы.

В литературе, когда речь идет о стратегии, как правило, не уточняется, разрабатывается она для всей продукции предприятия в целом или для каждого выпускаемого товара в отдельности. Необходимо выделять частные и общую экспортные стратегии предприятия. Частная экспортная стратегия разрабатывается для каждого вида продукции, марки, товара на всех существующих и перспективных рынках. Общая экспортная стратегия предприятия объединяет все частные экспортные стратегии.

Цель моего исследования – проанализировать различные варианты экспортного поведения экспортеров и из них выбрать наиболее успешные и прибыльные для предприятия; определить, от каких факторов зависит экспортная стратегия.

Задача, которую я перед собой поставила – это распознать, какие главные факторы влияют на успешную экспортную стратегию.

Объектом моего исследования выступает определенная организация – Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК и ее линейные менеджеры.

Предметом является поведение организации – экспортера при выходе на рынок, динамика.

 Актуальность работы определяется в первую очередь тем, что в настоящее время экспорт в Республике Коми составляет значительную долю в общем объеме производства продукции (по некоторым продуктам до 50%), и лесная промышленность выживает в основном благодаря экспортным поставкам.


Обзор литературы

При исследовании стратегического поведения экспортеров я использовала статьи: Кисловой Ю. Е. «Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия», статью Хотяшевой О. К. «Стратегическое планирование инновационной деятельности», учебник «Основы маркетинга» Ф. Котлера, учебное пособие С. П. Болотова «Организационная культура и эффективность менеджмента», учебное пособие Пшунетлева В. А. «интернализация российских предприятий».

За основу для своей работы я выбрала статью Кисловой Ю. Е. «Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия». Она опубликована в журнале «Менеджмент в России и за рубежом» №1, 2002 год.

Проанализировав статью, я пришла к выводу, что цель, которую поставила для себя Кислова Ю. Е. при написании своей работы, эмпирического исследования – это определить какие факторы влияют на экспортную стратегию предприятия.

Ее вклад в теорию менеджмента определяется тем, что Кислова Ю. Е. посчитала необходимым выделить частные и экспортную стратегии предприятия, при том, частная экспортная стратегия разрабатывается для определенной марки, товара, а общая экспортная стратегия объединяет все частные.

Проработав точки зрения ряда авторов, которые занимались данным вопросом, а именно М. Мескон, Боумэн, Элбинг, Д. Дэниелс, Радеба, Томпсон, Кислова вывела определенные факторы, влияющие на экспортную стратегию предприятия – это четырехуровневая модель влияния внешних факторов.

Таким образом, влияние факторов внешней среды на общую экспортную стратегию может быть определено через его частные экспортные стратегии. При реализации частной экспортной стратегии в стране экспортера на нее оказывает непосредственное влияние поставщики различных ресурсов (сырья, вспомогательных материалов), которые необходимы для экспортного товарного ассортимента. Следовательно, выводом является, что среди факторов макросреды в стране экспортера Кислова выделила политические, экономические, правовые факторы. В стране импортера на частную экспортную стратегию на микроуровне  оказывают влияние конкуренты, потребители; на макроуровне – политические, правовые, экономические, социально – культурные факторы. Своей статьей Кислова показала нам, от каких именно факторов зависит наилучшая экспортная стратегия предприятия – это ее авторская находка!

Схема исследования

 


Разработка гипотезы:

 

Гипотеза №1: Доля рынка тем выше, чем сильнее стратегическое поведение предприятия.

Доля рынка

 
 


                    

 


сильное

 

среднее

 

слабое

 
                                                                                     x

Рис.1

Гипотеза №2: Стратегическое поведение возрастает, если возрастают его финансовые возможности, т.е., если предприятие имеет большие финансовые возможности, оно будет больше средств вкладывать в разработку и реализацию продукции, продвижение его на мировой рынок.

Чтобы доказать данную гипотезу, мы проведем анкетирование линейных менеджеров предприятия МБП СЛПК.

 

Выборка респондентов:

В качестве единицы анализа я предполагаю не использовать все предприятие – экспортер, а только один экспортный проект. Экспортный проект определяется как экспорт одного вида продукции на один рынок. Предприятие – экспортер может осуществлять одновременно несколько экспортных проектов, которые могут развиваться с разной степенью активности. Поэтому оценка результата экспорта всего предприятия может дать усредненное значение результатов нескольких проектов, которое не будет адекватно отражать ни один из них.

Выборка для проведения практического исследования была составлена из предприятия МБП СЛПК, экспортирующего бумажную продукцию (офисную бумагу). Сегодня именно бумажная продукция является той группой продукции, стимулирование экспорта которой, по моему мнению, наиболее важно для Республики Коми. Чтобы доказать правильность данной гипотезы, я выбрала метод – анкетирование, которое собираюсь провести среди линейных менеджеров предприятия Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК.

Разработка анкеты

Анкета разработана по Гипотезе №2 «Стратегическое поведение возрастает, если возрастают его финансовые возможности».  Чтобы доказать данную гипотезу, следует задать ряд вопросов, которые состоят из двух блоков. Первый блок направлен на определение финансовых возможностей предприятия, а второй – на его стратегическое поведение. Исходя из этого, строится график зависимости одной переменной от другой, а именно стратегическое поведение зависит от финансового положения предприятия, от его финансовых возможностей.

Фин. возможности

 
 


                    

 


сильное

 

среднее

 

слабое

 
                                                                                    x

Рис. 2

Результаты исследования

Проведя анкетирование пятнадцати линейных менеджеров предприятия Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК, и проанализировав их ответы, я сделала вывод, что моя гипотеза №2 верна, а именно стратегическое поведение экспортеров возрастает, если возрастают его финансовые возможности.

Анкетируемые отвечали, что их предприятие много средств тратит на НИОКР, у служащих хорошо оборудованы места работы, очень часто проводятся тренинги, семинары, и менеджеры считают, что их предприятие на мировом рынке занимает большую долю. Следовательно из ответов что гипотеза №2 «Стратегическое поведение возрастает, если возрастают его финансовые возможности», которую я разработала, доказана.

Фин. возможности

 
 

 


                    

 


сильное

 

среднее

 

слабое

 
                                                                                    x

Рис.3


Заключение

 

На определенном этапе своей деятельности любая компания, целью которой является долгосрочное эффективное существование на рынке, выбирает в зависимости от финансовых возможностей ту или иную экспортную стратегию. Это может быть стратегия технологического лидера, по средством которой производится постоянный вывод новейшей продукции, который не имеет аналогов; также стратегия следования за лидером. Целью предприятия, которое выбрало данную стратегию, производство и реализация аналогичного с лидером товара. Стратегию копирования выбирают предприятия с низкими финансовыми возможностями. У этих предприятий отсутствует сильная база НИОКР, они приобретают лицензии на право производства и коммерциализации нового товара и начинают производство точной копии продукта.

Следую принципу комплексного подхода к инновациям, можно предположить, что наиболее оптимальным решением является сочетание активных и пассивных стратегий в рамках осуществления инновационной политики. Данный подход дает уникальное конкурентное преимущество новаторам, т.к. предполагает не только научно-техническое первенство, но и наличие сильных маркетинговых позиций.


Список литературы

 

1.                Болотов С. П. Учебное пособие «Организационная культура и эффективность менеджмента». Сыктывкар, 2000.

2.                Хотяшева О. К. Стратегическое планирование инновационной деятельности // Менеджмент сегодня. №5, 2003.

3.                Васильев К. С. Экспортный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. №3, 2002.

4.                Кислова Ю. Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 2002.

5.                Ф. Котлер Основы маркетинга. Учебник. ИМА – Кросс, 1995. С. 702.


Приложение

 

Анкета

 

Блок №1:

1.                как вы считаете, много ли предприятие тратит денег на НИОКР?

·                    Не знаю

·                    Не интересуюсь

·                    Мне все равно

·                    Средне

·                    Выше среднего

·                    Много

·                    Очень много

2.                Проходит ли на предприятии обучение персонала, семинары, тренинги?

·                    всегда

·                    Очень часто

·                    Часто

·                    Не часто

·                    Редко

·                    Очень редко

·                    Никогда

3.                Хорошо ли оснащены ваши рабочие места?

·                    Очень плохо

·                    Плохо

·                    Обычно

·                    Выше среднего

·                    Хорошо

·                    Очень хорошо

·                    прекрасно

4.                Часто ли на предприятии проводится замена оборудования?

·                    постоянно

·                    Очень часто

·                    Часто

·                    Не часто

·                    Редко

·                    Очень редко

·                    Никогда

Блок №2:

5.                Считаете ли вы свое предприятие высококонкурентоспособным?

·                    Никогда не считал(а) таким

·                    Нет

·                    Не знаю

·                    все равно

·                    считаю таковым

·                    всегда считал(а) таким

·                    безусловно

6.                Как вы оцениваете свое предприятие на мировом рынке? Ее положение?

·                    Не знаю

·                    Не интересуюсь

·                    Мне все равно

·                    Средне

·                    Выше среднего

·                    Большая доля рынка

·                    Очень большая доля рынка

7.                Как вы считаете, какой экспортной стратегии придерживается ваше предприятие?

·                    Слабое стратегическое поведение

·                    Средне-слабое стратегическое поведение

·                    Среднее стратегическое поведение

·                    Средне-высокое стратегическое поведение

·                    Высокое стратегическое поведение

·                    Очень высокое стратегическое поведение