Реферат: Предмет и функции биоэтики

Название: Предмет и функции биоэтики
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат    

Введение

Одна из областей современной науки, в которой этические проблемы являются не только объектом дискуссий и обсуждений, но и конкретных крупномасштабных действий, - биомедицинские исследования. Беспрецедентно быстрое развитие институтов, структур и механизмов этического регулирования в этой области побуждает во многом по-новому оценивать взаимоотношения между наукой и этикой, а также возможности их взаимодействия.

В системе общемедицинских и этических знаний выделяют три направления, касающиеся здоровья и жизни человека: экологическая этика, биоэтика, биомедицинская этика.

Экологическая этика рассматривает фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде "Человек - Общество - Природа", где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные моральные субъекты.

Биоэтика вырабатывает нравственные принципы отношения к Жизни и иному Живому, направленные на заботу о правах биоса и основанные на формуле А. Швейцера: "Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить".

Биомедицинская этика исследует нравственное отношение общества и профессионалов-медиков к жизни, здоровью и смерти Человека, включая и традиционные установки медицинской деонтологии. Биомедицинская этика основывается на общечеловеческих ценностях, которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности и обретают особый смысл и специфику в профессиональной деятельности врача.

Цель данной работы – рассмотреть предмет и функции биоэтики.

Задачи: рассмотреть основы биоэтики; выявить предмет биоэтики; изучить функции биоэтики.


1 Объективные предпосылки возникновения и развития биоэтики как научной дисциплины

Современное науковедение, социология науки, основные предпосылки, факторы и условия возникновения отдельных отраслей социального знания, научных дисциплин, как правило, объединяют в три группы. Во-первых, отмечается возникновение новых реальностей в окружающей среде обитания человека, новых проблем воспроизводства и поддержания его жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Во-вторых, обычно констатируется саморазвитие научного знания как такового, опирающегося на традиционный для него и обновляющийся научный категориально-понятийный аппарат. В-третьих, учитывается феномен индивидуально-личностной субъектности ученого исследователя, потенциал знаний которого, его научная интуиция, исследовательские возможности существенным образом воздействуют на возникновение и развитие новых отраслей знаний, научных дисциплин.

Третья группа рассматриваемых причин обычно характеризуется только как субъективный фактор развития научного знания. Это верно, но лишь отчасти. Очевидно и то, что само существование выдающихся ученых, определяющих новые горизонты науки о человеке, обществе и природе, - явление объективное, характеризующее известным образом общественную жизнь, прежде всего эволюцию научного знания. При этом, конечно, следует учитывать индивидуально-личностные характеристики, способности, характер, темперамент исследователя и гражданина каждого ученого, что во многом определяет масштаб и характер приращения научного знания.

Рассмотрим с учетом названных групп факторов и условий, определяющих развитие научного знания, основные предпосылки возникновения и прогрессивной эволюции теории социальной работы как науки. Прежде всего, обратимся к тем реалиям жизни современного человека, которые стали объектом изучения новой научной дисциплины.

Историко-социологические, статистические, социально-экономические исследования второй половины прошлого века и те, что были проведены в текущем столетии, свидетельствуют о выходе социальнобытовой проблематики в число приоритетных и глобальных, ее массовом возросшем влиянии на развитие экономики, политических и социокультурных процессов. Прежде всего следует отметить такое явление общественной жизни, как массовая урбанизация, ставшая следствием интенсивного промышленного развития ведущих индустриально развитых стран той поры. Массовое переселение сельских жителей в города многократно увеличило в обществе долю маргиальных слоев, прежде всего горожан первого и второго поколений, слабо адаптированных к условиям жизни в городе.

Массовая интенсивная урбанизация в XIX-XX вв. привела к ситуации, когда городское население стало доминировать по численности в большинстве индустриально развитых и среднеразвитых стран.

Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном, территориальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений (крупный город, средний или малый город, поселок городского типа, село, деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и различия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах поселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов.

Усложнение общественного производства, рост оснащенности работника, в целом - труда, повышение в нем роли и ответственности человека за результаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимозависимости, разностороннего влияния на эффективность повышения общих результатов профессиональной деятельности потребовали особого внимания к носителю рабочей силы, его здоровью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственные органы, и крупные фирмы начинают во второй половине XIX - начале XX в. все более активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональную подготовку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержания жизнеобеспечения человека, социальной сферой.

2 Предмет изучения и проблемы биоэтики

Проблемы биоэтики стали общеизвестными. Они более популярны в обыденном сознании нежели сама биоэтика - обычный случай когда дисциплина принадлежит миру науку, а предмет - миру обыденного общения, "светскому" миру. Этот предмет биоэтики, ее проблемы теперь непрестанно будоражат слух через средства массовой информации. Первой в "рейтинге" этих проблем стоит клонирование. В современной объективной морали настолько укоренен догмат автономности идентичности личности, что возможная потеря этой идентичности (вследствие клонального размножения) воспринимается как последнее зло, за которое следует карать, и которое не следует допускать. Далее в этом "рейтинге" можно расположить проблемы аборта и эвтаназии - проблемы связанные со смертностью человека. Суть этих проблем в вопросах "Обосновано ли убийство эмбриона?" - по отношению к аборту, и "Обосновано ли самоубийство пациента посредством врача?" - по отношению к эвтаназии. Так же к проблемам биоэтики относятся искусственное оплодотворение, такие аспекты взаимоотношений пациента и врача как информированное согласие, врачебная тайна[1].

"Биоэтика - междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Таковы морально-философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение "в пробирке", суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в т.ч. с ограниченной компетентностью, напр. детей или психиатрических больных); выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или недобровольной); отношения к умирающим больным (хосписы, кабинеты паллиативной помощи); вакцинации и СПИДа; популяционной политики и планирования семьи; междисциплинарной генетики (включая проблемы геномных исследований и манипуляций); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; экологии и ряд других. Термин "Биоэтика" был предложен в книге "Биоэтика: мост в будущее" (1971, Р.Ван Поттер) для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации (этика "консервации" природной среды человека); однако впоследствии значение термина изменилось. Тематическая связь с проблемами биомедицинской науки и практики естественным образом определяет синонимию термина "Биоэтика" с терминами "медицинская этика", "этика здравоохранения", "биомедицинская этика" и т.д."[2]

3 Функции биоэтики

Биоэтика - продолжение этики медицинской, а предмет анализа у них общий - здравие человека. Однако выделению биоэтики в отдельную дисциплину споспешествовало появление новых отраслей знания (кроме медицинского), таких как, например, генная инженерия. Кроме того, в своем моральном раскрепощении человечество договорилось до предложений по легализации эвтаназии. Иначе говоря, ту практику суицида, которая была доступна человеку в индивидуальном таинстве, теперь предлагается бесстыдно (прошу прощение за нормативность терминов) совершать в коллективе, при посторонней помощи. Ассистированное самоубийство - удар бичом по достоинству умирающего. Очевидец смерти - преступник, ее соучастник, и потому - убийца. Животное уходит умирать в одиночестве. Уместно занять "этики" в подходе к смерти из животного мира. "Будьте как животные, те хотя бы благородны" - писал Ницше. Эвтаназия, если завершать говорить о ней, должна оставаться в рамках индивидуального опыта самоубийства. Так вот, в биомедицинских изысканиях последних лет опасливым представителям науки стали очевидны новые угрозы для выживания человечества как вида. Молекулярная биология, генная инженерия в состоянии призвать в жизнь новые ее формы, способные вытеснить из среды обитания формы старые, представителем которых является в частности человек. Вариативности и многообразию особей внутри одного животного вида также грозит пострадать, буде станет возможным клональное размножение. Опасения относительно вероятной угрозы жизни человека как животного вида оформляются в кодексах профессиональной этики. Большинство научного сообщества время от времени выступает с коллективными заверениями в обязательности воздержания от экспериментов, грозящих необратимыми экологическими последствиями. Клонирование законодательно запрещено в ряде стран. Тем не менее, очевиден прогресс исследований подобных клонированию.

«Соблазн познания - коренная человеческая черта, от которой весьма вероятно настанет конец самому человеку. Культ познания обернется глобальной катастрофой. Сама собой напрашивается параллель с ветхозаветным сюжетом об изгнании из рая первых людей: приобщение к плоду с дерева познания добра и зла окончилось приобщением ко злу земного существования. Реализация новых биотехнологий может положить конец человеческой цивилизации. Человечество совершит возвратное движение, исчезнув, сознание перестанет быть атрибутом бытия, на какое-то время»[3].

Решение биоэтических, как и вообще этических проблем, естественно, должно осуществляться соответствующей антропологией или даже космологией. Если имеется общепринятое основание для понимания человека и мира, разумеется, легко прийти к согласию в рассмотрении и решении проблем биоэтики и к столь же согласованным действиям. А если такой общей опоры не существует, то, конечно же, в каждом случае будут появляться собственные устои, и зачастую противоречащие друг другу.

В современном поликультурном и глобализованном обществе наблюдается множество существенных противоречий в отношении к антропологическим и космологическим вопросам. Но даже в той части мира, которая испытала влияние христианского Предания, в большой степени можно видеть те же явления. Тем более значительными оказываются эти противоречия, чем более заметно обмирщение, которое лишает человека и мир всякого возвышенного измерения и перспективы.

Биоэтика, пытаясь постичь и исследовать главные направления развития, созданные скачкообразным ростом биологии и медицинской технологии, разрабатывается почти исключительно на безличном основании. Она опредмечивает свои данные и превращает людей в цифры. Она пытается рассматривать общие тенденции, а не личности и не межличностные отношения. Она сосредоточивается на исследовании новых неожиданных вопросов и пытается разрешить их на мировом уровне с помощью самых общих принципов.

Поэтому, так как она не формируется на основании какого-либо религиозного исповедания или светского мировоззрения, она сводит к частным случаям, насколько это возможно, религиозные, метафизические и прочие воззрения в мире и пытается утвердить себя на утилитарных принципах и ценностях, которые могут быть приняты всеми людьми. Так, в биоэтике утверждаются принципы а) независимости б) избегания вреда и боли в) благотворительности и г) справедливости[4].


Заключение

Прошедший век оставил нам в наследство и современную биоэтику: науку с беспредельными амбициями и весьма ограниченным содержанием. Это неудивительно, если учитывать, что эта наука призвана согласовать самые разнородные методы и дать ответы на самые сложные вопросы человеческой жизни.

Эта научная отрасль выступила как самостоятельное направление научных исследований в шестидесятые годы прошлого века. Своим предметом биоэтика считает, прежде всего, исследование человеческой жизни. И в самом деле, биоэтика рассматривает все вопросы классической и новейшей врачебной этики в отношении человеческой жизни. Причиной, которая вызвала чрезмерный интерес к биоэтике – это стремительное развитие биологии и применение её разработок в медицине. Так что биоэтика предстаёт как расширенная разработка медицинской этики, и в центре её внимания стоят вопросы, поднятые главным образом под влиянием биологии на современную жизнь с использованием новейших медицинских технологий в течение всей жизни человека, начиная с самого его рождения до кончины.

Специально биоэтика исследует моральные вопросы, которые связаны, во-первых, с искусственным оплодотворением, лечением бесплодия, дородовыми исследованиями плода, контролем над рождением, прерыванием беременности, во-вторых, с поддержанием и улучшением биологического развития человека, клонированием, пересадкой тканей или органов, и в-третьих, с завершением человеческой жизни, с пассивной  или активной эвтаназией и связанными с этим вопросами[5].

Точнее говоря, исследование этих вопросов составляет предмет биомедицинской этики, потому что биоэтика относится ко всему живому и исследует отношения человека со всем живым миром. Но так как биомедицинская этика представляет собой важнейший раздел биоэтики, мы часто и называем её просто биоэтикой. Кроме того, многие распространяют компетенцию этой науки и за пределы одушевлённого мира, включая в неё уже всю окружающую среду и рассматривая все вопросы жизни человека в окружающей среде. Эти вопросы непосредственно связаны с различными отраслями жизни и деятельности человека.


Список литературы

1.  Глобализация и глобальность: химера и истина. – М., 2005.

2.  Иванюшкин И.А. Размышления о феномене биоэтики. – М., 2004.

3.  Мандзаридис Г. Христианская этика. – М., 2005.

4.  Тищенко П.Д. Биоэтика. // Этика. – М.: Гардарика, 2001.

5.  Этика. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2001.



[1] Этика. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2001.

[2] Тищенко П.Д. Биоэтика. // Этика. – М.: Гардарика, 2001.

[3] Иванюшкин И.А. Размышления о феномене биоэтики. – М., 2004.

[4] Глобализация и глобальность: химера и истина. – М., 2005.

[5] Мандзаридис Г. Христианская этика. – М., 2005.

Этика и эстетика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭТИКА И ЭСТЕТИКА Харьков ИД "ИНЖЭК" 2004 СОДЕРЖАНИЕ ...
С одной стороны, биоэтика есть продолжение медицинской этики.
Обсуждается статус биоэтики, отношения между врачом и пациентом и различные модели таких отношений, проблемы эвтаназии, право на смерть, биомедицинский эксперимент и пределы его ...
Раздел: Рефераты по этике
Тип: книга
Право на жизнь
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ 6 1.1. Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека ...
Так, в Заявлении Церковно-общественного совета Русской православной церкви по биомедицинской этике (1999 г.) говорится, что "православные священнослужители, ученые, врачи считают ...
95. Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинская этика и право.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Смоленская государственная медицинская академия кафедра философии курс биомедицинской этики Реферат Роль этических комитетов в современной медицине ...
Одни из них (например, датский Центральный научно-этический наблюдательный комитет) ориентированы в своей деятельности на осуществление "диалога с общественностью, ее образование в ...
Национальный этический комитет Российской медицинской ассоциации является общественной экспертно-аналитической организацией, призванной осуществлять экспертную оценку проблем в ...
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат
Право человека на эвтаназию
МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ. ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН. Курсовая работа по конституционному праву ...
Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию от самоубийства, совершаемого без участия другого лица.
Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназия, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический ...
Раздел: Рефераты по праву
Тип: реферат
Правовые и этические проблемы эвтаназии
Коми филиал Кировской Государственной Медицинской Академии Кафедра гуманитарных и социальных наук Дисциплина - Правоведение Реферат на тему: Правовые ...
Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в ...
Подобно эвтаназии самоубийство при пособничестве врача является неэтичным и подлежит осуждению со стороны медицинской общественности".
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат