Реферат: Профессиональная этика социального работника
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат
Содержание
Введение
1. Понятие и категории профессиональной этики
социального работника
2.Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.
Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.
Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной этики социального работника, рассмотрены ее особенности, перечислены основные категории этики социального работника, а также функции этики и принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник.
1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.
Объектом изучения профессиональной этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.
Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Социальная работа, как и любая деятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.
Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».
Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.
Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностная инструкция для отдельного работника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов социальной защиты и их работников.
Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.
Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.
Конечный результат. Результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколько отличается реальное от идеального — зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]
2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника
Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия работников;
- регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;
- организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
- управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;
- мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
- координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
- регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
- воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
- воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
- коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
- оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
- стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;
- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
- превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
- прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
- информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
- социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
- социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]
Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение разумных интересов клиента;
- личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;
- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
- принятие клиента таким, каков он есть;
- конфиденциальность;
- доброжелательность;
- бескорыстие;
- честность и открытость;
- полнота информирования клиента. [1, стр. 103]
Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.[2, стр.56]
Заключение
В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.
Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.
Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.
Список используемой литературы:
1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.
2. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
3. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.
4. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.
5. Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы. - Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002. - 54 с.
6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. -365 с.
7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998. – 96 с.
Философия и методология науки | |
Национальный Университет Узбекистана имени М. Улугбека Философский факультет Институт философии и права АН РУз. Учебно методический центр. Философия и ... Автор показывает, что все уровни неживой и живой материи, а также явления социальной жизни - нравственность, мораль, религия и т. д. - развиваются как диссипативные структуры. ... зависимости ученых друг от друга), есть и негласные традиции и нормы поведения, есть и общепринятая этика и протокол официальных отношений, есть ретрограды с обскурантами ... |
Раздел: Рефераты по философии Тип: учебное пособие |
Антология культурологии | |
Антология исследований культуры. (хрестоматия) Отв. ред. Мостова Л.А. Содержание: Раздел 1. Концепция науки о культуре. Уайт Л. Наука о культуре. Уайт ... Если придерживаться философских воззрений наших антикультурологов, этих физиков следует считать "нереалистическими". Подход У. уводит от этой дилеммы, поскольку символизирование является общим фактором идей, отношений, действий и предметов. |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: реферат |
История становления и особенности института компенсации морального ... | |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ... Главные положения естественно-правового учения стали нравственной и этической основой формирования правового института компенсации морального вреда. И прежде всего, это связано с тем, что моральный вред может возникать при нарушении не только конкретных нематериальных благ, свобод или неимущественных прав, принадлежащих ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: "Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы" Введение Обращение к основным этапам развития этики ... Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является, специально разработанный нормативный ... Эти новые ситуации создают дилеммы, требующие разрешения на основе анализа ситуации с точки зрения этики и морального обоснования принимаемых решений. |
Раздел: Рефераты по этике Тип: дипломная работа |
Компенсация морального вреда | |
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ... Для достижения указанной цели можно поставить следующие задачи: во-первых, показать историю развития института компенсации морального вреда, как в России, рассмотреть понятие ... Анализ лексического значения слов "мораль" и нравственность" позволяет сделать вывод о том, что закрепленное определение понятие "морального вреда" в статье 151 ГК РФ является ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |