Контрольная работа: Исследование социально-экономических и политических процессов

Название: Исследование социально-экономических и политических процессов
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: контрольная работа    

Содержание

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 6

Задание 8

Список литературы


Задание 1

 

Используя типологию П. Штомке, опишите следующие процессы:

1. выборы в Государственную Думу РФ

2. введение частной собственности на землю

3. дифференциация доходов населения.

выборы в Государственную Думу РФ

Данный процесс можно охарактеризовать, как

А) Быстротекущий

Сами выборы, как таковые, длятся в течение одного дня.

Б) Мезопроцесс

Можно предположить, что выборы являются макропроцессом, однако данный процесс, хотя и протекает на национальном уровне, однако не предполагает глобализации и не является долговременным.

В) Спланированный

Данный процесс, несомненно, инициирован "сверху", так как является обязательным на законодательном уровне.

Г) Эндогенный

Причины приводят в действие определенные силы внутри самого процесса.

Д)"Процесс-бумеранг "

Люди распознают процесс, но нередко ошибаются.

Е) В идеале данный процесс приводит к совершенно новым условиям и состоянием. Однако реальность показывает, что данный процесс можно рассматривать, как "морфогенезис".

Ж) Нелинейный, повторяющийся процесс

введение частной собственности на землю

Данный процесс характеризуется, как:

А) Быстротекущий

Б) Мезопроцесс

В) Спланированный

Г) Эндогенный

Д) Латентный

Е) Процесс приводит к совершенно новым условиям и состояниям.

Ж) Линейно направленный

Дифференциация доходов населения

Процесс:

А) Долговременный, хотя в некоторых политических системах может быть быстротекущим

Б) Мезопроцесс

В) Спонтанный

Г) Экзогенный

Д) Латентный

Е) Процесс приводит к совершенно новым условиям и состояниям.

Ж) Случайный ненаправленный

 

Задание 2

 

Приведите примеры различных методологий системного анализа в изучении социально-экономических и политических процессов (Заполните таблицу)

Системы Унитаризм Плюрализм Принуждение
Простые Исследование операций, системотехника Методология стратегических предположений У. Черчмена Методология критических систем В. Ульриха
Сложные Методология жизнеспособных систем С. Бира

Методология интерактивного планирования Р. Акоффа

Методология мягких систем П. Чекленда


Задание 3

 

В соответствии с алгоритмом, предложенным в УМК, разработайте примерную программу социологического исследования на тему: "Социальное самочувствие населения" Вашего региона, либо города, поселка и т.д.

1. Методологическая часть.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами.

Социальные процессы более инерционны в сравнении с экономическими. Однако они обладают огромным кумулятивным эффектом, накапливая прямые и косвенные следствия социально - экономических изменений, которые бумерангом возвращаются в хозяйственную практику через сознание и поведение людей. Доказательством этого является стремительный распад обществ "реального социализма", случившийся в СССР и странах Восточной Европы в конце 1980-х годов, который поставил перед политиками и учёными ряд инновационных проблем теоретического и прикладного характера.

Следовательно, всестороннее изучение социального самочувствия как одного из главных индикаторов адаптации населения к новым социально-политическим и социально-экономическим реалиям является в настоящее время актуальной научно-практической задачей. Актуальность настоящего исследования диктуется также и тем обстоятельством, что в настоящее время отсутствует общепринятый алгоритм операционализации индикаторов социального самочувствия как составляющей системы социального управления обществом.

Объектом исследования являются социальные группы, составляющие взрослое (от 18 лет и старше) население Новосибирской области, рассматриваемые с учётом социально-территориальных особенностей, в условиях меняющихся социально-экономических, социально-политических и социально-культурных факторов, характеризующих состояние российского общества.

Предмет исследования - социальное самочувствие населения как индикатор социальных процессов, адаптационных возможностей различных социальных групп в условиях трансформации ценностно-нормативной структуры российского общества.

Целью исследования явилось определение концептуальных подходов к анализу социального самочувствия населения и изучение динамики социального самочувствия на общероссийском и региональном уровне.

Основные задачи исследования заключались в том, чтобы:

систематизировать методологические и теоретические основы категории "социальное самочувствие";

исследовать специфику трансформации ценностно-нормативной структуры российского общества как базовой основы социального самочувствия;

обосновать и предложить модель структуры показателя "социальное самочувствие";

рассмотреть динамику социального самочувствия во взаимосвязи с социально-экономическими, социально-политическими и социально-психологическими факторами;

оценить роль территориального фактора как одного из важнейших аспектов социального самочувствия в сравнении с общероссийскими показателями;

определить место и роль социологической информации как элемента системы социального управления.

2. Методическая часть.

Одним из важных методических моментов в организации и проведении социологического мониторинга является разработка плана и структуры исследуемой выборки. Региональная выборка представляет собой четырёхступенчатую стратифицированную случайную выборку, включающую около 10 городов и районов области и свыше 20 населённых пунктов. Общее число респондентов в разных опросах составляет от 1400 до 1600 человек (статистические отклонения, 2s, при уровне значимости - 95% составляют от 2,7 до 2,5 процентных пункта).

Выборка респондентов, подлежащих опросу в рамках социологического мониторинга (половозрастной состав, образовательный уровень и т.д.), соответствует параметрам генеральной совокупности (по данным Госкомстата РФ) с ошибкой не более ± 2%.

Методы сбора - опрос и контент-анализ.

Инструментарий - анкета.

Обработка анкет определена программами DA-System 3, и Stadia (для более точного корреляционного анализа).

 

Задание 4

 

Используя "пятимерный план" Дж Гэллана, разработайте примерный опросник к исследованию "Социальное самочувствие населения" Вашего региона, либо города, поселка и т.д.

1. Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?

А) Полностью удовлетворен

Б) Удовлетворен

В) Не удовлетворен

Г) Затрудняюсь ответить

2. Насколько Вы сегодня спокойны или не уверены относительно своего будущего?

Полностью спокоен

Спокоен

Не совсем уверен

Не уверен

Затрудняюсь ответить

3. Каждый из нас ощущает близость с одними группами людей и не ощущает с другими. Скажите, пожалуйста, с какими из перечисленных групп Вы ощущаете близость?

С друзьями

С семьей

С людьми того же возраста

С людьми того же достатка

С людьми той же национальности

С людьми той же профессии, рода занятий

С товарищами по работе

С людьми, живущими в Вашем городе

С людьми того же вероисповедания, религии

4. Скажите, пожалуйста, с какими из перечисленных групп Вы не ощущаете близость?

С друзьями

С семьей

С людьми того же возраста

С людьми того же достатка

С людьми той же национальности

С людьми той же профессии, рода занятий

С товарищами по работе

С людьми, живущими в Вашем городе

С людьми того же вероисповедания, религии

5. Вы и Ваша семья стали жить лучше по сравнению с прошлым годом или хуже?

6. Какое из приведенных высказываний лучше подходит для характеристики Вашего материального положения?

А) остро нуждаюсь

Б) хватает только на еду

В) хватает на еду и некоторые мелкие бытовые вещи

Г) могу позволить себе покупку крупной бытовой техники

Д) Могу позволить покупку жилья

7. Ваш уровень жизни повысился по сравнению с прошлым годом?

А) Да

Б) Нет

8. Как Вы думаете, в ближайшем году Вы и Ваша семья будете жить лучше, чем сегодня?

А) Да

Б) Нет

9. Что Вас более всего стесняет в жизни на данный момент?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

10. Является ли Ваша семья, по Вашему мнению, социально защищенной?

А) Да

Б) Нет

11. Поддерживаете ли Вы социальные преобразования в России?

А) Да

Б) Нет

12. Поддерживаете ли Вы рыночные преобразования в России?

А) Да

Б) Нет

А теперь несколько слов о себе:

13. Ваш пол:

А) Мужской.

Б) Женский.

14. Ваш возраст:

А) До 25 лет.

Б) 26 - 35.

В) 36 - 45.

Г) 46 - 55.

Д) Старше 55 лет.

15. Ваше образование:

А) Высшее.

Б) Неполное высшее.

В) Среднее.

Г) Средне-специальное.

Д) Ниже среднего.

16. Ваш род занятий:

А) Рабочий.

Б) Фермер.

В) Служащий.

Г) Пенсионер.

Д) Учащийся, студент.

Е) Другое (напишите) _______________________________

17. Место проживания:

А) Город.

Б) Село.

Задание 5

Какими методами и почему отдается предпочтение при исследовании политических процессов и событий?

При исследовании политических процессов выбирается чаще аналитический вариант стратегического плана исследования. Данный вариант обосновывает выбор ряда методик, таких, как статистика, выборочное исследование, корреляционный анализ, анкетирование. Таким образом, основные методы - опрос и анализ документов. Кроме того, часто используются экспертные опросы, если необходимо изучить глубинные течения политических процессов. Кроме того, используются и специальные методы - исторический, логический, социально-исторические методы, методы смежных наук. Выбор данных методов обоснован их проверенностью и эффективностью.

 

Задание 6

 

Какую последовательность действий предусматривает методика экономических исследований и на основе чего осуществляется выбор конкретных методов проведения исследований?

Для изучения экономических процессов и явлений первостепенное значение имеет методология научного познания. Выбор методов обусловлен требованиями к исследованию, зависит от его технического оснащения. Также значительные факторы - масштабность и глубина охвата явлений, сложность исследуемых систем.

Сама методика экономических исследований включает в себя следующие этапы:

формулирование конкретной проблемы,

постановка целей и задач исследования,

выбор методов и последовательности их применения,

оценка полученных результатов.

 

Задание 7

 

Результаты анализа распределения заработной платы на двух предприятиях. Что вы можете сказать об этих распределениях? Какие показатели можно использовать для их описания? Какие показатели вы можете оценит, опираясь только на приведенные рисунки (абсолютные значения, знаки, в сравнении друг с другом…)? Постарайтесь использовать максимальное число показателей и терминов.

Оба распределения не являются нормальными. Однако на двух распределениях прослеживается прямая функциональная нелинейная связь.

Для описания распределений можно использовать такие показатели, как мода, медиана, кумуляту.

Можно определить, что распределение сделано на основе ранговой шкалы.

Только по распределениям можно оценить еще и некоторые абсолютные показатели, только при необходимости сравнения их друг с другом. Например, минимальные и максимальные заработные платы. Можно оценить степень финансирования предприятий, опираясь на средние заработные платы.

 

Задание 8

 

Имеются данные о времени доставки продукции на различные расстояния. Был проведен анализ. Подробно объясните, что проделал исследователь, что получилось в результате и как эти результаты можно использовать?

Исследователь изучил эмпирически в какие сроки проводилась доставка на различные, приведенные в таблице расстояния. Далее исследователь графически определил точки, отметив, какому расстоянию, какое время соответствует.

У исследователя не было цели построить график зависимости и оценивать ее. Исследователь хотел измерить тесноту связи между переменными. Для этого исследователь посчитал коэффициент корреляции и графически показал связь. Данный рисунок отражает сильную положительную корреляцию.

Данные результаты можно использовать, как основу для дальнейшего статистического изучения данной зависимости. Полученный результат - лишь показатель того, что время и расстояние тесно связаны друг с другом. Следовательно, изучать эту связь имеет смысл.


Список литературы

1.         Вавилина Н.Д., Демидов В.В., Папело В.Н., Храпов В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: УМК для дистанционного обучения. - Новосибирск: СибАГС, 2004