Реферат: Краткая история карт Таро
Откуда карты Таро пришли и когда были созданы – существует множество версий. В качестве корней карт полагали древнейшую традицию Индии или Египта, а также связывали с мистическим культом Митры. Согласно легендам, ныне Землю населяет достаточно юная раса, которая только-только начинает учиться. Для облегчения познания себя и вселенной людям была дана книга, описывающая структуру мироздания и трехмерного мира, в котором существует человечество, – книга Таро.
Другие многочисленные легенды, связанные с возникновением Таро, гласили, что карты были принесены в Палестину Моисеем, уведшим свой народ из Египта. Согласно легенде, в Древнем Египте имелся храм, в котором проводились мистерии оккультного посвящения. Каждая из последовательных ступеней инициации проводилась в особой комнате. Всего их было 22. На стенах комнат имелись символические картины, от которых впоследствии произошли Великие Арканы Таро.
В Палестине к знаниям, заключенным в оболочке карт, прибавилась Каббала. Древнееврейские каббалистические корни прослеживаются в Таро гораздо четче, нежели доказательство существования "Книги Тота" (Великих Арканов Таро) Древнего Египта. До сих пор реальных доказательств того, где и когда возникло Таро, не найдено. Крупнейший специалист в области Таро А. Уэйт категорически утверждал: «Никакой истории Таро до XIV века не существовало». Наверное, истина лежит где-то посередине.
Споры ведутся и о том, что означает само слово «Таро», впервые упоминаемое в конце XVI века. Версий и легенд существует немало, начиная от замысловатой египетской («Путь Царей» от тар = «путь» и рош = «царь») или древнееврейской («Божественный закон» = Тора), до простой (по названию реки Таро близ города Палермо в Италии, где поблизости были изготовлены первые карты). Впервые странные карты с рисунками, завораживающими людей, появились в Европе в середине XV столетия. Первое документированное упоминание карт относится к 1367 году, когда в каноне Берна появился запрет на карточную игру, но уже в 1392 году Жакмен Грингоннер создал три колоды Таро для развлечения французского короля Карла VI.
Таким образом, первые европейские колоды – из тех, что включали не только обычный набор четырех мастей, но и дополнительные изображения, известные ныне как Старшие Арканы или Козыри Таро, были созданы в Италии (колода Карла IV и колода Висконти-Сфорца).
К XVIII веку стараниями отцов церкви, активно искореняющих ереси, карты Таро обращались только в кругах оккультистов. Недоступные большинству людей, не связанные с каким-либо философским или духовным мировоззрением, карты соответствующим образом были «переработаны», чтобы подходить под определенные верования группы или ордена, обладавших ими. Дошедшие до нас карты Таро представляют собой гибрид, на формирование которого оказало влияние все, начиная с каббалистического учения до легенд о короле Артуре и практик розенкрейцеров.
В середине XVIII в. француз Антуан Кур де Жебелен выводит происхождение карт Таро с Египтом. Начиная с него, все оккультисты стали создавать «исправленное» или «восстановленное» Таро.
В конце XVIII в. французский оккультист Эттейлла создает первый мантический словарь карт Таро.
В середине XIX в. Элифас Леви в своей работе "Учение и ритуал высшей магии" впервые связывает Каббалу и Таро. Одновременно с этим он объявляет Таро ключом ко всем оккультных наукам и практикам. Эту идею развивает Папюс, связавший козыри Таро с астрологическими соответствиями.
В начале 20 в. публикуются работы А. Кроули и А. Уэйта, задавшие направление исследования и развития карт Таро на век вперед. Возрождение интереса к Таро привело к широкому распространению традиционных колод (версии Уэйта, Кроули и Кейса) и к созданию совершенно новых (языческих, викканских, нью-эйджевских, Ошо-Таpо и т. д.).
Старшие Арканы
Считается, что в основе Таро лежит образ Древа Жизни Сфирот, пришедшего из Каббалы, и считающегося символом Творения. Это древо состоит из десяти энергетических центров (сфирот) и соединяемых между собой 22 «тропами» или связками. Считается, что десять сфирот соответствуют первым десяти числам, а двадцать две связки между ними – 22 буквам еврейского алфавита, которые в свою очередь соответствуют 22 Старшим Арканам (от лат. Arcanum - тайна).
Двадцать две карты, называемые Старшими Арканами Таро, представляют собой великое путешествие жизни, которое суждено пройти всем людям: рождение, детство, опека и влияние родителей, отрочество с его влюбленностями, конфликтами и бунтами, период зрелости с житейскими и нравственными испытаниями, потерями, кризисами, отчаянием, ведущими к преобразованию и пробуждению новой надежды; в конце человек приходит к победе и достигает цели, после чего начинается следующее путешествие. Панорама жизни, по сути, представляет собой внутреннее путешествие, происходящее на различных уровнях. Внутренние перемены провоцируют внешние события, а внешние события способствуют внутренним переменам.
Старшие Арканы описывают и внутреннее состояние человека в определенной точке жизненного пути, и опыт, через который человеку вероятнее всего придется пройти во внешней жизни. Понимание внутреннего значения определенного опыта – какое отношение происходящее вокруг имеет отношение ко мне? – может помочь разобраться в нынешних проблемах, а также перестать относиться ко всему происходящему как к случайности. Во всем, что с нами случается, отражается наша сущность и то, как мы развиваем и реализуем эту сущность на Пути. Если рассматривать обретение целостности личности на Пути как цель человека, то смысл каждого Аркана как этапа жизненного пути, и их взаимосвязь друг с другом, может дать поразительные жизненные ориентиры.
Образы Старших Арканов – древние символы жизненного опыта человечества, пробуждающие в нас древнюю память. Мы следуем за Глупцом, делая шаг в пустоту, и проходим весь жизненный цикл существования человека, вплоть до карты Мира, завершающей этап, и являющейся вратами в новую жизнь. Когда поставленная цель достигается, и замыслы исполняются, возникает следующая, более высокая и глубокая цель, и поэтому окончание чего-то одного на самом деле является лишь подготовкой к чему-то другому, и цикл повторяется вновь.
Все карты имеют двойной смысл, отражая как позитивные, так и негативные стороны опыта. Ни одна карта в Старших Арканах не является безусловной ни хорошей, ни плохой, просто отображаемый ими опыт может быть для кого-то легче, для кого-то труднее.
Считается, что Старшие Арканы символизируют явления и события духовного мира, и при выяснении на картах бытовых вопросов лучше избегать пользоваться ими.
При помощи Старших Арканов можно не только предсказывать, но и моделировать ситуации. Но это не входит в рамки данного курса и требует долгого изучения и специальной подготовки.
Младшие Арканы
Пятьдесят шесть карт Младших Арканов представляют собой четыре масти Таро, символами которых являются кубки, жезлы, мечи и пентакли, - это образное описание опыта человека в четырех различных сферах жизни. (Это если рассматривать Таро в проекции человеческой личности). Также Младшие Арканы могут говорить просто о проявлениях качеств той или иной стихии в соединении с определенным числом. К примеру, пентакли - это не только физическое развитие человека, это вообще Материя.
Каждая масть акцентирует какие-то грани всеобщего цикла (эмоциональное, творческое, интеллектуальное и физическое развитие человека) и детально исследует ее через множество фаз развития.
Каждая масть Младших Арканов делится на нумерованные карты (10) и дворцовые (4). Нумерованные карты открывают различные стороны повседневной жизни: события, взаимоотношения с окружающими, состояние духа и чувства, которые на данный момент испытываем. Каждая из нумерованных карт отражает типичный опыт жизни любого человека. Поэтому они чаще всего трактуются как отражение событий внешнего мира.
Группу придворных карт составляют Рыцарь, Дама, Король и Паж. Они отличаются от нумерованных карт тем, что не описывают события, а передают присущие конкретной сфере жизни характерные особенности и качества. Они несут на себе совокупность определенных человеческих черт. Различная степень власти, присущая картам, указывает на различную степень проявленности выражаемого ими качества во внешнем мире. Придворные карты часто вторгаются в жизнь человека не только как внутренние переживания, но и как реальные люди, однако при трактовке карт надо чувствовать, когда за выпавшими в раскладе дворцовыми картами стоят конкретные люди, а когда – просто характеристика ситуации.
Масть Кубков – соответствует первоэлементу воды. Она текуча, изменчива и неуловима, принимает любую форму и просачивается сквозь любые преграды. Таков же и мир чувств. Четырнадцать карт масти описывают развитие чувственной сферы человека: эмоциональные реакции, их изменение по мере приобретения жизненного опыта, а также показывают на характерные людские типы, отражающие чувственную сферу в ее первозданном виде.
Масть Жезлов – соответствует первоэлементу огня. Он способен возникать из ниоткуда, трансформируя все, до чего дотрагивается, оставаясь при этом неизменным. Огонь неукротим, он разлагает объекты до основных элементов и преобразует их природу. Таков же и мир творческого воображения: образы приходят из ниоткуда, преобразуя «реальный» мир конкретных форм, вдыхая в них смысл и значение. Четырнадцать карт масти жезлов описывают развитие творческого воображения, его использование для решения жизненных задач и головоломок, а также указывают на опасность преобладания воображения над здравым смыслом. Здесь же указываются характерные человеческие типы, представляющие в наиболее чистом виде мир воображения.
Масть Мечей - соответствует первоэлементу воздуха. Невидимый воздух считался дыханием духа, постигшего замысел творения до того, как оно было проявлено. Такова и наш разум: способность абстрактно мыслить и формировать концепции, придающие жизни упорядоченность и смысл. Обоюдоострое лезвие меча – прекрасный символ двойственности разума: остро отточенное лезвие ума способно проникнуть в самый сложный и запутанный предмет или ситуацию, но негибкая сталь может ранить. Четырнадцать карт масти мечей описывают развитие мыслительной способности, темные и светлые ее аспекты. Развитие происходит через конфликты, ссоры и разобщенность, через ясность и понимание, и прослеживается на примере людских типов, воплощающих логику и разум в чистом виде.
Масть Пентаклей – соответствует первоэлементу земля. Это – и наше начало, и наш конец. Любое переживание, прежде чем стать доступным чувствам, воображению или духу, должно пройти через тело. Четырнадцать карт масти Пентаклей описывают развитие способности функционировать в реальности и постепенное приспособление в течение жизни к требованиям, разочарованиям и радостям земного мира, а также указываются персонажи, олицетворяющие собой материальный мир в его чистом виде.
«Своя» колода
Карты Таро – вещь сугубо специфическая, почти интимная. Обилие колод и расхождения в прочтении Арканов указывают на многогранность смыслов, заложенные в картах. Каждый создатель карт видел мир со своей точки зрения, и это видение он и вкладывал в создаваемую колоду. Задача каждого - найти для себя ту колоду, которая бы была гармонична и отвечала бы его личному мироощущению, а работа с ней доставляла бы удовольствие.