Курсовая работа: Акты гражданского состояния
1. Общие положения "Об актах гражданского состояния"
Акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния[1]:
1) рождение;
2) заключение брака;
3) расторжение брака;
4) усыновление (удочерение);
5) установление отцовства;
6) перемена имени;
7) смерть гражданина.
Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (далее ЗАГС) путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом ЗАГС при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами, а при наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа ЗАГС в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом ЗАГС на основании решения суда.
Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.[2]
1.1 Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы образования и деятельности органов ЗАГС на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании Федерального закона[3].
Руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию, которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом соответствующего субъекта РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями РФ, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы ЗАГС, образованные в соответствии с Федеральным законом[4], законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Законом субъекта РФ определяются также место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений.
Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, производится консульскими учреждениями РФ за пределами территории РФ в соответствии с Федеральным законом[5]. На эти консульские учреждения РФ и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные на органы ЗАГС и их должностных лиц. Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями РФ за пределами территории РФ, осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:
· координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
· осуществляет контроль за осуществлением полномочий РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
· осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства РФ.
Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, а так же на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. В случае наделения законом субъекта РФ полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, отчет о расходовании предоставленных субвенций.
Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Контроль за расходованием субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и Счетной палатой РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Иные полномочия, возложенные на органы ЗАГС нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ. В случае ненадлежащего осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов РФ, указанные полномочия могут быть временно изъяты Правительством РФ по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. В случае изъятия этих полномочий их временное осуществление возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с ненадлежащим осуществлением указанных полномочий либо в связи с образованием органов ЗАГС устанавливается законом субъекта РФ.
1.2 Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений РФ за пределами территории РФ
Консульские учреждения РФ за пределами территории РФ:
· производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;
· по заявлениям граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записях актов гражданского состояния, составленные на территории РФ;
· вносят исправления и изменения в записях актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;
· выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния документы;
· выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.
1.3 Государственная регистрация актов гражданского состояния
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.
Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом ЗАГС посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются Федеральным законом[6]. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.
Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются Правительством РФ. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.
Делопроизводство в органах ЗАГС ведется на государственном языке РФ - русском языке. В случае установления субъектом РФ (республикой) своего государственного языка делопроизводство ведется на русском языке и государственном языке субъекта РФ (республики).
Работник органа ЗАГС не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником органа ЗАГС или в другом органе ЗАГС.
Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа ЗАГС.
За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством РФ о налогах и сборах.
1.4 Запись акта гражданского состояния
Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, и переведены на государственный язык РФ (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах.
Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником органа ЗАГС, скреплена печатью органа ЗАГС. На печати органа ЗАГС изображаются Государственный герб РФ и написание наименования органа ЗАГС на русском языке и государственном языке субъекта РФ (республики).
Первые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу). В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей.
1.5 Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния
Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа ЗАГС и скрепляется печатью органа ЗАГС.
Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством РФ.
В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В случае если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом исполнительной власти субъекта РФ, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:
· лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
· родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
· родителям или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;
· иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:
· родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;
· лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.
По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.
Лицу, обратившемуся в орган ЗАГС лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения.
В случае если лицо обращается в орган ЗАГС с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу. Одновременно с запросом в письменной форме необходимо представить квитанцию об уплате соответствующей государственной пошлины.
1.6 Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния
Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если:
· государственная регистрация противоречит Федеральному закону[7];
· документы, которые представлены в соответствии с Федеральным законом[8], не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Федеральным законом[9] и иными нормативными правовыми актами.
По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.
Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.
1.7 Неразглашение сведений, ставших известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния
Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.
Руководитель органа ЗАГС сообщает в орган социальной защиты населения, налоговый орган, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, орган Пенсионного фонда РФ и орган Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, сведения о государственной регистрации смерти. Руководитель органа ЗАГС обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в РФ и в других случаях, установленных федеральными законами.
1.8 Признание действительными в РФ документов, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния
Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в РФ при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором РФ.
2. Государственная регистрация рождения
Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.
Основания для государственной регистрации рождения
1. Основанием для государственной регистрации рождения является:
· документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды;
· документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач), - при родах вне медицинской организации;
· заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.
2. Лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа ЗАГС, производящему государственную регистрацию рождения.
При отсутствии у указанного лица возможности явиться в орган ЗАГС РФ его подпись заявления о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией, в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении.
3. Заявление, оформленное в порядке, установленном пунктом 2 статьи 14 Федерального Закона[10], может быть представлено в орган ЗАГС РФ родителями (одним из родителей) ребенка или другим заявляющим о рождении ребенка лицом, а также может быть направлено в орган ЗАГС РФ посредством почтовой связи, электрической связи или иным способом.
4. При отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, предусмотренных пунктом 1 статьи 14 Федерального Закона[11] государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.
Государственная регистрация рождения производится органом ЗАГС РФ по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей). В записи акта о рождении указывается фактическое место рождения ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден.
Если родители (один из родителей) проживают в сельском поселении, по их желанию вместо фактического места рождения ребенка может быть указано место жительства родителей (одного из родителей).
Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган ЗАГС РФ. А если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей) лицом либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок. Одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка. В случае если рождение ребенка подтверждается заявлением лица, присутствовавшего во время родов, такое заявление должно быть представлено в орган ЗАГС РФ в соответствии с правилами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона[12].
При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.
Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.
Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка:
1. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них. Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документов, указанных в статье 14 Федерального Закона[13], сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей.
2. В случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или если супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней, сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о его рождении в порядке, установленном пунктом 1 статьи 17 Федерального закона[14], сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака.
3. В случае если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения о матери в запись акта о рождении ребенка вносятся в порядке, установленном пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона[15].
Сведения об отце ребенка в данном случае вносятся:
· на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;
· по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено.
· фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься.
Запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения:
1. При государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. При разных фамилиях родителей фамилия ребенка записывается по фамилии отца или по фамилии матери по соглашению родителей.
2. Имя ребенка записывается по соглашению родителей.
3. При отсутствии соглашения между родителями имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей) записываются в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства.
4. Отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае.
5. В случае если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя ребенка записывается по желанию матери, отчество - по имени лица, указанного в записи акта о рождении в качестве отца ребенка, фамилия ребенка - по фамилии матери. В случае если по желанию матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, сведения об отце ребенка не вносятся в запись акта о рождении, отчество ребенка записывается по указанию матери.
6. В случае если законом субъекта РФ, основанным на нормах Семейного кодекса РФ[16], предусмотрен иной порядок присвоения фамилии и определения отчества ребенка, запись фамилии и отчества ребенка при государственной регистрации рождения производится в соответствии с законом субъекта РФ.
Государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка:
Орган внутренних дел, орган опеки и попечительства либо медицинская организация, воспитательная организация или организация социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. Лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение 48 часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка должны быть представлены:
· документ об обнаружении ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства, с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок найден; документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий возраст и пол найденного (подкинутого) ребенка.
Сведения о фамилии, об имени и отчестве найденного (подкинутого) ребенка вносятся в запись акта о его рождении по указанию органа или организации, указанных в пункте 1 статьи 19 Федерального Закона[17]. Сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка в запись акта о его рождении не вносятся.
Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни:
1. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
2. В случае если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
3. Обязанность заявить в орган ЗАГС РФ о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, возлагается на:
· руководителя медицинской организации, в которой происходили роды или в которой ребенок умер;
· руководителя медицинской организации, врач которой установил факт рождения мертвого ребенка или факт смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, либо на частнопрактикующего врача - при родах вне медицинской организации.
4. Заявление о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня установления факта рождения мертвого ребенка или факта смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, производится по заявлению родителей (одного из родителей) или иных заинтересованных лиц. По достижении ребенком совершеннолетия государственная регистрация его рождения производится по заявлению самого ребенка, достигшего совершеннолетия. При отсутствии документа установленной формы о рождении государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится на основании решения суда об установлении факта рождения.
Содержание записи акта о рождении
1. В запись акта о рождении вносятся следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;
· количество родившихся детей (один, двойня или более детей);
· сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства родителей (одного из родителей);
· сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце;
· фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка;
· серия и номер выданного свидетельства о рождении.
2. В случае рождения двойни или более детей одновременно запись акта о рождении составляется в отношении каждого ребенка с указанием последовательности их рождения.
3. В случае рождения мертвого ребенка сведения о его имени и отчестве в запись акта о рождении не вносятся.
Свидетельство о рождении содержит следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;
· фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей);
· дата составления и номер записи акта о рождении;
· место государственной регистрации рождения;
· дата выдачи свидетельства о рождении.
По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей).
3. Государственная регистрация брака
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС. Основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.
Лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган ЗАГС.
В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;
· фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;
· реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.
Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.
Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:
Ø документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
Ø документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;
Ø разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.
В случае если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена.
Государственная регистрация заключения брака производится при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 12, статьями 13 и 156 Семейного кодекса РФ[18].
Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в органы ЗАГС.
При наличии уважительных причин орган ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, срок, может быть изменен руководителем органа ЗАГС по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 11 Семейного кодекса РФ[19].
По желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке.
В случае если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган ЗАГС вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа ЗАГС.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Руководитель органа ЗАГС может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Отказ органа ЗАГС в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
При государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов. В качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия одного из супругов или, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ, фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.
В запись акта о заключении брака вносятся следующие сведения:
· фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;
· сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), заключившее брак, состояло в браке ранее;
· реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;
· дата составления и номер записи акта о заключении брака;
· наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация заключения брака;
· серия и номер выданного свидетельства о браке.
В случае если брак расторгнут или признан недействительным, в запись акта о заключении брака вносятся сведения о расторжении брака или о признании его недействительным. Внесение таких сведений производится на основании решения суда о расторжении брака или записи акта о расторжении брака при расторжении брака в органе ЗАГС либо на основании решения суда о признании брака недействительным.
Свидетельство о заключении брака содержит следующие сведения:
· фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство и национальность каждого из лиц, заключивших брак;
· дата заключения брака;
· дата составления и номер записи акта о заключении брака;
· место государственной регистрации заключения брака;
· дата выдачи свидетельства о заключении брака.
Не допускается заключение брака между:
· лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
· близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
· усыновителями и усыновленными;
· лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
4. Государственная регистрация расторжения брака
Основанием для государственной регистрации расторжения брака является:
ü совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;
ü заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;
ü решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.
Государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах ЗАГС, если другой супруг:
· признан судом безвестно отсутствующим;
· признан судом недееспособным;
· осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом ЗАГС по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия:
1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, расторжение брака производится органом ЗАГС.
2. Супруги, желающие расторгнуть брак, подают в письменной форме совместное заявление о расторжении брака в орган ЗАГС.
В совместном заявлении о расторжении брака супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия. В совместном заявлении о расторжении брака также должны быть указаны следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию каждого из супругов), место жительства каждого из супругов;
· реквизиты записи акта о заключении брака;
· фамилии, которые избирает каждый из супругов при расторжении брака;
· реквизиты документов, удостоверяющих личности супругов.
Супруги, желающие расторгнуть брак, подписывают совместное заявление и указывают дату его составления.
3. В случае если один из супругов не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи заявления, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 Федерального Закона[20], волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись такого заявления супруга, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена.
4. Расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.
Порядок государственной регистрации расторжения брака по заявлению одного из супругов:
1. Расторжение брака по заявлению одного из супругов производится органом ЗАГС в случае, если другой супруг:
· признан судом безвестно отсутствующим;
· признан судом недееспособным;
· осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
2. Государственная регистрация расторжения брака в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 34 Федерального Закона[21], производится по заявлению одного из супругов, желающего расторгнуть брак.
В заявлении о расторжении брака должны быть указаны следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства супруга, желающего расторгнуть брак;
· основание для расторжения брака, указанное в пункте 1 статьи Федерального Закона[22];
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, последнее известное место жительства другого супруга;
· реквизиты записи акта о заключении брака;
· фамилия, которую избирает супруг, желающий расторгнуть брак;
· реквизиты документа, удостоверяющего личность супруга, желающего расторгнуть брак;
· место жительства опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга либо место нахождения исполняющего наказание учреждения, в котором осужденный супруг отбывает наказание.
Супруг, желающий расторгнуть брак, подписывает заявление и указывает дату его составления.
Одновременно с заявлением о расторжении брака должны быть предъявлены:
· решение суда о признании другого супруга безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговор суда об осуждении другого супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет;
· документ, удостоверяющий личность заявителя.
3. Государственная регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов производится в его присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
4. Орган ЗАГС, принявший заявление о расторжении брака, извещает в трехдневный срок супруга, отбывающего наказание, либо опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга, а в случае их отсутствия орган опеки и попечительства о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака.
В случае если брак расторгается с недееспособным или осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет супругом, в извещении также указывается на необходимость сообщить до даты, назначенной для государственной регистрации расторжения брака, фамилию, которую он избирает при расторжении брака.
Государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится в органах ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака на основании выписки из решения суда либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления, бывших супругов (одного из них) или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано устно или в письменной форме.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации расторжения брака должно быть представлено решение суда о расторжении брака и предъявлены документы, удостоверяющие личности бывших супругов (одного из супругов).
В случае если один из бывших супругов зарегистрировал расторжение брака в органе ЗАГС, а другой бывший супруг обращается в тот же орган ЗАГС позже, сведения об этом бывшем супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака.
Бывшие супруги (каждый из супругов) или опекун недееспособного супруга могут в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака.
Супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака сохранить данную фамилию, или по его желанию при государственной регистрации расторжения брака ему присваивается добрачная фамилия
В запись акта о расторжении брака вносятся следующие сведения:
· фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства каждого из лиц, расторгнувших брак;
· дата составления, номер записи акта о заключении брака и наименование органа ЗАГС, в котором произведена государственная регистрация заключения брака;
· сведения о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака;
· дата прекращения брака;
· реквизиты документов, удостоверяющих личности расторгнувших брак;
· серия и номер свидетельства о расторжении брака.
Дата прекращения брака в записи акта о расторжении брака указывается в соответствии со статьей 25 и пунктом 3 статьи 169 Семейного кодекса РФ[23].
Свидетельство о расторжении брака содержит следующие сведения:
· фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта о расторжении брака) каждого из лиц, расторгнувших брак;
· сведения о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака;
· дата прекращения брака;
· дата составления и номер записи акта о расторжении брака;
· место государственной регистрации расторжения брака;
· фамилия, имя, отчество лица, которому выдается свидетельство о расторжении брака;
· дата выдачи свидетельства о расторжении брака.
Свидетельство о расторжении брака выдается органом ЗАГС каждому из лиц, расторгнувших брак.
Момент прекращения брака при его расторжении
Брак, расторгаемый в органах ЗАГС, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака. Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе ЗАГС по месту жительства любого из них.
5. Государственная регистрация усыновления (удочерения)
Основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения (далее - усыновление) является решение суда об установлении усыновления ребенка, вступившее в законную силу. Государственная регистрация усыновления ребенка производится органом ЗАГС по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя).
Государственная регистрация усыновления ребенка производится по заявлению усыновителей (усыновителя). Заявление может быть сделано устно или в письменной форме. Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личности усыновителей (усыновителя). Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка. В случае если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали такое заявление, усыновление ребенка регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в орган ЗАГС из суда, вынесшего данное решение, в порядке, установленном статьей 125 Семейного кодекса РФ[24].
В запись акта об усыновлении вносятся следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);
· фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (при наличии в записи акта о рождении или в свидетельстве о рождении ребенка) родителей (одного из родителей);
· дата составления, номер записи акта о рождении и наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация рождения ребенка;
· фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (вносится по желанию усыновителя), место жительства усыновителя (усыновителей);
· дата составления, номер записи акта о заключении брака усыновителей и наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация заключения брака усыновителей;
· реквизиты решения суда об установлении усыновления ребенка;
· серия и номер выданного свидетельства об усыновлении.
В случае если по решению суда об установлении усыновления ребенка усыновители (усыновитель) записываются его родителями (родителем), такие сведения вносятся в запись акта об усыновлении.
Свидетельство об усыновлении содержит следующие сведения:
Ø фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);
Ø фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (если это указано в записи акта об усыновлении) усыновителей (усыновителя);
Ø дата составления и номер записи акта об усыновлении;
Ø место государственной регистрации усыновления (наименование органа ЗАГС);
Ø дата выдачи свидетельства об усыновлении.
Изменение записи акта о рождении в связи с усыновлением ребенка
На основании записи акта об усыновлении вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка в порядке, установленном Федеральным законом[25] для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.
В случае изменения на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, места рождения ребенка по желанию усыновителей (усыновителя) может быть составлена новая запись акта о рождении ребенка органом ЗАГС по месту рождения ребенка, указанному в решении суда. Сведения о составлении новой записи акта о рождении ребенка вносятся в ранее произведенную запись акта о его рождении. Орган ЗАГС по месту хранения записи акта о рождении ребенка выдает новое свидетельство о его рождении на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка.
В случае если в решении суда об установлении усыновления ребенка указано о сохранении личных неимущественных и имущественных отношений усыновленного ребенка с родителями (одним из родителей), сведения о родителях (одном из родителей), указанные в записи акта о рождении ребенка, изменению не подлежат.
На основании решения суда об отмене усыновления в запись акта об усыновлении вносятся сведения об отмене усыновления и восстанавливаются первоначальные сведения о фамилии, об имени, отчестве, о месте и дате рождения ребенка, а также сведения о родителях ребенка в записи акта о рождении. Ранее выданное свидетельство о рождении аннулируется, и выдается новое свидетельство о рождении с учетом изменений, внесенных в запись акта о рождении.
Обеспечение тайны усыновления органами ЗАГС
· Тайна усыновления охраняется законом.
· Работники органов ЗАГС не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.
6. Государственная регистрация установления отцовства
Основанием для государственной регистрации установления отцовства является:
· совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка;
· заявление об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 51 Федерального закона[26];
· решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства, вступившее в законную силу.
Государственная регистрация установления отцовства производится органом ЗАГС по месту жительства отца или матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, либо по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случаях, предусмотренных статьей 54 Федерального закона[27], органом ЗАГС по месту вынесения решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.
Государственная регистрация установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка:
1. Совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, подается ими в письменной форме в орган ЗАГС.
2. Совместное заявление об установлении отцовства может быть подано при государственной регистрации рождения ребенка, а также после государственной регистрации рождения ребенка.
3. В случае если имеются основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной, будущие отец и мать ребенка, не состоящие между собой в браке на момент рождения ребенка, могут подать такое заявление во время беременности матери. При наличии такого заявления государственная регистрация установления отцовства производится одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка и новое заявление не требуется, если до государственной регистрации рождения ребенка ранее поданное заявление не было отозвано отцом или матерью.
4. В совместном заявлении об установлении отцовства должны быть подтверждены признание отцовства лицом, не состоящим в браке с матерью ребенка, и согласие матери на установление отцовства. В данном заявлении также должны быть указаны следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства лица, признающего себя отцом ребенка;
· фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, а также реквизиты записи акта о его рождении (при установлении отцовства после государственной регистрации рождения ребенка);
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства матери ребенка;
· реквизиты записи акта о заключении брака (в случае вступления матери ребенка в брак с его отцом после рождения ребенка);
· фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства;
· реквизиты документов, удостоверяющих личности отца и матери ребенка.
Заявители подписывают совместное заявление об установлении отцовства и указывают дату его составления. В таком заявлении, поданном до рождения ребенка, подтверждается соглашение родителей будущего ребенка на присвоение ему фамилии отца или матери и имени (в зависимости от пола рожденного ребенка). При установлении отцовства после рождения ребенка одновременно с совместным заявлением об установлении отцовства представляется свидетельство о рождении ребенка, а в случае подачи такого заявления до рождения ребенка документ, подтверждающий беременность матери, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
5. В случае если отец или мать ребенка не имеют возможности лично подать заявление, предусмотренное пунктом 1 статьи 50 Федерального закона[28], их волеизъявление может быть оформлено отдельными заявлениями об установлении отцовства. Подпись лица, не имеющего возможности присутствовать при подаче такого заявления, должна быть нотариально удостоверена.
Государственная регистрация установления отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка:
1. Государственная регистрация установления отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, производится в случае смерти матери, признания ее недееспособной, отсутствия сведений о месте пребывания матери или лишения ее родительских прав, а также при наличии согласия на установление отцовства органа опеки и попечительства.
2. Заявление отца об установлении отцовства подается им в письменной форме в орган ЗАГС. В таком заявлении должны быть подтверждены признание отцовства лицом, не состоящим в браке с матерью ребенка, и наличие обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 51 Федерального закона[29]. В заявлении об установлении отцовства также должны быть указаны следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства лица, признающего себя отцом ребенка;
· фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, реквизиты записи акта о его рождении;
· сведения о документе, подтверждающем смерть матери, признание ее недееспособной, невозможность установления места ее пребывания или лишение матери родительских прав;
· фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства;
· реквизиты документа, удостоверяющего личность отца.
Заявитель подписывает заявление об установлении отцовства и указывает дату его составления. Одновременно с подачей такого заявления должно быть предъявлено свидетельство о смерти матери, решение суда о признании матери недееспособной или о лишении ее родительских прав либо решение суда о признании матери безвестно отсутствующей или документ, выданный органом внутренних дел по последнему известному месту жительства матери, подтверждающий невозможность установления ее места пребывания.
3. При подаче отцом заявления об установлении отцовства в отношении лица, не достигшего совершеннолетия, одновременно с заявлением должен быть представлен документ, выданный органом опеки и попечительства, подтверждающий согласие данного органа на установление отцовства.
В случае если государственная регистрация установления отцовства производится в отношении лица, достигшего совершеннолетия ко дню подачи заявления об установлении отцовства, в порядке, предусмотренном статьями 50 и 51 Федерального закона[30], одновременно с таким заявлением должно быть представлено согласие в письменной форме лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства. Согласие лица, достигшего совершеннолетия, может быть выражено в отдельном заявлении или посредством подписи совместного заявления отца и матери (заявления отца).
Руководитель органа ЗАГС отказывает в государственной регистрации установления отцовства при наличии сведений об отце в записи акта о рождении ребенка, за исключением случая, если запись об отце ребенка составлена по заявлению матери в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 17 Федерального закона[31].
Государственная регистрация установления отцовства на основании решения суда:
1. Государственная регистрация установления отцовства на основании решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства производится по заявлению матери или отца ребенка, опекуна (попечителя) ребенка, лица, на иждивении которого находится ребенок, либо самого ребенка, достигшего совершеннолетия. Заявление может быть сделано устно или в письменной форме. Одновременно с заявлением о государственной регистрации установления отцовства представляется решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.
2. Лица, указанные в пункте 1 статьи 54 Федерального Закона[32], могут в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации установления отцовства.
3. Сведения об отце ребенка вносятся в запись акта об установлении отцовства в соответствии с данными, указанными в решении суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.
В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка, происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.
В запись акта об установлении отцовства вносятся следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства лица, признанного отцом ребенка;
· фамилия, имя, отчество (до установления отцовства), пол, дата и место рождения ребенка;
· дата составления, номер записи акта о рождении и наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация рождения ребенка;
· фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства;
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя) матери ребенка;
· сведения о документе, являющемся основанием для установления отцовства;
· фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя (заявителей);
· серия и номер выданного свидетельства об установлении отцовства.
Свидетельство об установлении отцовства содержит следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта об установлении отцовства) лица, признанного отцом ребенка;
· фамилия, имя, отчество (до и после установления отцовства), дата и место рождения ребенка;
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (если указана в записи акта об установлении отцовства) матери ребенка;
· дата составления и номер записи акта об установлении отцовства;
· место государственной регистрации установления отцовства (наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация установления отцовства);
· дата выдачи свидетельства об установлении отцовства.
Свидетельство об установлении отцовства выдается органом ЗАГС родителям (одному из родителей) по их просьбе.
На основании записи акта об установлении отцовства в запись акта о рождении ребенка вносятся сведения о его отце. Внесение сведений об отце, а также изменение фамилии, имени и отчества ребенка осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом[33] для внесения исправлений и изменений в ЗАГС. Орган ЗАГС обязан сообщить о внесении исправлений и изменений в запись акта о рождении ребенка в связи с установлением отцовства органу социальной защиты населения по месту жительства матери ребенка в трехдневный срок со дня государственной регистрации установления отцовства.
7. Государственная регистрация перемены имени
Лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.
Перемена имени производится органом ЗАГС по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.
Перемена имени лицу, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации.[34]
Заявление о перемене имени подается в письменной форме в орган ЗАГС, и содержит следующие сведения:
ü фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя;
ü фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;
ü реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;
ü фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;
ü причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества.
Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления.
Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены следующие документы:
Ø свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя;
Ø свидетельство о заключении брака в случае, если заявитель состоит в браке;
Ø свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака;
Ø свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия.
Государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом ЗАГС в месячный срок со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления о перемене имени может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа ЗАГС. При получении заявления о перемене имени орган ЗАГС запрашивает копии записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, от органов ЗАГС по месту их хранения. В случае если записи актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, утрачены, государственная регистрация перемены имени производится только после восстановления записей в порядке, установленном Федеральным законом[35] для восстановления записей актов гражданского состояния.
В случае если в представленных одновременно с заявлением о перемене имени документах и поступивших копиях записей актов гражданского состояния имеются несоответствия сведений, такие несоответствия должны быть устранены в порядке, установленном Федеральным законом[36] для внесения исправлений и изменений в ЗАГС. В случае необходимости восстановления или изменения записи акта гражданского состояния срок, установленный пунктом 2 статьи 60 Федерального закона[37], приостанавливается до решения вопроса о восстановлении либо об исправлении или изменении записи акта гражданского состояния. В случае если лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные одновременно с заявлением о перемене имени, подлежат возврату.
Орган ЗАГС обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в орган внутренних дел по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени.
В запись акта о перемене имени вносятся следующие сведения:
· фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства лица до перемены имени;
· фамилия, собственно имя, отчество лица после перемены имени;
· дата и номер записи акта о рождении, и наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация рождения;
· серия и номер выданного свидетельства о перемене имени.
Свидетельство о перемене имени содержит следующие сведения:
· фамилия, собственно имя, отчество (до и после их перемены), дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта о перемене имени) лица, переменившего имя;
· дата составления и номер записи акта о перемене имени;
· место государственной регистрации перемены имени (наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация перемены имени);
· дата выдачи свидетельства о перемене имени.
На основании записи акта о перемене имени вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя, и выдаются новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом внесенных в записи актов гражданского состояния изменений. При перемене имени родителями изменяются сведения о родителях в записи акта о рождении ребенка, не достигшего совершеннолетия. В записи акта о рождении ребенка, достигшего совершеннолетия, сведения о его родителях изменяются по заявлению данного лица в порядке, установленном Федеральным законом[38] для внесения исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния. При перемене фамилии обоими родителями и имени отцом изменяются фамилия и отчество ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, в записи акта о его рождении. При перемене фамилии одним из родителей фамилия их ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, может быть изменена по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения по указанию органа опеки и попечительства. Изменение фамилии и отчества ребенка, достигшего совершеннолетия, в связи с переменой фамилии его родителями и имени отцом производится в порядке, установленном Федеральным законом[39] для государственной регистрации перемены имени. На основании внесенных изменений в запись акта о рождении ребенка, не достигшего совершеннолетия, выдается новое свидетельство о его рождении.
8. Государственная регистрация смерти
Основанием для государственной регистрации смерти является:
· документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;
· решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
· документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий.
Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти. В случае если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом ЗАГС, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства. В случае если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет органов ЗАГС, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти органе ЗАГС.
Заявление о смерти:
Заявить о смерти устно или в письменной форме в орган ЗАГС обязаны:
· супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;
· медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении;
· учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;
· орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);
· орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;
· командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.
Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.
В запись акта о смерти вносятся следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения о национальности указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти умершего;
· причина смерти (на основании документа, подтверждающего факт смерти);
· реквизиты документа, подтверждающего факт смерти;
· фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или учреждения, сделавших заявление о смерти;
· серия и номер выданного свидетельства о смерти;
· фамилия, имя, отчество, место жительства лица, которому выдано свидетельство о смерти.
В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти.
Свидетельство о смерти включает следующие сведения:
· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата и место смерти умершего;
· дата составления и номер записи акта о смерти;
· место государственной регистрации смерти (наименование органа ЗАГС, которым произведена государственная регистрация смерти);
· дата выдачи свидетельства
[1] Гражданский кодекс Р.Ф. – Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2007 ст.47 стр. 92
[2] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[3] См. там же.
[4] См. там же.
[5] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[6] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[7] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[8] См. там же.
[9] См. там. же
[10] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[11] См. там же.
[12] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[13] См. там же.
[14] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[15] См. там же.
[16] Семейный кодекс РФ- Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2007.
[17] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[18] Семейный кодекс РФ- Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2007 г.ст.12,13, 156 стр.16, 73.
[19] См. там же.
[20] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[21] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[22] См. там же.
[23]Семейный кодекс РФ- Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2007 ст.25 ,169 стр. 20,79
[24] Семейный кодекс РФ- Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2007 ст.125, стр.60
[25] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[26] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[27] См. там же.
[28] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[29] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[30]Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[31] См. там же.
[32] См. там же.
[33] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[34] Семейный кодекс РФ- Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2007 ст.59, стр.33
[35] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[36] См там же.
[37] См там же.
[38] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"
[39] Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ "Об актах гражданского состояния"