Реферат: Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации

Тема реферата:

"Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации"


Содержание

 

1 Гендерные различия в современном обществе.

2 Современные этнические проблемы.

3 Национально-этнические конфликты и пути их разрешения.

Список литературы


1. Гендерные различия в современном обществе

Термин «гендер» (от англ. gender) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером в 1968 г.; обозначает социальный пол или, другими словами, все то социальное, что образуется над биологическим полом (sex). То есть быть мужчиной или женщиной – это не просто быть человеком с женской или мужской анатомией; одного этого недостаточно, общество предписывает индивидам соответствовать определенным социокультурным образцам поведения и внешнего вида: мужского и женского. Таким образом, если биологический пол отражает различия между мужчинами и женщинами как биологическими особями, то гендер – различия между феминностью (женственностью) и маскулинностью (мужественностью) как социальными моделями поведения. Феминность ассоциируется с интравертивностью, зависимостью, неуверенностью, сентиментальностью; маскулинность - с экстравертивностью, независимостью, активностью, самоуверенностью. Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от andro – мужчина, gyne – женщина). Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления. С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению, ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры.

В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения:

1.    Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца – инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери – экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка). Роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать и ухаживать за детьми.

2.    Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

3.    Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу.

4.    Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет.

5.    Феминистичекая теория:

1)    либеральный (умеренный) феминизм основан на предположении, что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего общества посредством социально-экономических и юридических реформ;

2)    марксистский (социалистический) феминизм основан на том, что угнетение женщин – продукт капиталистических отношений, устранение дискриминации женщин возможно и связано с завершением капиталистической фазы;

3)    радикальный феминизм видит причину женской дискриминации в существовании патриархата в обществе и в андроцентризме всей современной культуры.

В современном украинском обществе дискриминация женщин проявляется в следующих сферах:

1.    Сфера семейной жизни:

1)    увеличение временных затрат на ведение домашнего хозяйства у семейных женщин (женщины в будни тратят на работу по дому 3 часа, в выходные – 5-6 часов, мужчины – до 1 часа);

2)    Насилие в семье (побои со стороны мужей или сожителей пришлось пережить каждой пятой женщине).

2.    Сфера труда:

1)    женщины чаще проигрывают в конкурентной борьбе в силу распространенности стереотипа, что когда работы на всех не хватает, то в первую очередь необходимо ею обеспечить мужчин;

2)    возможности для занятия предпринимательской деятельностью у женщин крайне ограничены;

3)    общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше на этих должностях женщин;

4)    заработная плата женщин составляет около 65 % от заработной платы мужчин.

3.    Общественно-политическая жизнь. Недостаточным является участие женщин в управлении государством:

1)    среди депутатов парламента женщины составляют 8 % (в Швеции – 40,4 %, Норвегии – 39,4 %, Финляндии – 33,5 %);

2)    нет ни одной женщины среди председателей областных советов народных депутатов и областных государственных администраций, среди советников и представителей Президента Украины на местах.

Нигде в мире женщины не могут похвастаться равноправием с мужчинами, хотя по данным Программы развития ООН и производят 55 % мирового богатства (с учетом неоплачиваемого домашнего труда), заняты 2/3 рабочего времени в мире, но получают 1/10 мирового дохода и владеют 1/100 мировой собственности (по данным международной организации труда). В среднем в мире они занимают лишь 13 % мест в парламентах и 14 % высших управленческих постов в компаниях и на предприятиях.

Таким образом, пол как признак биологического различия людей является не менее важным признаком социального различия, то есть основой для определения и самоопределения места индивида в социальном пространстве.

2. Современные этнические проблемы

Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм.

Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания.

В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие.

Наибольшее развитие в отечественной социологии получила концепция этноса Ю. Бромлея.

Бромлей определял этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Исторические типы этноса:

1.    Род – форма общности людей, основанная на кровном родстве.

2.    Племя – объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе.

3.    Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы.

4.    Нация – тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Признаки нации, отличающие ее от народности:

1)   унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;

2)   развитие профессиональной культуры и искусства;

3)   формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономической общности в рамках своих национальных государств.

Каждая новая ступень развития этнических общностей представляет собой более высокую ступень развития культуры общества, охватывает большее число людей и в этом смысле содействует в большей мере их объединению и в целом устойчивости общества.

Подход Ю. Бромлея показывает, что этнические общности существовали изначально и формируются естественным путем в силу схожести составляющих единиц. Современные западные концепции уделяют основное внимание таким сложным образованиям как нации, и акцентируют внимание на том факте, что этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического в современном мире сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания. В рамках данных концепций выделяют конструктивистскую и психологическую теории.

Конструктивистская теория (Э. Геллнер) - предполагает, что этнические общности возникают не в результате естественноисторического процесса, а представляют собой продукт деятельности интеллектуальной элиты, целенаправленно формируемое объединение людей вокруг какого-либо ключевого символа (языка, мифа об общем происхождении, исторической памяти и т.д.) Нации и этнические общности целенаправленно конструируются. Этнос – это объединение людей, которое целенаправленно формируется государством, интеллектуальной элитой для реализации экономических, культурных, политических и других интересов.

Процесс "нациестроительства" проходит ряд этапов:

1.    Начинается с того, что у национальной элиты обостряется чувство этнической идентификации, вырастает интерес к историческому прошлому, культурным особенностям своего народа.

2.    Эта активная, образованная часть нации приступает к пропаганде своих идей, формирует широкий круг сторонников национальной идеи, создания национальной государственности. Выдвигаются и приобретают широкую известность лидеры национального движения, формируются общественно-политические движения.

3.    При благоприятных обстоятельствах этот процесс завершается созданием национального государства.

Психологическая концепция (Э. Ренан) сосредотачивается на психологических предпосылках развития этносов, на воле, желании принадлежать к этнической общности. Центральная идея данного подхода: понять, что собой представляет нация нельзя через перечисление ее признаков, так как одинаковость людей не означает, что они составляют органическую целостность. Нация - это не схожесть признаков составляющих ее единиц, а особая форма общности людей, основанная на внутреннем психологическом единстве. Объективные признаки нации являются лишь факторами, которые:

а) в данных исторических условиях помогли национальной общности возникнуть;

б) являются формами и символами, в которых нация проявляет себя, свою суть.

Нация рассматривается как общность, объединенная стихийной волей, в основе которой лежит стремление к политической самостоятельности, осознание себя как активно действующего субъекта исторического процесса.

По вопросу о предпосылках, причинах развития национальных общностей существует две основные точки зрения:

1.    Марксистская концепция называет основным признаком нации общность экономической жизни и подчеркивает, что само появление наций обусловлено становлением капиталистического способа производства с его единым экономическим рынком. В период рабовладения и феодализма отсутствуют стабильные экономические связи, а, следовательно, здесь могут существовать только нестойкие и мало объединенные народности, где основой объединения является территория.

2.    Конструктивистская теория (Геллнер) - на этнические процессы влияют как изменения в экономической системе общества, так и культурные изменения. В аграрном обществе существует четкая иерархия населения и множественность культур, а, следовательно, низкий уровень объединения людей, которые относятся к разным культурным кругам. Это общество не может способствовать появлению такой развитой этнической общности как нация. Переход к индустриальному обществу разрушает статусные ограничения, стимулирует социальную мобильность, появление развитой системы образования, что способствует формированию универсальной, единой для всего общества культуры. Поддерживаемая государством, эта культура является основой для становления однородного общества, а потом и нации. Важнейшим фактором развития наций является создание собственного государства.

Универсальное определение нации должно включать в себя, как минимум, следующие характеристики:

·      язык;

·      территория;

·      экономические характеристики;

·      социальные характеристики;

·      социально-психологические характеристики;

·      политические характеристики.

Современные тенденции развития межнациональных отношений:

1.    Стремление этносов к политической независимости, создание независимых государств.

2.    Сближение различных этносов, ломка межэтнических перегородок.

Фазы национального возрождения:

1.    Академическая – нация становится объектом внимания исследователей, которые собирают народные песни, легенды, пословицы, поговорки, исследуют обычаи и верования, составляют словари.

2.    Культурная – язык становится литературным, общеупотребимым в литературе, искусстве, науке, политике, общественных отношениях.

3.    Политическая – осознание потребностей политического самоопределения и суверенности, выдвижение требований собственного государства и достижение этой цели.

Черты, характеризующие этническое сознание народа Украины в конце 20 ст.:

1.    Несмотря на достаточно спокойную ситуацию, складывающуюся в Украине по поводу межнациональных отношений, сокращается численность индивидов, уверенных в том, что обществу не грозят межнациональные конфликты.

2.    Склонность к восточнославянскому обособлению: положительный индекс социальной дистанции имеют украинцы, русские, белорусы и евреи.

3.    Антисемитизм не является распространенным явлением. В массовом сознании евреи оказываются вытесненными за пределы близких контактов, но социальная дистанция по отношению к этой группе невелика, они значительно ближе населению Украины, чем другие этнические группы.

4.    Ксенофобия – обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. Эта черта присуща массовому сознанию закрытого традиционно-архаичного типа.

5.    Регионализм - существование разного отношения к проблеме государственного суверенитета, противоположных политических симпатий, внешнеполитических ориентаций в разных регионах Украины.

3. Национально-этнические конфликты и пути их разрешения

 

Национально-этнические конфликты - это конфликты, связанные с борьбой за права и интересы этнических групп.

Типология этнических конфликтов:

1.    Культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации.

2.    Социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами.

3.    Статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению политического статуса и объема властных полномочий определенной автономной этнотерриториальной структуры.

4.    Территориальные.

5.    Сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним государством.

Исходя из особенностей противостоящих сторон, выделяют:

-      горизонтальные конфликты между этнические группами (осетино-ингушский);

-      вертикальные конфликты между этнической группой и государством (чеченский).

Конфликтные люди - это стремящиеся к власти и собственности силы, которые используют стихийную неудовлетворенность, подогревают ее, выставляя себя защитниками нации.

Обстоятельства, необходимые для урегулирования конфликтов (по Дарендорфу):

Во-первых, наличие ценностных предпосылок. Каждая из конфликтных сторон должна признать наличие конфликтной ситуации, за оппонентами признать само право на их существование.

Во-вторых, определенная степень организованности сторон: чем более они организованны, тем легче достичь договоренности и добиться исполнения условий договора.

В-третьих, конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей, т.е. обеспечивать баланс интересов. Эта предпосылка фактически во всех этнических конфликтах отсутствует.

Пути разрешения конфликтов:

1.    устранение сверхцентрализации;

2.    разработка общей концепции переустройства всей системы межнациональных отношений, основанной на равноправии, балансе интересов, диалоге;

3.    развитие экономических связей;

4.    создание в районах с обозначившимся напряжением в межнациональных отношениях общественных структур типа круглого стола, антиконфликтных комиссий, формирование института посредников;

5.    развитие прогнозирования, направленного на принятие незамедлительных мер по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.


Список литературы

 

1.    Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - 2000. - № 5. - С.261-273.

2.    Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.

3.    Варданян Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с.

4.    Женщина. Гендер. Культура / Под ред. З.Хоткиной, Н.Пушкаревой, Е. Трофимовой. - М.: МЦГИ, 1999. - 368 с.

5.    Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. - 408 с.

6.    Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.185-195.

7.    Курс лекций по социологии. - М.: МарТ, 2001. - 377 с.

8.    Мирошниченко И.В. Социология. М: А-Приор, 2009. – 128с.

9.    Общая психология: Учеб. Пособ./Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 2002. - 371 с.

10.  Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. - М.: Информация-ХХ1 век, 2002. - 255 с.

11.  Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы //Пол. Гендер. Культура : Немецкие и русские исследования. /Пер. с нем.-М., 1999. С.109-130.