Реферат: Античный полис Херсонес Таврический
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра украинской и зарубежной культуры
РЕФЕРАТ
«Античный полис Херсонес Таврический»
Севастополь-2002
Содержание
Введение
1. Основание Херсонеса
2. Период независимости
2.1 Государственное устройство
2.2 Культура
2.3 Экономика
3. Период зависимости от Митридата и Боспора
4. Римский период
4.1 Экономика в римский период
4.2 Культура в римский период
5. Поздне-римский период
Заключение
Библиографический список
Введение
Херсонес Таврический—это единственный на территории нашей страны сравнительно хорошо сохранившийся античный город. Территории остальных античных городов большей частью застроены, поэтому вести исследования их остатков почти невозможно. На примере Херсонеса мы можем изучать культуру, обычаи, нравы древних греков. Мало того, Херсонес являлся высокоразвитым городом и долгое время влиял на обстановку в черноморском регионе. Поэтому необходимо уделять должное время изучению Херсонеса.
В реферате описывается античный период истории Херсонеса—со времени его основания в VI веке до н. э. и до заката античности. Особое внимание уделяется описанию культуры и экономики Херсонеса.
1. Основание Херсонеса
Все греческие города Северного Причерноморья, за исключением Калос Лимена, были основаны в первой половине VI века до н. э. В первой половине столетия греки-ионийцы освоили восточное побережье Таврики, а ближе к его концу началась колонизация юго-западной части полуострова.
Процесс расселения греков по Средиземному, Чёрному и Азовскому морям называется «Великой греческой колонизацией». Процесс начался в VII веке и длился около 200 лет. Причиной расселения послужил недостаток в Греции территорий для проживания и пропитания. Колонизаторами нередко были изгнанники из Греции.
Оседая на новых землях, греки налаживали торговлю с другими колониями и метрополией, заимствовали традиционные обычаи, обряды, религию.
Греки в то время не являлись единым народом: они делились на несколько «племён», самыми крупными из которых были дорийцы и ионийцы.
Ионийцы жили преимущественно по берегам Эгейского моря. Самым крупным городом ионийцев был Милет. Считались поклонниками культуры и цивилизованности.
Самым известным государственным образованием дорийцев была Спарта. Они считали своими покровителями Зевса и Ареса. Отличались суровыми условиями жизни.
Итак, Херсонес Таврический был основан дорийцами. Рассмотрим, при каких обстоятельствах он был основан.
Метрополией Херсонеса был город Гераклея Понтийская, находившийся на южном побережье Черного моря. Гераклею основали в первой половине VI века до н. э. ионийцы, которых через некоторое время вытеснили дорийцы. Вследствие политической нестабильности часть населения Гераклеи покидает её, основывает на западном берегу Черного моря город Калиатис, но вскоре возвращаются и свергают оппонентов. Новые изгнанники поселяются на юго-запалном побережье Таврики и в 528 году до н. э. основывают город Херсонес. Им пришлось действовать решительно и даже применять военную силу, так как эти земли были населены таврами. Грекам удалось оттеснить тавров, а часть даже подчинить своему влиянию.
2. Период независимости
С VI по I век до н. э. Херсонес существовал как полис—независимое государство. В первые века своего существования он испытывал влияние своей метрополии—Гераклеи, но затем окончательно обретает черты самостоятельности. Период независимости можно разделить на два подпериода: классический и эллинистический. Первый период длился с VI по IV века до н. э. В это время происходит становление херсонесского полиса и формируется государственный строй—демократическая республика. Второй период характеризуется некоторыми изменениями в культурной жизни города, изменениями в экономике и торговых отношениях, так как произошли крупные изменения в эллинистическом мире, связанные, в частности, с походами Александра Македонского.
Херсонес не был городом-государством. Он подчинил себе побережье западной Таврики с городами Керкинитида и Калос Лимен. Таким образом, Херсонес имел все возможности для успешного развития.
2.1 Государственное устройство
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки-дорийцы. В Херсонесе жили также тавры и скифы. Скифские имена, в частности, встречаются на амфорных ручках.
Некоторые лица таврского и скифского происхождения наряду с греками пользовались гражданскими правами, что свидетельствует о тесной взаимосвязи Херсонеса с местным населением.
В Херсонесе, как и в иных античных полисах, существовали такие классы, как рабовладельцы, рабы и свободное население. К рабовладельцам мы можем отнести крупных землевладельцев, хозяев мастерских, торговцев. К свободному классу—мелких крестьян и ремесленников. Что касается рабов, значительную часть их составляли скифы. Известно, что в соседнем Боспорском царстве в конце II века до н. э. произошло восстание скифов под руководством раба Савмака. Восставшие захватили Пантикапей и убили царя Перисада V. Это свидетельствует о том, что скифы эксплуатировались греками.
В независимом Херсонесе была демократическая республика. Этот строй, а также само государственное устройство, заимствованы херсонеситами у метрополии—Гераклеи.
Важным документом, дающем представление о государственном устройстве Херсонеса, является «присяга граждан Херсонеса», которую произносили достигшие совершеннолетия юноши—эфебы.
Высшими законодательными органами в Херсонесе были Совет и Народное собрание. Совет подготовлял декреты и передавал их на утверждение Народного собрания. Председатель и члены Совета менялись ежемесячно. Народное собрание также рассматривало вопрос о предоставлении или лишении гражданства, о войне и мире. Любой гражданин мог быть избран в Совет и Народное собрание.
Исполнительные органы были большей частью коллегиальными. Архонты(или стратеги) были предводителями войска, они составляли коллегию из четырёх лиц. Коллегия номофилаков наблюдала за правильным исполнением законов в государстве и имела право вносить проекты новых законов. Существовала должность «царя» (базилевса), который был главным жрецом и был представителем государства на торжественных мероприятиях. Продик, по-видимому, исполнял обязанности государственного прокурора. Астиномы контролировали правильность мер веса и объёма и следили за чеканкой монет. Агораномы были рыночными надзирателями. Гимнасиархи были начальниками гимнасий. Для выполнения поручений временного характера избирались эпимелеты. За вырезкой надписей наблюдала коллегия симнамонов.
В IV—II веках до н. э. Херсонес уже чеканит собственную монету и во внешних отношениях выступает как независимое государство. Об этом свидетельствует подписание в 179 году до н. э. договора с понтийским царём о мирных отношениях между собой и Римом.
Определённые разногласия возникают у Херсонеса с Боспорским царством, где не было демократии, а правила династия Спартокидов. В частности, Херсонес вместе с Гераклеей принимал участие в борьбе Феодосии против Боспорского царства.
Также Херсонес вёл борьбу с таврами и скифами: в IV—III веках до н. э. Херсонес смог отбить у них некоторые территории. Однако были совершены крупные набеги варваров на город, которые учащаются в III веке до н. э. Особую опасность для Херсонеса представляли скифы, в борьбе с которыми Херсонес заключает временные союзы с Боспором, а затем прибегает к помощи Понта, жертвуя своей независимостью.
2.2 Культура
Херсонеситы придерживались той же религии, что и остальные греки. Верховное божество—Зевс. Почитались также Гея (Земля), Гелиос (солнце) и Дева (заимствованный у тавров), что явствует из херсонесской присяги.
Культ Девы получил значительное развитие: Дева являлась покровительницей Херсонеса. В её честь в центре города был построен храм. Изображение Девы чеканилось на монетах, присутствует среди памятников искусства.
Почиталось также и иное божество, олицетворение города—Херсонас, изображение которого можно также увидеть на монетах.
В Херсонесе почитались и такие олимпийские боги, как Геракл, Афина, портреты. Известно, что на священной площади города (теменос) стояла статуя Афины высотой несколько метров.
Херсонес поддерживал религиозные связи с Делосом и Дельфами. Херсонес вносил значительные суммы в фонд храмов. Начиная с III века до н. э. в Делосе проводился праздник «Херсонесий».
В Херсонесе были распространены жертвоприношения. В жертву приносились животные, птицы и злаки. Жертвенники и алтари ставили перед храмом под открытым небом.
Древние греки верили в загробный мир, поэтому клали в могилу погребённого необходимые вещи и украшения, а также монеты.Дионис. Найдены мраморные жертвенники, посвящённые Гераклу, остатки статуй Афины, Изображения Диониса на мраморе, терракоте, его скульптурные
Количество вещей и украшений говорит об имущественном и социальном положении погребённого. Различались также способы погребения. Например, в1899 году был открыт склеп с семью погребениями. Это были сожжённые останки, часть которых находилась в урнах. Обилие украшений говорит о высоком положении погребённых.
А в 1936-1937 годах в северной части города были найдены около 130 погребений. Большинство похоронено без гробов и без каких-либо вещей. По-видимому, это могилы простого люда.
Как мы видим, в Херсонесе в то время существовало два способа погребения: трупосожжение и трупоположение. Первый способ относится скорей к элите населения Херсонеса, поэтому таких захоронений меньше: отношение примерно 1:90.
Греки называли кладбище «некрополь»—город мёртвых. Он находился за городскими стенами. На могилах ставились памятники. Они бывали разных видов: например, известняковая плита обрабатывалась в виде головы или бюста; встречались и большие надгробия в виде прямоугольных плит с фронтоном, розетками, иногда с изображением оружия и с надписью имени и отчества умершего: «Аполлоний, сын Полиарха», «Теламон, сын Епифания». Иногда имена писались на встроенных мраморных табличках.
В эллинистический период увеличивается количество инвентаря и драгоценностей в погребениях, что говорит о некотором повышении благосостояния населения.
Уровень культуры в Херсонесе был высок, чему способствовало выгодное положение города, состояние экономики и связь с метрополией и Грецией.
В это время в Херсонесе получают развитие два архитектурных ордера—дорический и ионический. Об этом свидетельствуют найденные архитектурные фрагменты, как привозные, так и местного производства. Следует отметить тонкую работу и изящество херсонесских мастеров.
Основным заказчиком выступало государство, поэтому большая часть найденных фрагментов принадлежала храмам и общественным зданиям. Античные храмы практически не сохранились, в отличие от общественных зданий. Найдены такие общественные здания: монетный двор, казарма возле городских ворот и некоторые другие. Отделка таких зданий была тщательной, применялись рустованные блоки.
О высоком развитии мозаичного искусства свидетельствует найденная в 1938 году мозаика II века до н. э., находившаяся в помещении для омовения. Мозаика составлена из морской гальки разных цветов. На мозаике изображены две человеческие фигуры, завершившие омовение, и высокая ваза (лутерия) между ними.
Скульптурные произведения Херсонеса большей частью представлены фрагментами. Найдены фрагменты, датируемые начиная с IV века до н. э. были найдены барельеф с изображением части мужской фигуры, мраморный мужской торс, остатки статуй Афины и Артемиды мраморная голова юноши и пр. Найдены также изваяния мастеров из Греции. К ним можно отнести найденные фрагменты статуи Афродиты с посвящением афинскому мастеру.
В Херсонесе было развито терракотовое искусство, расцвет которого приходится на III век до н. э. Найдена мастерская с формочками статуэток. Таких мастерских,по-видимому, было несколько, и терракотовые изделия были распространены в Херсонесе.
Декрет в честь историка Сириска свидетельствует о поощрении развития науки в Херсонесе: «Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы, и бывшие дружественные отношения между городами и Царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства.» По всей видимости, Сириск написал исторический труд в духе правдивости и патриотизма.
Античные греки заботились как об умственном, так и о физическом развитии населения. Юноши обучались гимнастике в специальных школах—гимнасиях. Молодые люди-атлеты обучались в палестрах спортивным упражнениям для участия в спортивных соревнованиях. Такие соревнования регулярно проводились в Херсонесе. О развитии спорта свидетельствуют находки стригил—скребков, которыми атлеты счищали с себя грязь и масло, которым натирались после упражнений. Херсонесские атлеты принимали участие в соревнованиях в Греции, в частности в празднике Анакий.
Большое значение, как культурное, так и общественное, играл в жизни жителей Херсонеса театр. Театр располагался в центре города и был рассчитан на 1000 человек—полноправных граждан Херсонеса. В театре происходили драматические представления, а также, по-видимому, различные соревнования и, возможно, торжественные мероприятия.
В Херсонесе проходили соревнования поэтов и музыкантов, о чём свидетельствуют надписи. Это подтверждает высокий уровень развития литературы и музыки в Херсонесе.
Херсонес отличался правильной планировкой. Было несколько десятков улиц, которые пересекались под прямым углом, разделяя его на правильной формы кварталы.
В городе была главная улица, шедшая с северо-востока на юго-запад. К ней примыкала центральная площадь. На ней размещались храмы и правительственные здания, она была украшена статуями. Площадь находилась, по-видимому, на месте нынешнего собора. На центральной улице находились также монетный двор и театр.
По улицам были проложены водостоки. В городе существовало водохранилище и был водопровод. Для передачи воды использовались гончарные трубы
Порт находился на западном берегу Карантинной бухты. Через порт поддерживалась торговля с другими городами.
Херсонес был обнесён стенами с башнями. Стены и башни неоднократно перестраивались. Участок стены с башней, перестроенной римлянами, показан на рис 2.1. Было несколько ворот по всей длине стен. На ночь они запирались. Отряд гарнизона находился возле основных городских ворот.
Дома строились по сходной планировке. Узкий коридор вёл во внутренний дворик, откуда можно было попасть в жилые и хозяйственные помещения. В каждом дворике был колодец.
2.3 Экономика
В период независимости экономика Херсонеса развивалась успешно и довольно динамично.
Интенсивное развитие происходит в области сельского хозяйства, так как Херсонес в IV—II веках обладал значительными территориями, пригодными для сельскохозяйственной деятельности
В степных владениях Херсонеса большое развитие получило хлебопашество. Пахари должны были свозить хлеб только в Херсонес, поскольку хлеб был важной статьёй экспорта. На Гераклейском полуострове найдены остатки сельскохозяйственного инвентаря, жернова, пифосы, тарапаны для выжимки винограда. Это говорит о том, что на Гераклейском полуострове активно занимались сельским хозяйством.
Гераклейский полуостров был поделён на участки прямоугольной формы. Здесь большую часть занимали виногадники.
На берегах Стрелецкой и Камышовой бухт находили тарапаны для винограда. Виноград производился в больших количествах и вывозился за границу.
Греки принимали меры по искусственному орошению полуострова, прокладывая водопроводные трубы, сооружая дамбы и террасы.
Наделами на полуострове наделялись граждане Херсонеса, а некоторые, возможно, сдавались в аренду.
В промышленности Херсонеса передовое место гончарное производство: найдено много остатков амфор с клеймами местных астиномов. Найдена также посуда, кувшины и иные вещи местного производства. Существовали гончарные мастерские; в них найдены орудия труда гончаров. О высоком развитии свидетельствует то, что производилась цветная, в частности чернофигурная, посуда. Множество монограмм и имён мастеров на клеймах говорит о том, что в Херсонесе количество мастерских было большим. Крупные гончарные мастерские найдены в юго-восточной части города.
В строительном деле херсонеситы достигли высокого уровня. Камень обрабатывался очень тщательно. Для плотного прилегания блоки рустовались. Позднее этот способ приобрёл декоративную функцию. В качестве связующего раствора употребляли глину с некоторыми добавками. Для отделки помещений применяли штукатурку. В качестве строительного материала использовали в основном местный известняк. Мрамор привозили извне.
Херсонес завозил металлы, но они обрабатывались на месте. Были найдены формы для отливки, изделия из железа и бронзы, монеты (начало чеканки—IV век до н. э).
В 1904 году был найден «монетный двор», от него остались одни подвальные помещения. Здание построено в конце IV—начале III века. До конца II века монеты чеканились из меди и серебра.
Существовало прядильно-ткацкое ремесло—найдены прясла, куски тканей местного производства, иглы и напёрстки из бронзы и кости.
Торговля играла огромнейшую роль в жизни Херсонеса. Наиболее ранние торговые связи установились в V веке с Ионией и Афинами. В Херсонесе появляется ионийская посуда. Из Афин завозилась краснофигурная и чернолаковая посуда, а также терракоты. Пик отношений с Афинами приходился на IV—III века до н. э. Херсонес также поддерживал активную торговлю с остальными городами Греции, откуда вывозились вино и масло.
Херсонес активно вывозил хлеб, рыбу, соль, скот, кожи, меха, мёд, воск. Меха, кожи, мёд, воск Херсонес перепродавал, получая их из северных районов. Херсонес также вывозил вино и керамику собственного производства в города Северного Причерноморья.
В IV веке до н. э. торговля Херсонеса достигает своего расцвета.
3. Период зависимости от Митридата и Боспора
Во II в. до н. э. развитие Херсонеса прерывается скифскими войнами и учащающимися восстаниями рабов.
В Крыму существовала обширная скифская держава со столицей в Неаполе Скифском. Со временем его натиск на греческие полисы усиливался. Скифские цари намеревались подчинить их своей власти и присвоить себе их богатства.
Преемник царя Скилура Палак укрепил скифскую государственность и угрожал самой независимости Херсонеса и Боспора. В конце II века до н. э. скифы предпринимают завоевательный поход на Херсонес. Херсонес обращается за помощью к понтийскому царю Митридату Евпатору. Митридат посылает в Херсонес полководца Диофанта с войском. Диофант разбил скифскую армию и овладевает крепостями Хабеи и Неаполь. Однако скифы вскоре оправились, но Диофант вторично наносит поражение скифам и овладевает их столицей. Об этих походах рассказывается в херсонесском декрете в честь Диофанта. За победы над скифами Диофант был награждён золотым венком.
Однако Херсонес теряет самостоятельность и попадает в зависимость от Понтийского царства. Эта зависимость длилась до смерти Митридата в 63 году до н. э. Город ежегодно платил дань в размере 200 талантов серебра и 180000 медимнов хлеба (в 1медимне 58 литров).
После смерти Митридата Боспором правил Фарнак, а с 47 по 16 годы до н. э.—Асандр. Асандр был признан Римом царём Боспора. А Херсонес оказался в зависимости от боспорских царей. Естественно, население Херсонеса стремилось освободиться от этой зависимости. Был издан декрет в честь Цезаря и послан посол (46—45 годы) с просьбой освободить Херсонес от зависимости Боспора. Херсонес, по-видимому, получил свободу. После смерти Цезаря Херсонес был передан Агриппой обратно в зависимость от Боспора, однако Август, по-видимому, вскоре предоставляет ему свободу: в 24 году в Херсонесе было установлено новое летоисчисление. Но фактически зависимость от Боспора сохранялась до 60-х годов I века н. э. до введения в Херсонес римского гарнизона.
В течение I века н. э. положение в городе оставалось напряжённым. Участились попытки свергнуть демократию.
4. Римский период
Отсчёт этого периода в истории Херсонеса ведётся с 60-х годов I века, когда в городе появляется римский гарнизон.
Жители Херсонеса обратились к мёзийскому наместнику с просьбой о помощи против варваров. Римлянами был предпринят поход против скифов. Римляне во главе с Сильваном наголову разгромили скифов. Сильван увозит в Рим большую партию хлеба. С этого времени Херсонес поставляет Империи хлеб, и здесь размещается римский гарнизон. Херсонес номинально остаётся независимой республикой, однако становится аристократической республикой. Власть сосредотачивается в руках узкого круга лиц во главе с архонтом, зависевшим от римского наместника.
В Херсонесе находились отряды I Италийского и XI Клавдиевого легионов, о чём свидетельствуют надгробные памятники. В Карантинной бухте размещалась часть кораблей Равеннской эскадры.
Римляне пытались усилить своё влияние и авторитет в Херсонесе, даруя римское гражданство именитым гражданам.
Во время войны с даками при императоре Домициане римские войска были выведены из Херсонеса, и он вновь был передан Боспору, однако при императоре Антонине Херсонесу была вновь дарована элевтерия (свобода), и вскоре в город вернулся римский гарнизон.
Во II—III веках Херсонес был опорной точкой Рима в Крыму. Римские гарнизоны стояли в Хараксе (Ай-Тодор), Керкинитиде, на месте нынешних Инкермана и Балаклавы. Они контролировали юго-западную часть Таврики вплоть до реки Альма.
Местом дислокации римского гарнизона в Херсонесе был юго-восточный район, где найдены остатки «цитадели», а также резиденции наместника и терм.
При римлянах были реконструированы стены и башни города и была построена внешняя оборонительная стена.
4.1 Экономика в римский период
С момента установления римского покровительства и до середины III века Херсонес переживает экономический подъём. Возрождаются основные отрасли экономики: виноделие, хлебопашество иные.
В римский период были построены крупные винодельные мастерские, две из которых были найдены в 1947 году в северном районе Херсонеса. Для давки винограда использовался пресс, рядом имелся склад: в скале вырублены углубления для пифосов.
Укрупнение производства, по-видимому, приводило к развитию винодельческой отрасли.
Насколько известно, из Херсонеса в Империю стали вывозиться партии зерна; значит, Херсонес контролировал ещё некоторые степные районы для выращивания хлеба.
Были найдены больших размеров рыбозасолочные цистерны. Они были квадратной, реже грушевидной, формы. Они были отделаны изнутри раствором. Ширина достигала трёх и более метров. Цистерны размещались по две и более рядом с рыбными хозяйствами.
Рыбу ловили в больших количествах в основном сетями, но использовались перемёты с крючками. Сохранились иглы для шитья сетей и грузила. Ловили рыбу посезонно—осенью и весной.
В торговле также происходил подъём. Торговали с Грецией, Малой Азией, Северным Причерноморьем, с Римом. Вывозились рыба и соусы из рыбы. Также вывозились хлеб и соль. Херсонес ввозил из Италии керамику.
Херсонес активно торговал с Синопой, Амисом, Гераклеей. Об этом свидетельствуют эпиграфические памятники и наличие монет этих городов в Херсонесе.
4.2 Культура в римский период
Состав населения становится разнородным. Наряду с греками, появляется больше тавров и скифов, что явствует из надгробий. Из «Житий херсонских епископов» известно о проживании иудеев в Херсонесе.
Некрополь даёт понятие о расслоении населения: как и прежде, погребения более состоятельных граждан изобилуют драгоценностями и инвентарём: посуда, керамика, монеты и др.
У рядового населения в погребениях встречается простая посуда и иногда инвентарь.
В Херсонесе появляются новые культы. Так, например, появляется культ Юпитера—покровителя Империи. Появляется посвящения в его честь. Имеются сведения о существовании культа Афродиты, Ники, Гермеса. В честь последнего был написан гимн. Надписи свидетельствуют об обожествлении Императора и его Гения. Популярны иностранные культы Изиды, Митры.
Рано появляется здесь христиане. Сюда при императоре Траяне ссылается папа Климент. В начале IV века здесь появляются христианские миссионеры. Понимания они не встретили, и их убили.
Новую религию внедряли при помощи силы. Епископ Капитон прибыл в Херсонес с целью обращения местного населения в христианство. Его сопровождали его 500 воинов.
В римский период в Херсонесе строиться ряд крупных зданий. В качестве связывающего материала используется «цемент».
В 1936 году археологами найдены термы, отличающиеся большими размерами и применении новых архитектурных решений: арок и сводов.
В целом прослеживается монументальность, толщина стен достигала одного метра и более. Характерно наличие пилястров и пилонов.
Распространяются рельефные изображения в храмах и на надмогильных памятниках.
Продолжались проводиться спортивные соревнования: сохранились списки победителей по бегу, двойному бегу, длинному бегу, борьбе, кулачному бою, метанию копья и дротика.
Развивались поэзия и музыка: найдены списки победителей в литературных и музыкальных соревнованиях.
В театре в римскую эпоху стали проводиться гладиаторские бои, что говорит об общем изменении нравов.
5. Поздне-римский период
В III веке усиливается натиск варваров на римские границы. Одно из варварских племён—готы—оседают в Таврике.
Вскоре Ольвия и Тира оказываются в руках варваров. Варвары, по-видимому, разгромили Боспорское царство в середине IV века.
В 244 году из Харакса выводится римский гарнизон. Вывод гарнизона из Херсонеса происходит, по всей видимости, в третьей четверти III века при императоре Галлиене.
Однако Херсоенс остаётся в поле зрения Римской империи. Херсонес не сильно пострадал во время нашествий варваров.
При императорах Диоклетиане и Константине I херсонесский гарнизон оказывает помощь Риму в борьбе с готами на Дунае, за что Диоклетиан дарит городу ателию (свободу от податей). А Константин подарил Херсонесу свою вызолоченную статую и подтвердил элевтерию и ателию.
Союзнические отношения между Империей и Херсонесом сохраняются на протяжении всего IV века, о чём свидетельствуют посвящения императорам Валенту, Валентиниану I и Грациану. Рим выделяет средства Херсонесу на починку стен и одновременно сохраняет наблюдение за ним при помощи комита—представителя Империи в Херсонесе. Император Феодосий предоставляет право торговых сношений с соседним народами.
Результаты раскопок подтверждают, что в IV-V веках Херсонес был сильно разрушен в результате набегов, что сказалось на общем состоянии города: он вступил в полосу упадка. В VI веке он войдет в состав Империи Ромеев и обретёт второю жизнь и переживёт не один взлёт, но его история как история античного полиса навсегда заканчивается.
Заключение
Херсонес в качестве античного полиса занимал достойное место среди греческих полисов, чему способствовал высокий уровень экономики и культуры. Он оказал благотворное влияние на окружающие народы, приобщив их к своей культуре. Он являлся неотъемлемой частью античного мира, поскольку имел многочисленные и крепкие связи с ним. В нём отразились те процессы, что происходили во всем античном мире, вплоть до его заката.
Существуют точки зрения, что античность—детство цивилизации. Может, оно и так, но мне кажется, что мы ещё многого не достигли по сравнению с античностью. И главная задача при изучении античности—приобщиться к её ценностям и не потерять бесценный опыт поколений.
Библиографический список
Г.Д. Белов. Херсонес Таврический.
В.М. Зубарь. Херсонес Таврический и Римская империя.
С.Ю. Сапрыкин. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический.
В.И. Кадеев. Херсонес Таврический. Быт и культура.